Практическое занятие № 9




ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

ФОРМИРОВАНИЕ РОМАННОЙ СТРУКТУРЫТЕКСТА

В СЕНТИМЕНТАЛЬНОЙ И ПРЕДРОМАНТИЧЕСКОЙ ПОВЕСТИ

Н.М. КАРАМЗИНА («БЕДНАЯ ЛИЗА», «ОСТРОВ БОРНГОЛЬМ»)

Вопросы

1. Образ человека в произведениях русских писателей-сентименталистов. Особенности изображения внутреннего мира героя. Способы и приемы психологизации повествования. Рост исповедального начала в раскрытии образа. Портрет и пейзаж как характерообразующие компоненты художественного текста. «Круг чтения» героя русского сентиментализма. Слово и жест в создании образа «чувствительного человека».

2. Формирование в сентиментальной повести романической структуры текста (циклически организованное прозаическое повествование, доминантой сюжета которого является любовная интрига). Почему рационалистическому мышлению классицистов оказывается чужда подобная романическая структура?

3. Внешний и внутренний конфликт в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Особенности нарративной структуры повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Функции рамочного повествования (письменно). Переосмысление идиллических мотивов в повести.

4. Соотношение принципов историзма и психологизма. Статус героя литературного произведения (письменно). В чем принципиальное различие способов создания образов «бедной Анюты» (главы «Едрово» в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева) и «бедной Лизы»?

5. Каким образом Н.М. Карамзин раскрывает процесс зарождения и развития чувства у своих героев? Динамика и изменчивость чувства как средство создания психологической сложности характеров главных героев. Психологический портрет. Психологический пейзаж. Способы скрытого и явного проявления психологизма в нарративной структуре повести (письменно).

6. Соотношение автора и личного повествователя. Функция личного повествователя (психологическая и нарративная).

7. Способы формирования мотивной сферы в предромантической повести.

8. «Опрокинутый сюжет» и его роль в композиции Н.М. Карамзина «Остров Борнгольм». Композиционная роль личного повествователя. Песня незнакомца как фокус основных сюжетных и психологических мотивов повести.

9. Типы пейзажей в повести и их функции. Панорамность и фокусация как ведущие приемы изображения мира природы. Принципы соотношения мира природы и человека в повести.

 

Тексты:

1. Карамзин Н.М. Бедная Лиза. Остров Борнгольм. – Любое издание.

1. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. – Любое издание.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Вацуро В.Э. Литературно–философская проблематика повести Карамзина «Остров Борнгольм» // Державин и Карамзин в литературном движении ХVIII – начала ХIХ вв. ХVIII век. Сборник 8. – Л., 1969. С. 190–209 (конспект).

2. Павлович С.Э. Пути развития русской сентиментальной прозы ХVIII в. – Саратов, 1974. С. 148–158 (конспект).

3. Пиксанов Н.К. «Бедная Лиза» и «Бедная Анюта» // XVIII век. Сборник 3. – М.; Л., 1958. С. 309–325.

4. Розова З.Г. «Новая Элоиза» Руссо и «Бедная Лиза» Карамзина // Державин и Карамзин в литературном движении XVIII – начала Х1Х вв. XVIII век. Сборник 8. – Л., 1969. С. 259–268.

5. Топоров В.Н. «Бедная Лиза» Карамзина. Опыт прочтения. – М., 1995. С. 80–90, 164–205.

6. Топоров В.Н. О «Бедной Лизе» Н.М. Карамзина. Нарративная структура // Русская новелла: Проблемы истории и теории. – СПб., 1993. С. 26–63 (сокращенный вариант главы из предыдущего издания) (конспект).

7. Травников С.Н., Ольшевская Л.А. История русской литературы XVIII века. Практикум: Учебное пособие. – М., 2004. С. 304-311 (конспект).

 

Практическое занятие № 9

ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА АВТОРА В ПОЭЗИИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА [1]

 

Вопросы

1. История создания и публикации оды «Фелица» Г.Р. Державина. Кто из русских государственных деятелей и как изображен в оде? Особенности изображения «просвещенного монарха» в оде.

2. Новаторство Г.Р. Державина в жанре оды. Торжественная ода и философская («духовная») оды. Соединение в произведении высокого стиля одических и сатирических элементов (приведите примеры из од «Фелица» и «Вельможа»). Принципы включения сатирических элементов в оды. Ода как жанр–ансамбль (письменно). Принципы введения в оды первичных жанров.

3. Выделите вступление в оду. Каковы причины его двучастной композиции? Как основные идеи вступления воплотились в структуре произведения? Роль антитезы в построении оды. Способы выражения авторского начала. Как меняется и почему образ автора в «Фелице»? С какой целью введена в произведение «чужая точка зрения»?

4. Восточный колорит оды, его функции и формы.

5. Автобиографическая основа творчества Г.Р. Державина и основные формы автобиографизма в произведениях поэта (письменно).

6. Проследите изменения в формах выражения личности автора в оде «Фелица» и «Евгению. Жизнь Званская». К каким изменениям в области жанра, композиции, стиля, ритмики приводит эволюция образа автора в поэтическом творчестве Г.Р. Державина?

7. Выполнить полный анализ одного (на выбор) стихотворения Г.Р. Державина (письменно) из предложенного списка (в анализе должна быть полная ритмическая схема стихотворения, если оно менее 20 строк и схема 20 первых строк, если стихотворение по объему больше).

 

Тексты:

1. Державин Г.Р. Фелица. К первому соседу. Памятник. Храповицкому. Ко второму соседу. Вельможа. Евгению. Жизнь Званская. Признание. – Любое издание.

Литература:

1. Александрова И.Б. Поэтическая речь XVIII века: Учебное пособие. – М., 2005. С. 284–307 (конспект).

2. Благой Д.Д. Литература и действительность. Вопросы теории и истории литературы. – М., 1959. С. 140 – 147.

3. Западов А.В. Поэты XVIII века. М.В. Ломоносов. Г.Р. Державин. Литературные очерки. – М., 1979. С. 179 – 219.

4. Западов А.В. Мастерство Державина. – М., 1958. С. 46 – 74, 91 – 109, 169 – 183, 199 – 202.

5. Западов В.А. Литературные направления в русской литературе XVIII века. – СПб., 1995. С. 38 – 52 (конспект).

6. Кочеткова Н.Д. «Правосудие» и «милость» в поэзии Державина // XVIII век. Сборник 20. – СПб., 1996. С. 72 – 78.

7. Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина. – М., 1969. С. 367 – 417.

8. Макогоненко Г.П. Огненные стихи: Ода «Вельможа» Г.Р. Державина // Вершины: Книга о выдающихся произведениях русской литературы. – М., 1978.

9. Мейор А.Г. Пространство и время: Державин и Пушкин (Стихотворение Державина «Евгению. Жизнь Званская») // XVIII век. Сборник 20. – СПб., 1996. С. 79 – 86 (конспект).

10.Серман И.З. Гаврила Романович Державин. – Л., 1967. С. 13 – 16, 45 – 69 (конспект).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: