Размышления по поводу некоторых тем и проблем произведения




Тема: «Наука»
Булгаков М.А.поднимает проблему безрассудного вмешательства человека в законы природы, пытается ответить на вопрос, какова роль интеллигенции, в частности, деятелей науки, в новом государстве.   Профессор Преображенский Филипп Филиппович по своим взглядам демократ, учёный, который, продолжая традиции МГУ, верит в то, что наука должна служить родине, народу, не должна навредить человеку. Это учёный с мировым именем, работает по проблемам евгеники- то есть над улучшением человеческой природы.И изменить её он пытается искусственным путём, путем медицинского вмешательства. Хотя измениться человек может только под воздействием общества, формируясь нравственно.   Борменталь, его помощник, лишён этих гуманистических идей. Восхищаясь талантом, мастерством, человеческими качествами Преображенского, он далёк от всего этого сам лично. Он может разгневаться, даже применить силу. Если этого потребует обстановка.   В центре повести — описание опыта по превращению собаки в человека, пересадка гипофиза человека бродячему псу Шарику. Да, эксперимент получился, человек, подчёркивает автор, может совершать даже такое невероятное. Но появляется вопрос: для чего? Нужно ли было потратить столько времени, сил для того, чтобы в результате появился такой грубый, бессердечный, эгоистичный человек- Полиграф Полиграфович Шариков.И сам профессор не сразу понимает: его научное открытие «стоит ровно один ломаный грош ». Профессор Преображенский стал мудрее, горький опыт научил его: нельзя вмешиваться в законы природы, это может привести к катастрофе.   Чем должны заниматься учёные, какие проблем они должны решать в обществе? Нужны ли вообще данные эксперименты, если женщина может и без науки родить человека. Вопрос о важности научных исследований, об их целесообразности, нужности — вот на него пытается ответить автор. Чему должны служить деятели науки, какова их роль в обществе?   Наука – важнейшая составляющая часть страны. Её деятели должны служить народу, их открытия, достижения должны иметь пользу, улучшать жизнь людей, способствовать развитию всех отраслей промышленности и т.д., то есть быть нужными. Эксперимент не ради эксперимента, а для достижения полезного результата — вот чем нужно руководствоваться учёными в своей деятельности. К выводу о бесполезности своего эксперимента пришёл и сам Преображенский, снова вернув всё назад- и вместо ужасного Полиграфа снова появился милый и добрый пёс. «Зачем нужно искусственно фабриковать спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно. Ведь родила же в Холмогорах мадам Ломоносова этогосвоего знаменитого.»  
Тема: «Нравственные качества человека»
Несмотря на то, что в центре повести исследования учёных, большое место в нём занимают нравственные проблемы: каким нужно быть человеком.Одна из центральных проблем — проблема духовности и бездуховности в обществе.Преображенскийпривлекает своей добротой, порядочностью, верностью делу, стремлением пытаться понять другого, помочь ему исправится. Так он, видя, как ужасен Полиграф — его «детище», всячески пытается приучить его к законам человеческой жизни, воспитать в нём порядочность, культуру, ответственность. Он не позволяет себе грубить ему, чего не скажешь о Борментале — несдержанном человеке.Преображенский – высоконравственный человек. Его возмущают перемены, происходящие в обществе. Он считает, что каждый должен хорошо заниматься своим делом. «Когда он (пролетарий) вылупит из себя всякие галлюцинации и займется чисткой сараев – прямым своим делом, – разруха исчезнет сама собой», – считает профессор.   Как омерзителен Шариков. Ему передались все черты человека, чей гипофиз был пересажен,- то есть Клима Чугункика- грубияна, пьяницы, дебошира, убитого в пьяной драке. Шариковгрубый, наглый, самонадеянный, чувствует себя хозяином жизни, ведь принадлежит к представителям простого народа, который у власти, чувствует поддержку со стороны представителей власти. Он быстро освоился в данной обстановке, чтобы извлекать пользу буквально из всего. Главная его цель — выбиться в люди, добиться нужного положения. Он не собирается этого делать, меняясь нравственно, развиваясь, самосовершенствоваясь. Ему не нужны знания. Он считает, что достаточно надеть галстук ядовитого цвета, лакированные ботинки — и ты уже имеешь презентабельный вид, хотя при этом весь костюм грязен и неопрятен. И книга, которую ему рекомендует читать Швондер- переписка Энгельса с Каутским, по мнению автора, не поможет ему стать умнее. И что самое страшное — он добивается своей цели: при помощи управляющего Швондера он прописывается в квартире Пеображенского, даже пытается привести жену в дом, находит работу (и пусть она грязная- ловит бродячих собак, но и здесь он хоть небольшой, но начальник). Шариков, получив должность, преобразился, став похожим на всех представителей власти. Кожаная куртка, как символ принадлежности к власти, есть теперь и у него. Ездит он на служебной машине. Так что не важно, какой человек нравственно. Главное — он пролетариат, поэтому власть, закон на его стороне. Именно это и критикует автор, показывая беспредел, который был характерен для страны в период правления Сталина. Когда власть в руках таких людей, как Шариков, страшно становится жить. В доме Преображенского не стало покоя: ругань, пьянка, бреньканье на балалайке, приставание к женщинам. Так благие намерения профессора закончились кошмаром, который он сам же и стал исправлять.   Не вызывает уважения и другой герой- Швондер. Выбранный главой домкома, он старается добросовестно выполнять свои обязанности. Это общественное лицо, один из «товарищей».Он ненавидит классовых врагов, которыми, по его мнению, являются Преображенский и Борменталь, разговаривает с профессором со «спокойным злорадством «. И когда Филипп Филиппович невольно вышел из себя, «голубая радость разлилась по лицу Швондера». Подводя итог, необходимо отметить, что человек должен оставаться человеком, какой бы пост он ни занимал, какой бы деятельности ни посвятил себя. Дома, на службе, в отношениях с людьми, тем более с теми, кто окружает человека, должны быть основными законы нравственности. Только тогда можно надеяться и на позитивные преобразования общества в целом. Нравственные законы незыблемы, и их нарушение может привести к страшным последствиям. Каждый в ответе за свои дела, за все результаты своей деятельности. К таким выводам приходят читатели повести.
Тема: «Тоталитаризм в обществе»
Эксперимент проводит Преображенский. Но и в самом обществе тоже происходил величайший эксперимент: воспитывались люди, подобные Шарикову, Швондеру, пытавшиеся изменить мир. Сегодня вызывает лишь улыбку желание Швондера вербовать в свои ряды людей, подобных Шарикову, единение, которое выражается в пении по вечерам революционных песен. А тогда это была резкая критика происходящего в обществе, своего рода предупреждение автора о тех страшных последствиях, к которым может привести тоталитарный режим, формировавшийся в стране. Страшна разруха в обществе, а ещё страшнее, если она в головах людей.Повесть Булгакова — это предупреждение о том, что нельзя вмешиваться не только в естественный, эволюционный путь развития человека, но и в ход истории, изменять её радикальными, насильственными методами.
Тема: «Бюрократизм»
Бюрократизм- одно из негативных явлений социальной действительности, который характеризуется тем, что представители власти относятся к людям лишь формально, для них важен не человек, а документ, «бумажка», отсутствие которого вообще лишает прав.Швондер благоговейно относится к документам. «Документ -самая важная вещь на свете,» — говорит он профессору Преображенскому. Он возмущён, что профессор документы называет идиотскими. «Довольно странно, профессор, — обиделся Швондер, - как это так вы документы называете идиотскими? Я не могу допустить пребывание в доме бездокументного жильца, да еще не взятого на воинский учет милицией. А вдруг война с империалистическими хищниками?» Для него не важно, что документ о личности Шарикова написан глупо и нелепо, главное- он есть, значит, всё законно. Произведение Булгакова — сатира на социалистическую действительность, на те негативные процессы и явления, которые происходили в тот период- 30-е годы 20 века.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: