В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, рабочая программа учителя логопеда для детей с тяжелыми нарушениями речи построена с учетом следующих подходов:
1. Деятельностный подход – направлен на развитие ребенка, на уровне познания, в целях удовлетворения потребностей в разных видах деятельности, при его активно-положительной мотивации.
2. Системный подход – направлен на преодоление речевого нарушения ребенка и предусматривает комплексную коррекционно-развивающую работу, объединяя аспекты рече-языковой работы с целенаправленным формированием психофизиологических возможностей ребенка с ТНР, а именно, процессов внимания, памяти, восприятия, мышления, моторно-двигательных и оптико-пространственных функций соответственно персонифицированным возможностям детей с ТНР 4-5 лет.
3. Личностно-ориентированный подход – направлен на формирования базиса личности ребенка, а так же предполагает отношение к каждому ребенку как к самостоятельной личности и принятие его таким какой он есть.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, рабочая программа учителя логопеда для детей с тяжелыми нарушениями речи построена с учетом следующих принципов:
- принцип онтогенетический предусматривает, анализ объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребёнка, выявление ведущего речевого дефекта и обусловленных им недостатков психического развития. Учитывает этапы и последовательность овладения речевыми функциями.
- Принцип патогенетический учитывает механизм данного нарушения
- Принцип комплексности рассчитан на логопедическое воздействие при коррекции имеющихся речевых расстройств, который осуществляется на весь комплекс речевых нарушений.
|
Принцип «зоны ближайшего развития» осуществляет процесс развития той или иной психической функции постепенно, с учетом ближайшего уровня развития этой функции, т.е. того уровня, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога. Это способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.
- Принцип раннего воздействия на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных нарушений.
- Принцип последовательности реализуется в логическом построении процесса обучения от простого к сложному, от известного к неизвестному.
- Принцип доступности определяет необходимость отбора материала в соответствии с возрастом, зоной актуального развития ребенка, программными требованиями обучения и воспитания.
- Принцип интенсивности предполагает использование на занятиях различных приемов интенсификации (создание проблемных ситуаций, участие в ролевых играх, применение средств наглядности), а также аудиовизуальных методов, мнемотехники, психо-коррекции и прочие.
- Принцип содействия предполагает диалогический характер коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями.
- Принцип индивидуализации предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности.
|
В соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности. Деление Программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов. Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие тесно связано с речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое – с познавательным и речевым и т.п. Содержание образовательной деятельности в одной конкретной области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития детей раннего и дошкольного возраста.
Стандарт и Программа задают инвариантные ценности и ориентиры, с учетом которых Организация должна разработать свою основную образовательную программу и которые для нее являются научно-методическими опорами в современном мире разнообразия и неопределенности. При этом Программа оставляет за Организацией право выбора способов их достижения, выбора образовательных программ, учитывающих многообразие конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации Программы, разнородность состава групп воспитанников, их особенностей и интересов, запросов родителей (законных представителей), интересов и предпочтений педагогов и тому подобное.
|
Планируемые результаты освоения Программы для детей средней группы
- Спроектировать социальную ситуацию развития, осуществить коррекционно-развивающую деятельность и развивающую предметно-пространственную среду, обеспечить позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью воспитанника с тяжёлыми нарушениями речи.
- Обеспечить равные возможности и благоприятные условия для полноценного развития ребенка с ТНР в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса.
- Объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
- Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ТНР.
- Развить у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Календарно-тематическое планирование на 2018-2019 уч. год
Месяц | Дата | Лексическая тема средней группы | Итоговое мероприятие |
Сентябрь | 01.09-14.09 | Обследование речи детей. | Праздник «День знаний» |
17.09 – 21.09 | Осень. Название деревьев | «Праздник осени» Выставка детского творчества | |
24.09-30.09 | Овощи | Выставка детского творчества «Вот так урожай» | |
Октябрь | 03.10-07.10 | Фрукты. | Выставка детского творчества |
10.10-14.10 | Я в мире человек. Части тела, лицо. | Спортивный праздник | |
17.10-21.10 | Одежда. | Выставка детского творчества | |
24.10-28.10 | Обувь | Выставка детского творчества | |
Ноябрь | 31.10-03.11 | Мой дом. Мой поселок. Детская площадка. | Выставка детского творчества |
07.11-11.11 | Мебель | Конструирование кукольной мебели | |
14.11-18.11 | Посуда. Профессия – повар | Выставка поделок из пластилина «Моя любимая чашка» | |
21.11-25.11 | Комнатные растения | Выставка детского творчества | |
Декабрь | 28.11-02.12 | Зима. Зимние забавы | Выставка детского творчества |
05.12-09-12 | Зимующие птицы | Выставка детского творчества | |
12.12-16.12 | Дикие животные . | Выставка детского творчества | |
19.12-30.12 | Новогодний праздник. Карнавал | Новогодний утренник. | |
Январь | 16.01-20.01 | Дни природы. Аквариумные рыбы. | Выставка детского творчества |
23.01-27.01 | Домашние животные и их детёныши | Сюжетно-ролевая игра «Летим в отпуск» | |
Февраль | 30.01-03.02 | Домашние птицы | Выставка детского творчества |
06.02-10.02 | Семья | Семейный коллаж «Мама, Папа, Я» | |
13.02-17.02 | Знакомство с народной культурой и традициями. Масленица. | Выставка детского творчества Музыкальный досуг | |
20.02-24.02 | Наша армия. | Музыкально-спортивный досуг | |
Март | 27.02-03.03 | Весна. Приметы весны. Комнатные растения. | Выставка детского творчества. |
06.03-10.03 | Мамин праздник. | Праздник «8 марта». Выставка детского творчества | |
13.03-17.03 | Зоопарк | Выставка детского творчества | |
20.03-24.03 | Игрушки и материалы (резиновый плюшевый, деревянный, пластмассовый). | Поделки из природных материалов | |
27.03-31.03 | Дни театра и поэзии. Музыкальные инструменты. | Музыкально-поэтический праздник | |
Апрель | 03.04-07.04 | Весна | Праздник весны |
10.04-14.04 | День космонавтики. | День космонавтики. Выставка детского творчества | |
17.04-21.04 | Инструменты | Выставка детского творчества | |
24.04-28.04 | Праздник птиц. Перелётные птицы. | Выставка детского творчества | |
Май | 02.05-05.05 | Майские праздники. День Победы | Праздник День Победы. Выставка детского творчества |
10.05-12.05 | Насекомые | Поделки из природных материалов | |
15.05-19.05 | Цветы (части растения). Первые весенние цветы. | Выставка детского творчества | |
22.05-26.05 | Лето. | Выставка детского творчества |
2.2 Перспективное планирование образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста