ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ АРХИТЕКТУРЫИ ДИЗАЙНА
ФАКУЛЬТЕТ АРХИТЕКТУРА
КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ АРХИТЕКТУРЫ
ПРОГРАММА – ЗАДАНИЕ
на разработку курсового проекта
«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
(учебное заведение)
(для студентов специальности 290100 (270301) «Архитектура»,
направления 521700 «Архитектура» - степень «Бакалавр-архитектуры»,
5 семестр, 111 курс)
КАЗАНЬ
Темы проекта: общеобразовательная средняя школа, профессионально-
техническое училище, школа-интернат, школа искусств, санаторно-лесная школа, специализированные школы (музыкальные, художественные, хореографические, а также для детей с дефектами умственного и физического развития).
Цель выполнения проекта
Общеобразовательная средняя школа – первый опыт студентов в области проектирования образовательных учреждений смешанной (зально-ячеистой) структуры Целью выполнения проекта – формирование у студентов навыков архитектурного и дизайнерского проектирования образовательного учреждения, его размещения в небольшом поселении, системе малоэтажной застройки, отдельно выделенной для этого территории, а также в городской среде-районе, микрорайоне в реальном природном сельском и городском окружении. Поиск новых инновационных, нестандартных решений в образовательной архитектуре и дизайне, соответствующим новым и будущим требованиям образовательного процесса, решений, вовлечение студентов в процесс модернизации и развития российского образования.
Основные задачи проекта
Для достижения поставленной цели последовательно решаются следующие задачи:
|
· - Изучение и анализ зарубежного и отечественного опыта проектирования школ в пространствах общественного и жилого назначения. Реферативная работа;
· - Анализ конкретной природной, топографической ситуации с выделением наиболее существенных для проектирования школьного здания факторов внешней среды;
· - Знакомство с правилами и нормами проектирования школы. Выбор модели функциональной и планировочной структуры поселка с учетом реальной градостроительной ситуации;
· - Функциональное зонирование школьных зданий;
· - Выбор модели функциональной и планировочной структуры школы с учетом реальной градостроительной ситуации;
· - Выявление основных функциональных связей внешнего и внутреннего пространств школы в увязке со зданиями общественного и жилого назначения в поселке, городе – микрорайоне, в системе малоэтажной застройки и застройки средней и повышенной этажности;
· - Выбор приемов ландшафтной и предметной организации, зонирования территории школы в зависимости от принятого функционально-планировочного решения, определения функциональных связей пространств школы с окружающей застройкой.
· - Разработка системы транспортного и пешеходного движения к школе в поселке, городской среде, системы подходов и подъездов к проектируемому участку школы с учетом его размещения в структуре поселка и городской среды и характером функционального использования;
· - Построение объемно-пространственной композиции школы с учетом зрительного восприятия ее детьми и подростками, освоение дизайнерских подходов к оформлению буферных пространств и приемов организации ландшафта в его ближайшем окружении, проработка элементов пространств школы, их зонирование с использованием малых архитектурных форм, искусственного рельефа, форм растительности и организации водных устройств.
|
· - Принятие архитектурных и дизайнерских решений по созданию сценарного разнообразия игровой и обучаемой среды внешнего и внутренних пространств и их ландшафтной организации.
· - Выявление стилистической и смысловой выразительности в проекте, оригинальности и функциональности конструктивных решений, раскрытие новизны и целостности архитектурного образа, композиционное и художественное единство, целостность общего архитектурного решения,экономическую целесообразность, органичность ландшафту и дружественное отношение к природе, эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайнерском и художественно-архитектурном проектировании, социальный аспект, соответствие приоритетным направлениям модернизации и развития образования, а также организация внутреннего пространства оформления помещений школы (кабинетов, классов, рекреаций, игровых, спортивный зал, учительская, столовая и тд.) образовательных пространств в соответствии современным требованиям и стандартам образования.
Основные объекты, входящие в состав школы.
1. Размещение зданий школ, требования предъявляемые к земельным участкам.
· - Здания школ должны размещаться на обособленных земельных участках с отступом от красных линий не менее 25 м.
|
· - При проектировании школ для сельских населенных пунктов должны предусматриваться земельные участки для строительства домов учителей. Эти участки должны примыкать непосредственно к земельным участкам школ, но быть от них изолированы и иметь отдельные входы и въезды;
· - На земельных участках школ должны предусматриваться следующие зоны: учебно-опытная, спортивная, отдыха и хозяйственная;
· - Спортивную зону не допускается размещать со стороны окон учебных помещений; спортивные площадки для игр с мячом следует размещать на расстоянии не менее 10 м от окон других помещений здания школы и от учебно-опытной зоны или отделять от них защитной полосой зеленых насаждений;
· - Хозяйственная зона должна размещаться со стороны входа в производственные помещения столовой. Въезд в хозяйственную зону должен предусматриваться с улицы;
· - На земельных участках должны предусматриваться подъезды для пожарных машин к зданиям школ. Проезды и подъезды к зданиям, а также хозяйственная зона должны иметь твердое покрытие;
· - Для средних школ допускается предусматривать учебный гараж на две автомашины;
· - Площадь озеленения участка школы должна составлять 40-50% его площади. (в площадь зеленых насаждений должны включаться площади, занимаемые зелеными насаждениями учебно-опытной зоны, защитной зеленой полосой, живой изгородью, а также газонами и зелеными насаждениями спортивной зоны и зоны отдыха);
· - Ширина зеленой полосы по границам земельного участка принимается не менее 1,5 м, а со стороны улицы – не менее 6 м. Расстояние от здания школы до деревьев принимается не менее 10 м, а до кустарников – 5 м;
· - Земельные участки школ предусматриваются огражденными по всему периметру, в том числе: а) земельные участки, примыкающие к улицам и проездам, должны ограждаться железобетонными решетчатыми ограждениями или стальной сеткой высотой 1,2 м; б) земельные участки внутри микрорайонов - живой изгородью высотой не менее 1,2 м;
· - Площадь земельных участков школ принимается: на 800 уч.-2,2 – 2,5 га, 400-600 уч.- 2, 2,2 га;
· - Ориентация окон помещений по сторонам горизонта в зданиях школы принимается согласно таблице.
Помещения | Климатические районы | ||
1,11,111. | |||
Ориентация | |||
оптимальная | допускаемая | ||
Классные помещения | Ю, В, ЮВ. | Не более 25% на ЮЗ, 3. | |
Кабинеты и лаборатории | Ю. В, ЮВ. | Не более 50% на остальные стороны | |
Кабинет черчения и изобразительных искусств | С, СВ, СЗ. | Любая, кроме ЮВ и ЮЗ | |
Лаборатории биологии | Ю | ЮВ, ЮЗ, В, З | |
Спальные комнаты | Любая, кроме северной части горизонта от 310 до 50 градусов | ||
Примечание. В 111 и 1У климатических районах допускается ориентация не более 40% окон спальных комнат на западную сторону горизонта в пределах от 200 до 290 градусов; при необходимости такой ориентации должны предусматриваться солнцезащитные устройства. |
· - Здания школ должны быть не более трех этажей;
· - Высота надземных этажей зданий школ должна быть 3,3 м (от пола до пола вышележащего этажа;
· - Помещения школ подразделяются на: учебные, для трудового обучения, учебно-спортивные, помещения культурно-массового назначения, помещения для организации продленного дня, спальные помещения (школы интернаты), помещения общешкольного назначения (столовая, вспомогательные помещения, помещения административно-хозяйственные, медицинского обслуживания и др.);
· - Здания школ должны проектироваться с учетом объединения помещений в следующие секции и группы: а) учебные секции для 1-1У средней школы в составе четырех, но не более шести классных помещений и соответствующие рекреационные помещения и санитарные узлы; б) учебные кабинеты и лаборатории для У-Х (Х1) классов средней школы и соответствующие рекреационные помещения и санитарные узлы; в) помещения для трудового обучения; г) учебно-спортивные помещения и помещения культурно-массового назначения; д) помещения для организации продленного дня; е) помещение столовой; ж) вспомогательные помещения, помещения административно-хозяйственные, медицинского обслуживания и др. В школах-интернатах должны предусматриваться секции спальных помещений в составе: спален для классов каждой возрастной группы, санитарных узлов, а также комнат для чистки одежды и обуви.
· - Учебные помещения следует изолировать от помещений, являющимися источниками распространения шума и запахов (мастерские, спортивные и актовые залы – киноаудитории, столовые и др.)
· - Помещения для трудового обучения должны располагаться на первом этаже и размещаться в торцах здания.
· - Спортивные залы размещаются на первом этаже изолировано от учебных секций и секций спальных помещений;
· - Вход в спортивный зал из раздевальных предусматривается непосредственно через обособленный коридор;
· - Актовые залы-киноаудитории проектируются с учетом возможности демонстрации кинофильмов и постановки самодеятельных спектаклей. Глубина эстрады принимается не менее 3 метров, пол эстрады предусматривается выше пола зала на 0,9 м.
· - Библиотека зонируется на читальный зал и книгохранилище с соотношением площадей 2:1.
· - Столовые размещаются на первом этаже.
· - Площади спальных помещений в школах интернатах и в интернатах при школах должны приниматься из расчета 4 кв.м. на одно спальное место.
· Спальные комнаты должны проектироваться вместимостью на 8-10 мест для учащихся 1-1У классов и на 4-6 мест для учащихся У-Х (Х1) классов;
· - Уборные и умывальные для учащихся в двухэтажных зданиях школ допускается размещать только на первом этаже.