Паспорт фонда тестовых заданий по дисциплине История южных и западных славян




Исследовательский университет»

(НИУ «БелГУ»)

 

 

УтверждЕН кафедрой всеобщей истории протокол заседания кафедры от ___.___._______ № _____   Заведующий кафедрой ___________________ _____________ (подпись) (расшифровка подписи)

 

 

ФОНД

ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

История южных и западных славян

(наименование дисциплины)

Педагогическое образование

(код и наименование направления подготовки)

История и обществознание

(наименование профиля)

 

 

Белгород 2021


 

Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине

История южных и западных славян

(наименование дисциплины)

 

№ п/п Контролируемые разделы (темы) дисциплины/модуля Код контролируемой компетенции (или ее части) Наименование оценочного средства
  Тема 1. Славяне: состав, территория расселения, происхождение. Источники по истории западных и южных славян. ПК-О-2, ПК-Р-3   Устный опрос. Доклад. Реферат.
  Тема 2. Особенности развития западных и южных славян в древнейший период (до VI в.) ПК-О-2, ПК-Р-3 Устный опрос. Доклад. Реферат.
  Тема 3. Балканский регион в раннем Средневековье. Болгария. Сербия. Словения. ПК-О-2 Устный опрос. Доклад. Реферат.
  Тема 4. Центрально-Европейский регион в раннем Средневековье. Княжество Само. Великая Моравия. Чехия. Польша. Полабские и поморские славяне. ПК-О-2, ПК-Р-3   Устный опрос. Доклад. Реферат. Коллоквиум.
  Тема 5. Юго-Восточная Европа в эпоху развитого Средневековья. Второе Болгарское царство. Сербия. Боснийские земли. Дунайские княжества. Албания. ПК-О-2, ПК-Р-3 Устный опрос. Доклад. Реферат. Контрольная работа.
  Тема 6. Центральная Европа в эпоху развитого Средневековья. Словения. Хорватия. Чехия. Словакия. Польша. ПК-О-2, ПК-Р-3   Устный опрос. Доклад. Реферат.
  Тема 7. Народы Юго-Восточной Европы в позднем Средневековье. Болгарский народ под властью Османской империи. Сербы, боснийцы в позднем Средневековье. Черногория. ПК-О-2 Устный опрос. Доклад. Реферат.
  Тема 8. Народы Центральной Европы в позднем Средневековье. Чехия. Польша. Словакия. Хорваты, словенцы. ПК-О-2 Устный опрос. Доклад. Реферат.
  Все темы дисциплины ПК-О-2, ПК-Р-3 Тест. Итоговая письменная работа

 


Кафедра всеобщей истории

(наименование кафедры)

 

Устный опрос

(наименование оценочного средства)

 

по дисциплине История южных и западных славян

(наименование дисциплины)

 

Тема 1. Славяне: состав, территория расселения, происхождение. Источники по истории западных и южных славян.

1. Краткий обзор основных гипотез происхождения славян (дунайская; карпатская; гипотеза двух славянских прародин (А.А. Шахматов); висло-одерская; висло-днепровская; неодунайская).

2. Античные источники.

3. Византийские авторы.

4. Другие раннесредневековые источники (Иордан, Мартин Бракарский, Иоанн Бикларский, франкские хроники и др.).

5. Арабские авторы о славянах.

Тема 2. Особенности развития западных и южных славян в древнейший период (до VI в.)

1. Общественное устройство западных и южных славян в древнейший период: славянская община.

2. Основные занятия.

3. Религиозные верования славян в дохристианский период

4. Военное дело.

5. Жизнь и быт.

6. Жилье и постройки.

Тема 3. Балканский регион в раннем Средневековье. Болгария.

1. Славинии на Балканском полуострове. Протоболгары, их расселение в Подунавье.

2. Образование Первого Болгарского царства. Эволюция от варварского государства к раннесредневековой монархии. Развитие болгарского государства в VIII – IX вв.

3. Принятие христианства.

4. «Закон судный людем» - древнейший памятник раннеславянского права:

а) происхождение и основные редакции «Закона».

б) структура документа.

в) анализ статей источника с целью выявления особенностей:

- принципов организации судебного процесса;

- регулирования религиозных и морально-нравственных норм;

- имущественного права;

- семейного права;

- военного права;

- рабовладения;

- видов наказания.

5. Правление Симеона. Войны с Византией. Завершение процесса этнической консолидации и формирования болгарской народности.

6. Экономическое развитие Болгарии в VII - X вв. Феодализация в VII - Х вв.

7. Богомильство.

8. Ослабление Болгарского государства. Завоевание Болгарии Византией.

 

Тема 4. Балканский регион в раннем Средневековье. Сербия.

1. Расселение сербских и хорватских племен на Балканах. Племенные княжества.

2. Первые государственные образования у сербов и хорватов, развитие раннесредневековых государств до середины XII в. Борьба с Византией, франками, Венецией, венграми.

3. Сербское государство Неманичей. «Законник Стефана Душана» как исторический документ: структура, содержание, анализ статей.

4. Динамика социально-экономического и внешнеполитического положение хорватских земель в средние века.

Тема 5. Центрально-Европейский регион в раннем Средневековье. Словения. Княжество Само. Великая Моравия. Чехия.

1. Территория расселения словенцев. Подчинение словенских племен Аварскому каганату. Подчинение княжеству Само.

2. Выделение Карантанского княжества. Борьба с баварами, франками, венграми. Немецкая колонизация Словении.

3. Формирование и развитие феодальных отношений в словенских землях и их социально-экономическое и политическое развитие до вхождения в состав германских государств.

4. Захват восточнословенских земель венграми. Западнословенские земли в составе немецкого государства.

5. Княжество Само. Борьба с аварами и франками. Историческая роль объединения Само.

6. Великая Моравия. Территориальная основа консолидации моравских племен. Образование государства Моймировичей. Социально-политическое развитие Моравии в IX – X вв. Христианизация Великой Моравии. Распад Великоморавской державы. Завоевание Восточной Моравии венграми.

7. Чехия в конце IX – X в. Выделение Чехии из состава Великой Моравии, возвышение Пржемысловичей и консолидации Чешского государства.

8. Процесс феодализации чешского общества в Х - XII вв. Христианизация Чехии.

 

Тема 6. Центрально-Европейский регион в раннем Средневековье. Польша. Полабские и поморские славяне.

1. Славянский мир по данным «Описания городов и областей к северу от Дуная» Баварского географа (структура польских племен, основные сведения о хозяйстве, общине).

2. Предание о происхождении династии Пястов по данным источников (Хроника Галла Анонима, Хроника Винцентия, хроника Дзежвы, Великопольская хроника).

3. Генезис польской государственности. Мешко I – основатель древнепольского государства. Болеслав I Храбрый. Борьба с немецкими феодалами. Объединение польских земель и международная политика.

4. Полабские и поморские славяне: общие сведения. Подчинение полабских и поморских славян немецкими правителями.

5. Поморяне и Польское королевство.

6. Германизация полабских и поморских славян.

 

Тема 7. Юго-Восточная Европа в эпоху развитого Средневековья. Второе Болгарское царство. Сербия.

1. Борьба болгар против византийского владычества, восстановление болгарской государственности в XII в.

2. Восстание Ивайло.

3. Расцвет Болгарского царства в правление династии Асенидов.

4. Расширение территории государства в конце XII - первой четверти XIII в. Характерные черты социально-политического развития региона.

3. Обострение межгосударственных отношений на Балканах в XIII - XIV вв. Войны Болгарии с Византийской империей.

4. Ослабление центральной власти в конце XIII в. Распад государства в XIV в. Наступление османов на Балканах.

5. Болгария под властью Османской империи (XV-XVII вв.): ход и последствия османского завоевания, механизм османского господства, борьба болгар за независимость.

6. Социально-экономическое развитие Сербского государства ХII - ХIV вв.

7. Сербия после Неманичей. Подъем экономики Сербии в 13-14 вв. Конец династии Неманичей.

 

Тема 8. Юго-Восточная Европа в эпоху развитого Средневековья. Боснийские земли. Дунайские княжества. Албания.

1. Боснийские земли в доосманский период.

2. Албанские княжества в XIII-XIV вв. Социально-экономическое положение Албании.

3. Валахия (Валашское княжество).

4. Молдавское княжество.

 

Тема 9. Центральная Европа в эпоху развитого Средневековья. Словения. Хорватия.

1. Словения в эпоху развитого Средневековья.

2. Хорватская феодальная автономия в Венгерском королевстве. Хорваты и Венеция.

3. Османское нашествие. Габсбурги. Под властью Османской империи.

4. Дубровник.

 

Тема 10. Центральная Европа в эпоху развитого Средневековья. Чехия. Словакия. Польша.

1. Расцвет Чешского государства. Правление Карла IV. «Золотая булла» о политико-правовой самостоятельности Чехии в составе Священной Римской империи.

2. Чехия в эпоху гусизма. Упадок авторитета светской и церковной власти в конце XIV - начале XV в. Рост этнического самосознания в Чехии. Общественный кризис. Рост политической активности мелкого рыцарства и национального бюргерства.

3. Ян Гус, его учение и деятельность. Формирование гуситского движения в Чехии. Социальная и религиозная направленность гуситского оппозиционного движения.

4. Подготовка общественного взрыва в 1415 - 1419 гг. Основание Табора. Ян Желивский. Массовые возмущения в Праге. Восстания в городах.

5. Создание гуситами армии нового типа. Ян Жижка. Группировки в гуситском лагере. «Пражские артикулы».

6. Крестовые походы против гуситов. Военные победы гуситов. Общий ход и результаты гуситского движения.

7. Политическое состояние польских земель в конце XII - XIII в. Основные направления внутренней и внешней политики Болеслава III Кривоуста. Предпосылки процесса централизации в Польше. Казимир Великий.

8. Сословная монархия в Польше. Кодификация права. Вальный сейм. Рост шляхетских привилегий. Кошицкий привилей. Нешавские статуты.

9. Кревская уния. Начало правления Ягеллонов. Владислав II. Политика орденских организаций в Центральной и Восточной Европе.

10. Великая война 1409 - 1411 гг. Грюнвальдская битва. Тринадцатилетняя война. Перемещение основного направления внешней политики Польши на восток. Усиление магнатов. Мельницкий привилей 1501 г.

 

Тема 11. Народы Юго-Восточной Европы в позднем Средневековье. Болгарский народ под властью Османской империи. Сербы, боснийцы в позднем Средневековье. Черногория.

1. Положение сербского народа под властью Османской империи. Сербы в монархии Габсбургов.

2. Боснийские земли в эпоху позднего Средневековья.

3. Черногория в XVII в.

 

Тема 12. Народы Центральной Европы в позднем Средневековье. Чехия. Польша. Словакия. Хорваты, словенцы.

1. Возникновение средневековой Габсбургской монархии и социально-политическое развитие чешских земель в 1526-1620 гг. Чешское сословное восстание 1618-1620 гг. Чешские земли в период Тридцатилетней войны.

2. Политическое и экономическое развитие Польши в XVI - первой половине XVII вв. Польша XVI - первой половины XVII вв.: сословия и социальные группы.

3. Словакия в ХVI-XVII вв. Словакия - арена борьбы между венгерской шляхтой и Габсбургами. Политическое и экономическое положение словацких территорий в ХVI-XVII вв.

4. Хорватские земли в составе владений Габсбургов. Социально-экономическое положение хорватских земель.

5. Особенности развития словенской экономики. Народные движения. Словенские земли в эпоху Реформации и Контрреформации

 

Описание оценочного средства:

 

Устный ответ на практическом занятии представляет собой развернутый ответ на один из вопросов, предлагаемых по данной теме. Поскольку темы разделов дисциплины включают обширный материал, некоторые темы для практических занятий разделены на две части (темы 3, 4, 5, 6).

Сообщаемая информация базируется на анализе текстов источников, учебных пособий, монографий и статей историков, специализирующихся по обозначенной проблематике, а также самостоятельных выводах.

Ответ должен содержать информацию как о сущности рассматриваемого феномена, так и о его пространственно-временных характеристиках. При изложении материала допускается использование записей, конспектов лекций.

 

Рекомендуемое время выполнения заданий:

10 мин. – развернутый ответ, 3-5 мин. – дополнение к развернутому ответу.

 

Критерии оценки:

За развернутый ответ предусматривается максимальное количество баллов – 3.

При этом студент свободно владеет знаниями о рассматриваемом феномене, его динамике; умеет самостоятельно анализировать связь явления с другими культурно-историческими процессами; демонстрирует свободное владение навыками анализа, синтеза и обобщения. Оперирует информацией из источников и историографических работ, отвечает на дополнительные вопросы.

2 балла студент получает в том случае, если хорошо знает особенности рассматриваемого феномена, его динамики; умеет с помощью преподавателя анализировать связь явления с другими культурно-историческими процессами, при этом, испытывает трудности при формулировании самостоятельных выводов, отвечает не на все дополнительные вопросы.

1 балл предусматривается за дополнение к развернутому ответу, если в нем сообщается важная, но не озвученная в развернутом ответе другого студента информация, делаются самостоятельные выводы, в качестве аргументов приводятся фрагменты из источников, мнение подкрепляется тезисами известных историков.

 

Методические рекомендации:

 

Подготовка к практическому занятию, должна основываться на изучении источников и новейших исследований отечественных и зарубежных. Кроме того, практическое занятие может включать и мероприятия по контролю знаний по дисциплине в целом.

При подготовке к практическому занятию обучающийся должен изучить все вопросы, предлагаемые по данной теме, но ответить развернуто может по одному из вопросов, наиболее интересному на его взгляд. При этом обучающийся должен иметь конспект лекций и сделанные конспекты вопросов, рекомендованные для практического занятия.

Самостоятельная основа студентов базируется на такой форме работы как конспектирование. Под конспектированием обычно понимают краткое изложение материала в письменной форме. Данная форма самостоятельной работы используется как базовая для выполнения иных видов самостоятельной работы и не предполагает отдельного оценивания. В практике работы над источниками сложилось несколько форм конспектирования – в зависимости от цели.

Сплошное конспектирование (всего текста источника) используется редко: в основном, если данный источник сам является предметом исследования. Нередко краткий конспект работы составляется с целью включения данного источника в обзор литературы (во введении или основном тексте). В этом случае наиболее удобен конспект в виде тезисов – краткой формулировки основных положений книги или статьи.

Одна из разновидностей конспекта – цитатный конспект, или текстуальный. Это конспект, полностью состоящий из цитат, в которых заключены интересующие вас мысли автора. Такого рода способ конспектирования очень удобен тем, что при последующем написании текста будут уже готовые цитаты. Правда, для этого необходимо особое внимание к точности записи цитат и правильности оформления ссылок на этапе конспектирования.

Но самый распространенный способ работы с источником – это выписки, когда из текста выбирается только то, что связано с темой. Материал в конспекте может излагаться в свободной форме – в переложении, а также с включением цитат.

Такова в общих чертах методика работы с книгой. Все сказанное относится и к статье, которая отличается от книги или брошюры только своим небольшим объемом и отсутствием оглавления. Прежде чем делать выписки из статьи, ее тоже следует просмотреть до конца, чтобы охватить в общих чертах содержание и определить степень насыщенности нужным для вас материалом.

 


Кафедра всеобщей истории

(наименование кафедры)

 

Доклад

(наименование оценочного средства)

 

по дисциплине История южных и западных славян

(наименование дисциплины)

1. Царь Болгарии – Симеон I Великий: жизнь и деятельность.

2. Восстание Петра II Деляна.

3. Деятельность Кирилла и Мефодия в славянских землях.

4. Жизнь и деятельность Иоанна Экзарха болгарского.

5. Черноризец Храбр и трактат «О письменах».

6. Болгарский книжник Климент Охридский.

7. Стефан Неманя – основатель сербской средневековой королевской династии Неманичей.

8. Святой Сербской православной церкви Савва – религиозный, культурный и политический деятель XII-XIII вв.

9. Мешко I – основатель древнепольского государства.

10. Болеслав I Храбрый. Объединение польских земель и международная политика.

11. Казимир I Восстановитель.

12. Болеслав III Кривоуст. Статут Болеслава Кривоуста и его значение для Польши.

13. Казимир Великий.

14. Король Стефан Душан и подъем сербского государства.

15. Карл IV – король чешский.

16. Ян Гус, его учение и деятельность.

17. Ян Желивский.

18. Ян Жижка – «страшный слепец» и движение таборитов.

19. Венгерский военный и политический деятель Янош Хуньяди.

20. Матьяш Хуньяди Корвин. Пик могущества Венгерского королевства.

 

Темы докладов распределяются на первом практическом занятии. Доклады представляются студентами в течение семестра на практических занятиях с соответствующей тематикой.

 

Описание оценочного средства:

 

Доклад - вид самостоятельной научно-исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. В докладе соединяются три качества исследователя: умение провести исследование, умение преподнести результаты слушателям и квалифицированно ответить на вопросы. Ключевыми чертами доклада являются целенаправленность (обращенность), связность, логичность, самостоятельность, выразительность и завершенность. Главной особенностью и преимуществом доклада является возможность использования приемов ораторского искусства при устном выступлении. Доклад с историческим содержанием подразумевает, помимо собственных суждений и выводов, опору на источники и историографию.

 

Рекомендуемое время выполнения заданий:

Подготовка – 10-14 дней, выступление -10 мин.

 

Критерии оценки:

Максимальное количество баллов за доклад – 5.

В критерии оценки входят:

– умение найти в отечественной и зарубежной литературе, а также в сети Интернет, и выделить наиболее важные и современные работы по теме;

– умение структурировать материал для устного изложения темы;

– использование общенаучных и специальных понятий;

– техническое оформление представляемого материала;

– качество представления доклада, наличие презентации.

 

5 баллов выставляется студенту, глубоко и прочно усвоившему изучаемый им в ходе подготовки доклада материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему (устно), в докладе которого увязывается теория с практикой, показывается знакомство с монографической литературой, имеется правильное обоснование решения частной научной или практической задачи.

3-4 балла выставляется студенту, твердо знающему изучаемый им в ходе подготовки доклада материал, грамотно и по существу его излагающему (устно), не допустившему существенных неточностей, в докладе которого правильно применены теоретические положения при решении практических вопросов и задач.

2 балла выставляется студенту, усвоившему только основы изучаемого им в ходе подготовки доклада материала, но не понимающему его деталей, допустившему неточности, в реферате или докладе которого недостаточно правильно используются базовые научные положения.

1 балл выставляется студенту, который не понимает значительной части изучаемого им в ходе подготовки доклада материала, допускает существенные ошибки при его изложении (устном), отвечает не на все заданные вопросы.

 

Методические рекомендации:

 

Подготовка текста доклада включает в себя сбор материалов, обдумывание содержания выступления, разработку и написание плана выступления, разработку и написание основного развернутого текста и тезисов выступления, его заучивание и репетицию выступления. Разработка плана доклада предполагает выявление ключевых элементов смысла всего выступления. На начальном этапе разработки плана выступления необходимо оценить имеющийся запас знаний и определить главную идею доклада. Затем важно собрать дополнительный материал: цитаты, иллюстративные примеры, афоризмы. Важным элементом при составлении плана является предположение возможных вопросов слушателей, а также формирование системы ключевых понятий доклада. Итоговый вариант плана необходимо проверить на наличие общей логики раскрытия смыла или главной идеи доклада. Написание текста – один из самых трудоемких этапов работы над докладом. Текст должен соответствовать плану, вводная часть текста должна содержать мотивацию к восприятию содержания доклада. Общая структура текста доклада может быть следующей:

1. Формулировка темы исследования.

2. Актуальность исследования (чем интересно направление исследований, в чем заключается его важность, какие ученые работали в этой области, каким вопросам в данной теме уделялось недостаточное внимание).

3. Цель работы (в общих чертах соответствует формулировке темы исследования и может уточнять ее).

4. Задачи исследования (конкретизируют и детализируют цель работы).

5. Методика проведения исследования (подробное описание всех действий, связанных с получением результатов).

6. Результаты исследования. Краткое изложение информации, которую получил исследователь в процессе работы над докладом.

7. Выводы исследования. Умозаключения, сформулированные в обобщенной, конспективной форме. Они кратко характеризуют основные полученные результаты и выявленные тенденции.

8. Подготовленный и проверенный текст необходимо проверить, внести необходимые правки, уточнить значение используемых терминов, выделить в нем важные фрагменты и составить тезисы выступления – сокращенный вариант записи текста. На основе тезисов необходимо несколько раз проговорить доклад. Репетиция выступления важна для измерения хронометража выступления (10 минут), устранения шероховатостей текста, выбора нужной интонации.

9. Доклад как выступление отличается от доклада как текста. Успех доклада зависит от того, как доклад начат и завершен. Начать выступление необходимо так, чтобы завоевать внимание аудитории. Это возможно, если задать проблемный или оригинальный вопрос, начать с интересной цитаты. После неординарного начала необходимо удерживать внимание аудитории: в ходе изложения обоснования темы, ее актуальности, приводите такие примеры и аргументы, которые могут быть близки и понятны любому слушателю. Окончание выступления необходимо заранее продумать (лучше, если это будет несколько вариантов): это может быть краткое изложение основных мыслей, затронутых в докладе, или цитирование по теме доклада, или создание кульминации, когда слушатели остаются каждый в размышлениях над поставленной проблемой. Хорошим является тот доклад, который соответствовал регламенту и вызвал вопросы у слушателей.

 

 


Кафедра всеобщей истории

(наименование кафедры)

 

Реферат

(наименование оценочного средства)

 

по дисциплине История южных и западных славян

(наименование дисциплины)

 

1. Династия Пржемысловичей и генезис чешской государственности.

2. Основатели династии Асенидов и антивизантийское освободительное восстание в Болгарии 1186-87.

3. Хроника Галла Анонима.

4. Само – легендарная личность или реальный исторический персонаж?

5. Династия Моймировичей.

6. Грюнвальдская битва: предыстория, ход, итоги.

7. Карантанское княжество.

8. Битва у Мохача.

9. Косовская битва и ее значение для судеб Европы.

10. Милош Обилич и Орден Дракона.

 

Темы рефератов распределяются на первом практическом занятии. Рефераты представляются студентами в течение семестра на практических занятиях с соответствующей тематикой.

 

Описание оценочного средства:

 

Реферат – это форма организации учебно-исследовательской деятельности студента, письменная работа, где кратко изложено исследование какой-либо исторической проблемы на основе изучения и переработки теоретического материала. Реферирование предназначено для освоения приемов, методов и средств работы с источниками и историографией. В реферате не пересказывается содержание изучаемых источников, а осуществляется их анализ, обобщение, структурирование, систематизация. Объем выполняемой работы определяется числом страниц машинописного текста.

 

Рекомендуемое время выполнения заданий:

Подготовка - 1 мес., защита – 15 мин.

 

Критерии оценки:

Максимальное количество баллов за реферат – 9.

В критерии оценки входят:

– умение найти в отечественной и зарубежной литературе, а также в сети Интернет, и выделить наиболее важные и современные работы по теме;

– умение структурировать материал для письменного изложения темы;

– использование общенаучных и специальных понятий;

– техническое оформление представляемого материала;

– качество защиты реферата, наличие презентации.

 

9 баллов выставляется студенту, глубоко и прочно усвоившему изучаемый им в ходе подготовки реферата материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему (как письменно, так и устно), в работе которого увязывается теория с практикой, показывается знакомство с монографической литературой, имеется правильное обоснование решения частной научной или практической задачи.

6-8 баллов выставляется студенту, твердо знающему изучаемый им в ходе подготовки реферата материал, грамотно и по существу его излагающему (письменно), не допустившему существенных неточностей, в реферате которого правильно применены теоретические положения при решении практических вопросов и задач.

3-5 баллов выставляется студенту, усвоившему только основы изучаемого им в ходе подготовки реферата материала, но не понимающему его деталей, допустившему неточности, в реферате которого недостаточно правильно используются базовые научные положения.

1-2 балла выставляется студенту, который не понимает значительной части изучаемого им в ходе подготовки реферата материала, допускает существенные ошибки при его изложении (как письменном, так и устном), отвечает не на все заданные вопросы.

 

Методические рекомендации:

 

Одной из главных форм самостоятельной работы студента является реферат, который, как правило, включает в себя части, связанные определенной логикой по смыслу.

Реферат должен состоять из следующих структурных элементов:

1. Введение (обоснование актуальности темы, цели и задачи, которые ставит перед собой референт при написании данной работы), 1-2 стр.

2. Основная часть (состоит из теоретических глав/параграфов, освещающих основные вопросы темы; материал излагается конспективно, фрагментарно, аналитически), 5-10 стр.

3. Заключение (выводы, сделанные автором, обобщения, собственное резюме референта), 1-2 стр.

4. Список литературы (в алфавитном порядке; не менее 3-5 источников, не менее 10 позиций историографии).

5. Приложение при необходимости (иллюстрации, таблицы и пр.) – не нумеруется.

В начале введения в очень краткой форме дается обоснование актуальности исследуемой темы. За обоснованием актуальности темы следует описание степени ее разработанности в научной литературе. После анализа литературных источников и определения степени разработанности темы следует формулировка общей цели исследования. Следующее место в логической схеме Введения занимает формулировка объекта и предмета исследования. В конце введения характеризуется общая структура работы, т.е. перечисляются все ее составные элементы – в том порядке, в котором они следуют в работе. Основная часть, как уже указывалось выше, имеет более свободную композицию по сравнению с введением. Структура основной части в значительной мере определяется спецификой темы, самой логикой ее исследования, а также характером работы – ограничивается работа теоретическим исследованием, или имеет практическую направленность, или сочетает в себе теоретическую часть с экспериментальной и т.д. Как правило, основная часть работы представляет собой не что иное, как последовательное решение поставленных во введении задач. Каждый раздел (глава, параграф) должен заканчиваться коротким обобщением. Эти обобщения являются промежуточными выводами, которые будут суммированы в конце работы – в заключении, на их основе будут сформулированы окончательные выводы, отвечающие общей цели исследования. Заключение должно подводить итог всему научному исследованию; его назначение – показать результат всей проделанной работы. После заключения – в соответствии с общепринятой структурой научного текста – следует библиографический список.

 

Кафедра всеобщей истории

(наименование кафедры)

 

Коллоквиум

(наименование оценочного средства)

 

по дисциплине История южных и западных славян

(наименование дисциплины)

 

1. Исторические объекты:

Бывшие римские провинции, на территории которых возникли славянские государства:

Ø Дакия

Ø Фракия

Ø Македония

Ø Далмация

Ø Иллирия

Ø Паннония

Ø Норик

Ø Ниж. Мезия

Ø Верх. Мезия

2. Государственные образования, города и народы:

Ø Византийская империя в VI в. н.э.,

Ø Первое Болгарское царство,

Ø Польское королевство,

Ø Великоморавская держава,

Ø Королевство Чехия,

Ø сербские княжества,

Ø королевство хорватов,

Ø полабские славяне

Ø поморские славяне

Ø Константинополь

Ø Охрид

Ø Ниш

Ø Сплит

Ø Дубровник

Ø Гнезно

Ø Прага

3. Географические объекты:

Ø Балканский п-ов

Ø Балтийское море

Ø Северное море

Ø Средиземное море

Ø Черное море

Ø р.Дунай

Ø р.Одер

Ø р.Эльба,

Ø р.Висла

Ø р.Сава

Ø р.Драва

 

Для определения объектов используются карты №№ 4, 7.

 

Описание оценочного средства:

 

Коллоквиум – форма контроля усвоения учебного материала темы, раздела или отдельных аспектов дисциплины, организованное как учебное занятие в виде собеседования преподавателя с обучающимися. Цель коллоквиума – проверка знаний и умений обучающихся при работе с исторической картой. Проводится в устной форме и представляет собой собеседование, при котором преподаватель проверяет элементы содержания образования, связанные с наименованиями исторических областей и связанных с ними географических объектов. Ответ студента должен быть максимально кратким, емким и сопровождаться правильным указанием соответствующих объектов на исторической карте.

 

Рекомендуемое время выполнения заданий:

Подготовка - 10 дней, работа у карты – 10 мин.

 

Критерии оценки:

Максимальное количество баллов за коллоквиум – 10.

В критерии оценки входят:

– умение правильно показывать объекты на карте;

– умение кратко и емко изложить основные сведения об объекте.

 

10 баллов выставляется студенту, глубоко и прочно усвоившему изученный им в процессе подготовки к коллоквиуму материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, не допускающему ошибок в нахождении необходимых объектов на карте.

7-9 баллов выставляется студенту, твердо знающему изучаемый им в ходе подготовки к коллоквиуму материал, грамотно и по существу его излагающему, не допустившему существенных неточностей.

4-6 баллов выставляется студенту, усвоившему только основы изучаемого им в ходе подготовки к коллоквиуму материал, но не понимающему его деталей, допустившему неточности при работе с картой.

1-3 балла выставляется студенту, который не понимает значительной части изученного им в ходе подготовки к коллоквиуму материала, допускает существенные ошибки при его изложении, отвечает не на все заданные вопросы.

 

Методические рекомендации:

При подготовке к коллоквиуму, прежде всего, необходимо ознакомиться со списком объектов, которые необходимо уметь находить на картах.

Используя конспекты лекций и материалы учебных пособий необходимо усвоить информацию, связанную с территориальным размещением тех государств, народов и городов, которые указаны в списке.

Найти на картах необходимые объекты, учитывая при этом их привязку к географическим объектам – материкам, полуостровам, островам, морям, рекам и т.п.

Осуществить тренировочную сдачу коллоквиума, при которой, показывая объекты на карте, сопровождать данные действия соответствующей информацией.

 


Кафедра всеобщей истории

(наименование кафедры)

 

Контрольная работа

(наименование оценочного средства)

 

по дисциплине История южных и западных славян

(наименование дисциплины)

 

1. Дайте краткую характеристику южнославянской задруги.

2. Укажите особенности института рабства у славян.

3. Когда и где был создан «Закон судный людем»? Что послужило для него образцом? Что он регулировал?

4. Кого в славянских религиозных верованиях, связанных с погребальным культом, называли «родителями»?

5. Какие религиозные верования славян свидетельствуют о пережитках матриархата?

6. По каким признакам археологи отличают постройки славян от построек германцев, сарматов, финно-угров и других народов?

7. В какое время появляются у славян первые наземные жилища?

8. К какому времени относится возникновение первых государственных объединений на Балканах?

9. В каком году славяне Богемии одержали победу над аварами?

10. Кто такие протоболгары и какое отношение они имеют к болгарской государственности? (сформулируйте краткий ответ).

11. Укажите годы возникновения Первого Болгарского царства.

12. Кто из болгарских царей был признан византийским императором Юстинианом II «цезарем»?

13. Кто считается первым законодателем Болгарии?

14. Объясните значение понятий: боляре, парики, властельские работы.

15. Укажите официальную дату принятия христианства болгарами.

16. Перечислите причины гибели Первого Болгарск



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: