В знакомой венской гостинице его ждало письмо от отца. Тот сообщал, что, возможно, сыну будет любопытно встретиться по дороге со своей знакомой Констанцией Гладковской: она как раз сейчас проездом в Вене. Пан Николай намекал на какие-то ее «тяжелые и очень несчастливые обстоятельства». «Впрочем, сам увидишь, если захочешь», - писал отец.
Можно вообразить, как забилось сердце Фрицека: Констанция была его единственной варшавской любовью. Она училась вместе с ним в консерватории, только он - в классе фортепиано, а она - вокала. Сколько раз Констанция пела в варшавской опере под его аккомпанемент!
Шопен обожал ее звучный серебристый голос, но его педагог пан Эльснер предсказывал, что скоро он огрубеет и пропадет: поставлен неправильно.
Фридерик всегда был робок и все стеснялся признаться девушке в любви, ведь вокруг нее всегда толпилось столько поклонников. Лишь накануне отъезда Шопен все же решился скороговоркой выпалить свое признание Косе. Девушка смутилась, поцеловала его в щеку и шепнула на ушко, что будет ждать. Сняв с пальца бирюзовое колечко, она протянула его Фридерику. Он целовал это колечко всю дорогу до Парижа...
А через год друг Титус Войцеховский написал ему, что Констанция вышла замуж за богатого помещика Юзефа Грабовского, бросила оперу и поселилась с мужем в деревне. Эта рана в сердце Фридерика никак не могла зажить.
... «Стоит ли нам теперь встречаться, - размышлял Фридерик. - Но что у нее за несчастные обстоятельства, о которых пишет отец?»
Констанцию в Вене оказалось найти легко. Она остановилась напротив Ратушной площади. Волнуясь, Шопен постучал в дверь. Кося, почти не изменившаяся, тоненькая, изящная, с маленькой, гладко причесанной русой головкой, сидела в кресле и смотрела прямо на него. «Кто это?»- спросила она горничную. Шопен испуганно снял шляпу, провел рукой по волосам.
- Я так изменился, пани Кося? - дрожащим голосом произнес Фридерик. И услышал, как она вскрикнула и закрыла лицо руками. Потом, глядя мимо него, произнесла:
- Фрицек, не может быть...
Констанция была слепа. Фридерик так и не понял толком, что за несчастье с ней случилось; горничная рассказала, что она ослепла после какой-то тяжелой болезни. Муж ее оставил, и Кося теперь направлялась в Париж - к знаменитому офтальмологу.
Чувства к Констанции, показавшейся Шопену во сто крат красивее, чем она была в юности, не вспыхнули - взорвались в его сердце. Он тут же решил, что бросит музыку и посвятит себя служению ей. Разумеется, он вызвался сопровождать Косю в Париж. Родители поймут. Если ее вылечат, они вместе вернутся в Варшаву, а если не вылечат - все равно вернутся.
В Париже Фридерик умолял Констанцию остановиться у него, говорил, что хочет заботиться о ней. Но Констанция настояла на том, что она поселится в отеле. Шопен забросил все дела и навещал ее каждый день. Он лично обошел всех знаменитых парижских врачей, с каждым переговорил и двум дал крупный задаток, чтобы они сделали вес возможное.
В одно пасмурное утро Шопен опоздал к Косе к назначенному часу на площадь Пигаль, потому что всю ночь сочинял этюд. Ему хотелось встряхнуться, избавиться от неотступно преследовавшей его музыки, почему-то казалось, что она пришла не к добру. Но звуки все продолжали гнаться за ним, так что он бежал до отеля, заткнув уши. Управляющий учтиво поклонился знакомому посетителю и сообщил, что его протеже уехала:
- За ней приехал муж, если не ошибаюсь, месье Грабовский. Мадам узнала его, и он забрал ее. Им срочно понадобилось вернуться в Варшаву.
Шопен несколько раз провел рукой по лицу и по глазам: не спит ли он? Что все это значит? Какой муж? Может, у него просто помутился рассудок, может, ее похитили?
После этой истории Шопен слег на три месяца. Тогда у него впервые появился зловещий кашель. Врачи запретили ему ехать в промозглую Варшаву. Странно или нет, но больше он туда и не рвался.
...Только много лет спустя Джейн Стерлинг нашла подтверждение тому, что родители Шопена, вернее отец, хотели любой ценой удержать его от возвращения домой. Иначе как бы сын продолжал их содержать? Но зачем было толкать Фридерика в Вене на встречу с Констанцией? Зачем причинять ему такую боль?
«Кто знает, - рассуждала Джейн Стерлинг, - может, родственники Шопена подкупили слепую и явно находившуюся не в себе Констанцию, чтобы она благосклонно приняла чувство Фридерика? »
А в том, что чувство вспыхнет, отец мог не сомневаться: Фрицек часто откровенно писал родным, как тоскует по своей единственной любви. Знал пан Николай и то, что Констанция одна едет через Вену в Париж, и ему нетрудно было предугадать, что Фридерик благородно вызовется сопровождать ее. Так «родные и любимые» вернули Шопена обратно в постылый Париж.
Теперь уже навсегда...
«Если мне станет лучше, я заработаю и отдам...Только приезжайте!»
Тогда Шопен кое-как оправился, но не до конца: при малейшей перемене погоды его начинала бить лихорадка и мучил кашель. Играть концерты было тяжело, и снова пришлось зарабатывать уроками, с той лишь разницей, что теперь ученики приходили к нему домой.
Джейн слышала про какой-то невразумительный роман Шопена с юной полькой Марией Водзиньской, которую он девочкой знал в Варшаве. Но позже графиня Потоцкая рассказала, что Мария поощряла робкие ухаживания Шопена, чтобы он давал взаймы ее непутевому братцу Антосю, карточному шулеру.
Так что Жорж Санд достался уже смертельно больной, душевно истерзанный человек, которому было не до любви.
...За несколько дней до смерти Шопена приехала его старшая сестра - Людвика Енджеевич. Джейн была не в силах присутствовать при встрече сестры и брата и удалилась в другую комнату.
Что ж, его пятое или шестое письмо все-таки проняло родственников! Целый год Фридерик буквально кричал в письмах домой: приезжайте, я умираю! Джейн читала последнее письмо, написанное Людвике в июне: «Если можете, приезжайте. Я очень болен, и никакие доктора мне не помогут. Если у вас нет денег - займите, если мне станет лучше, я заработаю и отдам...»
После встречи с сестрой Шопену стало хуже. Он метался в лихорадке, попросил принести свои черновики, хотел порвать их, требовал, чтобы уничтожили его виолончельную сонату и последнюю мазурку.
Это было 17 октября 1849 года, в последний день его жизни. В квартире Шопена по-прежнему толклись посетители, но Джейн была уже не в силах их прогонять. После полудня в квартиру, запыхавшись, влетела Дельфина Потоцкая: у нее было дурное предчувствие. Больной узнал ее и вдруг попросил:
- Спой для меня, Дельфинка.
И Потоцкая, став на колени перед его кроватью, запела гимн Богоматери Страделлы, по поверью обладавшей целительной силой. Фридерик не отрывал глаз от Потоцкой, а потом застонал:
- Мамуся...
Благодаря русскому композитору Балакиреву в Желязовой Воле в 1894 году Шопену установили памятник. На передней стороне монумента изображена плачущая муза, у ног которой лежит разбитая лира…
ЛИТЕРАТУРА:
1. Брошкевич Е. Образ любви: Повесть о жизни Фридерика Шопена. - М.: Правда, 1989.- 544с., ил.
2. Васина-Гроссман В.А. Книга о музыке и великих музыкантах: маленькая энциклопедия. - М.: Дет. лит., 1986. -192с. (о Шопене - стр.162)
3. Венок Шопену: Сборник статей. - М.: Музыка, 1989.-279с, нот: ил.
4. Ежевская З. Фридерик Шопен.- Варшава: Интерпресс, 1981.-100 с.
5. Кудряшов К. «Рафаэль фортепьяно»: Он был проклят возлюбленной и позабыт родиной//АИФ.- 2010.- №8.- Стр. 36.
6. Лебовски Х. Фридерик Шопен //Караван историй. - 2008.- №3.- Стр. 381.
7. Оржеховская Ф.М. Шопен: Роман.- М.: «АРМАДА», 1997.- 522с. - (Серия «Великие композиторы»)
7. Популярная история музыки//Авт. сост. Е.Г. Горбачева. - М.: Вече, 2002.-512 с., ил. (о Шопене - стр. 150 -154)
8. Сто великих композиторов/Авт.- сост. Д.К. Самин.- М.: «Вече», 2001.- 624с. - (Серия «Сто великих»)
8. Энциклопедический словарь юного музыканта/Сост. В.В. Медушевский, О.О. Очаковская. - М.: Педагогика, 1985.- 352 с., ил. (о Шопене. - стр. 245)
9. Я познаю мир: Детская энциклопедия. Музыка//Авт. А.С. Кленов, ред. О.Г. Хинн. - М.: ООО «Издательство АСТ», 1999.- 464 с.
P.S. https://vk.com/album-46420619_270738524 - вот в этом фотоальбоме - «Я- Фридерик Шопен, пианист из Польши» - можно посмотреть весь фоторепортаж с литературно-музыкального рандеву, прошедшего в литературном клубе «Прикосновение» библиотеки «Фолиант» 20.02.20. и посвященного 210 - летию со дня рождения польского композитора и пианиста (1.03.1810-17.10.1849)
20.02.20. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»; 40 лет Победы, 114., e-mail: rossinskiye@gmail.com, 30-78-00