СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ. 5
2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ. 6
3. ВИДЫЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И ИХ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. 7
4. СОЗДАНИЕ И РАЗРАБОТКА ИННОВАЦИОННО-ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ……………………………………………………………………….10
5. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ. 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 18
ВВЕДЕНИЕ
Задача современного обучения состоит не просто в сообщении знаний или в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира, на первый план на современном этапе развития общества, выходят требования сохранения и развития личностных качеств ученика, развитие его творческого потенциала и интеллекта, жизненноценностных ориентаций.
Вопрос же о том, как специальными педагогическими средствами целенаправленно развивать интеллект ученика, его творческое мышление, формировать научное мировоззрение и активную жизненную позицию, остается открытым. Это проблема номер один современных инновационных поисков.
В инновационных процессах целью обучения становится развитие у учащихся возможностей осваивать новый опыт на основе формирования творческого и критического мышления, обеспечение условий такого развития, которое позволило бы каждому раскрыть и полностью реализовать свои потенциальные возможности: физические, духовные и интеллектуальные.
Объект исследования ‑ процесс обучения физике в средней школе.
Предмет исследования ‑ инновационные технологии обучения физике.
Цель исследования ‑ анализ, поиск и теоретическое обоснование таких технологий обучения физике, которые на современном этапе развития общества соответствуют принципу инновационности, позволяющему повысить эффективность обучения.
|
Методологическая база:
• философские, психологические и педагогические концепции познания;
• дидактические закономерности учебного познания;
• достижения и тенденции развития общей и частной методики.
Задачи исследования:
1. Определить понятие «инновационности» в обучении.
2. Определить понятие «технология обучения».
3. Изучить тенденции развития технологического подхода в обучении физике.
4. Выявить объективные условия использования инновационных технологий при обучении физике.
5. Выявить технологии обучения физике, которые на современном, этапе удовлетворяют принципу инновационности.
6. Выявить особенности управления самостоятельной поисково-научной деятельностью учащихся на уроках физики с использованием инновационных технологий.
7. Проверить эффективность использования инновационных технологий обучения физике в средней школе.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ
Инновации в образовании, понимаемые в широком смысле как внесение нового, изменение, совершенствование и улучшение существующего, можно назвать имманентной характеристикой образования, вытекающей из его основного смысла, сущности и значения.
К основным функциям инновационной деятельности учителя относятся прогрессивные (так называемые бездефектные) изменения педагогического процесса и его компонентов:
ü изменение в целях;
|
ü изменение в содержании образования;
ü новые средства обучения;
ü новые идеи воспитания;
ü новые способы и приемы обучения, развития, воспитания младших школьников и т.д.
В зависимости от того, в какой области происходят инновационные процессы, можно выделить следующие инновационные процессы:
ü в содержании образования;
ü в технологии;
ü в организации;
ü в системе и управлении;
ü в образовательной экологии.
Инновационные технологии обучения физике (исследовательские, игровые, дискуссионные и др.) должны включать такие виды деятельности учащихся, которые характеризуются их субъективной позицией на уроке, так как деятельность учащихся на уроке определяется не только содержанием и структурой физического знания, но и их индивидуальными потребностями и интересами.
Методика использования инновационных технологий обучения физике будет эффективной, если они обеспечат полное включение учащихся в познавательную деятельность на уроке, предполагающую самостоятельное получение и анализ результатов, диалоговую форму организации поисковой деятельности, положительный эмоциональный настрой учащихся на содержание урока и их ориентацию на достижение успеха в учебной деятельности. [1]
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ
Начало исследований по применению и разработке инновационных технологий обучения было положено в 2004 году, исследованием на тему «Внедрение информационных компьютерных технологий на основе применения программного пакета «Electronics workbench» и создание системы фронтального лабораторного эксперимента для изучения электрических явлений в 10-11 классах, как одного из элементов инновационных педагогических технологий».
|
Результатом данной работы явилось создание системы фронтального физического эксперимента для изучения электрических явлений в 10-11 классах.
Система фронтального физического эксперимента для изучения электрических явлений в 10-11 классах - это совокупность естественных и виртуальных лабораторных работ, программного и методического обеспечения их проведения, творческих индивидуальных заданий.
Таким образом, наглядно это может быть представлено в следующем виде:
СИСТЕМА ФРОНТАЛЬНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ |
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ |
ВИРТУЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ |
Рисунок 1. Система фронтального физического эксперимента