По коррекции эмоционально-поведенческой сферы




Пояснительная записка

В настоящее время сложились весьма неблагоприятные условия, которые существенно осложняют психическое развитие и воспитание подрастающего поколения. Эти условия формируются под влиянием целого комплекса социально-психических и биологических факторов: увеличение родового травматизма, неблагоприятная экологическая обстановка, недостатки медицинского контроля и помощи, ухудшение материально-экономического положения людей, возрастающая занятость родителей, неуклонный рост разводов и конфликтов в семьях, негативная информация, насилие, агрессия, захлестнувшие телеэкраны. Все это определяет распространенность состояний психического дискомфорта, в особенности легких его форм, выражающихся в нарушениях эмоционально-поведенческой сферы детей.

Учитывая специфику самосознания детей с расстройствами эмоционально-поведенческой сферы, которая выражается в отклоняющемся поведении, необходимо помочь им изменить негативное отношение к себе, выработать уверенность, воспитать стремление к успеху, сформировать способность к саморегуляции, самоконтролю. Проблемы поведенческого характера — это наиболее часто встречающийся запрос учителя к психологу. Консультативная, коррекционная помощь оказывается ребенку, но носит эпизодический, ситуативный характер, поэтому создание программы, направленной на коррекцию отклоняющегося поведения является актуальным.

В психолого-педагогической литературе теме девиантного (отклоняющегося) поведения посвящены теоретические исследования, публикации, систематизирующие знания о причинах его возникновения, формах проявления (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, А. Берковтиц, А. Бандуров, Реан, Н. Семаго и М. Семаго и другие.)

Наличие у детей четко очерченных форм девиантного поведения является ориентиром для проведения профилактической и коррекционной работы. Характерными для детей младшего школьного возраста являются следующие варианты девиантного поведения: активный протест (враждебность), пассивный протест (избегание), тревожность и неуверенность в себе.

Развивать психическую произвольность необходимо в начале школьного обучения через работу с самосознанием ребенка и тренировку его растущих функций. Способность регулировать различные сферы психической жизни складывается из конкретных контролируемых умений:

в двигательной сфере:

— умение произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении;

— умение различать и сравнивать мышечные ощущения;

— умение определять соответствующий характер ощущений (напряжение-расслабление, тяжесть-легкость и др.), характер движений, сопровождаемых этими ощущениями (сила-слабость, резкость-плавность, темп, ритм);

— умение менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений;

в эмоциональной сфере:

— умение произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения, которые ребенок испытывает;

— умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер;

— умение одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие собственные эмоции, а также эмоции, которые испытывают окружающие;

— умение произвольно и подражательно демонстрировать эмоции по заданному образцу;

в сфере общения:

— умение улавливать, понимать и различать эмоциональные чужие состояния;

— сопереживать (принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать, прочувствовать его эмоциональное состояние);

— умение отвечать адекватными чувствами (в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить чувства адекватно ситуации);

в поведении:

— умение определять конкретные цели своих поступков;

— умение искать и находить, выбирая из множества вариантов, средства достижения этих целей;

— умение проверять эффективность выбранных путей действиями, ошибаясь и исправляя ошибки, опытом чувств или прошлых аналогичных ситуаций;

— умение предвидеть конечный результат своих действий и поступков;

— умение брать на себя ответственность.

Предоставив ребенку возможность испытать различные варианты действия, можно обогатить его поведенческий репертуар, а эмоциональная окраска позитивного выбора оставит «зарубку» в памяти, которая поможет ребенку в аналогичной ситуации выбрать правильное решение.

Есть основания полагать, что если начать развивать и тренировать эти способности в детстве, то в зрелом возрасте можно достичь большего согласия и совершенства в управлении своим поведением. При составлении данной программы использовались разные методы: свободное и тематическое рисование, импровизация, игры с правилами (сюжетно-ролевые, драматизации), сочинение историй и рассказов, рассматривание рисунков (фотографий, иллюстраций), упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера, чтение и прослушивание художественных произведений, психологические этюды и др.

Цель программы: формирование у ребенка навыков конструктивного общения, основ саморегуляции, социальной ответственности.

Задачи:

- обучать способам конструктивного общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями;

- формировать у ребенка навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой), собственным телом;

- развивать адекватную самооценку и оценку поведения и поступков окружающих его людей.

Вид программы — стандартизированная.

Форма организации занятий — индивидуальная, минигрупповая.

Периодичность — 1 раз в неделю по 40 минут.

Продолжительность курса - 6 месяца

Структура занятия содержит 5 этапов:

- Коммуникативный (предполагает создание доверительных отношений, расположенность и открытость психологу).

- Психогимнастика (включает в себя этюды, упражнения, направленные на снятие эмоциональной зажатости, на овладение навыками контроля двигательной и эмоциональной сферами).

- Конструктивно-формирующий (направлен на формирование и развитие навыков конструктивного общения, основ саморегуляции).

- Рефлексия (направлена на осознание собственных эмоций, развитие эмпатии, повышение самооценки).

- Релаксация (состоит из упражнений на мышечное расслабление, глубокое дыхание, снятие возбуждения).

Критерии отслеживания результативности программы:

Параметры Периодичность Диагностические методики
1. Тревожность в начале и конце курса Наблюдение Шкала тревожности А.М. Прихожан.
2. Агрессия в начале и конце курса Наблюдение «Несуществующее животное»
3. Самооценка в начале и конце курса Наблюдение Методика «Лесенка» Автор Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина, «Учим детей общению» Ярославль «Академия развития» 1997
4. Школьная мотивация в начале и конце курса Наблюдение Анкета школьной мотивации Лускановой

 

Ожидаемый результат:

— позитивные изменения в поведении;

— применение в общении освоенных приемов конструктивного общения;

— снижение уровня тревожности;

— улучшения психического самочувствия;

— повышение социометрического статуса в детском коллективе.

Тематическое планирование

по коррекции эмоционально-поведенческой сферы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: