РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Судовые энергетические установки и ЭО судов
по направлению | 6.070104 Морской и речной транспорт. |
для специальностей | 6.100301 «Судовождение» |
6.130303 «Судовождение и промышленное рыболовство» |
Форма обучения | Нормативные данные | ||||||||
Курс | Семестр/четверть | Всего часов / кредитов ЕСТS | лекции, часов | Лабораторные работы, часов | Практические занятия, часов. | Всего аудиторных часов | Самостоятельная работа, часов. | Курсовой проект (работа), часов/ кредитов ЕСТS | Семестровый контроль |
5/ 1 | 54(1) | - | экзамен |
Рабочая программа составлена на основании типовой программы дисциплины и рабочего учебного плана с учетом требований ОПП
Рабочая программа составлена на основании типовой программы дисциплины и рабочего учебного плана с учетом требований ОПП
Программу разработал ассистент кафедры СЭУ Шаратов А.С..
Согласовано с учебным отделом ____________________ А.А. Яшонков
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры судовых энергетических установок КГМТУ
Протокол № _______ от „_______” __________200__г.
Зав. кафедрой СЭУ ______________________________ В.Л. Конюков
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании выпускающей кафедры Судовождение КГМТУ
Протокол № _______ от „_______” __________200__г.
Зав. кафедрой СЭУ ______________________________ В.Л. Конюков
Согласовано методической комиссией морского факультета
Протокол № _______ от „_______” __________200__г.
Председатель комиссии _________________ С.В. Голиков
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры судовых энергетических установок КГМТУ
Протокол № _______ от „_______” __________200__г.
|
Зав. кафедрой СЭУ ______________________________ В.Л. Конюков
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры судовых энергетических установок КГМТУ
Протокол № _______ от „_______” __________200__г.
Зав. кафедрой СЭУ ______________________________ В.Л. Конюков
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры судовых энергетических установок КГМТУ
Протокол № _______ от „_______” __________200__г.
Зав. кафедрой СЭУ ______________________________ В.Л. Конюков
Цель и задачи изучения дисциплины
Целью изучения дисциплины «Судовые энергетические установки» для студентов, обучающихся по направлению 6.070104 «Морской и речной транспорт» специальности «судовождение», «Судовождение и промышленное рыболовство», является формирование устойчивых понятий об устройстве судового энергетического комплекса, характер взаимодействия его элементов и особенностей их технической эксплуатации с учетом реальных условий плавания.
Требования к знаниям, умениям и навыкам студента
В результате изучения дисциплины студент должен:
ЗНАТЬ: принцип действия элементов СЭУ – главных и вспомогательных, теоретические основы их функционирования, конструктивные характеристики судовых паровых котлов, паро- и газотурбинных установок, двигателей внутреннего сгорания, рулевых машин; характеристики судового пропульсивного комплекса, характеристики взаимодействия гребных винтов с главным двигателем и маневровые качества комплекса.
УМЕТЬ: использовать характеристики судового энергетического комплекса для выбора режимов его работы с учетом эксплуатационных особенностей относительно различных технических служб судна.
|
Дисциплина является первоначальной основой для преподавания нормативной дисциплины «Термодинамика и гидромеханика», базируясь при этом на основных технических понятиях, которые получены во время изучения курса физики.
Структура дисциплины
Дисциплина «Судовые энергетические установки» на 3 курсе содержит зачетный кредит, который включает два зачетных модуля.
Сем/ четв | Тема | Общее количество часов | Количество аудиторных часов | Часов по видам занятий |
Лекции | Лабораторные работы | Практические занятия | Самостоятельная работа |
Зачетный кредит | |||||||
3/1 | Зачетный модуль 1 | ||||||
Содержательный модуль 1. Классификация и краткая характеристика судов флота рыбной промышленности, | |||||||
Содержательный модуль 2. Классификация СЭУ и способы передачи мощности на винт. Главные судовые передачи. | |||||||
Содержательный модуль 3. Особенности СЭУ промысловых судов. | |||||||
Содержательный модуль 4. Основные типы энергетических установок | |||||||
Модульный контроль 1: Тест (15 баллов) | |||||||
3/1 | Зачетный модуль 2 | ||||||
Содержательный модуль 5. Вспомогательные СЭУ | |||||||
Содержательный модуль 6. Судовые системы. Элементы судовых систем | |||||||
Содержательный модуль 7. Масла, топлива и смазки, применяемые в СЭУ | |||||||
Содержательный модуль 8. Управление СЭУ. Факторы воздействия СЭУ на окружающую среду | |||||||
Модульный контроль 2: РГР (15 баллов) | |||||||
Семестровый контроль: экзамен (40 баллов) |
Содержание лекций
|
Сем./четв. | № содержательного модуля | № лекции | Объем (час) | Наименование тем, краткое содержание материала |
5/1 | Классификация и краткая характеристика судов флота рыбной промышленности.Рыбодобываюшие, обрабатывающие, приемотранспортные, вспомогательные суда и их краткая характеристика. Пропульсивный комплекс, состав, взаимодействие. Назначение, состав и показатели СЭУ | |||
Классификация СЭУ и способы передачи мощности на винт. Главные судовые передачи.Классификация СЭУ по типу ГД, по количеству гребных валов, по числу ГД, по типу главных передач, по типу движителей, по способу управления и др. Классификация СЭУ по способу передачи мощности на винт, СЭУ с дизель – электрической передачей, СЭУ с реверс-редукторной передачей (РРП), преимущества и недостатки | ||||
Классификация СЭУ и способы передачи мощности на винт. Главные судовые передачи. Классификация СЭУ по типу ГД, по количеству гребных валов, по числу ГД, по типу главных передач, по типу движителей, по способу управления и др. Классификация СЭУ по способу передачи мощности на винт – прямая передача, дизель – редукторная передача, СЭУ с дизель – электрической передачей, СЭУ с реверс-редукторной передачей (РРП), преимущества и недостатки | ||||
Особенности СЭУ промсудов. Характеристики режимов их работы в зависимости от способов добычи рыбопродукции различными продукциями лова – режим работы СЭУ при работе с тралом, кошельковым неводом, дрифтерными орудиями лова, ловле рыбы на свет и ярусными орудиями лова | ||||
Судовые дизельные энергетические установки (СДЭУ). Классификация ДВС, конструктивные особенности, основные понятия и определения, принцип действия, преимущества и недостатки дизельных СЭУ, требования, предъявляемые к ним. КПД СДЭУ, энергетический баланс, анализ его составляющих, утилизация тепловых потерь. Состав ДЭУ и их комплексация двигателями, вспомогательными механизмами, системами | ||||
Судовые паротурбинные (СПТУ) и газотурбинные (СГТУ) энергетические установки.Состав и классификация, тепловые схемы и циклы, КПД и пути их повышения, преимущества и недостатки, сравнительный анализ экономической эффективности СПТУ, СГТУ и дизельных энергетических установок | ||||
Ядерные судовые энергетические установки (ЯСЭУ).Одно и двух контурные схемы и основные показатели ЯСЭУ. Область применения ЯСЭУ. Преимущества и недостатки ЯСЭУ | ||||
Вспомогательные СЭУ.Вспомогательные и утилизационные парокотельные установки, состав, назначение, область применения, системы котельных установок, тепловой баланс, КПД. Судовые электростанции – состав, назначение, загрузка на промысле и переходе, КПД. Судовые холодильные установки | ||||
Судовые системы.Назначение, классификация, состав. Простейшие схемы систем охлаждения элементов СЭУ, топливных и масляных систем, сжатого воздуха и газовыхлопного тракта, требования морского регистра судоходства к системам | ||||
Судовые насосы. Опреснительные установки. Классификация, область применения, назначение, принцип действия, устройство, роль судовых насосов в нормальном функционировании СЭУ | ||||
Судовые устройства. Назначение и состав рулевого, якорно-швартовного, грузового, спасательного, промыслового устройств, требования предъявляемые к ним, схемы расположения, сроки освидетельствования, требования морского регистра судоходства | ||||
Масла, топлива и смазки применяемые в СЭУ.Классификация топлив, масел и смазок, области применения, маркировки отечественных ГСМ и зарубежных аналогов, контроль качества. Пути и методы экономии ГСМ на работающих судах, а также при создании экономичных СЭУ. перспективы применения новых источников энергии и двигателей в СЭУ. | ||||
Управление СЭУ.Управление и автоматизация СЭУ, назначение и типы систем управления, особенности управления главной СЭУ, автоматизированные системы управления судовой электростанцией и ВПКУ | ||||
Факторы воздействия СЭУ на окружающую среду.Шум, вибрация, вредные выбросы судовых ЭУ в атмосферу, факторы воздействия на человека. Требования конвенции МАРПОЛ 73/78 |
Темы практических занятий
Сем./четв. | № содержательного модуля | № занятия | Объем (час) | Наименование тем, краткое содержание материала |
5/1 | В специализированной аудитории просмотр кинофильма на тему: «Судовые энергетические установки и их системы». Разъяснения и комментарии преподавателя по ходу фильма | |||
В машинном зале изучение элементов СДВС как основной составляющей СЭУ. Изучение конструкций неподвижных и подвижных деталей, систем двигателей | ||||
В машинном зале, изучение устройства действующей рулевой установки типа РО-1. Отработка управления рулевой установки на основном, запасном и аварийном приводе. Требования Морского Регистра судоходства к рулевой установке. | ||||
Практическое изучение элементов парового котла, холодильной установки (машинный зал) | ||||
В машинном зале, изучение на действующих установках водяной, масляной, топливной систем и их элементов. Изучение элементов судовых насосов, сепараторов топлива и масла. | ||||
В машинном зале, изучение элементов дизель-компрессорной установки, практические занятия по подготовке к пуску и обслуживанию в работе | ||||
В машинном зале, изучение элементов ЦПУ, генераторов, автоматических систем управления и регуляторов. |
Содержание и объем самостоятельной работы студента
Самостоятельная работа включает часы, необходимые студенту на подготовку к плановым аудиторным контрольным и самостоятельным работам и на выполнение расчетно-графических работ.
3 семестр
№ | Содержание работы | Часы |
Подготовка по содержательному модулю 1. | ||
2 | Подготовка по содержательному модулю 2. | |
Подготовка по содержательному модулю 3. | ||
Подготовка по содержательному модулю 4 | ||
Подготовка к выполнению теста | ||
Подготовка по содержательному модулю 6. | ||
Подготовка по содержательному модулю 5. | ||
Подготовка по содержательному модулю 7 | ||
Подготовка по содержательному модулю 8 | ||
Выполнение РГР | ||
Итого |
Методы обучения
В соответствии с «Положением об организации учебного процесса в высших учебных заведениях » основными формами изучения дисциплины являются: чтение лекций, проведение практических занятий, самостоятельная работа студентов.
Лекции проводятся в специализированных лекционных аудиториях в соответствии с рабочим учебным планом подготовки бакалавров по направлению 6.070104 «Морской и речной транспорт» специальности «Судовождение» и настоящей программой.
Практические занятия посвящены в основном решению задач, исследованию термодинамических процессов и теоретических циклов тепловых двигателей, приобретению навыков работы с термодинамическими таблицами и диаграммами. Лабораторные занятия посвящены определению термодинамических свойств рабочих тел, получению навыков измерения параметров, исследованию влияния параметров на расход и скорость истечения газа, процессов во влажном воздухе, отличий реальных процессов от теоретических. Занятия проводятся с использованием специальных лабораторных установок. Исследования теоретических циклов тепловых двигателей проводятся с помощью математических моделей на ПЭВМ. При этом происходит закрепление теоретического материала и получение практических навыков его использования.
Модульный контроль осуществляется путем выполнения аудиторных контрольных теста (зачетные модуль 1) и защиты индивидуальных самостоятельных расчетно-графических работ (модуль 2).
Итоговый контроль осуществляется по окончании семестра в виде экзамена. Допуском к итоговому контролю считается выполнение и защита всех запланированных работ (расчетно-графическая работа, отчеты по практическим занятиям, тестирование (приложение 2)).
Экзамен проводится по экзаменационным билетам. Перечень экзаменационных вопросов дан в приложении 1. Экзамен оценивается по 40-ко бальной системе (отлично (40 баллов), хорошо(30 баллов), удовлетворительно(20 баллов), неудовлетворительно(0 баллов)).