Обучение действиям с еловыми и сосновыми шишками лучше начинать со свежесорванных шишек, так как они не колются, приятны на ощупь, а потому не вызывают отрицательных эмоций. В дальнейшем используются сухие, колючие шишки.
Упражнения с еловыми и сосновыми шишками.
· «Круговые движения»
Педагог:
На солнечной полянке,
В глуши лесной
Нашла я эти шишки.
Пойдем играть со мной.
Ход игры:
Педагог предлагает ребенку корзинку, в которой лежат свежие (или сухие) еловые и сосновые шишки, и просит взять в руки одну сосновую шишку. Далее педагог показывает и выполняет вместе с ребенком перекатывания сосновой шишкой между ладонями. Ребенок выполняет движения самостоятельно или с помощью взрослого, если в этом есть необходимость. Упражнения целесообразно сопровождать текстом:
Как ежик колется сосна,
Ее мне шишка не страшна.
Сосновую шишку в ладонях катаю.
С сосновою шишкой сейчас я играю.
Педагог может ввести игрового персонажа, например, медвежонка, и произносит соответствующий текст:
Мишка с шишкою играет,
Между лап ее катает.
Медвежата все хохочут,
Шишки лапы им щекочут.
Колются не больно,
Малыши довольны.
· «Перекатывание»
Ход игры:
Перекатывание еловых шишек между ладонями до появления чувства приятного тепла и легкого покраснения ладоней. Педагог предлагает ребенку взять в руки большую шишку и произносит текст:
Шишки, словно ежики,
Колются чуть-чуть.
Покатать в ладошках
Шишку не забудь.
· «Сжимание»
Ход игры:
Сжимание и разжимание шишек обеими руками одновременно или поочередно правой и левой рукой. Ребенок выполняет упражнение самостоятельно или вместе с педагогом, используя прием «рука в руке».
|
Если, как Мишутка,
Сильным хочешь стать.
Надо в ручке шишку
Сильно-сильно сжать.
· «Вращательные движения»
Ход игры:
Легкие постукивания и вращательные движения по кончикам пальцев и ладони кончиками шишки.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем пальчики считать.
Шишке все расскажем,
Пальчики покажем.
Каждый пальчик обойдем,
Снова мы считать начнем.
Упражнения с березовыми чурками и корой
· «Перекатывание»
Ход игры:
Катание березовой чурки между ладонями. На первых порах можно использовать прием «рука в руке», а когда ребенок научится удерживать чурку между ладонями и согласовывать движения обеих рук, можно переходить к самостоятельному выполнению этого игрового упражнения.
Березовую чурочку
Я в руках катаю.
С чурочкой березовой
Немного поиграю.
Покатаю медленно,
А затем быстрее,
Березовая чурочка
Ладошки мне согреет.
Снова качу медленно,
А потом быстрей,
У меня ладошки
Становятся сильнее.
· «Постукивание»
Ход игры:
Взрослый берет чурку в одну руку и совершает легкое постукивание круглым основанием чурки по ладоням и пальцам ребенка:
ü По кругу
ü От кончиков пальцев к запястью
ü От запястья до кончиков пальцев
ü По фалангам пальцев, называя каждый палец.
Чурочкой березовой
По пальчикам стучу,
Пальчики и ручку
Укрепить хочу.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать.
Березовая чурочка
Нам будет помогать.
Упражнения с ребристыми деревянными палочками
Для данных игровых упражнений понадобятся ребристые четырех или шестигранные палочки длиной 30 – 35 см (карандаши), украшенные головками матрешек, петрушек, животных и др. Такие дидактические игрушки можно сделать вместе с ребенком, проявив творчество и фантазию.
|
Ход игры:
Ребенку предлагается покатать между ладонями палочку со словами:
Палочку волшебную
Я в руках кручу.
Красавицу матрешку
Оживить хочу.
Упражнения и игры с желудями (каштанами, орехами, горохом)
Данные игровые упражнения помогают ребенку научиться удерживать в ладонях максимально большое количество природного материала, перекатывать между ладонями по одному или несколько плодов, доставать мелкие игрушки из наполненного плодами ведерка, «купать» кисти рук, сжимать и разжимать руки в емкости с желудями, горохом, орехами (по типу «сухого» бассейна).
Игра «Дождик»
Ход игры:
На подносе или в емкости находятся плоды. Ребенок поочередно или обеими руками одновременно захватывает руками плоды и выпускает их, имитируя дождик.
Удержу всех больше
Горошка я в пригоршне.
Захвачу горошка
Побольше я в ладошку.
Удержу горошка
Я в полные ладошки.
Ни одной не уроню,
Все в ладонях сохраню.
Игры с песком
1. Предложите ребенку сначала рассмотреть песок, потрогать его одним пальцем, потом всеми пальцами руки. Осторожно предложите ребенку дотронуться второй рукой. Следите за тем, чтобы ребенок не испугался.
2. В песке сжимаем руки в кулак, играем пальцами. Пересыпаем песок сквозь пальцы. Покажите ребенку, как можно пересыпать песок из одной ладони в другую. Пусть он попробует сделать так же.
|
3. Сначала на глазах у ребенка заройте какую-нибудь игрушку в песок. Попросите его найти ее, откопать.
4. Разными предметами (стеклянными камешками разного цвета, ракушками, желудями) сделать «дорожки», «озеро» на песке.
5. Предложите ребенку отправиться в путешествие – оставляйте пальцами следы на песке: «зайка бежал», «мишка шел».
6. Попросите ребенка показать вам указательный палец и попросите его нарисовать на песке себя, дом, солнце и др.
7. Вместе с ребенком полейте песок из лейки. Посмотрите, как он впитывает воду. Сначала песок влажный, потом мокрый, и из него можно делать куличики.
· «Согреем ладошки»
Руки крепко прижимаем
И ладошки растираем.
Сильно, сильно, сильно трем,
Разогреться им даем.
· «Разминание ладони»:
1. поглаживание наружной и внутренней поверхностей руки ребенка;
2. упражнение «Дорожки на ладошке»
Растираю я ладошку,
Вниз спускаюсь по дорожке.
Как ладошку разотру,
На другой руке начну.
· Сгибание и разгибание всех пальцев руки одновременно (за исключением большого пальца).
· Отведение и приведение большого пальца в трех направлениях: вперед-назад, вбок, по кругу.
· Точечные нажатия большим и средним пальцами на середину каждой фаланги пальцев по направлению от их кончиков к основанию. Нажатия следует выполнять в тыльной и межпальцевой плоскостях, затем – в ладонной и межпальцевой.
· Ласковое поглаживание каждой руки по направлению от периферии к центру.
· Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти подушечками выпрямленных пальцев (кроме большого) – это «лучи солнца». Предварительно попросите изобразить солнышко, растопырив пальцы массирующей руки. Направление движения – от кончиков пальцев до лучезапястного сустава.
Солнышко лучами
Гладит нас, ласкает.
Солнце, как и мама,
Лишь одно бывает.
· Граблеобразное круговое растирание ладони одной руки подушечками пальцев другой руки.
Пальцы слегка расставлены в стороны, как лапки ау паука.
Диво дивное – паук,
Восемь ног и восемь рук.
Если надо наутек,
Выручают восемь ног.
Сеть плести за кругом круг
Выручают восемь рук.
· «Пиление» ладони одной руки гребнями пальцев другой руки.
Обратите внимание ребенка на то, что суставы сложенных пальцев напоминают зубья пилы.
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб.
Поломала зуб, зуб.
· Круговое разминание ладони одной руки подушечкой большого пальца другой руки. Вспомните с ребенком, как медленно ползет улитка.
Толстушка-ползушка,
Дом-завитушка,
Ползи по дорожке, ползи по ладошке,
Ползи, не спеши,
Рога покажи.
· Щипцеобразное разминание мышечного валика края ладони. Можно выполнять массаж продольно и поперечно.
-Гуси, гуси!
-Га-га-га!
-Есть хотите?
-Да-да-да!
-Так летите же домой.
-Серый волк под горой
Не пускает нас домой.
· Пунктирование пальцами (кроме большого) («игра на пианино»). Имитация падения дождевых капель.
Кто там топает на крыше?
Кап-кап-кап.
Чьи шаги всю ночь я слышу?
Кап-кап-кап.
Я усну теперь едва ли.
Кап-кап-кап.
Может, кошек подковали?
Кап-кап-кап.
· Поколачивание ладонной впадины одной руки кончиком указательного пальца другой руки.
Сила удара зависит от угла наклона пальца по отношению к массируемой поверхности. Чем больше угол, тем более сильным и глубоким будет воздействие.
Кто на розовой заре,
На росистом серебре
Барабанит, барабанит
По сосновой по коре?
Дятел петь захотел,
Дятел носом песню спел.
Целесообразно использовать различные приспособления, с помощью которых массаж становится более разнообразным: мячи диаметром не более 5 см, резиновые кольца, мячики-ежики, пластиковые коврики, цилиндры, бигуди и др.
· Массаж с мячом.
Мячик сильно посжимаю
И ладошку поменяю.
Мячик я держу в руке,
Зажимаю в кулаке,
Разжимаю, отпускаю
И ладошками катаю.
По столу круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Назад-вперед его качу,
Влево-вправо – как хочу.
· Массаж с резиновым (пластмассовым, деревянным с гладкой или ребристой поверхностью) шариком.
· Массаж с бигудями-«липучками» (расческой-щеткой). Катание бигудей между ладошками.
У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник.