А - 5. Исследование классификации на невербальном материале.
А - 5.1. Классификация предметов по родовому признаку.
Материал: набор картинок с изображением предметов (одежды и фруктов) и животных (на каждой по одной картинке).
Инструкция: Расположи предметы по группам - что к чему подходит, и назови их. Скажи, какие две группы можно объединить в одну, назови получившиеся две группы.
Оценка результатов:
4 б - задание выполняется целенаправленно, правильно;
3 б - замедленный тем действий, длительное рассматривание картинок, пользуется методом “проб и ошибок”; либо правильно объединяет две группы, но неправильно называет основание классификации;
2 б - объединяет 2 группы неправильно, выделяет в качестве основания несущественный признак, объясняя его;
1 б - объединяет 2 группы неправильно, не объясняет выбор основания для объединения 2-х групп;
0 б - классификация предметов производится на основе несущественных признаков (не на обобщенном уровне), отказ от выполнения задания.
Максимальный балл - 4.
А - 5.2. Классификация предметов по сходным признакам.
Материал: набор картинок, изображающих знакомые предметы.
Экспериментатор кладет перед ребенком в ряд 4 картинки (овца, дерево, корова, колоски). Под этими картинками помещаются другие с изображением предметов, по смыслу связанных с предыдущими (свитер, стол, молоко, хлеб).
Инструкция: Я раскладываю картинки в определенном порядке. Догадайся, почему я разложила картинки так. Разложи остальные картинки.
Оценка результатов:
4 б - задание выполняется целенаправленно, уверенно, правильно; объяснен принцип действия;
3 б - замедленный темп действия, длительное рассматривание картинок, но задание выполняет самостоятельно; затруднения при объяснении принципа действия;
2 б - пользуется методом “проб и ошибок”, не объясняет принцип действия;
1 б - допускает одну ошибку при выполнении задания, не объясняет принцип действия;
0 б - выполняет задание неправильно, отказ от задания.
Максимальный балл - 4.
Б - 5. Исследование классификации на вербальном материале.
Б - 5.1. Исследование умения давать словесную характеристику классов в готовой классификации (вариант 1).
Экспериментатор предлагает ребенку перечень слов: ваза, ухо, кот, гриб, ель, перо, стол. Далее эти слова размещаются в два столбика.
Ухо | Кот |
Перо | Гриб |
Ваза | Стол |
Ель |
Испытуемому дается три варианта ответа.
Инструкция: Выбери правило, по которому слова разделены на столбики.
Оценка результатов:
3 б - задание выполнено правильно, быстро, уверенно;
2 б - задание выполнено правильно, но переспрашивает инструкцию, неуверен, темп замедлен;
1 б - задание выполнено правильно после подсказки;
0 б - задание выполнено неправильно, помощь экспериментатора не эффективна, отказ от задания.
Максимальный балл - 3.
Б - 5.2. Исследование умения давать словесную характеристику классов в готовой классификации (вариант 2).
Материал: на карточке слова расположены в три столбика по числу слогов.
Инструкция: Слова разбиты по числу слогов. Вставь пропущенные слова в следующие предложения.
Оценка результатов:
4 б - задание выполняется целенаправленно, уверенно, правильно;
3 б - пользуется методом “проб и ошибок”, но при подсказке улавливает ошибки и исправляет их самостоятельно;
2 б - допущена 1 ошибка;
1 б - допущено 2 ошибки;
0 б - задание выполнено неправильно, помощь экспериментатора не эффективна, отказ от задания.
Максимальный балл - 4.
Обработка результатов констатирующего исследования:
Полученный сырой балл по каждому тестовому заданию переводился в относительную оценку, которая равна частному от деления сырого балла, полученного ребенком, на максимально возможный балл по этому заданию. Относительные оценки изменялись от 0 до 1.
Тесты из методики Д.Векслера обрабатывались следующим образом:
1) Определялись исходные оценки по субтестам. Исходной оценкой являлась сумма оценок, полученных учеником за ответы на задания этого субтеста.
2) Испытуемый относился к возрастной группе. Для этого, исходя из даты рождения испытуемого и даты проведения тестирования, вычислялся возраст испытуемого в виде количества полных лет и полных месяцев на момент исследования.
3) Определялись шкальные оценки по субтестам (от 0 до 20 баллов) по таблице перевода исходных оценок в шкальные оценки.
4) Шкальные оценки переводились в относительные оценки. Относительная оценка получалась путем деления шкальной оценки на максимальную шкальную оценку (20 баллов). Таким образом, оценки за тесты изменялись также от 0 до 1.
Условно мы выделили четыре уровня выполнения тестового задания:
- Высокий уровень - от 0,81 до 1;
- Уровень выше среднего - от 0,61 до 0,8;
- Средний уровень - от 0,41 до 0,6;
- Уровень ниже среднего - от 0,21 до 0,4
- Низкий уровень - от 0 до 0,2.