Полонезы. Полонез Ля мажор




Фредерик Шопен «Революционный этюд»

 

Художественное наследие великого польского композитора и пианиста Фридерика Шопена — около двух с половиной сотен произведений, из которых более двухсот написаны для фортепиано. Его музыка отличается искренностью пережитых событий. В ней есть вся палитра чувств, которые только может пережить человек за свою жизнь. Его талант выражается в сочинении не только вальсов и ноктюрнов, но и в чисто техническом жанре – таком, как этюд.

Изначально этюды, как сочинения, были предназначены для выработки техники и виртуозности. Они не имели художественного образа. Но Фредерику Шопену удалось вдохнуть смысл в этюды. Одним из самых знаменитых произведений является «Революционный этюд», написанный Шопеном в возрасте 21 года. Композиция стала классикой фортепианной музыки и несет в себе глубокий смысл.

Историю создания «Революционного этюда » Шопена, интересные факты и содержание произведения читайте на нашей стран

История

В 19 лет Шопен отправляется в гастроли по городам Европы. Он исполняет собственные сочинения на лучших сценах Вены и Кракова. Несмотря на артистические победы, его душа стремится к родным местам. В начале сентября 1829 года Фредерик возвращается домой в Варшаву. Он продолжает сочинять, при этом успевает посещать различные музыкальные собрания, встречаться с друзьями и совершать небольшие поездки за пределы столицы Польши.

Близкие и родные люди, желавшие Фредерику творческого успеха, осознают, что для дальнейшего роста ему необходимо вновь покинуть Польшу на длительный срок. Еще зимой была запланирована поездка в Австрию, Италию и Францию. Но композитор все время откладывал день отъезда, на что были свои причины.

Начало XIX века для истории Польши связано с весьма тяжелыми событиями. Польские патриоты готовили восстание против царизма, что усилило жестокость со стороны власти. Шопен боялся уезжать, оставляя родных и близких в столь накаленной обстановке. Каждый день его угнетали мрачные предчувствия, касающиеся судьбы Польши и его близких. Своими переживаниями композитор делился в письме, которое было адресовано другу Титусу Войцеховскому:

«Нет сил назначить день [отъезда]; мне представляется, что я уезжаю, чтобы навсегда забыть о доме».

Но уехать все-таки пришлось. 11 октября 1830 года была назначена дата прощального концерта в Варшаве. Композитор блестяще исполнил свой новый фортепианный Концерт ми минор и Фантазию на польские темы. Зал ликовал, а Фредерик решил остаться в родной стране еще на 3 недели.

1 ноября 1830 года друзья устроили прощальный вечер. В качестве подарка друзья подарили композитору серебряный кубок, наполненный польской землей. Фредерик Шопен хранил его до последних дней, в знак верности и преданности своей Отчизне. 2 ноября музыкант собрал вещи, вышел из родного дома.

     

Снова потянулись гастрольные дни. В конце ноября в Вене композитор узнает о драматических событиях, произошедших в Польше. Узнав о восстании, Шопен собирается вернуться в Варшаву, но уговоры отца и близких о том, что нужно остаться, побеждают.

В сентябре 1831 года, когда композитор находился в Штутгарте, восстание в Польше было подавлено, а Варшава была сдана. Эти новости стали настоящим потрясением для Шопена, который верил в победу соотечественников. В этот момент в его творчестве происходит перелом. Боль, переживания и отчаяние выливаются в творчестве. Композитор начинает сочинять знаменитый «Революционный» этюд. Завершил сочинение музыкант уже в Париже в конце сентября 1831 года.

Сегодня «Революционный» этюд (c-moll) op.10 №12 является одним из самых сложных и виртуозных произведений. Сочинение исполняется лучшими пианистами-виртуозами и каждый раз заслуживает овации зала.

Полонезы. Полонез Ля мажор

Предок полонеза — степенный польский народный танец-шествие. Попав в шляхетскую — польскую дворянскую — среду, а также в другие европейские страны, этот танец получил на­звание «полонез», произведенное от французского слова «ро-1опа18» — «польский». Сделавшись бальным, танец сильно видо­изменился. Его музыка из четырехдольной сделалась трехдоль­ной с типичной ритмической фигурой Сначала бальные полонезы танцевали только мужчины, придавая им во­инственный рыцарский характер. Потом к танцорам стали при­соединяться женщины. Было принято, чтобы бал открывал по­лонезом сам хозяин дома в паре с наиболее знатной гостьей.

В конце XVIII — начале XIX века много полонезов создали польские композиторы — предшественники Шопена. Это, например, Михал Клеофас Огиньский, один из полонезов которого до сих пор пользуется выдающейся популярностью. Сочиняли полонезы также В. Живный и Ю. Эльснер — учители Шопена. А его собственные полонезы явились непревзойденной вершиной в развитии этого жанра. Они вдохновлены романтическими по­мыслами об исторических судьбах Польши.

Таков и получивший большую известность Полонез ля ма­жор. По своему характеру он и горделивый, пышно-торжествен­ный, и воинственно-героический, маршеобразный. Преимущест­венно аккордовая фактура обладает здесь оркестровой мощью:

В среднем разделе пьесы появляется фанфарная тема, по­добная призывному военному сигналу. В ряде переложений этого Полонеза для различных составов оркестра она поручается трубе:

 

Вопросы и задания

1.Охарактеризуйте Этюд № 12 Ф. Шопена. Кто из композиторов назвал его «Революционным»?

2.Что означает слово «полонез»? Простучите типичную ритмическую фор­мулу этого танца-шествия.

3.Каков образный характер шопеновского Полонеза Ля мажор?

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: