Таблица 1
Исходные данные
Исходные данные | Условные обозначения | Данные для расчета | Единица измерения |
Марка автомобиля | – | – | |
Списочное число автомобилей | Ас | шт. | |
Пробег с начала эксплуатации в долях единицы от пробега до капитального ремонта базовых агрегатов L кр | – | шт. | |
Среднесуточный пробег | l сс | км | |
Число дней работы АТП в году | Дргп | дни | |
Число дней работы подразделения в году | Дргу | дни | |
Плановый коэффициент технической готовности (от 0,85 до 0,92) | aт | – | |
Категория эксплуатации | – | – | |
Климат | – | – |
1.2. Корректирование нормативов ресурсного пробега
и периодичности технического обслуживания
нормативы, установленные Положением, для эталонных условий эксплуатации, необходимо корректировать умножением на соответствующие коэффициенты.
Корректирование нормативов технического обслуживания и ремонта подвижного состава в зависимости от условий эксплуатации осуществляется с применением коэффициента k 1 (табл. 2, 3 приложения 1) в соответствии с их классификацией, которая включает пять категорий условий эксплуатации. Выбранные коэффициенты корректирования внести в табл. 2.
Таблица 2
Применение коэффициентов корректировки нормативов ТО и ТР
и их значения (пример заполнения)
Корректируемый параметр | Коэффициент | |||||
k 1 | k 2 | k 3 | k 4 | k 41 | k5 | |
Периодичность ТО-1, км | – | – | – | – | ||
Периодичность ТО-2, км | – | – | – | – | ||
Трудоемкость ЕО, чел.-ч | – | – | – | – | ||
Трудоемкость ТО-1, чел.-ч | – | – | – | – | ||
Трудоемкость ТО-2, чел.-ч | – | – | – | – | ||
Трудоемкость ТР, чел.-ч | – | |||||
Простои в период ТО-2 и ТР, дней на 1000 км пробега | – | – | – | – | – |
Трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта и расход запасных частей корректируют с учетом модификации подвижного состава и особенностей организации его работы (автомобили с прицепами, самосвалы и т.д.) с применением коэффициента k 2 (табл. 4 приложения 1).
Природно-климатические условия учитывают, используя коэффициент k 3 при определении периодичности ТО, удельной трудоемкости текущего ремонта, который изменяется с учетом агрессивности окружающей среды (табл. 5 приложения 1). Корректирование нормативов осуществляют для серийных моделей автомобилей, в конструкции которых не учтены специфические особенности работы в данных районах.
Районирование территорий по природно-климатическим условиям приведено в табл. 6 приложения 1. Для районов, не указанных в этом регионе, коэффициент корректирования равен 1,0.
Пробег автомобиля с начала эксплуатации учитывают при определении трудоемкости текущего ремонта. С этой целью вводят коэффициент k 4 (табл. 7 приложения 1).
Уровень концентрации подвижного состава (число АТС), а также технологическую совместимость (не менее 25 автомобилей в группе) учитывает коэффициент k 5 (табл. 8 приложения 1).
Продолжительность простоя в период технического обслуживания и ремонта в зависимости от пробега с начала эксплуатации измеряется с помощью коэффициента k ¢4 (табл. 7 приложения 1).
Расчет производственной программы ТО и ТР
2.1. Расчет периодичности технического обслуживания
Коэффициент корректирования нормативов периодичности ТО:
k то = k 1× k 3=
где k то – коэффициент корректирования периодичности ТО; k 1 – коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации; k 3 – коэффициент, учитывающий природно-климатические условия.
Коэффициент корректирования нормативов пробега до КР базовых агрегатов:
k кр = k 1× k 2× k 3=
где k кр – коэффициент корректирования нормативов пробега до КР; k 2 – коэффициент, учитывающий модификации подвижного состава.
Коэффициент корректирования нормативов трудоемкости ТО:
k = k 2× k 5=
где k – коэффициент корректирования трудоемкости ТО; k 5 – коэффицииент, учитывающий количество автомобилей на автотранспортном предприятии.
Коэффициент корректирования нормативов трудоемкости ТР:
k = k 1× k 2× k 3× k 4× k 5=
где k 4 – коэффицииент, учитывающий пробег с начала эксплуатации.
Периодичность ТО-1, скорректированная в соответствии с условиями эксплуатации, равна:
L = L
× k то= км
где L – пробег до ТО-1, скорректированный в соответствии с условиями эксплуатации, км; L
– нормативный пробег до ТО-1, км.
Периодичность ТО-2, скорректированная в соответствии с условиями эксплуатации, равна:
L = L
× k то= км.
где L
– пробег до ТО-2, скорректированный в соответствии с условиями эксплуатации, км; L
– нормативный пробег до ТО-2, км.
Скорректированные пробеги до ТО-1 и ТО-2 должны быть кратными среднесуточному пробегу и между собой.
Кратность пробега до ТО-1 среднесуточному пробегу равна:
i 1 = L / l сс=
где i 1 – кратность пробега до ТО-1 среднесуточному пробегу; l сс – среднесуточный пробег, км.
Плановый пробег до ТО-1, который используется для дальнейших расчетов, равен:
L 1 = l сс× i 1= км.
где L 1 – плановый пробег до ТО-1.
При этом L 1 должен быть круглым целым числом, не отличающимся от L более чем на 10 %.
Кратность пробега до ТО-2 пробегу до ТО-1 равна:
i 2 = L / L 1=
где i 2 – кратность пробега до ТО-2 пробегу до ТО-1.
Плановый пробег до ТО-2 равен:
L 2 = L 1× i 2=
где L 2 – плановый пробег до ТО-2, км.
При этом L 2 должен быть круглым целым числом, не отличающимся от L более чем на 10 %.
2.2. Расчет числа технических воздействий
Для расчета числа технических воздействий на автомобиль и парк определяют годовой пробег одного автомобиля:
L г = Дрг× l сс×aт= км
где L г – годовой пробег одного автомобиля, км; Дрг – число дней работы АТП в год; l сс – среднесуточный пробег одного автомобиля, км; aт – плановый коэффициент технической готовности.
Число технических воздействий определяют по группам автомобилей, имеющим одинаковую периодичность обслуживания.
Число ТО-2 равно:
N 2 =
где N 2 – число ТО-2 на один автомобиль в год.
Число ТО-1 равно:
N 1 = – N 2=
где N 1 – число ТО-1 на один автомобиль в год; N 2 – число ТО-2 на один автомобиль в год.
Число ЕО равно:
N ео = L г/ l сс=
где N ео – число ЕО на один автомобиль в год.
Число автомобилей, диагностируемых в процессе текущего ремонта согласно [1], принимают равным 10 % от программы ТО-1 за год. Таким образом, количество Д-1 на один автомобиль в год:
N Д1 = 1,1 N 1 + N 2=
где N Д1 – количество Д-1 на один автомобиль в год с учетом числа технических воздействий (ТО-1 и ТО-2).
Число автомобилей, диагностируемых при текущем ремонте, принимают равным 20 % от годовой программы ТО-2.
Таким образом, количество Д-2 на один автомобиль в год:
N Д2 = 1,2 N 2=
где N Д2 – количествоД-2 на один автомобиль в год с учетом числа технических воздействий (ТО-2).
2.3. Расчет числа дней простоя автомобиля в период ТО-2
и текущего ремонта, коэффициента выпуска автомобиля
на линию, коэффициента нерабочих дней автомобиля
и годового пробега парка автомобилей АТП
Число дней простоя одного автомобиля в период ТО-2 и текущего ремонта (затраты времени на ТО-1 при этом не учитывают поскольку ТО-1 выполняют без снятия автомобиля с линии – в межсменное время):
Др =
где Др – число дней простоя одного автомобиля в период ТО-2 и текущего ремонта, дни; Дто-тр – нормативное число дней простоя в период ТО-2 и ремонта для данной марки автомобиля на 1 000 км пробега, дни/1 000 км (табл. 9); k ¢4 – нормативный коэффициент, учитывающий продолжительность простоя в период ТО-2 и ремонта в зависимости от пробега автомобиля.
Коэффициент выпуска, определяющий долю календарного времени, в течение которого автомобиль (или парк автомобилей) осуществляет транспортную работу (перевозит грузы, пассажиров и т.п.) на линии:
=
где a в – коэффициент выпуска автомобиля на линию; a т – плановый коэффициент технической готовности автомобиля (по заданию); Дн – число дней в году, в течение которых исправный автомобиль не используется в транспортной работе по организационным причинам (выходные и праздничные дни, отсутствие работы, персонала, стихийные бедствия), дни;
Дн = Дк – Дрг= дн.
где Дрг – число дней работы АТП в году, дней; Дк – число календарных дней в году
(Дк = 365 дней).
2.4. Расчет числа технических воздействий
на парк автомобилей за год
Число ТО-1, проводимых автотранспортным предприятием за год:
N = А с× N 1=
где N – число ТО-1 на парк автомобилей в год; А с – списочное число автомобилей на АТП.
Число ТО-2, проводимых автотранспортным предприятием за год:
N = А с× N 2=
где N – число ТО-2 на парк автомобилей в год.
Число операций ежедневного технического обслуживания, проводимых автотранспортным предприятием за год:
N = А с× N ео=
где N – число операций ежедневного технического обслуживания на парк автомобилей в год.
Количество Д-1, проводимых автотранспортным предприятием за год:
N = А с× N Д1=
где N – количество Д-1 на парк автомобилей в год.
Количество Д-2 в автотранспортном предприятии за год:
N = А с× N Д2=
где N
– количество Д-2 на парк автомобилей в год.
2.5. Расчет числа технических воздействий за сутки
Число ТО-1 в сутки:
N =
где N – число ТО-1 в сутки.
Число ТО-2 в сутки:
N =
где N – число ТО-2 в сутки.
Число ежедневного технического обслуживания в сутки:
N =
где N – число операций ежедневного технического обслуживания в сутки.
2.6. Расчет годового объема работ ЕО, ТО, ТР и диагностики
Трудоемкость ежедневного технического обслуживания, чел.-ч:
t ео = t × k 2× k 5= чел.-ч
где t ео – скорректированная трудоемкость ежедневного технического обслуживания, чел.-ч; t – нормативная трудоемкость ежедневного технического обслуживания, чел.-ч (табл. 10 приложения 1).
Трудоемкость ТО-1, чел.-ч:
t 1 = t × k 2× k 5= чел.-ч
где t 1 – скорректированная трудоемкость ТО-1, чел.-ч; t – нормативная трудоемкость
ТО-1, чел.-ч (табл. 10 приложения 1).
Трудоемкость ТО-2, чел.-ч:
t 2 = t × k 2× k 5= чел.-ч
где t 1 – скорректированная трудоемкость ТО-2, чел.-ч; t – нормативная трудоемкость
ТО-2, чел.-ч (табл. 10 приложения 1).
Трудоемкость текущего ремонта, чел.-ч:
t тр = t × k 1× k 2× k 3× k 4× k 5= чел.-ч
где t тр – скорректированная удельная трудоемкость текущего ремонта, чел.-ч/1000 км пробега; t – нормативная удельная трудоемкость текущего ремонта, чел.-ч/1000 км пробега (табл. 10 приложения 1).
Годовой объем работ ежедневного технического обслуживания, чел.-ч:
T = N
× t ео= чел.-ч
где T – объем работ ежедневного технического обслуживания в год, чел.-ч; N
– число ЕО на парк автомобилей в год; t ео – скорректированная трудоемкость ежедневного технического обслуживания, чел.-ч.
Годовой объем работ по ТО-1, чел.-ч:
T = N
× t 1= чел.-ч
где T – объем работ ТО-1 в год, чел.-ч; N
– число ТО-1 на парк автомобилей в год; t 1 – скорректированная трудоемкость ТО-1, чел.-ч.
Годовой объем работ по ТО-2, чел.-ч:
Т = N
× t 2= чел.-ч
где Т – объем работ ТО-2 в год, чел.-ч; N
– число ТО-2 на парк автомобилей в год; t 2 – скорректированная трудоемкость ТО-2, чел.-ч.
Годовой объем работ по текущему ремонту, чел.-ч:
T = (t тр× L
)/1 000= чел.-ч
где T – объем работ ТР в год, чел.-ч; t тр – скорректированная удельная трудоемкость одного ТР на 1 000 км пробега, чел.-ч/1 000 км; L
– годовой пробег парка автомобилей, км;
L = L г× А с= км
где L г – годовой пробег одного автомобиля, км; А с – списочное число автомобилей на автотранспортном предприятии (по заданию).
Годовой объем постовых работ по текущему ремонту, чел.-ч:
T = kп×T
= чел.-ч
где kп – доля постовых работ в годовом объеме работ по текущему ремонту (kп = 0,40).
Годовой объем работ на производственных участках текущего ремонта, чел.-ч:
T = kу×T
= чел.-ч
где kу – доля работ на производственных ремонтных участках в годовом объеме работ по текущему ремонту (kу = 0,6).
Работы по диагностированию являются неотъемлемой частью работ по техническому обслуживанию. Поэтому годовой объем работ Д-1 составляет 10…12 % годового объема работ ТО-1, а годовой объем работ Д-2 составляет сумму, состоящую из 10 % годового объема работ по ТО-2 и 12 % годового объема по текущему ремонту.
Суммарный объем работ по ТО и ремонту на автотранспортном предприятии в год:
Tто-тр = T + T
+ T
+ T
= ч.ч.