ТЕМА 10. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА




 

Фискальная политика – это система мер регулирования, связанная с правительственными расходами и налогами. Направления фискальной политики зависят от экономического состояния страны. В период кризиса или депрессии проводится стимулирующая фискальная политика, которая предполагает рост финансовых расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В период экономического подъема – сдерживающая фискальная политика, представляющая собой снижение государственных расходов, увеличение налогов или комбинирование указанных мер.

Методы финансового регулирования, используемые при разработке эффективной фискальной политики, подразделяются на прямые и косвенные. К прямым методам относятся такие формы бюджетного регулирования, как субсидии, дотации, трансферты. Косвенными являются методы использования элементов налоговой системы. Наиболее распространенными методами поощрения деловой активности и определенных видов деятельности являются налоговые льготы, механизм ускоренной амортизации, скидки на истощение недр и инвестиционный налоговый кредит.

Опыт построения и функционирования налоговых систем в различных странах позволяет выделить два различных подхода, определяющих место и роль налоговой системы в арсенале методов государственного регулирования экономики. Один из них основан на кейнсианской концепции государственного регулирования, а второй - на постулатах неоклассической теории.

Согласно кейнсианской теории существуют два типа фискальной политики, являющиеся традиционными:

1) дискреционная политика – политика, проводимая по усмотрению правительства и на основе принимаемых им решений;

2) политика встроенных стабилизаторов – совокупность механизмов, которые работают в режиме саморегулирования.

Применение автоматической фискальной политики в сочетании с дискреционной способно уменьшить последствия циклических колебаний, смягчить потрясения в экономике.

В семидесятые годы был отмечен кризис кейнсианского метода регулирования экономики, принципы государственного регулирования были вытеснены монетаристской теорией и теорией экономики предложения, которые стали новой теоретической базой налоговой политики развитых стран Запада. Неолиберальные методы решения экономических проблем сторонниками этих теорий направлены на снижение степени государственного вмешательства в экономику, уменьшение налогового бремени, сокращение избыточных социальных программ, поддержание стабильных и умеренных темпов роста денежной массы, предоставление большей свободы предпринимательской инициативе.

Основным источником государственного бюджета служат налоги. Без них невозможно существование государства и всего того, что с ним связано.

Налоги – это обязательные сборы, взимаемые государством с юридических и физических лиц.

Можно выделить следующие основные функции налогов: фискальную, перераспределительную, стимулирующую (регулирующую).

Фискальная функция заключается в наполнении государственной казны (бюджета) денежными средствами для финансирования общественных потребностей.

Перераспределительная функция выполняет задачу распределения денежных средств между конкретными субъектами хозяйствования и физическими лицами.

Стимулирующая (регулирующая) функция заключается в том, что, маневрируя налоговыми ставками, изменяя условия налогообложения, вводя одни налоги и отменяя другие, государство создает условия для развития отдельных отраслей и производств.

Налоговая система представляет собой совокупность налогов, сборов и пошлин, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым законодательством, а также совокупность конкретных форм и методов их построения и взимания.

Налоговая система включает в себя следующие элементы:

- налоговое законодательство;

- субъекты налогообложения (налогоплательщики – физические и юридические лица);

- объекты налогообложения (имущество, доход, товар, ресурс, подлежащие налогообложению);

- источники налогов (доходы, из которых уплачиваются налоги);

- виды налогов;

- ставки налогов (величина налога с единицы объекта налога);

- налоговые льготы;

- институты, которые обеспечивают взимание налогов в стране.

Принципы, которым должна отвечать налоговая система, были сформулированы еще А. Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов»:

1) подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно получаемому ими доходу;

2) сумма налога, которую обязан платить отдельный субъект налога, должна быть точно определена;

3) каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, как это удобно плательщику;

4) каждый налог должен быть задуман и разработан таким образом, чтобы заработная плата чиновников не поглотила значительную часть тех средств, которые поступают от данного налога;

5) имущество или доход, подлежащие обложению, должны иметь защиту от двойного обложения.

Исходя из этих принципов, и особенно справедливости в налогообложении, известны два подхода к налогообложению:

1) со стороны выгод, согласно этому подходу физические и юридические лица должны уплачивать налог пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства;

2) со стороны платежеспособности, этот подход предполагает, что налоги должны зависеть от размера получаемого дохода, кто больше получает, тот больше и платит.

В современной российской налоговой системе налоги классифицируются следующим образом:

1. По принадлежности к уровню власти: федеральные, региональные (налоги субъектов Федерации) и местные. В России существует в силу ее федерального устройства именно трехуровневая налоговая система.

2. По субъекту уплаты: налоги на юридических и физических лиц.

3. По назначению: общие и специальные.

Общие налоги используются на финансирование расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов.

Специальные налоги имеют целевое назначение, например, отчисления на социальные нужды или транспортный налог.

4. По способу изъятия: прямые и косвенные.

Прямыми налогами облагаются непосредственно физические и юридические лица, а также их доходы.

Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Косвенные налоги взимаются путем их включения в цены товаров и услуг.

5. По методу исчисления: абсолютные, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Абсолютные налоги устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от величины дохода. Пропорциональные налоги действуют в одинаковом процентном размере независимо от суммы дохода. Прогрессивными являются такие налоги, средняя ставка которых повышается по мере возрастания дохода. Регрессивными называются налоги, средняя ставка которых снижается по мере роста дохода.

Связь между ставкой налогов и величиной налоговых поступлений в государственный бюджет описывает кривая Лаффера (рис. 10.1).

 
 

 


Рис. 10.1. Кривая Лаффера

 

Согласно концепции американского экономиста Артура Лаффера, стремление правительства пополнить казну увеличением налогового пресса может привести к противоположным результатам. При увеличении ставки налога до определенных пределов (50%) доход государства увеличивается, а затем начинает уменьшаться (снижается деловая активность, часть предпринимателей уходит в теневую экономику).

Из сказанного вытекает, что государственные доходы могут быть максимизированы только при некотором оптимальном уровне ставки налога. Трудность заключается в определении оптимального уровня налоговой ставки для данной страны. Изменяя налоговые ставки, государство может воздействовать на объемы капиталовложений и сбережений, уровень потребления и т.д. В результате налоги могут воздействовать на экономическое поведение людей.

В структуре централизованных финансов главным элементом выступает государственный бюджет – основной финансовый план доходов и расходов государства. Через него государство концентрирует основную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления.

С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития национального производства, что позволяет осуществлять единую финансовую политику на всей территории страны.

Государственный бюджет служит основным государственным планом страны, утверждаемым как закон. Он состоит из двух частей – доходной и расходной.

Доходы государственного бюджета отражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Форма проявления этих отношений – различные виды платежей, которые имеют материально-вещественное воплощение в виде денежных средств, мобилизуемых в бюджетный фонд. Основным источником государственного бюджета служат налоги. Без них невозможно существование государства и всего того, что с ним связано.

Расходы государственного бюджета отражают экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием на нужды хозяйства и выполнение функций государства.

Идеальное исполнение государственного бюджета – это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств, т.е. превышение доходов над расходами. Полное соответствие доходов над расходами характеризует сбалансированный бюджет. Некоторое превышение доходов над расходами носит название «профицит бюджета». В этом случае говорят, что государство имеет положительное сальдо бюджета. Однако, на практике чаще бывает обратная ситуация и образуется бюджетный дефицит.

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. Существуют четыре способа финансирования бюджетного дефицита: путем дополнительной эмиссии денег; за счет кредитов ЦБ; посредством заимствований у населения и фирм; посредством внешних заимствований.

В результате государственных займов формируется государственный долг, который может быть внутренним и внешним. Обычно займы размещаются внутри страны, но часть из них может быть размещена и за границей. Наличие государственного долга и его отрицательные последствия вызывают необходимость управления долгом. Погашение государственных займов и выплата процентов производятся либо из бюджета, либо путем рефинансирования – выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться с держателями облигаций старого займа.

Крупные бюджетные дефициты и государственный долг могут породить ряд серьезных проблем. Поэтому в настоящее время правительства большинства развитых стран формируют бюджетную политику, которая предусматривает и совершенствование налоговой политики, и уменьшение государственных расходов, в том числе и за счет социальных ассигнований.

 

План семинарского занятия

1. Влияние налогов и бюджетных расходов на ВНП.

2. Мультипликатор сбалансированного бюджета.

3. Активная фискальная политика: сдерживающая и стимули

рующая.

4. Пассивная фискальная политика.

5. Встроенные стабилизаторы.

6. Проблемы реализации активной фискальной политики.

1. Понятие налогов, их функции и виды.

2. Принципы и способы изъятия налогов.

3. Кривая Лаффера.

4. Структура государственного бюджета и его функции.

5. 2. Бюджетные дефициты и излишки. Циклический и структурный дефициты бюджета.

6. 3. Государственный долг, его причины и виды.

7. 4. Способы погашения бюджетных дефицитов и государственного долга.

Для более глубокого изучения темы студент должен знать определение следующих ключевых понятий и терминов:

фискальная политика, дискреционная фискальная политика, сдерживающая дискреционная фискальная политика, стимулирующая дискреционная фискальная политика, автоматическая фискальная политика, встроенные стабилизаторы, мультипликатор сбалансированного бюджета, налоговый мультипликатор, мультипликатор государственных расходов;

налоговая система, налог, сбор, пошлина, абсолютные налоги пропорциональные налоги, прогрессивные налоги, регрессивные налоги, субъекты налогообложения, объекты налогообложения, налоговая ставка, налоговая база. налоговые льготы, прямой налог, косвенный налог, принципы налогообложения, пропорциональное налогообложение, прогрессивное налогообложение, регрессивное налогообложение, кривая Лаффера;

государственный бюджет, сальдо государственного бюджета, структура государственного бюджета, дефицит бюджета, структурный дефицит, циклический дефицит, бюджетный излишек, государственный долг, внешний долг, внутренний долг, долговое бремя, реструктуризация государственного долга.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: