Принципы подбора музыкального материала в классе хореографии.




МБУ ДО Детская школа искусств № 8

Преподаватель Серегина С.Ю.

 

Принципы подбора музыкального материала в классе хореографии.

 

Тесная связь двух видов искусства – музыки и танца – подтверждается историей векового развития мировой культуры. Искусство танца без музыки

существовать не может. Поэтому на занятиях в хореографических классах с

детьми работают два педагога – хореограф и музыкант (концертмейстер). Дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное.

Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно пианист исполняет музыку, доносит ее содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях. Музыка и танец в своем гармоничном единстве – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания

Музыка является неотъемлемой частью танца, важным компонентом в хореографическом искусстве, в художественном и эстетическом воспитании детей. Нельзя рассматривать ее только как ритмическое сопровождение, облегчающее исполнение движений. Подбирать музыку следует так, чтобы содержание танцевальной постановки целиком соответствовало характеру музыки и давало бы возможность при разработке отдельных эпизодов увязывать действие и движения с музыкой. Подбор музыки влияет на качество хореографической постановки, она может способствовать успеху или быть причиной неудачи.

Уроки хореографии от начала и до конца строятся на музыкальном материале. Музыкальное оформление урока должно прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает фразы по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, составляет общее представление о структуре произведения, определяет его характер. У детей формируются первичные эстетические оценки. На занятиях хореографии учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной, классической и современной музыки, и, таким образом, формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление, которые помогают при постановочной работе воспринимать музыку и хореографию в единстве. Концертмейстер ненавязчиво учит детей отличать произведения разных эпох, стилей, жанров.

Необходимо следить, чтобы на занятиях дети внимательно слушали музыкальное сопровождение, чувствовали и правильно воспроизводили его в движениях. Музыка должна быть доступной и понятной детям по содержанию и форме. Движения, которые дети исполняют в сопровождении музыки, должны быть средством выразительности.

Концертмейстеру, работающему вместе с педагогом-хореографом, необходимо творчески подходить к уроку, умело подбирать музыкальную литературу. Музыка с определенным темпом, метром и ритмическим рисунком выражает и подчеркивает характерные особенности движений, помогает их исполнению. Музыка помогает воплотить замысел хореографического произведения, его содержание и настроение. Неудачно подобранная музыка снижает качество хорошо задуманного танца.

В процессе обучения хореографии осуществляются следующие задачи музыкального воспитания:

· развитие музыкального восприятия метроритма;

· ритмичное исполнение движений под музыку, умение воспринимать их в единстве;

· умение согласовывать характер движения с характером музыки;

· развитие воображения, художественно-творческих способностей;

· повышение интереса учащихся к музыке, развитие умения эмоционально воспринимать ее;

· расширение музыкального кругозора детей.

В работе концертмейстера всегда есть объективные сложности. Ему приходится работать с детьми разного возраста (от начинающих школьников до выпускников), с педагогами разных танцевальных направлений – народной хореографии, классического и современного танца. Наполнить музыкой каждое занятие, в соответствии с возрастом танцоров, репертуаром данной возрастной категории и танцевальным направлением, не просто. Путь один – постоянное совершенствование, серьезный творческий подход к работе.

В обязанности концертмейстера хореографических классов входит

репертуарный подбор музыкальных произведений для занятий, постоянное расширение музыкального багажа и знаний о природе танца, его характерных особенностей.

Технология подбора музыкальных произведений базируется на глубоких знаниях концертмейстера системно-хореографического образования и предполагает:

· знание школ и направлений танцевального искусства;

· знание традиционных форм и этапов обучения детей хореографии;

· знание форм построения занятий, обязательных импровизационных моментов;

· знание хореографической терминологии (в частности, на французском языке);

К подбору музыкальных фрагментов предъявляются требования по следующим моментам:

· характеру;

· темпу;

· метро-ритму (размер, акценты и ритмический рисунок);

· форме музыкального произведения (одночастное, двухчастное, трехчастное, вступление, заключение).

Музыку для сопровождения танцевальных упражнений необходимо постоянно пополнять и разнообразить, руководствуясь эстетическими критериями, чувством художественной меры. Постоянное звучание на уроках одного и того же марша или вальса ведет к механическому, не эмоциональному выполнению упражнений танцующими. Не желательна и другая крайность: слишком частая смена сопровождений рассеивает внимание учащихся; не способствует усвоению и запоминанию ими движений.

На первом и втором году обучении дети занимаются общедоступной хореографией. В этот момент вырабатывается правильная координация движений, постановка корпуса, головы, рук, развивается мускулатура ног. В процессе этих занятий ученики получают знания о ритмической организации, размерах, музыкальных образах, которые они воплощают в танцах, этюдах. В процессе работы происходит знакомство с музыкой и ритмическим рисунком марша, польки, вальса, мазурки, полонеза на несложных музыкальных примерах. Для развития образного мышления подбираются небольшие и несложные для восприятия музыкальные примеры, но очень яркие по характеру и музыкальной окраске.

Основополагающими дисциплинами в хореографии являются классический и народно-сценический танец. Классический танец вводится на третьем году обучения хореографии. Изучение классического танца обычно начинается с разучивания классического экзерсиса, именно он занимает основную часть урока (экзерсис у палки, на середине зала, и allegro). Изучение народно-сценического танца также начинается с изучения экзерсиса у палки и на середине зала. Экзерсис состоит из конкретных упражнений, к каждому из которых предъявляются свои определенные музыкальные требования.

На первом году обучения классическому танцу детям даются основные начальные представления о нем. На начальном этапе это делается на знакомом или несложном музыкальном материале. Далее комбинации усложняются, усложняется и музыкальный материал. Концертмейстер должен очень четко определить для себя задачи каждого года обучения как на уроках народно-сценического танца, так и на уроках классического танца. Музыкальное сопровождение уроков танца должно быть очень точным и качественно организованным, так как от этого зависит музыкальное развитие учащихся.

Остановимся на основных принципах подхода концертмейстера к подбору музыкальных фрагментов для уроков классического экзерсиса у палки. Классический экзерсис на протяжении всего обучения имеет определенный набор элементов, которые изучаются из года в год, но, по мере усвоения, постоянно усложняются, комбинируются. Музыкальное оформление уроков классического танца должно быть весьма разнообразным как по мелодике, так и по ритму. Характер ритмов часто меняется в ходе урока. Когда начинается изучение движения, ритм музыки должен быть простым, мелодия доступной. Затем, в процессе работы, музыкальный материал усложняется, комбинируется.

Музыкальные фрагменты для классического и народного экзерсиса должны обладать следующими свойствами:

1.Квадратность.

На начальном этапе очень важно, что бы произведение можно было разбить на квадраты. Это значит, что одно движение делается четыре раза: крестом – вперед, в сторону, назад, в сторону. Размер 2/4 или 4/4. В дальнейшем, по мере обретения танцевальной техники, темп ускоряется, но квадратность остается. На третьем году обучения классике это свойство уже не имеет такого значения, когда дети уже выучили упражнения в чистом виде, а создаваемые комбинации становятся более сложными и в них движения могут изменяться не по квадрату. Можно выбрать музыкальные фрагменты с размером 3/4 или 3/8,использавать более быстрый темп.

2. Определенный ритмический рисунок и темп.

Для исполнения таких движений, как Adagio, Rond de jambe par terre, ритмический рисунок не имеет особого значения, но имеет значение темп. Он должен быть медленным и мелодия должна быть лирической, так как движения исполняются плавно и медленно. Для исполнения движения Battements tendus необходим четкий ритмический рисунок, а так же присутствие синкопированного ритма. Исполнение этого движения идет в быстром темпе, в музыкальных фрагментах должны присутствовать шестнадцатые и восьмые длительности (размер 2/4 или 4/4).

3. Наличие затактов.

Любой затакт имеет немаловажное значение в исполнении движения, кроме того, он определяет темп всего упражнения. На начальном этапе, когда движения разучиваются и исполняются на сильную долю, затакт не имеет особого значения, так как движения сначала разучиваются в медленном темпе, по квадратам и на сильную долю. В дальнейшем затакт играет немаловажную роль. Любой затакт, помимо того, что он определяет темп упражнения, делает музыкальный фрагмент более четким, активизирует упражнения, акцентирую сильную долю. Затакт может быть использован во всех упражнениях экзерсиса.

4.Темповые и метрические особенности.

Размер 2/4 может употребляться для различных упражнений. Но темп исполнения и сама техника всегда различны. Battements tendus, Battements tendus jetes, Battements frappes могут исполнятся в размере 2/4 в темпах allegro, moderato. А упражнения Battements fondues, Plie, Passe par terre – в размере 2/4 в темпах adagio, lento. Rond de jambe par terre может исполняться в размере 3/4 (одно движение на один такт или полный круг на четыре такта), темп adagio. Тоже происходит с размером 4/4. Темп в этом размере может варьироваться от lento до andantino.

5. Метро - ритмические особенности.

На начальном этапе длительности могут исполняться в два раза дольше, но при этом характер мелодии не должен искажаться. По мере выучивания движений, темп ускоряется. На начальном этапе, когда идет разучивание движения, концертмейстер играет в медленном темпе, по мере выучивания темп ускоряется. Тоже происходит с preparation (вступление к каждому упражнению, на котором «открываются» руки) и при внесении в комбинацию поз. Часто темп упражнения ускоряется за счет того, что вначале одно движение делается на целый такт, затем только на сильные доли. Таким образом, под один и тот же музыкальный фрагмент движение может быть выполнено как быстро, так и медленно. Когда любое упражнение закончено, сход с начальной позиции происходит на два заключительных дополнительных аккорда (например, доминанта - тоника).

Подводя итоги вышеизложенного, хочется еще раз отметить специфичность работы концертмейстера в классе хореографии. Он должен уметь применить свои знания, продемонстрировать владение техникой, при этом проявить артистизм и разносторонние музыкально-исполнительские дарования

 

Список литературы:

1.Л.Бондаренко. Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях. Изд-во: Киев: Музична Украина, 1985 г.;

2.Классический танец. Сост. Д. Ярмолович.- С.-Пб. Музыка,1985.-148с.

3.Музыкальная хрестоматия для уроков классического танца. Сост.

И. Климкович, В. Малашева. - М.Музыка,1971.-125с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: