Примерный перечень простых практических контрольных заданий к зачету с оценкой




Примерный перечень вопросов к зачету с оценкой по дисциплине «История и методология юридической науке»

- для оценивания результатов обучения в виде ЗНАНИЙ

1. Метод юридической науки

2. Юридическая наука и юридическая практика: вопросы соотношения.

3. Юридическая догма: становление и роль в современном правоведении.

4. Юридические конструкции в правоведении.

5. Сущностные черты классической науки.

6. Неклассическая наука и ее особенности.

7. Постнеклассическая наука.

8. Научная рациональность: понятие и содержание.

9. Типы научной рациональности.

10. Условия и критерии научности юридического исследования.

11. Социокультурная обусловленность науки.

12. Социально-правовой эксперимент.

13. Конкретно-социологические исследования в праве.

14. Взаимоотношение науки и религии в современной культуре.

15. Научная деятельность и ее структура.

16. Основные уровни научного знания.

17. Методы эмпирического познания.

18. Методы теоретического познания.

19. Научные законы и их классификация.

20. Научная теория и ее структура.

21. Гипотеза как форма развития научного знания.

22. Научный объект: понятие и типы.

23. Научное доказательство и его виды.

24. Модели в праве и правоведении.

25. Особенность гуманитарного знания.

26. Вненаучное социальное знание и методы его получения.

27. Юридическое мышление.

28. Методология права: понятие и место в системе юриспруденции.

29. Проблемы предмета юридической науки.

30. Гносеологические аспекты методологии правоведения.

31. Инструментальные аспекты юридической методологии.

32. Методологический плюрализм в исследовании правовых явлений.

33. Понятие и значение принципов правового познания.

34. Герменевтический подход к праву.

35. Принцип единства предмета и метода познания в правоведении.

36. Системный подход в юридическом исследовании.

37. Деятельностный подход в правоведении.

38. Принцип историзма в юридической методологии.

 

 

Примерный перечень простых практических контрольных заданий к зачету с оценкой

- для оценивания результатов обучения в виде УМЕНИЙ

1. Кому принадлежит фраза: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать общим «естественным» законом»? Что обозначает эта формулировка? Дайте обоснование суждению.

2. Р.Декарт был убежден, что есть два пути открытия нового знания в науке.

"Эти два пути, - писал он, - являются самыми верными путями к знанию, и ум не должен допускать их больше - все другие надо отвергать как подозрительные и ведущие к заблуждению". Какие это два пути, по Декарту?

3. По мнению этого философа, знание - высшая добродетель и путь к обретению других добродетелей: сдержанности, мужества и справедливости. Кто этот философ? Что обозначает эта формулировка? Дайте обоснование суждению.

4. Кому принадлежит выражение: «Если руководить народом посредством

законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, - народ будет стремиться уклоняться (от наказаний) и не будет испытывать стыда. Если же

руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится». Кто этот философ? Что обозначает эта формулировка? Дайте обоснование суждению.

5. Дайте характеристику понятию: «осевое время». Когда оно возникло?

6. Фома Аквинский (1225–1274 гг.) - доминиканский монах, ученый-богослов, один из главных идеологов римской католической церкви и создателей схоластики придерживался теоцентрического понимания права. В чем заключалась его концепция иерархии законов?

7. Школа глоссариев возникла в начале XII века, в Болонье. Ее основателем принято считать Ирнерия (1085 – 1125гг.), его последователями: Булгар, Мартин Гозия, Яков, Гуго де Порта Равеньяна. В чем заключалась деятельность глоссаторов?

8. Школа постглоссаторов или комментаторов (среди которых особенно выделялся юрист Бартоло да Сассоферрато (1314 – 1357 гг.)) существенно отличалась от глоссаторов. В чем это отличие?

9.Каковы критерии разграничения исторических форм научной рациональности? Дайте им характеристику.

10.Назовите ключевые принципы классической юридической науки. Дайте им характеристику.

11.Какие юридические научные школы, актуализируются в интеллектуальном пространстве неклассической юриспруденции?

12.Какая наука в постнеклассический период развития рационализма обретает статус «науки наук»? Дайте пояснения.

13. В русле какого направления юридической науки развиваются идеи неопозитивизма? Дайте им характеристику.

14.Чем обусловлена спецификация общенаучных методов в социально-гуманитарных исследованиях. Дайте пояснения.

15. Ключеой принцип натурализма - принцип натуралистического редукционизма. В чем заключается его смысл?

16. Каковы сильные стороны юснатурализма как метода объяснения правовых явлений? Дайте пояснения.

17. Каковы перспективы натурализма как метода изучения правовой сферы жизни общества? Дайте пояснения.

18.Почему герменевтику рассматривают как альтернативную натурализму методологическую позицию? Дайте пояснения.

19.Дайте характеристику концепции: «естественное право с меняющимся содержанием».

20.В чем заключается суть синергетического понимания эволюции правовой системы? Дайте пояснения.

21.Что означает понятие «правовая энтропия»? Каково его содержание? Дайте пояснения.

22.Как с позиций синергетики объясняется происхождение права? Дайте пояснения.

23.Дайте характеристику основным процедурам герменевтического метода. Что такое герменевтический круг?

24.Какой путь исследования права предлагает феноменология?

25.В чем близость феноменологического метода к методу «отнесения к ценности»?

26.Методология юридической науки как одной из наук социально-гуманитарного профиля – сложное гетерогенное образование. Она может быть представлена как система оппозиций. Покажите, какие парные методологические программы альтернативны относительно друг друга.

А Герменевтика - А Натурализм

Б Аксиология - Б Прагматизм

В Феноменология - В Позитивизм (неопозитивизм, пост-позитивизм)

Г Структурализм (постструктурализм) - Г Структурный функционализм

Д Культурно-исторический подход - Д Эволюционизм (формационный подход)

27. Один из философов Нового времени был уверен, что разработал метод открытия нового научного знания, которым может овладеть каждый. В основе этого метода открытия - индуктивное обобщение данных опыта. Он писал: "Наш же путь открытия таков, что он немногое оставляет остроте и силе дарования, но почти уравнивает их. Подобно тому, как для проведения прямой линии или описания совершенного круга много значат твердость, умелость и испытанность руки, если действовать только рукой, - мало или совсем ничего не значат, если пользоваться циркулем или линейкой. Так обстоит и с нашим методом". Кто был этот философ? Поясните его позицию.

28. Методология юридических исследований, базирующаяся на представлении о праве как надстройке над экономическим базисом, эволюционно развивающейся и проходящей первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и социалистическую стадии представляет формационный подход. Поясните его.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: