Цели и задачи основной и вариативной части Программы




ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

 

Дети с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) представляют собой сложную разнородную группу, с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. Кгруппе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при дислалии, ринолалии, легкой степени дизартрии; с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития при дизартрии, ринолалии, алалии и т.д., у которых имеются нарушения всех компонентов языка.

Активное усвоение фонетико-фонематических, лексических и грамматических закономерностей начинается у детей в 1,5-3 года и, в основном, заканчивается в дошкольном детстве. Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и в большой степени зависит от достаточной речевой практики, культуры речевого окружения, от воспитания и обучения.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи проявляется в нарушении звукопроизношения и фонематического слуха.

Общее недоразвитие речи проявляется в нарушении различных компонентов речи: звукопроизношения фонематического слуха, лексико-грамматического строя разной степени выраженности. Речь ребёнка оценивается по четырем уровням развития речи.

На I уровне речевого развития у ребёнка наблюдается полное отсутствие или резкое ограничение словесных средств общения. Словарный запас состоит из отдельных лепетных слов, звуковых или звукоподражательных комплексов, сопровождающихся жестами и мимикой;

на II уровне речевого развития в речи ребенка присутствует короткая аграмматичная фраза, словарь состоит из слов простой слоговой структуры (чаще существительные, глаголы, качественные прилагательные), но, наряду с этим, произносительные возможности ребенка значительно отстают от возрастной нормы;

на III уровне речевого развития в речи ребенка появляется развернутая фразовая речь с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития;

на IV уровне речевого развития при наличии развернутой фразовой речи наблюдаются остаточные проявления недоразвития всех компонентов языковой системы.

Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Таким образом, ТНР выявляется у детей дошкольного возраста со следующими речевыми нарушениями – дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, детская афазия, неврозоподобное заикание (по клинико-педагогической классификации речевых нарушений).

 

Рабочая программа учителя-логопеда для детей с тяжелыми нарушениями речи Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения – детского сада комбинированного вида «Матрешка» (далее МКДОУ - детский сад «Матрешка», ДОУ) разработана в соответствии со следующим перечнем нормативно-правовой документации:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. –URL:https://минобрнауки.рф/документы/2974

2. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155, г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования». Вступил в силу: 1 января 2014 г.[Электронный ресурс]. – URL:https://минобрнауки.рф/документы/6261

3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 мая 2013 г.[Электронный ресурс]. – URL:https://docs.cntd.ru/document/499023522

4. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Электронный ресурс]. – URL:https://fgosreestr.ru/registry/primernaya-adaptirovannaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya-detej-s-tyazhyolymi-narusheniyami-rechi/

5. Основная общеобразовательная программа МКДОУ детского сада № 467;

6. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи;

7. Адаптированная основная образовательная программа для комбинированных групп дети с тяжелыми нарушениями речи муниципального казенного дошкольного учреждения города Новосибирска «Детский сад № 467 комбинированного вида»;

8. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи /под ред. проф. Л. В. Лопатиной. – СПб, 2014. – 386 с.

9. Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е. перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. – СПб.: ООО изд-во «Детство-пресс», 2016. – 240 с.

 

Цели и задачи основной и вариативной части Программы

Цель реализации основной части рабочей программы учителя-логопеда является проектирование социальной ситуации развития, осуществление коррекционно-развивающей деятельности и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ), в том числе с инвалидностью, - воспитанника с тяжёлыми нарушениями речи.

Доступное и качественное образование детей дошкольного возраста с ОВЗ достигается через решение следующих задач:

- реализовать адаптированную основную образовательную программу;

- способствовать психофизическому развитию детей с ОВЗ;

- осуществлять охрану и укрепление физического и психического детей с ОВЗ, в том числе их эмоционального благополучия;

- обеспечить равные возможности для полноценного развития ребенка с ОВЗ в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

- создать благоприятные условия развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;

- объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формировать общую культуру личности детей с ОВЗ, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формировать предпосылки учебной деятельности;

- формировать социокультурную среду, соответствующую психофизическим и индивидуальным особенностям детей с ОВЗ;

- обеспечить психолого-педагогичесую поддержку семье и повышать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ОВЗ;

- обеспеченить преемственность целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.

Цель вариативной части Программы, формируемой участниками образовательных отношений являетсяформирование у детей навыка и опыта, необходимого для адекватного поведения в различных речевых ситуациях.

Приоритетные задачи реализации Программы:

Образовательные:

1. Дать начальные представления об основных понятиях повседневного и делового общения, формулах речевого общения.

2. Научить владеть основными элементами правильной речи в различных речевых ситуациях.

3. Познакомить детей с нормами русского литературного языка.

4. Дать знания об искусстве человеческих взаимоотношений.

Развивающие:

1. Развивать основные свойства устной речи: окраска голоса, громкость, темп; дикцию, дыхание, чувство языка.

2. Развитие коммуникативных качеств ребенка, свободного общения со взрослыми и детьми.

3. Сформировать умение излагать свои мысли последовательно, убеждать, отстаивать свою точку зрения;

4. Развить актерские способности детей, работая над выразительностью речи, пластики, мимики.

Воспитательные:

1. Пробудить интерес к родному языку.

2. Воспитать чувство гордости и уважения к родному языку.

3. Воспитать в детях потребности соблюдения речевого этикета и позитивного мировосприятия.

4. Воспитать чувство гордости и уважения к родному языку.

5. Создать условия для духовно-нравственного роста детей.

Программа является значимой и актуальной, так как дошкольники испытывают трудности в организацииразличных видов речевой деятельности, культуры речевого поведения.

Программа по риторике призвана как можно раньше, познакомить детей с вопросами культуры речевого поведения, что, несомненно, окажет благотворное влияние на развитие ребенка, который будет уметь устанавливать положительный контакт со сверстниками и взрослыми, вести бесконфликтное общение и обеспечит себе успех в будущем.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: