Сталь Анатольевич Шмаков- педагог, ученый, мыслитель, философ, поэт, публицист, бард, блистательный организатор. Человек редкого, удивительного обаяния.
Дивной акустической особенностью и способностью обладала жизнь этого человека. Слова указанные много лет назад (даже шепотом) доносятся до нас как живые. Выкристаллизовавшись в его душе, они могли принимать самые разнообразные формы: монографии и научные статьи, небольшие эссе и полемические заметки, стихи и песни, пьесы и спектакли, мысли и афоризмы.
Профессором С.А. Шмаковым написано более тысячи научно-педагогических трудов: монографий, книг, пособий, статей, опубликованных в России, Германии, Албании, Польше, Чехии, Австрии, Италии, Китае. Много лет он плодотворно сотрудничал с редакцией периодического издания «Новая школа». Его книга «Нетрадиционные праздники в школе» получила гран-при на Международной книжной ярмарке 122 стран в Москве, награждена дипломом и большой золотой медалью (1997). По его книгам учатся студенты университетов, педвузов, педколледжей, работают учителя и воспитатели. Всего им написано около 1000 статей по проблемам педагогики для центральных и региональных газет. Он лауреат пяти международных российских и областных премий в области образования и журналистики. Сталь Анатольевич - автор детских пьес, сценариев телевизионных публицистических фильмов, автор шести сборников песен, в которых порядка 200 песен.
И всё это - казалось бы, столь несовпадающее, несопрягающееся - сопрягается и совпадает в творческой жизни одного человека. Причем сплачивается таким образом, что даже самое пристальное всматривание не обнаружит ни, только зазора, но и швов в этой почти природной цельности, хотя и сработанной личной волею Мастера. Древние говорили: «Отдай ребёнка на воспитание рабу, у тебя будут два раба».
Это аксиома - только талантливый воспитает талантливого, только крылатый поставит на крыло другого, только счастливый вырастит и воспитает счастливого.
Школа учит человека меняться. Не рывками, не скачками (круг - эллипс), а постепенно. И состояние изменения должно стать содержанием образования (как для ученика, так и для учителя).
Учитель- профессия типа «человек-человек». Это профессия социально видная, публичная. А это значит, что обществу не безразлично каков он, учитель! Ведь профессию учителя характеризует нечто большее, чем просто профессионализм.
«Учебный труд в современной школе изнурителен. Поле творческой деятельности ребенка складывается из многих компонентов....
Растущий человек ежедневно, ежечасно должен удивляться крошечным открытиям в себе и окружающей мире на уроке, вне урока, всегда, везде.
Как важно, чтобы приходя в школу (в лагерь), ребёнок удивился,
восхитился, засмеялся, задумался» С.А.Шмаков.
Как важно, чтобы школа стала по-настоящему «суверенной территорией детства!». Так как «гуманистический подход к воспитанию ставит в центр педагогики прежде всего, личность ребёнка...» писал ученик Шмакова С.А., академик О.С. Газман. Профессор Шмаков имеет несколько патентов в области теории воспитания.
Сталь Анатольевич, как великолепный режиссёр и талантливый педагог, ставит в педагогике сверхзадачи:
Ø Жить по принципу событийности.
«...Необходим богатый фонд счастливых событий. Школа, лагерь без событий - богодельня, скукодвор.» С.А.Шмаков.
Ø Хранить традиции.
«Традиции - плечи предшествующих поколений» С.А.Шмаков.
Ø Жить по «теории антиканонов», остро чувствуя свежий ветер перемен. «Талант вожатого и учителя-это способность хранить ценности прошлого и сбрасывать, если нужно, нажитые приёмы, чтобы открыть себя в новой реальности». С.А.Шмаков.
Ø Единственное предупреждение: ко всем (педагогическим) идеям и идеологиям прошлого и настоящего необходимо относится взвешенно» С.А. Шмаков
Ø Жить по принципу влюбленности.
Влюбленности в педагогическую профессию, в суверенную территорию детства. В педагогике удача сопутствует любящим. «Лишь любовь к детям и оптимизм охраняют работающих с ребятами взрослых от эмоционального выгорания со всеми его тяжелыми последствиями, как для педагогов, так и для детей, у которых надо учиться бескорыстно любить» С.А.Шмаков.
Ориентируясь на этот принцип, много позже другой блистательный ученик С.А.Шмакова- кандидат педагогических наук, доцент ЛГПУ О.А.Казанский напишет свою необыкновенную книгу «Педагогика как любовь».
Ø Жить творчески.
Организация детского досуга - дело, требующее энтузиазма и фантазии, выдумки и таланта. Сам Сталь Анатольевич, как человек огромной творческой энергии был ярким воплощением принципа креативности. «Человек начинается с творчества» - вот педагогическое кредо Шмакова!
Ø Жить на высоком эмоциональном накале, не щадить себя, «раскачивать всё инерционное, будоражить скуку, ставить перед собой высокие цели».
«Может быть то, что я скажу, спорно, но прежде всего, нужно НАЙТИ В РЕБЁНКЕ ЧЕЛОВЕКА и помочь ребёнку открыть в себе человека.
Путей поиска человека в человеке много. Педагогика досуговой деятельности - часть науки-искусства создавать условия, оказывать помощь и поддержку растущему человеку».
Эти неписаные принципы всегда лежали в концептуальной основе педагогического кредо доктора педагогических наук, профессора, заслуженного учителя России Сталя Анатольевича Шмакова- автора и основателя одной из наиболее продуктивных педагогических школ современности.
Искусство жить.
У эстетствующих французов есть замечательная культурологическая концепция «Искусство жить». Как сама жизнь, она - ёмкая и многогранная. Сталь Анатольевич Шмаков, будучи ярким представителем русского культурного архетипа, всем своим жизненным примером ярко выражал эту идею «Искусства жить», никогда не опуская планку культурных и моральных ценностей внутреннего императива» до пограничных состояний, заурядности, примитивизма, ущербности и бытовой «замыленности». Ведь «культура в русском понимании этого слова - образ жизни...».
Сталь Анатольевич, как немногие, полностью реализовал в себе человеческую сущность, утвердил себя как объект свободы, и прежде всего - «внутренней свободы», творчества, красоты, культуры. Культуры как воплощения его внутренних сущностных сил. Его индивидуальное бытие было целостным и гармоничным. Именно он ярко воплощал идею, что «Не место красит человека, а человек - место». «Талантливые люди от декораций не меняются».
Самим своим существованием он украсил жизнь и судьбы множества людей.
В его присутствии всё переставало быть заурядным, даже чаепитие, трапеза или застолье. В этом он также ярко воплощал французскую идею «Искусства стола», но не в её кулинарном, гастрономическом аспекте, а в роскоши человеческого общения.
Блистательный тамада, искрометный, остроумный, изысканный, глубокий мастер «table talk» -застольной беседы, интереснейший собеседник, он очень ценил неформальность человеческого общения и считал эту сторону жизни достойным полем для творчества. Отсюда столько его замечательных эпиграмм, посвящений, стихов, сценариев различных праздников и событий, песен для доверительного собеседника и дружеского круга.
Сталь Анатольевич был последовательным в своих взглядах и принципах. Свои личные убеждения он транслировал в научное, педагогическое наследие, Борцом с дыханием серой скуки, с зеленой тоской за событийность и счастье бытия, он был и в педагогике, и в частной жизни. «Скука - это внешняя примета бездарности. Скука, как засуха убивает все».
Насыщенность жизни яркими событиями, событийность – вот принципы детского досуга, да и досуга вообще. По мнению С.А. Шмакова: «Не раствориться б в суете», и ещё «…должен быть богатый фонд счастливых воспоминаний, собственная духовная история». Как высшую оценку своему скромному существованию, вспоминаю высказывание Учителя в мой адрес: «Молодец девочка, событийно живёшь!»
Сталь Анатольевич был многогранен: поэт, бард, журналист, публицист, рыбак, турист, грибник, коллекционер...
«Интересный человек- это ведь тоже явление природы».
Но всему прочему он предпочитал общение с умными, яркими творческими людьми и сетовал: «У нас стало очень мало породистых людей».
И ещё одна мысль:«Слово «духовность» не переводится ни на один язык мира, оно только русское, Дух как третья Ипостась Святой Троицы: Бог-Отец, Бог- Сын, Бог- Святой Дух.
«Мы богаты уже тем, что живем в России».
Его духовность, внутренний свет Духа и Души Сталя Анатольевича - вот те образцы для подражания для многочисленных соратников и учеников. Ведь воспитание на собственном примере - до сих пор остаётся самым действенным педагогическим принципом.
Примечание:
Приведенные в статье цитаты принадлежат перу Сталя Анатольевича Шмакова.