ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8
ФОРМИРОВАНИЕ РОМАННОЙ СТРУКТУРЫТЕКСТА
В СЕНТИМЕНТАЛЬНОЙ И ПРЕДРОМАНТИЧЕСКОЙ ПОВЕСТИ
Н.М. КАРАМЗИНА («БЕДНАЯ ЛИЗА», «ОСТРОВ БОРНГОЛЬМ»)
Вопросы
1. Образ человека в произведениях русских писателей-сентименталистов. Особенности изображения внутреннего мира героя. Способы и приемы психологизации повествования. Рост исповедального начала в раскрытии образа. Портрет и пейзаж как характерообразующие компоненты художественного текста. «Круг чтения» героя русского сентиментализма. Слово и жест в создании образа «чувствительного человека».
2. Формирование в сентиментальной повести романической структуры текста (циклически организованное прозаическое повествование, доминантой сюжета которого является любовная интрига). Почему рационалистическому мышлению классицистов оказывается чужда подобная романическая структура?
3. Внешний и внутренний конфликт в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Особенности нарративной структуры повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Функции рамочного повествования (письменно). Переосмысление идиллических мотивов в повести.
4. Соотношение принципов историзма и психологизма. Статус героя литературного произведения (письменно). В чем принципиальное различие способов создания образов «бедной Анюты» (главы «Едрово» в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева) и «бедной Лизы»?
5. Каким образом Н.М. Карамзин раскрывает процесс зарождения и развития чувства у своих героев? Динамика и изменчивость чувства как средство создания психологической сложности характеров главных героев. Психологический портрет. Психологический пейзаж. Способы скрытого и явного проявления психологизма в нарративной структуре повести (письменно).
|
6. Соотношение автора и личного повествователя. Функция личного повествователя (психологическая и нарративная).
7. Способы формирования мотивной сферы в предромантической повести.
8. «Опрокинутый сюжет» и его роль в композиции Н.М. Карамзина «Остров Борнгольм». Композиционная роль личного повествователя. Песня незнакомца как фокус основных сюжетных и психологических мотивов повести.
9. Типы пейзажей в повести и их функции. Панорамность и фокусация как ведущие приемы изображения мира природы. Принципы соотношения мира природы и человека в повести.
Тексты:
1. Карамзин Н.М. Бедная Лиза. Остров Борнгольм. – Любое издание.
1. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. – Любое издание.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Вацуро В.Э. Литературно–философская проблематика повести Карамзина «Остров Борнгольм» // Державин и Карамзин в литературном движении ХVIII – начала ХIХ вв. ХVIII век. Сборник 8. – Л., 1969. С. 190–209 (конспект).
2. Павлович С.Э. Пути развития русской сентиментальной прозы ХVIII в. – Саратов, 1974. С. 148–158 (конспект).
3. Пиксанов Н.К. «Бедная Лиза» и «Бедная Анюта» // XVIII век. Сборник 3. – М.; Л., 1958. С. 309–325.
4. Розова З.Г. «Новая Элоиза» Руссо и «Бедная Лиза» Карамзина // Державин и Карамзин в литературном движении XVIII – начала Х1Х вв. XVIII век. Сборник 8. – Л., 1969. С. 259–268.
5. Топоров В.Н. «Бедная Лиза» Карамзина. Опыт прочтения. – М., 1995. С. 80–90, 164–205.
6. Топоров В.Н. О «Бедной Лизе» Н.М. Карамзина. Нарративная структура // Русская новелла: Проблемы истории и теории. – СПб., 1993. С. 26–63 (сокращенный вариант главы из предыдущего издания) (конспект).
|
7. Травников С.Н., Ольшевская Л.А. История русской литературы XVIII века. Практикум: Учебное пособие. – М., 2004. С. 304-311 (конспект).
Практическое занятие № 9
ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА АВТОРА В ПОЭЗИИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА [1]
Вопросы
1. История создания и публикации оды «Фелица» Г.Р. Державина. Кто из русских государственных деятелей и как изображен в оде? Особенности изображения «просвещенного монарха» в оде.
2. Новаторство Г.Р. Державина в жанре оды. Торжественная ода и философская («духовная») оды. Соединение в произведении высокого стиля одических и сатирических элементов (приведите примеры из од «Фелица» и «Вельможа»). Принципы включения сатирических элементов в оды. Ода как жанр–ансамбль (письменно). Принципы введения в оды первичных жанров.
3. Выделите вступление в оду. Каковы причины его двучастной композиции? Как основные идеи вступления воплотились в структуре произведения? Роль антитезы в построении оды. Способы выражения авторского начала. Как меняется и почему образ автора в «Фелице»? С какой целью введена в произведение «чужая точка зрения»?
4. Восточный колорит оды, его функции и формы.
5. Автобиографическая основа творчества Г.Р. Державина и основные формы автобиографизма в произведениях поэта (письменно).
6. Проследите изменения в формах выражения личности автора в оде «Фелица» и «Евгению. Жизнь Званская». К каким изменениям в области жанра, композиции, стиля, ритмики приводит эволюция образа автора в поэтическом творчестве Г.Р. Державина?
|
7. Выполнить полный анализ одного (на выбор) стихотворения Г.Р. Державина (письменно) из предложенного списка (в анализе должна быть полная ритмическая схема стихотворения, если оно менее 20 строк и схема 20 первых строк, если стихотворение по объему больше).
Тексты:
1. Державин Г.Р. Фелица. К первому соседу. Памятник. Храповицкому. Ко второму соседу. Вельможа. Евгению. Жизнь Званская. Признание. – Любое издание.
Литература:
1. Александрова И.Б. Поэтическая речь XVIII века: Учебное пособие. – М., 2005. С. 284–307 (конспект).
2. Благой Д.Д. Литература и действительность. Вопросы теории и истории литературы. – М., 1959. С. 140 – 147.
3. Западов А.В. Поэты XVIII века. М.В. Ломоносов. Г.Р. Державин. Литературные очерки. – М., 1979. С. 179 – 219.
4. Западов А.В. Мастерство Державина. – М., 1958. С. 46 – 74, 91 – 109, 169 – 183, 199 – 202.
5. Западов В.А. Литературные направления в русской литературе XVIII века. – СПб., 1995. С. 38 – 52 (конспект).
6. Кочеткова Н.Д. «Правосудие» и «милость» в поэзии Державина // XVIII век. Сборник 20. – СПб., 1996. С. 72 – 78.
7. Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина. – М., 1969. С. 367 – 417.
8. Макогоненко Г.П. Огненные стихи: Ода «Вельможа» Г.Р. Державина // Вершины: Книга о выдающихся произведениях русской литературы. – М., 1978.
9. Мейор А.Г. Пространство и время: Державин и Пушкин (Стихотворение Державина «Евгению. Жизнь Званская») // XVIII век. Сборник 20. – СПб., 1996. С. 79 – 86 (конспект).
10.Серман И.З. Гаврила Романович Державин. – Л., 1967. С. 13 – 16, 45 – 69 (конспект).