Следующим этапом моих научных исследований стало изучение, анализ и оценка возможности применения в своей работе компетентностного подхода при обучении физике.
Применение компетентностного подхода в моей педагогической практике, как раз и стало логическим и закономерным продолжением, проводимой мной работы по внедрению инновационно-информационных технологий обучения физике.
Анализируя и совершенствуя ранее предложенную схему организации учебного процесса, я и пришла к осознанию необходимости модернизации и применения компетентностного подхода в обучении. С точки зрения развития у учащихся ключевых компетенций, данная модель претерпела следующие изменения (см. рисунок 4):
Ключевые компетенции |
Информационная |
Кооперативная |
Коммуникативная |
Проблемная |
Электронные учебники |
Компьютерные программы моделирования и демонстрационного эксперимента |
Компьютерные научно-исследовательские работы учащихся |
Компьютерные научно-исследовательские работы учащихся |
Компьютерные программы моделирования и демонстрационного эксперимента |
Компьютерные лабораторные работы |
Компьютерные лабораторные работы |
Компьютерные лабораторные работы |
Компьютерные лабораторные работы |
Компьютерные научно-исследовательские работы учащихся |
Компьютерные программы моделирования и демонстрационного эксперимента |
Компьютерные программы моделирования и демонстрационного эксперимента |
Компьютерные научно-исследовательские работы учащихся |
Электронные учебники |
Творческий экзамен с применением компьютерных технологий |
|
Компьютерные демонстрации |
Творческий экзамен с применением компьютерных технологий |
Компьютерное тестирование |
Рисунок 4. Модернизированная схема организации учебного процесса
Последнее представление даёт более чёткую картину осмысления целей образовательного процесса состоящим из: определения целей обучения учащихся педагогом, целей изучения учащимися данного учебного материала, а также совокупности методов и приёмов для их достижения. То есть, говоря языком системы компетентностного подхода – формирования у учащихся совокупности ключевых компетенций. [5]
Как видно из представленной модели, основными формами учебной деятельности позволяющими овладеть учащимся ключевыми компетенциями, на мой взгляд являются: компьютерные научно-исследовательские работы, компьютерные лабораторные работы и компьютерные программы моделирования и демонстрационного эксперимента.
Именно они, по моему мнению, в первую очередь, способствуют приобретению учащимися навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, самостоятельное решение проблемных ситуаций, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. Освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.
Таким образом, как раз мы и реализуем инновационные методы обучения, согласно тем определениям, которые были даны начале рассмотрения данной проблемы.
Чтобы успешно реализовать инновационные методы обучения, педагог должен уметь:
|
1. В совершенстве владеть современными информационными знаниями, технологиями и методикой их применения.
2. Успешно решать свои собственные жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность.
3. Видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;
4. Проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам, даже если те кажутся на первый взгляд трудными и провокационными, а также к их самостоятельным пробам и ошибкам.
5. Чувствовать проблемность изучаемых ситуаций.
6. Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и интересами учащихся, характерными для их возраста.
7. Закреплять знания и умения в учебной и вовне учебной практике.
8. Планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой и индивидуальной), диалогических и проектно-исследовательских методов.
9. Ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися.
10. В совершенстве использовать метод “Создание ситуации успеха”.
11. Привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся, создавать новый опыт деятельности и организовывать его обсуждение без излишних затрат времени.
12. Оценивать достижения учащихся не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой.
13. Оценивать продвижение класса в целом и отдельных учеников не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно важных качеств.
14. Видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни.
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С помощью программно-аппаратного комплекса AFS учитель получает возможность сочетать традиционные методы и приемы обучения и инновационные, ориентированные на использование информационных технологий в процессе обучения. «Инновационный школьный практикум AFS» обеспечивает поддержку современного образовательного процесса по физике, химии, биологии и содержит как теоретический материал, так и практическую часть – лабораторные эксперименты.
«Инновационный школьный практикум AFS» преподносит знания в интерактивной форме, которая дает учителю возможность использовать на уроке активно-деятельностный подход в обучении. Самостоятельное проведение учащимися лабораторных экспериментов с использование компьютерной техники поддерживает интерес к изучению школьных дисциплин, повышает активность на уроке, позволяет вовлечь большее количество учеников в работу.
Применение устройств LabQuest и Apple Ipod позволяет ученику развивать интеллектуальные способности; повышать предметные и универсальные компетенции (аналитические, исследовательские, информационные), развивать рефлексивные умения (умение осмыслить, умение ответить на вопросы), умения и навыки работы в сотрудничестве, повышать мотивацию к учебе.
Исходя из этого, я вижу свое будущее направление работы в разработке методики применения данных устройств в индивидуальном лабораторном практикуме и создании соответствующих учебно-методических материалов для учащихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Атепалихин М. С., Сауров Ю. А. Вопросы методологии физических измерений при обучении физике: Пособие для учителей. – Киров: Изд-во Кировского ИУУ, 2004. – 150 с. Вышла монография в 2005 г.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. – М.: «Педагогика», 1989. – 190 с.
3. Горшенков В. Н., Сауров Ю. А. Методика обучения физике: Тесты достижений. Пособие для учителей и студентов. – Н. Новгород, 2004. – 150 с.
4. Методы решения физических задач: Учебное пособие. Старшая школа. – М., 2005. – 250 с. – (Коллектив авторов). Вышло пособие для школьников: Орлов В. А., Сауров Ю. А. Практика решения физических задач (М.: Вентана-Граф, 2010, 2011. – 272 с.)
5. Вопросы методология научного познания в методике обучения физике: Монография. – М., 2006. – 200 с. – (Коллектив авторов). Вышла монография: Коханов К. А., Сауров Ю. А. Методология функционирования и развития школьного физического образования (Киров: ООО «Радуга-ПРЕСС», 2012. – 326 с.).
6. Гузеев В.В. Технология XXI века. М.: Народное образование, 2004.
7. Гузеев В.В. Эффективные образовательные технологии. М.: Народное образование, 2006.
8. Основы методологии научного познания при обучении физике: Пособие для учителей-исследователей. – М., 2005. – 150 с. – (Коллектив авторов).
9. Сауров Ю. А. Организация мышления и мировоззрения школьников при обучении физике в старшей школе // Учебная физика. – 2005. – № 1. – С. 196–199. (Вышла в свет в 2008 г.)
10. Сауров Ю. А. Вопросы методологии использования физического эксперимента при формировании теоретического мышления // Учебный физический эксперимент. – Глазов, 2008. – С. 17–18 с.
11. Сауров Ю. А. Модель урока как дидактическая модель // Формирование учебных умений в процессе реализации стандартов образования. – Ульяновск, 2009. – С. 20–22.
12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 2006.
13. Технология модульного обучения. Третьяков П.И., Сенневский И.Б. М. 2001.
14. Лебедев Я. Д., Сауров Ю. А. О природе трудностей освоения моделирования в курсе физики // Модели и моделирование в методике обучения физике / отв. ред. Ю. А. Сауров. – Киров: Изд-во КИПК и ПРО, 2010. – С. 26–30.
15. Михашычев Е.А. Дидактическая технология: Науч.-метод. пособ. М., 2001.
16. Орлов В. А., Сауров Ю. А. Отношение к учебной физической задаче как к модели // Модели и моделирование в методике обучения физике / отв. ред. Ю. А. Сауров. – Киров: Изд-во КИПК и ПРО, 2010. – С. 79–82.
17. Сауров Ю. А. Методология познавательной деятельности как ресурс повышения качества образования // Научная конференция «Роль инновационных университетов в реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». – Н. Новгород, 2011. – С. 202–203.
[1] Основы методологии научного познания при обучении физике: Пособие для учителей-исследователей. – М., 2005. – 150 с. – (Коллектив авторов).
[2] Горшенков В. Н., Сауров Ю. А. Методика обучения физике: Тесты достижений. Пособие для учителей и студентов. – Н. Новгород, 2004. – 150 с.
[3] Сауров Ю. А. Модель урока как дидактическая модель // Формирование учебных умений в процессе реализации стандартов образования. – Ульяновск, 2009. – С. 20–22.
[4] Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 2006.
[5] Орлов В. А., Сауров Ю. А. Отношение к учебной физической задаче как к модели // Модели и моделирование в методике обучения физике / отв. ред. Ю. А. Сауров. – Киров: Изд-во КИПК и ПРО, 2010. – С. 79–82.