В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, рабочая программа учителя логопеда для детей с тяжелыми нарушениями речи построена с учетом следующих подходов:
1. Деятельностный подход – основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания детей, структуру коррекционно-логопедической деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нарушенным развитием.
Деятельностный подход строится на признании того, что развитие речи детей с ТНР дошкольного возраста определяется характером организации доступной им деятельности.
Основным средством реализации деятельностного подхода в реализации рабочей программы логопеда является коррекционно-логопедическое воздействие как процесс организации познавательной и игровой деятельности детей, обеспечивающей овладение ими речью.
2. Психолингвистический подход к речевой деятельности как к многокомпонентной структуре, включающей семантический, синтаксический, лексический, морфологический и фонетический компоненты, предполагающей интенсивный и экстенсивный пути развития и формирование «чувства языка». Основным средством реализации психолингвистического подхода является включение речи на всех этапах деятельности детей.
3. Дифференцированный подход – предполагает учет особых образовательных потребностей детей, которые определяются уровнем речевого развития, этиопатогенезом, характером нарушений формирования речевой функциональной системы и проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Рабочая программа логопеда создается в соответствии с дифференцированно сформулированными в ФГОС ДО дошкольников с ОВЗ требования к:
|
структуре программы;
условиям реализации образовательной программы.
Применение дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя дошкольникам с ТНР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития; открывает широкие возможности для педагогического творчества, создания вариативных образовательных материалов, обеспечивающих пошаговую логопедическую коррекцию.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, рабочая программа учителя логопеда для детей с тяжелыми нарушениями речи построена с учетом следующихпринципов:
- онтогенетический принцип – разработка рабочей программы логопеда ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе;
- принцип развития – предполагает выделение в процессе составления рабочей программы логопеда тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка. Организация работы с детьми с нарушениями речи осуществляется с учетом ведущей деятельности ребенка (предметно-практической, игровой);
- принцип структуры дефекта – предполагает учет связи нарушений речевого развития с другими сторонами психического развития. Необходимо установить является ли нарушение речи у ребенка первичным, или это следствие другой патологии. От этого зависит выбор образовательного маршрута;
|
- принцип системности – опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы;
- Этиопатогенетический принцип – необходимо учитывать совокупность этиологических факторов, обусловливающих их возникновение. Это внешние, внутренние, биологические и социально-психологические факторы.
Планируемые результаты освоения Программы для детей средней группы
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка с ТНР к концу дошкольного образования.
Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка с ТНР. Они представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства.
В соответствии с особенностями психофизического развития ребенка с ТНР, планируемые результаты освоения Программы предусмотрены в ряде целевых ориентиров.
|
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Календарно-тематическое планирование на 2018-2019 уч. год
Месяц | Дата | Лексическая тема средней группы | Итоговое мероприятие |
Сентябрь | 01.09-14.09 | Обследование речи детей. | Праздник «День знаний» |
17.09 – 21.09 | Осень. Название деревьев | «Праздник осени» Выставка детского творчества | |
24.09-30.09 | Овощи | Выставка детского творчества «Вот так урожай» | |
Октябрь | 03.10-07.10 | Фрукты. | Выставка детского творчества |
10.10-14.10 | Я в мире человек. Части тела, лицо. | Спортивный праздник | |
17.10-21.10 | Одежда. | Выставка детского творчества | |
24.10-28.10 | Обувь | Выставка детского творчества | |
Ноябрь | 31.10-03.11 | Мой дом. Мой поселок. Детская площадка. | Выставка детского творчества |
07.11-11.11 | Мебель | Конструирование кукольной мебели | |
14.11-18.11 | Посуда. Профессия – повар | Выставка поделок из пластилина «Моя любимая чашка» | |
21.11-25.11 | Комнатные растения | Выставка детского творчества | |
Декабрь | 28.11-02.12 | Зима. Зимние забавы | Выставка детского творчества |
05.12-09-12 | Зимующие птицы | Выставка детского творчества | |
12.12-16.12 | Дикие животные . | Выставка детского творчества | |
19.12-30.12 | Новогодний праздник. Карнавал | Новогодний утренник. | |
Январь | 16.01-20.01 | Дни природы. Аквариумные рыбы. | Выставка детского творчества |
23.01-27.01 | Домашние животные и их детёныши | Сюжетно-ролевая игра «Летим в отпуск» | |
Февраль | 30.01-03.02 | Домашние птицы | Выставка детского творчества |
06.02-10.02 | Семья | Семейный коллаж «Мама, Папа, Я» | |
13.02-17.02 | Знакомство с народной культурой и традициями. Масленица. | Выставка детского творчества Музыкальный досуг | |
20.02-24.02 | Наша армия. | Музыкально-спортивный досуг | |
Март | 27.02-03.03 | Весна. Приметы весны. Комнатные растения. | Выставка детского творчества. |
06.03-10.03 | Мамин праздник. | Праздник «8 марта». Выставка детского творчества | |
13.03-17.03 | Зоопарк | Выставка детского творчества | |
20.03-24.03 | Игрушки и материалы (резиновый плюшевый, деревянный, пластмассовый). | Поделки из природных материалов | |
27.03-31.03 | Дни театра и поэзии. Музыкальные инструменты. | Музыкально-поэтический праздник | |
Апрель | 03.04-07.04 | Весна | Праздник весны |
10.04-14.04 | День космонавтики. | День космонавтики. Выставка детского творчества | |
17.04-21.04 | Инструменты | Выставка детского творчества | |
24.04-28.04 | Праздник птиц. Перелётные птицы. | Выставка детского творчества | |
Май | 02.05-05.05 | Майские праздники. День Победы | Праздник День Победы. Выставка детского творчества |
10.05-12.05 | Насекомые | Поделки из природных материалов | |
15.05-19.05 | Цветы (части растения). Первые весенние цветы. | Выставка детского творчества | |
22.05-26.05 | Лето. | Выставка детского творчества |
2.2 Перспективное планирование образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста