, (3.12)
где М1 – номинальный тормозной момент на 1-ом
валу редуктора, кг ·м;
, (3.13)
Q – грузоподъемность крана, кг;
q = 0,01Q – вес крюковой подвески, кг;
Dб – диаметр барабана, м;
- кратность полиспаста;
i Р – передаточное отношение редуктора;
= 0,8 – общий КПД лебедки;
nT – коэффициент запаса торможения (табл. 1).
По тормозному моменту МТ выбирается тормоз (табл. 6).
Оформление отчета
Отчет должен содержать следующие разделы:
1. Исходные данные для расчета по заданному варианту, включая рисунки и схемы.
2. Расчеты всех параметров лебедки по пунктам 1-8.
3. Сводная таблица результатов расчета.
Сводная таблица результатов расчета
| № варианта | Q, Т | dк, мм | Серия эл. Двигателя | Типоразмер Редуктора | Типоразмер муфт | Типо-размер Тормоза | Dш, Мм | |
| Быстро- ходный вал | тихо- ходный вал | |||||||
| n = | n = M= | |||||||
| Nд= | Np= | d= M= | ||||||
| dэ/д = | dp= | |||||||
Таблица 1. Режимы работы механизма
| Режим работы механизма (РР) | Л | С | Т |
| Продолжительность включений механизма ПВ% | |||
| Коэффициент запаса прочности каната nк | 5,0 | 5,5 | 6,0 |
| Коэффициент жесткости каната, к | |||
| Коэффициент запаса торможения, nT | 2,0 | 2,5 | 3,0 |
Таблица 2. Стальные проволочные канаты марки
ЛК-Р-6х19+1 о.с.(ГОСТ 3070-74)
| Диаметр каната dк, мм | Разрывное усилие каната | |||||
| Предел прочности проволок при растяжении [σ]р, кг/мм2 | ||||||
| 3,3 | - | - | ||||
| 3,6 | - | - | ||||
| 3,9 | - | - | ||||
| 4,2 | - | - | ||||
| 4,5 | - | - | ||||
| 4,8 | - | - | ||||
| 5,5 | - | |||||
| 5,8 | - | |||||
| 6,5 | - | |||||
| 8,1 | - | - | ||||
| 9,7 | - | - | ||||
| 13,0 | - | |||||
| 14,5 | - | |||||
| 16,0 | - | |||||
| 17,5 | - | |||||
| 19,5 | - | |||||
| 21,0 | - | |||||
| 22,5 | - | |||||
| 24,0 | - | |||||
| 25,5 | - | |||||
| 27,0 | - |
Таблица 3. Электродвигатели крановые 3-х фазные
Асинхронные с фазным ротором серии
MTF (ГОСТ 185-70)
| Серия эл. двигателя | Мощность на валу NД, кВт при ПВ % | Частота вращения вала nд,об/мин | Диаметр цапфы выходного вала dэ/д , мм | |||
| MTF 011 | 2,0 | 1,7 | 1,4 | |||
| MTF 012 | 3,1 | 2,1 | 2,2 | |||
| MTF 111 | 4,5 | 4,1 | 3,5 | |||
| MTF 112 | 6,5 | 5,8 | 5,0 | |||
| MTF 211 | 10,5 | 9,0 | 7,5 | |||
| MTF 311 | 14,0 | 13,0 | 11,0 | |||
| MTF 312 | 19,5 | 17,5 | 15,0 | |||
| MTF 411 | 30,0 | 27,0 | 22,0 | |||
| MTF 412 | 40,0 | 36,0 | 30,0 | |||
Таблица 4. Редукторы цилиндрические двухступенчатые
Типа Ц2У (ГОСТ 20758-75)
| Типоразмер | Передаточное отношение i | Номинальный крутящий момент на тихоходном валу МТ, кг∙м | Диаметр цапфы быстроходного вала dр, мм |
| Ц2У – 100 | 8; 10; 12,5; 16 | ||
| Ц2У – 125 | 8; 10; 12,5; 16 | ||
| Ц2У – 160 | 18; 20; 22,4; 25 | ||
| Ц2У – 200 Ц2У – 250 Ц2У-300 | 28; 31,5; 35,5; 40 | ||
| Ц2У – 350 Ц2У- 400 Ц2У- 450 | 28; 31,5; 35,5; 40 |
Таблица 5. Муфты универсальные фланцевые
Втулочно-пальцевые типа МУВП
(ГОСТ 21424-75)
| Типоразмер | Диаметры посадочных отверстий d, мм | Номинальный передающий крутящий момент М, кг∙м | |
| МУВП–1 | 10, 11, 12, 14 | 0,63 | |
| МУВП-2 | 16, 18 | 1,6 | |
| МУВП-3 | 16, 18, 20, 22 | 3,15 | |
| МУВП-4 | 20, 22 | 6,3 | |
| МУВП-5 | 25, 28 | 12,5 | |
| МУВП-6 | 32, 36, 40, 45 | 25,0 | |
| МУВП-7 | 40, 45, 50, 56 | 50,0 | |
| МУВП-8 | 50, 56, 63 | 100,0 | |
| МУВП-9 | 63, 71, 80, 90 | 200,0 | |
| МУВП-10 | 80, 90, 100, 110 | 400,0 |
Таблица 6. Тормоза колодочные с
Электромагнитными толкателями
Переменного тока типа ТКТ
(ГОСТ 17412-72)
| Типоразмер | Тормозной момент MT, кг∙м при ПВ% | Диаметр тормозного шкива Dш, мм | |||
| ТКТ-100 | 2,0 | 2,0 | 1,1 | ||
| ТКТ-200/100 | 4,0 | 4,0 | 2,2 | ||
| ТКТ-200 | 16,0 | 16,0 | 8,0 | ||
| ТКТ-300/200 | 24,0 | 24,0 | 12,0 | ||
| ТКТ-300 | 50,0 | 50,0 | 17,0 | ||
| ТКТ-400 | 110,0 | 110,0 | 30,0 | ||
| ТКТ-500 | 200,0 | 200,0 | 50,0 |
Список литературы
1. Бакшеев В.Н. Методические указания по теме №3 «Изучение устройства и общий расчет грузовой лебедки стрелового крана». - Тюмень, ТИУ, 2018. – 25 с.
2. Бакшеев В.Н. «Строительные машины».Учебник
для строительных вузов. – Тюмень: Издательство
«Вектор Бук», 2003. - 360 с.
Таблица 7
Исходные данные для расчетов по вариантам
| № варианта | Q, т | V, м/мин | Н,м | Режим работы |
| 6,3 | Т | |||
| Л | ||||
| С | ||||
| 6,3 | Т | |||
| 3,2 | Л | |||
| С | ||||
| 6,3 | Л | |||
| 3,2 | С | |||
| Т | ||||
| 6,3 | Л | |||
| С | ||||
| Л | ||||
| 3,2 | С | |||
| Л | ||||
| 6,3 | Л | |||
| Л | ||||
| 3,2 | Т | |||
| С | ||||
| 6,3 | Л | |||
| Л | ||||
| Т | ||||
| 3,2 | Л | |||
| С | ||||
| 6,3 | Л | |||
| Л | ||||
| Л | ||||
| С | ||||
| 6,3 | Т | |||
| 3,2 | С | |||
| Л |