On the problem of lack of family education




О проблеме недостаточности семейного воспитания

Научный руководитель:

Мишанова О.Г.

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии детства ЮУрГГПУ

Аннотация: В данной статье раскрываются основные понятия семейного воспитания, а также описываются проблемы и ошибки во взаимоотношениях родителей и детей.

Ключевые слова: семья, семейное воспитание, ошибки семейного воспитания.

Amanbaeva A.A.

Chelyabinsk

On the problem of lack of family education

Scientific adviser:

Mishanova O.G.

doctor of pedagogical Sciences, Professor of the Department of pedagogy and psychology of childhood, Ural state pedagogical University

Abstract: This article reveals the basic concepts of family education, as well as problems and mistakes in the relationship between parents and children.

Key words: family, family upbringing, mistakes of family upbringing.

Роль семьи в жизни человека очень велика. В настоящее время семья стала предметом пристального внимания педагогов, психологов, социологов и т.д.

А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых считают, что именно семья стоит у истоков формирования личности. «Именно в ней дети просто и естественно приобщаются к жизни, учатся чувствовать, думать и переживать».

По мнению А.Г. Харчева «Семья - это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми; это малая социальная группа, члены которой связаны брачными и родительскими отношениям, общностью быта и взаимной моральной ответственностью». В нашей статье мы придерживаемся именно этого понятия.

В семье родители строят свою воспитательную систему. Необходимо отметить, что такая система формируется на основе личного опыта родителей, полученных в своих семьях, «обогащённым» данными литературы и советами других людей, к которым прислушивались в процессе воспитательной деятельности. По своему существу любая система семейного воспитания есть не что иное, как проявление субъективности родителя в её понимании и реализации. От системы семейного воспитания во многом зависит, какой ребёнок вырастет, что удастся у него воспитать, какие ценности, нормы и правила передать. Под воздействием его формируются основы социальности человека, становление его как личности.

Семейное воспитание — это воспитание детей, осуществляемое родителями или лицами, их заменяющими (родственниками, опекунами).

Система семейного воспитания всегда сугубо индивидуальна, складывается в условиях конкретной семьи. На ее формирование влияет множество факторов, которые, в свою очередь, могут быть как позитивными, так и негативными.

Так как наша статья посвящена проблеме недостаточности семейного воспитания, мы отметим наиболее существенные негативные факторы семьи, влияющие на воспитание детей и их крайние формы проявления:

– негативный социокультурный фон, микроклимат семьи. Такая среда создаёт напряжённость, дискомфортность, делает ребёнка особенно уязвимым, негативно сказывается на его развитии и воспитании;

– недостатки (крайности) в заботе о ребёнке со стороны родителей (родительской заботе). Крайними формами её проявления выступают: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточная (гипопротекция);

– степень удовлетворения родителями потребностей ребёнка: потворствование; игнорирование;

– родительский контроль - проверка и/или надзора за поведением, действиями и поступками своего ребёнка в целях приведения их в соответствие со своими требованиями норм и правил: разрешающий, умеренный и чрезмерный (доминирующей гиперпротекции).

Родительский контроль сопровождается определёнными требованиями-обязанностями и требованиями-запретами. Требования обязанности определяют место и роль ребёнка в семье, круг его непосредственных обязанностей и могут носить рациональный, потворствующий и чрезмерный характер; требования запреты: чрезмерность требований; недостаточность требований.

В воспитании ребёнка в семье встречаются многочисленные проблемы. Причины их самые разнообразные. Большинство из них обусловлены педагогической подготовленностью родителей к воспитанию, их индивидуальным своеобразием и своеобразием воспитанника. Систематизация таких проблем позволяет выделить типичные, обусловливающие негативное воспитательной воздействие родителей на ребёнка в семье:

1. «Близорукость» воспитательных представлений (недостаточность знаний, представлений о воспитании, воспитательных ситуациях на различных этапах возрастного развития ребёнка). Как следствие - неумение создавать и использовать возможности воспитательной ситуации; нереализованность значимых целей воспитания.

2. «Фальцстарт в воспитании» или нехватка терпения, выдержки перед началом активного этапа воспитательного процесса. Активность многих родителей, занявшихся ребёнком после его рождения, резко падает нередко к 1,5 - 2 годам. К 2,5 - 3-летнему возрасту ребёнка у родителей наблюдается своего рода последствия «фальцстарта» - преждевременная трата сил, известный уровень усталости, переходящий в беспечность и устранение от воспитания. Прозрение, наступающее к 4 - 5-летнему возрасту ребёнка, подтверждает, что время упущено.

3. Воспитание детей «по образу и подобию» своего детства. Такой опыт бывает далеко не лучшим, но он трансформируется родителями с большим упорством, без замечаний негативных последствий в воспитании ребёнка.

4. Противопоставление родительских отношений к детям. Оно возникает: при длительном отсутствии одного из родителей в семье в силу каких-либо причин; самоустранении одного из родителей от воспитания детей и др.

5. Потворствующая гиперпротекция как отражение хронического «синдрома маленького ребёнка» или предпочтение видения в подростке детских качеств. Рассматривая подростка как «ещё маленького и беззащитного», они проявляют к нему чрезмерную жалость и опеку, чем снижают уровень требований, сдерживая его развитие, стимулируя инфантилизм.

6. Снисходительная гиперпротекция проявляется как пониженный уровень требований к ребёнку, что проявляется в неуверенности родителей; умение подростка найти к своему родителю (своим родителям) подход, при котором создаётся ситуация — «минимум требований — максимум прав».

7. Атрибутивная проекция — характерная проекция чего-либо на другого человека. Проявляется в эмоциональном отвержении или жестоком обращении.

8. Избирательная гиперпротекция при воспитании двух и более детей, проявляется в виде покровительства, благосклонности по отношению, как правило, к младшему ребёнку.

9. Доминирующая гиперпротекция как чрезмерная опека и мелочный контроль. Чаще всего это вызывается фобией утраты ребёнка, что вследствие перенесения им тяжёлого заболевания, особенно если оно было длительным. Страх заставляет одних родителей тревожно прислушиваться к любому пожеланию ребёнка и спешить удовлетворить его (потворствуя гиперпротекции), в других - мелочно опекать его (доминирующая гиперпротекция).

10. Гиперпротекция и жёсткое обращение - неразвитость родительских чувств, переросшая в эмоциональное отвержение, жёсткое обращение.

11. Эмоциональное отвержение родителем сына или дочери, проявляемое в виде неприятия одного из детей по различным причинам.

12. Гипопротекция - предоставление ребёнка самому себе. Родители не интересуются им и не контролируют его.

13. Скрытая гипопротекция - формальный контроль и реальная невключенность в жизнь ребёнка.

Негативные последствия воспитания, нередко обусловливают типичные ошибки семейного воспитания.

С. Ф. Спиваковская сгруппировала типичные ошибки в зависимости от их влияния на социализацию ребёнка:

1-я группа обусловлена индивидуально-личностным своеобразием родителей: а) родители неправильно компенсируют чувства и переживания: страх одиночества, нервный срыв в виде окрика и физических наказаний, желание быть авторитетом, бесконечные замечания и назидания; б) взрослый переносит свои недостатки на личность своего ребёнка, обвиняя его во всём; в) разрыв между словом и делом в поведении родителей.

2-я группа обусловлена степенью сформированности родительских качеств, необходимых для воспитания детей: а) неприятие детей вследствие несформированности материнского чувства; б) слишком высокие требования к ребёнку; в) противоречивость требований к ребёнку на различных этапах его развития; г) негибкость в отношениях с детьми, а именно заострение внимания на пустяках, неумение учитывать изменившуюся ситуацию, трафаретные требования, навязчивость мнений).

Таким образом, негативных факторов семьи, существенно сказывающихся на воспитании, социализации ребёнка, достаточно много. Все они по-разному проявляются воспитании ребёнка и требуют постоянного учёта в воспитательной деятельности родителей.

Список литературы:

1. Азаров, Ю. П. Семейная педагогика / Ю. П. Азаров. М.: Аргументы и факты, 1993.

2. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / Т. А. Куликова. М.: Академия, 1999. 178 Л. В. Мардахаев.

3. Мишанова, О.Г. Основы педагогического управления общением обучающихся: Учебное пособие / О.Г. Мишанова. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2011. – 163 с.

4. Лесгафт, П. Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение / П. Ф. Лесгафт // Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1988.

5. Макаренко, А. С. Книга для родителей / А. С. Макаренко // Пед. соч.: в 8 т. Т. 5. М.: Педагогика, 1985.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: