Основные термины и понятия, используемые при изучении темы




Звено управления – это организационная единица системы управления обособленная по критерию специализации и комбинации функций, а также по объему и масштабу полномочий.

Менеджер – это должностное лицо, профессионально осуществляющее управление организацией, функционирующей в рыночных условиях.

Менеджмент – это деятельность, предназначенная для получения необходимых результатов путем рационального использования трудовых, финансовых и материальных ресурсов, которые имеются в распоряжении предприятия и отдельных менеджеров.

Механизм управления – это совокупность средств и методов воздействия руководителя на деятельность людей в процессе их работы.

Объект управления – это часть социально-экономической системы, на которую направлено воздействие

Обязанности – совокупность функций и полномочий, обязательных для их выполнения

Организация – это сознательное объединение людей для достижения определенных целей.

Профессионализм – характеристика деятельности человека, отражающая его способность успешно решать проблемы, опираясь на приобретенные знания, навыки, опыт, освоенную методологию.

Процесс управления – это последовательность действий, из которых формируется воздействие

Роль - это модель поведения человека в системе служебных и неслужебных отношений, соответствующая его месту в организации, официальным задачам, его индивидуальным психологическим особенностям, личным ценностям, а также ожиданиям окружающих.

Система управления – это целостная совокупность элементов и связей между ними, необходимых для осуществления воздействия

Субъект управления - это определенное звено системы управления, которое является источником управленческого воздействия.

Статус организационный – положение человека или группы, определяющееся комплексом функций и полномочий его деятельности.

Управление предприятием – это целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность работников, объединенных экономическим интересом

Функция управления – это постоянно повторяющиеся действия, осуществляемые по определенному алгоритму, отличающиеся однородностью целей, действий или объекта приложения этих действий.

Цель – идеальный образ желаемого, возможного и необходимого состояния управляемой системы.

Эффективность управления – соизмерение результата управления с затраченными усилиями или ресурсами. Одна из итоговых характеристик управления.

Административная модель принятия решений – описывает реальный процесс принятия решений в трудных ситуациях (непрограммируемые решения и решения в ситуации неуверенности и неопределенности).

Альтернатива – один из вариантов управленческих действий, возможных при принятии управленческого решения.

Выбор представляет собой предпочтение в пользу определенной альтернативы, то есть, выбор определенного набора действий, совершение которых позволит достичь поставленной цели с учетом заданных конкретных параметров (характеристик).

Интуиция – чутье, проницательность, непосредственное постижение истины без логического обоснования, основанное на предшествующем опыте

Классическая модель принятия решений основывается на допущении, что менеджеры принимают логически обоснованные решения в соответствии с экономическими интересами организации.

Метод «Дельфи» («Дельфи-группа») – форма группового принятия решений, когда специалисты излагают отношение к проблеме в письменном виде, руководствуясь вопросниками, а руководитель группы обобщает их в специальном режиме, после чего эксперты получают новый вопросник по проблеме и так до тех пор, пока не будет достигнут консенсус.

Метод «мозговой атаки» - способ генерации новых идей. Реализуется с помощью психологической и организационной техники. Разработан А.Осборн.

Модель Врума - Джаго – модель, призванная облегчить менеджерам анализ ситуации, в которой принимается решение и предлагается набор правил для их принятия

Непрограммируемые решения – выбор, осуществляемый в уникальных, неопределенных и неструктурируемых ситуациях, для которых нет и не может существовать заранее разработанного алгоритма

Номинальная группа – форма группового принятия решения, предполагающая, что свой вклад в обсуждение и окончательный выбор вносит каждый участник процесса

Ограниченная рациональность – главное утверждение административной модели принятия решений, согласно которому организационные, социальные и человеческие ограничения приводят к принятию скорее приемлемых (удовлетворительных), нежели оптимальных решений.

Приемлемые (удовлетворительные) решения – решения, принятые путем выбора первой минимально допустимой альтернативы.

Принятие решений в условиях уверенности (определенности) – принятие решений в условиях, когда руководитель имеет всю необходимую для этого информацию

Принятие решений в условиях риска - принятие решений в условиях достаточного объема информации, но при этом есть вероятность, что будущие результаты различных альтернатив могут меняться.

Принятие решений в условиях неуверенности - принятие решений в условиях, когда руководители четко представляют себе цели, к которым стремятся, но информация о вариантах решений и будущих событий недостаточна.

Принятие решений в условиях неопределенности – принятие решений в условиях неполноты или неточности информации об условиях реализации решения, в том числе, связанных с ним затратах и результатах.

Проблема – это противоречие между существующим и желаемым состоянием объекта управления

Проблема структурированная – проблема, решение которой жестко определено изменениями в факторах причины, т.е. изменения в факторах причины вызывает строго определенное изменение в следствии, результате. Это позволяет просчитывать результат решения.

Проблема неструктурированная – максимально неопределенная проблема, т.е. кроме известных факторов действует большое количество неизвестных и неформализуемых, что не позволяет решить ее рациональными методами (сбор информации, анализ, различного рода расчеты и др.).

Программируемые решения – выбор, осуществляемый в достаточно часто возникающих ситуациях, позволяющий выработать правила принятия аналогичных решений в будущем

Процесс принятия решения – процесс идентификации проблем и возможностей и последующий выбор вариантов их устранения или использования

Управленческое решение – это выбор, который делает руководитель из некоторого числа альтернатив.

 

 

1. Современные организации построены по принципу разделения труда. Это позволяет существенно повысить производительность, эффективность, качество продукции. Однако совместная деятельность людей требует согласования усилий работников. В результате появляется необходимость в управлении, которое становится самостоятельным видом профессиональной деятельности.

2. Организация – это сознательное объединение людей для достижения определенных целей. Основными значимыми признаками организации являются:

· наличие двух или более людей, считающих себя членами этой группы;

· наличие, по крайней мере, одной цели, которую принимают как общую все члены данной группы;

· наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

3. Менеджмент является особым типом управления, который реализуется в условиях рыночной экономики, то есть в условиях экономической самостоятельности и предпринимательской деятельности организаций, в условиях конкуренции и риска. Менеджмент имеет признаки, отличающие его от других типов управления. Среди них: опора на экономические средства воздействия использование мотивационных механизмов управления, современных информационных технологий, профессионализация управления.

4. В реальной жизни управление предприятиями происходит в пространстве и во времени. Для реализации управления необходимы определенные средства и методы воздействия на деятельность людей. В связи с этим можно выделить следующие необходимые элементы осуществления управленческой деятельности:

- Система управления, которая представляет собой целостную совокупность элементов и связей между ними, необходимых для осуществления воздействия;

- Процесс управления, представляющий собой последовательность действий, из которых формируется воздействие;

- Механизм управления как совокупность средств и методов воздействия руководителя на деятельность людей в процессе их работы.

Особенности управленческого труда определяются, главным образом, его характером, который носит преимущественно умственный, творческий характер и содержанием труда менеджера, которое определяется выполняемыми им функциями. Предметом труда менеджера является информация, а результатом (продуктом) – принятие и реализация управленческого решения.

6. Функция управления – это постоянно повторяющиеся действия, осуществляемые по определенному алгоритму, отличающиеся однородностью целей, действий или объекта приложения этих действий.

Можно выделить общие и конкретные функции управления. К общим функциям управления относятся планирование, организация, мотивация, координирование, регулирование, контроль, исследование.

Конкретные функции управления выделяются при построении системы управления предприятием. Они появляются в результате разделения общего объема управленческой работы на его специфические виды - бухгалтерский учет, управление персоналом, планирование и т.д.

 

7. В процессе организации управления предприятием происходит разделение управленческого труда, которое можно рассматривать:

1) в функциональном аспекте - формирование групп работников аппарата управления, выполняющих одинаковые функции менеджмента: планирование, организацию, мотивацию, контроль и др.

2) в структурном аспекте - разделение по уровням и сферам деятельности управленческих работников. Вертикальное разделение труда менеджеров (по уровням) позволяет выделить высший, средний и первичный уровни управления.

Разделение труда по конкретным (специальным) функциям - горизонтальное разделение труда - предполагает выделение функциональных подсистем в управлении. Например, управление финансами, управление сбытом готовой продукции и т.д.

3) в технологическом аспекте – выделениев аппарате управления трехкатегорий работников: руководителей, специалистов и вспомогательно-технический персонал.

 

8. Менеджер в процессе своей деятельности играет роли, определенные его должностным положением. Роль – это модель поведения человека в системе служебных и внеслужебных отношений, соответствующая его месту в организации, официальным задачам, его индивидуальным психологическим особенностям, личным ценностям, а также ожиданиям окружающих. В зависимости от положения, которое занимает менеджер на предприятии, объем и характер конкретной работы по выполнению названных ролей может варьироваться. При этом меняется характер исполнения роли, но не ее сущность.

9. Традиционно выделяется четыре основных научных подхода к управлению организациями: традиционный, процессный, системный, ситуационный. Ключевыми моментами современного менеджмента являются: отказ от рационализма классических школ, широкое использование в управлении информационных технологий, всеобщее управление качеством, признание социальной ответственности менеджмента.

10. Для успешного выполнения менеджером своих функций он должен обладать определенными профессиональными и личностными качествами. Необходимые качества личности менеджера могут и должны целенаправленно формироваться и воспитываться.

 

Роли руководителя

Осуществляя свою профессиональную деятельность, менеджеры играют определенные роли. В данном случае термин роль используется почти в том же смысле, как и в случае с ролью в театральной постановке или кино. И в самом деле, доля участия того или иного человека в структуре социальной группы, каковой является трудовой коллектив, в значительной степени определяет его рабочее поведение.

Роль – это модель поведения человека в системе служебных и внеслужебных отношений, соответствующая его месту в организации, официальным задачам, его индивидуальным психологическим особенностям, личным ценностям, а также ожиданиям окружающих.

На рабочем месте, люди обычно выполняют несколько ролей. Эти роли делятся на три вида, в каждом из которых можно наблюдать свой тип поведения: 1) роли, направленные на выполнение задания; 2) роли, направленные на общение и поддержание отношений; 3) роли, направленные на удовлетворение собственных потребностей, т.е. эгоцентрические роли. Рассмотрим эти 3 вида ролей более подробно.

1) К ролям, направленным на выполнение задания, относятся типы поведения сопровождающие действия руководителя, имеющие целью постановку целей и достижение результатов, поиск информации, вырабатывание идей, обмен информацией, оценку работы, побуждение у подчиненных стремления к увеличению количества и улучшению качества продукции.

2) К ролям, направленным на общение, относится поведение руководителя, которое обеспечивает комфорт и развитие персонала. Эти роли направлены на поддержание хороших отношений в коллективе работников. Реализация этих ролей помогает коллективу существовать, осуществлять самоуправление, укрепляться и развиваться, потому что благоприятствует объединению людей, положительным межличностным отношениям внутри группы, и более эффективной работе. К этим типам поведения относятся поощрение работников, их воодушевление, стремление к обеспечению гармонии и улаживанию конфликтов, готовность к компромиссам и соглашениям, установление стандартов желаемого поведения.

3) Эгоцентрические роли, направленные на удовлетворение собственных потребностей, отвечают только нуждам индивида – отдельного работника. При этом они часто отрицательно влияют на эффективность работы коллектива. Примером таких типов поведения могут служить: некорректное поведение в межличностном общении, например, доминирование в обсуждениях, перебивание собеседников, отвлечение людей от работы, инициирование конфликтов.

 

Стили принятия решений

 

Исследования показывают, что существуют значительные различия между тем, как люди подходят к процессу принятия решений. По этому принципу можно выделить следующие стили принятия решений: директивный, аналитический, концептуальный и поведенческий.

1. Директивный стиль характерен для людей, предпочитающих простые и ясные решения. Эти люди принимают решения быстро, потому что не рассматривают большой спектр альтернатив. При принятии решений они склонны опираться на существующие правила и использовать для достижения поставленных целей свой статус.

2. Аналитический стиль проявляется в том, что люди охотно рассматривают возможности принятия сложных решений, основанных на неоднозначной информации. При этом они тщательно собирают и анализируют большое количество данных, стремятся найти самый лучший вариант решения и охотно пользуются инновационными методами для его реализации.

3. Концептуальный стиль принятия решений характеризуется тем, что люди, его реализующие, как правило, социально ориентированы и гуманистичны. Такие индивидуумы рассматривают при выборе варианта решения широкий спектр альтернатив и решают эту задачу творчески.

4. Поведенческий стиль характеризуется глубокой озабоченностью делами организации и личностным развитием своих коллег. Люди, реализующие этот стиль, как правило, открыты для предложений и склонны полагаться на совместное обсуждение в процессе принятия решений (рис 5).

Следует иметь ввиду, что перечисленные стили, являются доминирующими, а не абсолютными для каждого конкретного человека. Человек в определенных ситуациях может использовать кроме своего обычного (доминирующего) стиля принятия решений и другое поведение – другие стили.

Разницу в стилях принятия решений полезно учитывать при налаживания социального взаимодействия, так как несовпадение стилей очень часто вызывает конфликты между сотрудниками.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: