Примерный перечень комплексных практических контрольных заданий к зачету с оценкой




- для оценивания результатов обучения в виде ВЛАДЕНИЙ

1. Правоведение Нового времени развивалось под эгидой этой парадигмы, в нем нашли воплощение все принципы этой парадигмы, в частности: натуроцентризм, механицизм, механистический детерминизм, методологический монизм, сциентизм, гносеологический объективизм. Как называется эта парадигма? В чем ее сущность?

2. Кому принадлежат слова: «Ни папа, ни епископ, ни какой бы то ни было человек, не имеет права установить хоть единую букву над христианином, если не будет на то его собственного согласия»? Какова его концепция правоустановления?

3.Кто в древности представлял государство как правовое образование, «общий правопорядок», публично-правовая общность; обосновал принцип юридического равенства граждан, согласно которому права граждан одного и

того же государства должны быть одинаковыми; превратил естественное право из предмета философских размышлений в предмет конкретно-научного рассмотрения; сформулировал понятие юридического лица – правовой личности? Кто этот философ? Дайте обоснование его теории.

4.Этот философ писал: «Мы говорим о Богах как о существующих и даже поклоняемся Богам, но при этом не выражаем никакой веры и избегаем опрометчивости догматиков». К какой школе он принадлежал? Что обозначает эта формулировка? Дайте обоснование суждению.

5. Карл Бергбом (1849 – 1927 гг.) писал: «Сущность любого права состоит в том, что оно действует. Поэтому прекраснейшее идеальное право не может не оставаться позади самого жалкого позитивного права, подобно тому, как любой калека видит, слышит и действует лучше, чем самая прекрасная статуя». Дайте пояснения высказыванию.

6. Никколо Макиавелли (1469–1527 гг.) - дипломат и политик (секретарь Флорентийской республики), автор произведений: «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции» и др. Исследовательская позиция Н. Макиавелли – позиция эмпиризма. Что это за позиция? Дайте ей характеристику.

7. Основатель позитивизма Огюст Конт (1798-1857 гг.) – французский философ, методолог, ученик Сен-Симона, изложил основные позиции позитивизма в 6-16 томном труде «Дух позитивной философии». В чем суть его учения?

8.Каким образом идеи глобального эволюционизма меняют облик современной юридической науки?

9.Каково отношение Г. Гуго к концепции естественного права и общественного договора и почему? Дайте пояснения.

10.Почему Ф.К. Савиньи выступил против кодификации права в Германии? Дайте пояснения.

11. Каково отношение представителей юридического позитивизма к концепции естественного права, концепции «народного духа» как основ права?

12. Немецкий философ и логик Рейхенбах написал об этом принципе так: "Этот принцип определяет истинность научных теорий. Устранение его из науки означало бы ни более и не менее как лишение науки ее способности различать истинность и ложность ее теорий. Без него наука, очевидно, более не имела бы права говорить об отличии своих теорий от причудливых и произвольных созданий поэтического ума". Назовите этот принцип? Дайте ему характеристику.

13.Российский правовед Богдан Александрович Кистяковский (1868 – 1920 гг.), автор работ: «В защиту научно-философского идеализма», «В защиту права», «Социальные науки и право» полагал, что обновление науки о праве необходимо начинать с ее методологии. Необходимость методологического обновления он аргументирует следующим образом: «Итак, для того чтобы наука о праве была методологически правильно построена, она должна быть ориентирована не на той или иной гуманитарно-научной дисциплине и не на всей совокупности их, а, прежде всего, на философии культуры и только при посредстве ее – на всей сумме гуманитарных наук, объединенных при помощи философии в цельную систему научного знания». Какое научное направление Б.А.Кистяковский культивировал? В чем его сущность?

14.В чем заключается суть идеи «надзаконного права» Г. Радбруха? Дайте пояснения.

15.По мнению немецкого юриста Густава Радбруха (1878-1949 гг.), позитивное право, расходящееся со справедливостью, не является действительным правом, поэтому ему надо отказать в послушании. «Если законы, — писал Радбрух — сознательно отрицают волю к справедливости, например, произвольно отказываются от гарантий прав человека, то такие законы не имеют действия, народ не обязан к послушанию им, и юристам тоже надо найти мужество отрицать их правовой характер». К какой школе относятся взгляды ученого? В чем ее сущность?

16.Основателем нормативизма является австрийский юрист, профессор Венского университета Ганс Кельзен (1881- 1973 гг.), автор работ «Чистая теория права», «Общая теория права и государства», «Коммунистическая теория права». Какой смысл вкладывает Г.Кельзен в понятие «основная норма»? В чем его сущность?

17.Какие виды интерпретации выделяет Г. Гроций? Дайте им характеристику. В чем их сущность?

18.Одним из видных представителей юридического прагматизма является американский правовед, юрист Роско Паунд (1870 – 1964 гг.), автор работ: «Современная правовая теория», «Социальный контроль через право», «Социология права», «Юриспруденция», «Механическая юриспруденция». Паунд выступал за то, чтобы юристы не ограничивались изучением «права в книгах» и обратились к анализу «права в действии». В чем сущность его учения?

19.Юридический неопозитивизм – методология познания права, возникшая в

XX веке, в результате восприятия идей философского неопозитивизма и развития принципов юридического позитивизма. Юридический неопозитивизм развивается в русле такого направления юридической науки как аналитическая юриспруденция, представителями которой являются Г. Харт, О. Вайнбергер, П. Колер. В чем сущность юридического неопозитивизма? Сравните взгляды ученых.

20.Немецким философом Ф.Шлейермахером был определен круг проблем универсальной герменевтики. Он выявил интерпретативную структуру понимания, обосновал основные принципы герменевтического анализа. Существенно обогатил герменевтику как парадигму социально-гуманитарного познания немецкий философ-экзистенциалист Мартин Хайдеггер (1889-1976 гг.). В чем это выразилось? Сравните взгляды ученых.

21.Значительный вклад в дело развития юридической герменевтики сделал профессор Берлинского университета Фридрих Карл фон Савиньи (1779-1861

гг.). Методы истолкования «писаных» законов, предложенные Савиньи служили ориентиром для юридической герменевтики вплоть до начала XX века. В работе «Система современного римского права» Савиньи определяет четыре типа юридического истолкования. Назовите их и дайте характеристику.

22.Крупнейший немецкий правовед Артур Кауфман (1923 -2001 гг.), полагал,

что реальное право должно соединять в себе взаимодополняющие моменты сущности (справедливости) и существования (позитивности), и что исследовать его необходимо в развитии, в процессе конкретизации права, соединении сущности и существования. Как вы это понимаете?

23.Кому из выдающихся российских юристов принадлежит высказывание: «То, что мы разумеем под правовой структурой или правовым логосом, не есть сумма каких-то общих и вечных правовых норм. Правовая структура для нас есть идеальная целостность явлений права... Мы имеем идею права и с совершенной твердостью владеем ею и пользуемся. Это значит, что бесконечные правовые явления связаны между собою в какую-то целостность правовой идеей. В созерцании отдельных моментов этой целостности и обнаруживается структура права. Правовая структура есть то, что придает различным явлениям правовую форму. И, в частности, нормы права являются "правовыми" только потому, что в них отображается правовая структура. Мы называем "правовыми" нормами, в отличие от других видов норм, те, которые предполагают особого носителя (способность признания), в которых выражаются реализованные ценности и которые формулируются в особых определениях (права - обязанности)»? Дайте характеристику методу его школы.

24.Составьте сравнительную таблицу по теме "Сходство и различие методологии О. Шпенглера и А.Дж. Тойнби?»

25.Чем отличается метод «отнесения к ценности» от метода феноменологической редукции? Составьте таблицу отличий.

26.Как, по вашему мнению, связаны такие явления как модернизация и классическая юридическая наука, глобализация и постнеклассическая юридическая наука? Составьте таблицу с указанием системных связей.

27. Составьте сравнительную таблицу по теме "Сходство и различие в понимании права неклассической юридической наукой и классической юридической наукой».

28.Феноменологическая школа права внутренне неоднородна, в ее интеллектуальном пространстве сложились различные вариации феноменологической редукции – феноменологическая редукция разными авторами интерпретируется по-разному: как описание априорных оснований права (А. Райнах); конструирование «природы вещей» (Г. Радбрух), выявление ценностей (Н.Н. Алексеев) и др. Составьте сравнительную таблицу: "Сходство и различие этих научных позиций».

29. Определите общее и особенное юридической науки, юридической практики и философии права. Составьте сравнительную таблицу: "Сходство и различие этих научных понятий».

30. Как соотносятся, в видении Р. Штаммлера, позитивное право и право идеальное? Составьте сравнительную таблицу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: