Подходы и принципы к формированию Программы




В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, рабочая программа учителя логопеда для детей с тяжелыми нарушениями речи построена с учетом следующих подходов:

1. Деятельностный подход – основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания детей, структуру коррекционно-логопедической деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нарушенным развитием.

Деятельностный подход строится на признании того, что развитие речи детей с ТНР дошкольного возраста определяется характером организации доступной им деятельности.

Основным средством реализации деятельностного подхода в реализации рабочей программы логопеда является коррекционно-логопедическое воздействие как процесс организации познавательной и игровой деятельности детей, обеспечивающей овладение ими речью.

2. Психолингвистический подход к речевой деятельности как к многокомпонентной структуре, включающей семантический, синтаксический, лексический, морфологический и фонетический компоненты, предполагающей интенсивный и экстенсивный пути развития и формирование «чувства языка». Основным средством реализации психолингвистического подхода является включение речи на всех этапах деятельности детей.

3. Дифференцированный подход – предполагает учет особых образовательных потребностей детей, которые определяются уровнем речевого развития, этиопатогенезом, характером нарушений формирования речевой функциональной системы и проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Рабочая программа логопеда создается в соответствии с дифференцированно сформулированными в ФГОС ДО дошкольников с ОВЗ требования к:

структуре программы;

условиям реализации образовательной программы.

Применение дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя дошкольникам с ТНР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития; открывает широкие возможности для педагогического творчества, создания вариативных образовательных материалов, обеспечивающих пошаговую логопедическую коррекцию.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, рабочая программа учителя логопеда для детей с тяжелыми нарушениями речи построена с учетом следующихпринципов:

- онтогенетический принцип – разработка рабочей программы логопеда ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе;

- принцип развития – предполагает выделение в процессе составления рабочей программы логопеда тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка. Организация работы с детьми с нарушениями речи осуществляется с учетом ведущей деятельности ребенка (предметно-практической, игровой);

- принцип структуры дефекта – предполагает учет связи нарушений речевого развития с другими сторонами психического развития. Необходимо установить является ли нарушение речи у ребенка первичным, или это следствие другой патологии. От этого зависит выбор образовательного маршрута;

- принцип системности – опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы;

- Этиопатогенетический принцип – необходимо учитывать совокупность этиологических факторов, обусловливающих их возникновение. Это внешние, внутренние, биологические и социально-психологические факторы.

 

Планируемые результаты освоения Программы для детей средней группы

 

В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка с ТНР к концу дошкольного образования.

Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка с ТНР. Они представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства.

В соответствии с особенностями психофизического развития ребенка с ТНР, планируемые результаты освоения Программы предусмотрены в ряде целевых ориентиров.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.


 

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Календарно-тематическое планирование на 2018-2019 уч. год

Месяц Дата Лексическая тема средней группы Итоговое мероприятие
Сентябрь 01.09-14.09 Обследование речи детей. Праздник «День знаний»
17.09 – 21.09 Осень. Название деревьев «Праздник осени» Выставка детского творчества
24.09-30.09 Овощи Выставка детского творчества «Вот так урожай»
Октябрь 03.10-07.10 Фрукты. Выставка детского творчества
10.10-14.10 Я в мире человек. Части тела, лицо. Спортивный праздник
17.10-21.10 Одежда. Выставка детского творчества
24.10-28.10 Обувь Выставка детского творчества
Ноябрь 31.10-03.11 Мой дом. Мой поселок. Детская площадка. Выставка детского творчества
07.11-11.11 Мебель Конструирование кукольной мебели
14.11-18.11 Посуда. Профессия – повар Выставка поделок из пластилина «Моя любимая чашка»
21.11-25.11 Комнатные растения Выставка детского творчества
Декабрь 28.11-02.12 Зима. Зимние забавы Выставка детского творчества
05.12-09-12 Зимующие птицы Выставка детского творчества
12.12-16.12 Дикие животные . Выставка детского творчества
19.12-30.12 Новогодний праздник. Карнавал Новогодний утренник.
Январь 16.01-20.01 Дни природы. Аквариумные рыбы. Выставка детского творчества
23.01-27.01 Домашние животные и их детёныши Сюжетно-ролевая игра «Летим в отпуск»
Февраль 30.01-03.02 Домашние птицы Выставка детского творчества
06.02-10.02 Семья Семейный коллаж «Мама, Папа, Я»
13.02-17.02 Знакомство с народной культурой и традициями. Масленица. Выставка детского творчества Музыкальный досуг
20.02-24.02 Наша армия. Музыкально-спортивный досуг
Март 27.02-03.03 Весна. Приметы весны. Комнатные растения. Выставка детского творчества.
06.03-10.03 Мамин праздник. Праздник «8 марта». Выставка детского творчества
13.03-17.03 Зоопарк Выставка детского творчества
20.03-24.03 Игрушки и материалы (резиновый плюшевый, деревянный, пластмассовый). Поделки из природных материалов
27.03-31.03 Дни театра и поэзии. Музыкальные инструменты. Музыкально-поэтический праздник
Апрель 03.04-07.04 Весна Праздник весны
10.04-14.04 День космонавтики. День космонавтики. Выставка детского творчества
17.04-21.04 Инструменты Выставка детского творчества
24.04-28.04 Праздник птиц. Перелётные птицы. Выставка детского творчества
Май 02.05-05.05 Майские праздники. День Победы Праздник День Победы. Выставка детского творчества
10.05-12.05 Насекомые Поделки из природных материалов
15.05-19.05 Цветы (части растения). Первые весенние цветы. Выставка детского творчества
22.05-26.05 Лето. Выставка детского творчества

2.2 Перспективное планирование образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: