Примерный перечень вопросов к экзамену
По лыжному спорту
(бакалавриат) «Физическая культура»
Для заочной формы обучения
Экзаменационные требования:
Студенты должны демонстрировать глубокое понимание сущности материала
Должны уметь аргументировать и уметь использовать полученные знания
- Техника и методика обучения попеременному двухшажному ходу.
- Техника и методика обучения одновременному бесшажному ходу.
(скоростной, основной).
- Техника и методика обучения одновременному одношажному ходу.
- Техника и методика обучения одновременному двухшажному коньковому ходу.
- Техника и методика обучения способам горнолыжной техники: торможение-«плугом».
- Техника и методика обучения способам горнолыжной техники: торможение – «упором».
- Техника и методика обучения способам горнолыжной техники: повороты в движении – «переступанием».
- Техника и методика обучения способам горнолыжной техники: повороты в движении –«плугом».
- Техника и методика обучения способам горнолыжной техники: повороты в движении-«упором».
- Техника и методика обучения способам горнолыжной техники:повороты в движении – на параллельных лыжах, «махом».
- Техника и методика обучения преодоления подъемов способом «скользящий шаг».
- Техника и методика обучения преодоления подъема способами: «скользящий бег».
- Техника и методика обучения преодоления подъема способами: «ступающий шаг».
- Техника и методика обучения одновременному двухшажному ходу.
- Техника и методика обучения попеременному четырехшажному ходу.
- Планирование учебной работы в школе по лыжной подготовке.
- План-конспект урока.
- Урок как основная форма проведения занятий по лыжной подготовке (типы уроков, требования к уроку, структура урока).
- Содержание и методика проведения уроков в младших классах (1-4 кл.).
- Содержание и методика проведения уроков в (5-9 кл.).
- Содержание и методика проведения уроков в (10-11 кл.).
- Круговой метод тренировки. Хар-ка. Задачи.Применение.
- Игровой метод тренировки. Хар-ка. Задачи. Применение.
- Интервальный метод тренировки. Хар-ка. Задачи. Применение.
- Повторный метод тренировки. Хар-ка. Задачи. Применение.
- Переменный метод тренировки. Хар-ка. Задачи.Применение.
- Равномерный метод тренировки. Хар-ка. Задачи. Применение.
- ОФП и СФП в системе многолетней подготовки лыжника-гонщика.
- Лыжные мази. Смазка лыж. Факторы, учитываемые при подборе лыжных мазей.
- Лыжный спорт в дореволюционной России.
ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ В ЛЫЖНЫХ ГОНКАХ
- Характер и виды соревнований. Положение о соревнованиях
- Заявка на участие в соревнованиях
- Расписание стартов, порядки старта, жеребьевка
- Протесты
- Медицинское обслуживание соревнований
- Обязанности и права участников соревнований
- Обязанности и права представителей и тренера
- Обязанности главной судейской коллегии
- Начальник трасс, контролеры, судьи по стилю
- Секретариат Соревнований
- Работа судей на старте
- Работа судей на финише
- Лыжный стадион
- Трассы лыжных гонок
- Подготовка лыжных трасс для разных стилей.
Примерный перечень тем
Контрольных работ по лыжному спорту
(бакалавриат) «Физическая культура»
Для заочной формы обучения
Преподаватель: канд.пед.наук Струнин Игорь Александрович
Контрольная работа выполняется студентам обычно в виде рукописи объемом до 10-12 страниц и должна иметь:
Титульный лист – обычно без нумерации;
Оглавление – с указанием рассматриваемых разделов по выбранной теме (приведены ниже в рекомендуемом перечне контрольных работ);
Введение – с краткой аннотацией выполняемой работы;
Анализ изучаемой темы - по рекомендуемому ниже перечню содержания контрольных работ, с заключением по обзору литературы и практики;
Выводы – по существу выполненной работы;
Библиография – перечень литературы, используемой для написания текста контрольной работы (учебники, дополнительная литература, интернет сайты с их названием и адресом).
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ В ЛЫЖНОМ СПОРТЕ.
Роль методических приемов при обучении
Методические приемы, способствующие начальному обучению
Методические приемы, способствующие при углубленном обучении
Методические приемы при совершенствовании
2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ПОПЕРЕМЕННОГО ДВУХШАЖНОГО ХОДА.
Подбор и выполнение имитационных упражнений
Последовательность изучения техники
Совершенствование техники
3. СПОРТИВНЫЙ ОТБОР В ЛЫЖНОМ СПОРТЕ.
Модельные хар-ки, особенности телосложения
Прогнозирование функциональных показателей
Анализ спортивных биографий лыжников высокого класса
Организация и методика отбора в лыжном спорте
4. МЕТОДИКА СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ В ЛЫЖНОМ СПОРТЕ.
Направленность методов спортивной тренировки
Компоненты нагрузки
Тренировочные эффекты
Преемственность использования методов
5. УРОК ПО НАЧАЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ТЕХНИКЕ Л/ХОДОВ.
Структура урока при начальном обучению
Содержание урока при начальном обучении; параметры нагрузки при начальном обучении
6. УРОК ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАВЫКОВ ТЕХНИКИ ЛЫЖНЫХ ХОДОВ.
Влияние малых нагрузок на организм
Структура урока по совершенствованию навыков
Содержание урока по совершенствованию навыков техники л/ходов
Параметры нагрузки при совершенствовании тех-ки л/ходов
7. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ЛЫЖНЫХ ХОДОВ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Анатомно-физиологические особенности орг-ма
Подбор средств для обучения техники л/ходов
Использование методов по обучению
Выбор методических приемов по обучению
8. ОРГАНИЗАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ ПО Л/СПОРТУ У ШКОЛЬНИКОВ.
Структура учебно-тренировочных занятий
Содержание учебно-тренировочных занятий
Планирование учебно-тренировочных занятий
Учет учебно-тренировочной работы
9. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЛЫЖНИКА-ГОНЩИКА.
Основные средства развития
Используемые методы для развития выносливости
Применение методических приемов для развития выносливости
10. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ НА ЗАНЯТИЯХ ПО Л/СПОРТУ.
Основные задачи и их применение
Формы, методы пед.контроля и самоконтроля
Анализ и учет функциональных показателей
Дневник - лыжника
Рекомендуемая литература
Антонова О.Н. Кузнецов В.С. Лыжная подготовка: Методика преподавания: Учеб. пособие.-М., 1999.-208 с.
Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб.пособие для студ.высш. пед.учеб.заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2000.-368 с.
Бутин И.М. Программа педагогических университетов. Программа курса «Лыжи».- М.:Ярославский гос ун-т, 1996.-18 с.
Программа для студентов. Лыжный спорт /Раменская Т.И. –М.: Издательский совет РГАФК, 1996.-49 с.
Озолин Н.Г. Молодому коллеге.-М.: Физкультура и спорт, 1988.-288 с.
Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать.-М.: ООО. «Издательство Астрель»,2002.-864 с.
Коркоран М. Подготовка беговых лыж к соревнованиям. Пер. с франц. – М.: СпортАкадемПресс,2001.-92.
Раменская Т.И. Юный лыжник (Учебно-популярная книга о многолетней тренировке лыжников-гонщиков).- М.: СпортАкадемПрес, 2004- 204 с.
Раменская Т.И. Техническая подготовка лыжника: Учебно-практическое пособие. – 2-е изд.-М.:Физкультура и спорт,2000.-264 с.
Осинцев В.В. Лыжная подготовка в школе.Учебное пособие. Ижевск, Издательский дом «Удмуртский университет», 1999. 342 с.
Холодов Ж.К.,Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.-480 с.