ПРАВИЛА ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ




Уловки успешного оратора.

Фразы. Короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую боле 13 слов. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов.

Паузы — очень важный элемент выступления.

Известно, что слова звучат убедительнее после мини-пауз. Не следует говорить без паузы дольше, чем 5,5 сек.

Время. Аудитория внимательно слушает и воспринимает речь не более 15-20 минут.

Темпоритм. Самая благоприятная скорость для восприятия — приблизительно 100 слов в минуту.

Грамотность. Проверьте по словарям значения «умных» слов, которые вы используете. Выясните правильность их произношения.

Конспект. Основные тезисы речи лучше записать на небольшие карточки. Читать текст не рекомендуется, желательно выучить его наизусть и произносить по памяти, лишь время от времени заглядывая в свои заметки.

Репетиция. Отшлифуйте фразы, интонацию, мимику перед зеркалом. Выступление не должно быть монотонным, поэтому следует менять тембр голоса, подчеркивая новые и важные мысли.

Место выступления. Если предусмотрена трибуна — докладчик должен быть виден по грудь. Если во время публичного выступления придется сидеть, то нельзя сутулиться, опираться на подлокотники и спинку, забрасывать ногу на ногу, сцеплять руки на коленах, на груди, вертеть в руках посторонние предметы.

Одежда. Универсальное правило успешного публичного выступления — не допускать дисбаланса между тем, что вы говорите, и тем, как вы выглядите. Одежда и обувь не должны доставлять вам внутренний дискомфорт и отвлекать внимание аудитории.

Психологический настрой. При выходе к аудитории двигайтесь уверенно, не семените и не делайте суетливых движений.

Не спешите сразу начинать выступление, сделайте паузу (5-7 секунд), чтобы подготовить себя психологически и настроить аудиторию на общение. При сильном волнении сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов перед началом речи.

Контакт с аудиторией. Обведите взглядом всю аудиторию. Зафиксируйте для себя взглядом нескольких из присутствующих, которые станут зрительными точками опоры в вашем выступлении, затем начинайте говорить.

Приветствие. Представление может осуществляться без посредника или при помощи посредника.

— Позвольте представиться!

— Разрешите представиться!

Далее выступающий называет свою фамилию, имя и отчество в именительном падеже, а также (при необходимости) место работы (учёбы), должность и профессию.

Общение с аудиторией. Обращение к аудитории помогает установить доверительный контакт в ходе выступления. Косвенными обращениями могут служить такие выражения: «Как вам известно», «Уверен, что вас это не оставит равнодушными» и т.д.

Жесты и мимика дают человеку куда больше впечатлений, чем всё, что вы произносите. Во время публичного выступления не застывайте, будто памятник, двигайтесь естественно. Нужно показать себя живым и энергичным. Примите открытую позу и время от времени демонстрируйте улыбку.

Аудитория. Учитывайте культурные, национальные, религиозные и прочие особенности аудитории. Также с большой осторожностью нужно использовать шутки на национальную или религиозную тематику.

Эмоциональность. Бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика в сердцах слушателей, какой бы интересной и важной темы она ни касалась. И, наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление затронет аудиторию, если оратор говорит о накипевшем на душе, если аудитория поверит в искренность выступающего.

Неожиданности. Воспринимайте философски любые неожиданности и неловкости — поломку микрофона, падение на пол стакана с водой, внезапную паузу и т.п. Лучше всего реагировать на это с юмором, обыграть в выгодном для себя ключе.

Последний акцент — прощание. Завершая речь, необходимо посмотреть в глаза слушателям и сказать что-нибудь приятное, продемонстрировав свое удовлетворение от общения с аудиторией.

ПРАВИЛА ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ

Предлагаем вашему вниманию несколько правил успешного публичного выступления, которое складывается из умения подготовить речь и умения свободно держаться перед публикой, владеть голосом и мимикой.

Тему выступления надо выбирать тщательно, лучше остановиться на том, что хорошо знакомо и интересно лично. Сформулируйте основной тезис выступления, т.е. ответьте на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).

Необходимо решить: описывать ли предмет, разъяснять что-либо о предмете, оспаривать ли некую точку зрения или излагать новую версию.

Определите тональность выступления: мажорная; шутливая; упрекающая; просительная; торжественная; предостерегающая.

Оцените предполагаемую аудиторию: возраст, уровень заинтересованности в вашей теме, уровень осведомленности и т.д.

Этапы работы:

ü подбор материалов, включающий яркие примеры «из жизни», из истории и литературы, которые будете использовать в выступлении;

ü анализ проблемы, ситуации;

ü формирование собственной позиции к проблеме;

ü композиционно-логическое оформление речи;

ü аргументация выводов;

ü работа над языком и стилем выступления;

ü репетиция выступления.

Структура выступления:

1. Вступление — 10-15% от общего времени доклада;

2. Основная часть — 60-65%;

3. Заключение — 20-30%.

Вступление — важная часть, так как более всего запоминается слушателям. Оно включает: объяснение цели, название доклада и расшифровку подзаголовка с целью чёткого определения стержневой идеи выступления.

Основная часть — всестороннее обоснование главной идеи.

Некоторые варианты системного построения аргументации:

ü проблемное изложение (выявление и анализ противоречий, путей их разрешения);

ü хронологическое изложение;

ü изложение от причин к следствиям (от частного к общему);

ü индуктивное изложение (от общего к частному).

Рассматриваются различные аспекты, способствующие лучшему осмыслению слушателями идеи.

Предмет выступления должен раскрываться конкретно и стройно. Должно быть подобрано как можно больше фактологических материалов и необходимых примеров.

Цифровые данные лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием.

Не надо пытаться «втиснуть» слишком много материала в ограниченное время.

Заключение — формулирование выводов, которые следуют из главной цели и основной идеи выступления. Закончить выступление можно решительным (эмоциональным) заявлением, подводящим итог выступлению.

 

 

Задание 1. Прочитайте самопрезентацию студента электроэнергетического факультета. Оцените ее плюсы и минусы.

Добрый день. Меня зовут Пётр. Так меня назвали в честь Петра I. В компании старых знакомых я - Петя, для более старших товарищей - я Пётр. Называют так - значит уважают.

На сегодняшний день самое главное дело моей жизни - учеба в универе, потому что я хочу получить качественное образование и стать конкурентоспособным специалистом. Примером для меня являются мой дед, который окончил энергоуниверситет в 1953 году и дядя, окончивший этот же вуз в 1999 году.

Мои интересы лежат в сфере науки. В будущем мне бы хотелась заняться разработкой новых технологий в области сварки. Мы часто говорили на эту тему с Ганусовым Константином Алексеевичем, кандидатом технических наук. Он преподает у нас в университете, является председателем областной аттестационной комиссии сварщиков и директором фирмы «Мир сварки».

Свои увлечения считаю постоянными. Вот уже семь лет я занимаюсь в губернаторском ансамбле танца «Молодость», стремлюсь реализовать свои творческие возможности в танце. В составе этого коллектива я уже дважды становился лауреатом международных и всероссийских конкурсов. Мне нравится ездить с ансамблем по разным городам: так можно увидеть много нового, познакомиться с интересными людьми. Я увлекаюсь и спортом: зимой люблю кататься на коньках, а летом играть в футбол.

Я родился в доме, которому уже больше 200 лет. Он стоит в центре города Иванова на улице Станко. Когда-то эта улица называлась Панская, так как на ней проживали поляки. Мой прапрадед, Лебедев Дмитрий Тимофеевич, построивший наш деревянный дом, был регентом Крестовоздвиженской церкви и уважаемым гражданином города Иваново-Вознесенска. Там, где была эта церковь, сейчас находится памятник борцам революции. Из семейных преданий известно, что погостить в дом моих предков заходил Михаил Васильевич Фрунзе - первый губернатор Ивановской области и выдающийся военачальник.

Мой папа - добрейшей души человек. Он работает региональным управляющим сети магазинов и является магистром теории управления. От него, я думаю, я унаследовал логическое мышление и организаторские способности. Моя мама - композитор, аспирант Московского педагогического государственного университета, лауреат премии «Триумф» за личный вклад в развитие культуры города Иванова, а конкретно - за создание детских песен. Она лауреат международных и российских конкурсов композиторов и исполнителей популярной музыки. От нее я унаследовал творческие способности, такие как музыкальный слух, любовь к музыке и чувство прекрасного. В людях я ценю добросердечность, отзывчивость, ответственность и настойчивость. Мне приятно общаться с такими людьми, и я сам стараюсь быть таким.

Я не люблю врунов, подлецов и предателей: с ними жить опасно. Не люблю неряшливых людей: смотреть противно. Я люблю вкусные обеды, горький шоколад, кислые лимоны, фантастические рассказы, захватывающие с первых страниц, умные книжки, хороших и добрых людей, люблю делать чудеса своими руками и дарить радость людям.

В заключение я хочу сказать, что готовясь к этому выступлению, я очень волновался. Но, как оказалось, доброжелательным людям рассказывать о себе довольно приятно. Спасибо за внимание.

(Петр Звездин, гр.1-30)

Задание 2. Подготовьте рассказ о себе на 5 минут. Постарайтесь рассказать о себе интересно, нескучно. Чтобы уложиться во времени, выберите из предложенной модели 3-4 аспекта, позволяющих представить вас интересной личностью (например, расскажите об истории своего рождения, о семье, мире увлечений). При подготовке можно использовать следующую модель:

1. Меня зовут…(если хотите, прокомментируйте Ваши Ф. И.О.).

2. Чем Вы занимаетесь (сделайте рекламу Вашему занятию).

3. Я родился… (есть ли семейные предания о вашем рождении, какие самые значительные события прошлого хранит ваша память).

4. Кто ваши родители, какие у них интересы, какие у вас с ними отношения.

5. Мое любимое занятие (ваши интересы и увлечения)

6. По характеру я человек…(общительный…)

7. Я ценю в людях такие качества, как...

8. Моими сильными сторонами, как мне кажется, являются…

9. К своим слабостям я бы отнес…

10. Мои друзья считают меня…

11. Я люблю…

12. Я не люблю…

13. Со мной иногда случаются интересные случаи…

14. В будущем я бы хотел…

15. Я надеюсь на то, что…

Выступая на занятии, постарайтесь привлечь внимание не только содержанием, но и манерой рассказа: приветливой, доброжелательной, искренней. Постарайтесь быть не слишком серьезными, относитесь с мягким юмором к собственным недостаткам.

Задание 3. О каком коммуникативном качестве речи великий римский оратор Марк Туллий Цицерон писал так: «Речь должна расцветать и разворачиваться только на основе полного знания предмета; если же за ней не стоит содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное ее выражение представляется пустой и ребяческой болтовней...»?

- Какие два вида логичности речи Вам известны? Какие необходимы условия для соблюдения или нарушения логики изложения?

- Согласны ли Вы с тем, что уместность речи заключается в таком подборе, такой организации средств языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям речи? Обоснуйте свою точку зрения.

Задание 4. Составьте краткую речь на одну из тем:

1. Поздравительная речь на окончание 1 курса. 2. Поздравительная речь на полученную пятерку.

3. Речь-размышление о профессиональном празднике. 4. Речь-описание трудовых будней курсанта (студента). 5. Речь-презентация своего взвода (своей группы).

Задания для проверки достижения конкретных целей обучения по темЕ № 10

Задание 1. Подготовьтесь к участию в игре «Встреча со спонсорами». Трое курсантов (студентов) заранее готовят двухминутную речь, в которой призывают спонсоров (слушателей) пожертвовать средства на осуществление их идеи, связанную с улучшением качества жизни в ДНР, родном городе, в Академии (идею придумать самим). Спонсоры жертвуют разные суммы в зависимости от того, насколько им понравилась идея: 10 копеек, 50 копеек, 1 рубль. В конце выступающие обходят спонсоров и собирают «пожертвования». Кто больше набрал, тот победил.

Задание 2. Напишите советы однокурсникам «Как эффективно выступать с устным ответом у доски или на экзамене».

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫКУРСАНТОВ (СТУДЕНТОВ)

 

1. Составить правила успешного высказывания или выступления.

2. Составить таблицу принципов публичного выступления.

3. Изучить композицию построения публичного выступления.

4. Собрать информацию о причинах коммуникативных неудач и барьеров в процессе выступления оратора.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: