КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ




 

Следующим этапом моих научных исследований стало изучение, анализ и оценка возможности применения в своей работе компетентностного подхода при обучении физике.

Применение компетентностного подхода в моей педагогической практике, как раз и стало логическим и закономерным продолжением, проводимой мной работы по внедрению инновационно-информационных технологий обучения физике.

Анализируя и совершенствуя ранее предложенную схему организации учебного процесса, я и пришла к осознанию необходимости модернизации и применения компетентностного подхода в обучении. С точки зрения развития у учащихся ключевых компетенций, данная модель претерпела следующие изменения (см. рисунок 4):

Ключевые компетенции
Информационная
Кооперативная
Коммуникативная
Проблемная
Электронные учебники
Компьютерные программы моделирования и демонстрационного эксперимента
Компьютерные научно-исследовательские работы учащихся
Компьютерные научно-исследовательские работы учащихся

 


 

Компьютерные программы моделирования и демонстрационного эксперимента
Компьютерные лабораторные работы
Компьютерные лабораторные работы
Компьютерные лабораторные работы

 


 

Компьютерные лабораторные работы
Компьютерные научно-исследовательские работы учащихся
Компьютерные программы моделирования и демонстрационного эксперимента
Компьютерные программы моделирования и демонстрационного эксперимента


 

 

Компьютерные научно-исследовательские работы учащихся
Электронные учебники
Творческий экзамен с применением компьютерных технологий

 


 

Компьютерные демонстрации
Творческий экзамен с применением компьютерных технологий
Компьютерное тестирование

 

 


 

 

Рисунок 4. Модернизированная схема организации учебного процесса

 

Последнее представление даёт более чёткую картину осмысления целей образовательного процесса состоящим из: определения целей обучения учащихся педагогом, целей изучения учащимися данного учебного материала, а также совокупности методов и приёмов для их достижения. То есть, говоря языком системы компетентностного подхода – формирования у учащихся совокупности ключевых компетенций. [5]

Как видно из представленной модели, основными формами учебной деятельности позволяющими овладеть учащимся ключевыми компетенциями, на мой взгляд являются: компьютерные научно-исследовательские работы, компьютерные лабораторные работы и компьютерные программы моделирования и демонстрационного эксперимента.

Именно они, по моему мнению, в первую очередь, способствуют приобретению учащимися навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, самостоятельное решение проблемных ситуаций, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. Освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.

Таким образом, как раз мы и реализуем инновационные методы обучения, согласно тем определениям, которые были даны начале рассмотрения данной проблемы.

Чтобы успешно реализовать инновационные методы обучения, педагог должен уметь:

1. В совершенстве владеть современными информационными знаниями, технологиями и методикой их применения.

2. Успешно решать свои собственные жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность.

3. Видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;

4. Проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам, даже если те кажутся на первый взгляд трудными и провокационными, а также к их самостоятельным пробам и ошибкам.

5. Чувствовать проблемность изучаемых ситуаций.

6. Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и интересами учащихся, характерными для их возраста.

7. Закреплять знания и умения в учебной и вовне учебной практике.

8. Планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой и индивидуальной), диалогических и проектно-исследовательских методов.

9. Ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися.

10. В совершенстве использовать метод “Создание ситуации успеха”.

11. Привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся, создавать новый опыт деятельности и организовывать его обсуждение без излишних затрат времени.

12. Оценивать достижения учащихся не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой.

13. Оценивать продвижение класса в целом и отдельных учеников не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно важных качеств.

14. Видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С помощью программно-аппаратного комплекса AFS учитель получает возможность сочетать традиционные методы и приемы обучения и инновационные, ориентированные на использование информационных технологий в процессе обучения. «Инновационный школьный практикум AFS» обеспечивает поддержку современного образовательного процесса по физике, химии, биологии и содержит как теоретический материал, так и практическую часть – лабораторные эксперименты.

«Инновационный школьный практикум AFS» преподносит знания в интерактивной форме, которая дает учителю возможность использовать на уроке активно-деятельностный подход в обучении. Самостоятельное проведение учащимися лабораторных экспериментов с использование компьютерной техники поддерживает интерес к изучению школьных дисциплин, повышает активность на уроке, позволяет вовлечь большее количество учеников в работу.

Применение устройств LabQuest и Apple Ipod позволяет ученику развивать интеллектуальные способности; повышать предметные и универсальные компетенции (аналитические, исследовательские, информационные), развивать рефлексивные умения (умение осмыслить, умение ответить на вопросы), умения и навыки работы в сотрудничестве, повышать мотивацию к учебе.

Исходя из этого, я вижу свое будущее направление работы в разработке методики применения данных устройств в индивидуальном лабораторном практикуме и создании соответствующих учебно-методических материалов для учащихся.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Атепалихин М. С., Сауров Ю. А. Вопросы методологии физических измерений при обучении физике: Пособие для учителей. – Киров: Изд-во Кировского ИУУ, 2004. – 150 с. Вышла монография в 2005 г.

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. – М.: «Педагогика», 1989. – 190 с.

3. Горшенков В. Н., Сауров Ю. А. Методика обучения физике: Тесты достижений. Пособие для учителей и студентов. – Н. Новгород, 2004. – 150 с.

4. Методы решения физических задач: Учебное пособие. Старшая школа. – М., 2005. – 250 с. – (Коллектив авторов). Вышло пособие для школьников: Орлов В. А., Сауров Ю. А. Практика решения физических задач (М.: Вентана-Граф, 2010, 2011. – 272 с.)

5. Вопросы методология научного познания в методике обучения физике: Монография. – М., 2006. – 200 с. – (Коллектив авторов). Вышла монография: Коханов К. А., Сауров Ю. А. Методология функционирования и развития школьного физического образования (Киров: ООО «Радуга-ПРЕСС», 2012. – 326 с.).

6. Гузеев В.В. Технология XXI века. М.: Народное образование, 2004.

7. Гузеев В.В. Эффективные образовательные технологии. М.: Народное образование, 2006.

8. Основы методологии научного познания при обучении физике: Пособие для учителей-исследователей. – М., 2005. – 150 с. – (Коллектив авторов).

9. Сауров Ю. А. Организация мышления и мировоззрения школьников при обучении физике в старшей школе // Учебная физика. – 2005. – № 1. – С. 196–199. (Вышла в свет в 2008 г.)

10. Сауров Ю. А. Вопросы методологии использования физического эксперимента при формировании теоретического мышления // Учебный физический эксперимент. – Глазов, 2008. – С. 17–18 с.

11. Сауров Ю. А. Модель урока как дидактическая модель // Формирование учебных умений в процессе реализации стандартов образования. – Ульяновск, 2009. – С. 20–22.

12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 2006.

13. Технология модульного обучения. Третьяков П.И., Сенневский И.Б. М. 2001.

14. Лебедев Я. Д., Сауров Ю. А. О природе трудностей освоения моделирования в курсе физики // Модели и моделирование в методике обучения физике / отв. ред. Ю. А. Сауров. – Киров: Изд-во КИПК и ПРО, 2010. – С. 26–30.

15. Михашычев Е.А. Дидактическая технология: Науч.-метод. пособ. М., 2001.

16. Орлов В. А., Сауров Ю. А. Отношение к учебной физической задаче как к модели // Модели и моделирование в методике обучения физике / отв. ред. Ю. А. Сауров. – Киров: Изд-во КИПК и ПРО, 2010. – С. 79–82.

17. Сауров Ю. А. Методология познавательной деятельности как ресурс повышения качества образования // Научная конференция «Роль инновационных университетов в реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». – Н. Новгород, 2011. – С. 202–203.

 


[1] Основы методологии научного познания при обучении физике: Пособие для учителей-исследователей. – М., 2005. – 150 с. – (Коллектив авторов).

 

[2] Горшенков В. Н., Сауров Ю. А. Методика обучения физике: Тесты достижений. Пособие для учителей и студентов. – Н. Новгород, 2004. – 150 с.

 

[3] Сауров Ю. А. Модель урока как дидактическая модель // Формирование учебных умений в процессе реализации стандартов образования. – Ульяновск, 2009. – С. 20–22.

 

[4] Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 2006.

 

[5] Орлов В. А., Сауров Ю. А. Отношение к учебной физической задаче как к модели // Модели и моделирование в методике обучения физике / отв. ред. Ю. А. Сауров. – Киров: Изд-во КИПК и ПРО, 2010. – С. 79–82.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: