Тематическая структура экспозиции




Научное проектирование экспозиции

Определение темы: тема будущей экспозиции определяется миссией музея и задачами, поставленными перед музеями, в соответствии с их годовыми и перспективными планами. Однако приступить к непосредственной работе над экспозицией можно лишь при наличии:

- собрания музейных предметов на тему экспозиции;- автора (или авторского коллектива), ориентирующегося в проблематике темы, имеющего общее представление о фондах музея, знакомого с основными положениями методики экспозиционной работы;

- помещения, предназначенного для экспозиции.

Примечание: При подготовке экспозиции, отражающей современность, текущие события, комплектование фонда идёт одновременно с начальными этапами проектирования экспозиции.

Научная концепция экспозиции. Экспозиционный замысел

Разработка научного обоснования экспозиции и органически связанных с ней принципов её архитектурно-художественного решения дают первоначальное, общее представление о будущей экспозиции. Начало подготовки экспозиции в целом не отличается от первых этапов любой научной работы. Выявляется литература, необходимая для освоения поставленной темы, попутно составляется библиографическая картотека. Прорабатывается общая и специальная литература.

Выявляются источники, причём основной источниковой базой являются фонды музея. В первую очередь изучается справочный аппарат фондов, материалы открытого хранения, существующие экспозиции по данной теме. При подготовке экспозиции по современной тематике, важное значение имеют консультации с экспертами – специалистами по разным отраслям производства, науки, культуры.

Попутно намечаются возможности предметного раскрытия изучаемых событий и явлений. Эта работа идёт на всех стадиях проектирования экспозиции, поэтому она вынесена за пределы схемы, как относящаяся к ней в целом.

В итоге создаётся документ, в котором:

- раскрывается цель экспозиции, её научное содержание, нравственно-

воспитательный потенциал; указываются стержневые проблемы,

определяемые профильной дисциплиной и музееведческим подходом к

отражению действительности. С этим связано выяснение особенностей

данной экспозиции с имеющимися прежде однопрофильными

экспозициями музеев данного региона;

- даётся обоснование тематической структуры, намечаются её основные разделы вместе с характеристикой экспозиционной площади (планы залов прилагаются к документу), указывается позальное размещение разделов экспозиции;

- даётся по возможности подробная характеристика материалов по теме

экспозиции, выявляется необходимость дополнительного комплектования;

- определяются методы показа (будут ли введены в тематическую

экспозицию ансамбли-интерьеры, коллекционный, систематический

показ);

- по возможности указываются ведущие крупногабаритные экспонаты,

экспонаты повышенной аттрактивности (например, диорамы);

- формулируются требования к архитектурно-художественному решению экспозиции

- (облик каждого зала, его доминанта, характер оформления, освещение, возможность введения декоративных элементов, особые меры для обеспечения сохранности экспонатов и др.);

- намечаются технические средства и устройства (озвучение, кино, полиэкран, голография и др.).

Таким образом, вырабатываются общая концепция и представление об облике будущей экспозиции. Это – творческий процесс, требующий высокого уровня профессиональной подготовки «музейного» мышления и воображения.

Тематическая структура экспозиции

На первом этапе намечаются лишь основные разделы экспозиции. В ходе работы каждый из них членится на экспозиционные темы, взаимосвязанные и соподчинённые. Вместе взятые, они составляют пока ещё краткую тематическую структуру экспозиции (ТС). Эта работа, естественно, требует продолжения изучения литературы, источников. В первую очередь фондов музея. Уточняются названия разделов, формируются заголовки экспозиционных тем. На плане экспозиционного помещения указывается предполагаемое их размещение и, следовательно, намечаются маршруты по залам. ТС имеет, как известно, исключительно важное значение для раскрытия содержания экспозиции, определяет уровень его музейного воплощения. Поэтому работа над ней выделена в схеме в отдельный пункт, хотя на практике ТС обычно прилагается к первому проектному документу.

Развёрнутая тематическая структура. Тематический план

Дальнейшая разработка ТС – деление её на подтемы, элементы подтем, (позднее формирование экспозиционных комплексов) приводит к созданию развёрнутой ТС (РТС), которое возможно лишь на основе детального изучения фондов, и поэтому работа над РТС идёт одновременно с подбором материалов, на его основе.

Однако ни научная концепция, ни РТС не раскрывают конкретного содержания экспозиционных тем, а это необходимо особенно при проектировании новых экспозиций по темам, недостаточно освещённым в литературе.

Подбор материалов

Начинается после создания краткой ТС и является основой для РТС. В фондах музея выявляются материалы, относящиеся к теме, они подбираются в других хранилищах (библиотеках, архивах, музеях), намечаются для воспроизведения в немузейные объекты, организуется запланированный полевой сбор. Весь подобранный материал заносится на карточки, в которых указываются название предмета, тема, к которой относится и краткие сведения о нём (атрибуция, датировка и т.д.). В итоге формируется картотека, в которой карточки расставлены по разделам, темам и подтемам будущей экспозиции.

Отбор материалов

Эта работа ведётся совместно с художником. Из материалов отбираются предметы, обеспечивающие раскрытие замысла и содержания экспозиции и его музейное воплощение. Основу экспозиции составляют предметы из фондов данного музея. При отборе уточняются или добавляются сведения о них (помимо атрибуции и датировки, история его создания или бытования, связь с поставленной темой и пр.), определяется способность привлечь внимание посетителей (аттрактивность), вызвать эмоции (экспрессивность). Одновременно заказываются воспроизведения материалов из других хранилищ, внемузейных объектов; окончательно отбираются ведущие тексты, намечаются вспомогательные материалы.

Именно на данном этапе создаются экспозиционные комплексы, в соответствии с ними теперь группируются карточки в упомянутой картотеке. (Материалы, не вошедшие в картотеку, составляют «запасник», который может быть использован в последующих работах.)

Экспозиционный комплекс, как известно, размещается в определённо-ограниченном пространстве. Неправильное размещение может исказить идею комплекса. Отобранные экспонаты могут не поместиться в заданном пространстве. Именно поэтому экспозиционер-профессионал ощущает насущную потребность в составлении авторских графиков размещения экспозиционных материалов (чертёж или аппликация). В графиках получают отражение научная концепция экспозиции, требования к образному решению экспозиционных комплексов. Впрочем, некоторые музееведы отрицают необходимость составления авторских графиков. Нам же представляется, что вопросы размещения материалов имеют принципиальное значение и в их решении обязательно участие научного сотрудника – экспозиционера.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: