Следователь - это должностное лицо, на которое законом возложено производство предварительного следствия. Объем процессуальных прав и обязанностей следователей не зависит от их ведомственной принадлежности. Закон лишь разграничивает их компетенцию (подследственность) в зависимости от предмета расследуемого дела, что находит внешнее отражение в квалификации преступления (ст. 151 УПК).
Определяя следователя как должностное лицо, уполномоченное законом осуществлять предварительное следствие по делу, необходимо сразу же оговорить, что, кроме того, он наделен полномочиями по рассмотрению сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях и принятию (с согласия прокурора) решений о возбуждении уголовного дела. В случаях, указанных в законе (п. 1, 2, 7 ч. 3 ст. 151 УПК) следователи проводят дознание и поддерживают по этим делам обвинение (ч. 4 ст. 37 УПК) при наличии поручения прокурора.
Обязанностью следователя является раскрытие преступления, установление и изобличение лиц, его совершивших, а также выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступлений. Следователь наделяется широкими субъективными правами и обязанностями, которые реализуются в рамках уголовно-процессуальных отношений, возникающих между ним и обвиняемым, подозреваемым, потерпевшим, прокурором, начальником следственного отдела, органом дознания, другими субъектами уголовного процесса. В законе специально подчеркивается, что все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. Это означает, что он вправе самостоятельно направлять ход следствия, определять круг необходимых следственных действий, устанавливать последовательность их проведения, принимать решения о движении дела и др. [11, 76].
|
Подчеркивая самостоятельность следователя, действующий уголовно-процессуальный закон ограничил ее случаями, когда в соответствии с УПК требуется получение судебного решения и (или) санкции прокурора. В частности, решения суда необходимо получить, когда планируется проведение действий, направленных на ограничение конституционных прав граждан, связанных с ограничением:
а) личной неприкосновенности (п. 1-3, 6 ч. 2 ст. 29 УПК);
б) неприкосновенности частной жизни (п. 8, 11 ч. 2 ст. 29);
в) неприкосновенности жилища (п. 4, 5 ч. 2 ст. 29);
г) ограничением имущественных прав (п. 7, 9 ч. 2 ст. 29);
Д) временным отстранением обвиняемого от должности в соответствии со ст. 114 (п. 10 ч. 2 ст. 29 УПК).
В ст. 38 УПК, посвященной общей характеристике правового статуса следователя, особо выделены положения, направленные на регулирование правовых отношений между следователем и прокурором в связи с дачей ими указаний и принятием ими решений по делу. Решения и указания прокурора, принимаемые в связи с производством по делу, могут касаться многих вопросов, они обязательны к исполнению. Обжалование вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 38 УПК. В семи пунктах этой статьи перечислены девять случаев, когда следователь вправе представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений при несогласии с ними. Прокурор же в результате рассмотрения возражений отменяет указание нижестоящего прокурора (в этом случае дело возвращается следователю) или поручает производство следствия по данному делу другому следователю [15, 156].
|
Существенны полномочия следователя по даче поручений органу дознания в связи с расследованием уголовного дела. Во-первых, в самом начале п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК подчеркнута обязанность исполнения органами дознания полученных от следователя поручений. Во-вторых, имеющим юридическую силу является только поручение, данное в письменной форме. В-третьих, уголовно-процессуальный закон наделил следователя правом давать поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий. В-четвертых, УПК подтверждает положение о праве следователя дать поручение органу дознания о «проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении».
Приведенные положения, однако, не свидетельствуют о том, что следователь может давать органам дознания поручение о проведении любого следственного или иного процессуального действия. Следователь не вправе возлагать на органы дознания проведение действий, которые, согласно закону, он должен проводить сам (привлечение лица в качестве обвиняемого, его допрос, назначение экспертизы и т. д.).
Что касается начальника следственного отдела, то согласно п. 18 ст. 5 УПК им является должностное лицо, возглавляющее следственное подразделение, а также его заместитель. Таким образом, в действующем законе представление о начальнике следственного отдела (как понятии) охватывает не только должностных лиц органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции, но и прокуратуры.
|
Сообразно положениям ст. 38 и 39 УПК начальник следственного отдела вступает в правовые отношения со следователями по вопросам, связанным с расследованием уголовных дел. Он поручает производство предварительного следствия следователю или группе следователей (ст. 163 УПК), наделен правом отменять необоснованные постановления следователя о приостановлении предварительного следствия, а также вносить прокурору ходатайства об отмене иных незаконных или необоснованных постановлений следователя [22, 33].
В целях обеспечения исполнения предписанных ему положений начальник следственного отдела правомочен проверять находящиеся у следователей уголовные дела, а по результатам этих проверок - давать указания. В перечень вопросов, по которым начальник следственного отдела вправе дать указания следователю, входят вопросы, связанные с:
а) направлением расследования;
б) обвинением (привлечение в качестве обвиняемого, объем обвинения, квалификация преступления);
в) избранием меры пресечения в отношении подозреваемого и обвиняемого.
Подтверждая письменную форму указаний как непременное условие их действенности, закон указывает на их обязательное исполнение следователем. Допуская возможность их обжалования прокурору и в суд, закон вместе с тем исходит из того, что это не приостанавливает, как правило, их исполнение. Жалоба следователя приостанавливает исполнение им указаний начальника следственного отдела лишь в случаях, когда они касаются:
а) привлечения лица в качестве обвиняемого;
б) квалификации обвинения;
в) объема обвинения;
г) избрания меры пресечения;
Д) проведения следственных действий, которые допускаются только по судебному решению.
Указания прокурора, данные следователю по конкретному уголовному делу, обязательны и для начальника следственного отдела. Последний должен принять организационные меры (в пределах компетенции) к обеспечению исполнения указаний прокурора.
Если начальник следственного отдела принял уголовное дело к своему производству, он обладает полномочиями следователя и (или) руководителя следственной группы (ст. 38, 163 УПК) [26, 117].