Семинар 4. Система органов и должностных лиц местного самоуправления




Задания к семинару на 9 декабря 2020 года (4 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Модели структуры органов местного самоуправления.

2. На каком уровне (федеральном, региональном или местном) определяется структура органов местного самоуправления? На каком уровне (федеральном, региональном или местном) определяется по­рядок формирования, полномочия, срок полномочий органов местно­го самоуправления?

3. Органы местного самоуправления как юридические лица.

4. Представительный орган муниципального образования и по­рядок его формирования.

5. Компетенция представительного органа муниципального образования.

6. Акты и структура представительного органа муниципального образования.

7. Досрочное прекращение полномочий представительного органа муници­пального образования.

8. Глава муниципального образования и порядок его избрания.

9. Полномочия главы муниципального образования.

10. Досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования.

11. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

12. Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования): структура, порядок формирования.

13. Глава местной администрации: порядок наделения полномочиями и полномочия.

14. Понятие и принципы муниципальной службы.

15. Правовые основы муниципальной службы.

16. Порядок поступления на муниципальную службу, ее прохождения и прекращения.

17. Правовой статус муниципального служащего: права, обязанности, ограничения, запреты.

18. Дисциплинарная ответственность муниципального служащего.

19. Правовой статус контрольно-счетного органа муниципального образования.

20. Правовой статус избирательной комиссии муниципального образования.

 

Задачи:

Задача 1. Законодательный (представительный) орган государствен­ной власти субъекта РФ принял закон о типовой структуре орга­нов местного самоуправления. В уставе одного из муниципаль­ных образований закреплялась иная структура органов местного самоуправления. Регистрирующий орган отказал в регистрации данного устава на том основании, что он противоречит закону субъекта РФ. Представительный орган данного муниципального образования обратился с заявлением в суд.

Проанализируйте указанную ситуацию.

 

Задача 2. При обсуждении проекта устава муниципального района на публичных слушаниях группой жителей было внесено следую­щее предложение: сформировать представительный орган муниципального района из представите­лей представительных органов сельских поселений, избираемых депутатами сельских представительных органов из своего состава. Председателем представительного органа муниципального района по должности является предста­витель самого крупного сельского совета. При этом закон субъекта РФ разрешил формировать представительные органы муниципальных районов в соответствии с уставами муниципальных районов.

Проанализируйте указанную ситуацию. Каков порядок форми­рования представительного органа муниципального района?

 

Задача 3. На первой сессии представительного органа городского округа, состоявшего из 35 депу­татов, было принято решение образовать пять постоянных комис­сий. Для того чтобы состав комиссий не был малочисленным, депутаты решили, что каждый из них может быть членом сразу нескольких постоянных комиссий. В целях повышения про­фессионализма и компетентности в работе постоянных комис­сий в их состав были включены также по одному представителю от соответствующих структурных подразделений городской адми­нистрации. На этой же сессии была создана комиссия по проверке заявлений группы избирателей о фактах коррупции некоторых руководителей муниципальных образований.

Охарактеризуйте принятые городским советом решения с точки зрения соответствия их законодательству.

 

Задача 4. Сотрудник одного из муниципальных учреждений был избран депутатом в местный представительный орган власти. Спу­стя некоторое время администрация учреждения решила уволить его за прогулы в соответствии с трудовым законодательством.

Проанализируйте ситуацию.

 

Задача 5. Сотрудник полиции привлек к административной ответ­ственности гражданина К. за переход улицы на красный сигнал светофора. Однако гражданин К. предъявил удостоверение депу­тата городского совета и заявил, что в соответствии с законода­тельством на него не могут быть наложены меры административ­ного взыскания без согласия городского совета. Работник полиции направил протокол о нарушении правил дорожного движения депутатом К. в городской совет.

Проанализируйте данную ситуацию.

 

Задача 6. В ходе проверки, проведенной городской налоговой инспек­цией, было установлено, что в деятельности фирмы «Сокол», возглавляемой депутатом городской думы Смирновым, имеются существенные нарушения налогового законодательства, которые привели к значительному занижению сумм налоговых платежей в бюджет. По материалам проверки было возбуждено уголовное дело. Однако городская дума не дала своего согласия на привлече­ние депутата Смирнова к уголовной ответственности.

Как должен быть решен данный вопрос?

 

Задача 7. Группа избирателей обратилась к председателю городской думы с тем, чтобы наложить штраф на их депутата за то, что он не выполняет свои предвыборные обещания, не организует встреч с избирателями и не отчитывается перед ними.

Какие меры ответственности и в каком порядке могут быть применены к депутату в данном случае?

 

Задача 8. Законом Энской области «О выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправле­ния в Энской области» предусмотрены выборы главы муниципального района представительным органом данного района из своего состава. При этом законом закреплено право губернатора области наравне с депутатами представительного органа муниципального района предлагать кандидата на должность главы муници­пального района. Прокурор области посчитал, что указанное положение областного закона противоречит Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ, поскольку органы местного самоуправле­ния избираются непосредственно населением и (или) образуются представительным органом муниципального образования, не вхо­дя в систему органов государственной власти. Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формирова­нии органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоу­правления допускается только в случаях и порядке, установленных законом. Предлагая кандидата на должность главы муниципаль­ного образования, губернатор тем самым участвует в формирова­нии органов местного самоуправления, что является недопусти­мым, и обратился в суд с соответствующим представлением.

Какое решение должен вынести суд?

 

Задача 9. Глава администрации городского поселения своим распо­ряжением образовал в структуре аппарата администрации отдел по работе с отдаленными территориями муниципального образо­вания и назначил его руководителя. На заседании городской думы это распоряжение было отменено как незаконное. Тогда глава администрации обратился с иском в суд с требованием признать не соответствующим закону указанное решение городской думы.

Дайте юридический анализ этого случая. Имеет ли значение для правильного разрешения дела та модель организации аппарата муниципальной власти, которая избрана в данном поселении?

 

Задача 10. Глава местной администрации, являющийся также главой городского поселения: а) издал распоряжение о приостановлении на территории поселения продажи спиртных напитков на период уборки урожая; б) поручил работнику администрации на время своего отсутствия подписывать платежные поручения по счетам администрации; в) обязал административную комиссию обра­зовать в поселении добровольную народную дружину; г) издал постановление о взимании в границах поселения специального налога с владельцев жилых домов, а также на продажу и дарение домовладений; д) издал распоряжение об изъятии частного земель­ного участка у одного из жителей поселения для использования территории под строительство жилья.

Дайте правовую оценку указанным действиям.

 

Задача 11. Предприниматель обратился в арбитражный суд с требова­нием о признании распоряжения главы местной администрации городского округа о размещении и регистрации объектов мел­корозничной торговой сети недействующим, поскольку местная администрация не вправе была рассматривать вопросы размеще­ния объектов мелкорозничной сети, так как решение таких вопро­сов относится к компетенции городского совета. Поэтому действия местной администрации являются нарушением Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Предприниматель полагал, что установление дислокации с указанием ассортимента реализуемых товаров на определенных торговых объектах создает препятствия как для осуществления предпринимательской деятельности зая­вителя, так и для других субъектов такой деятельности, ограни­чивает свободу торговли, что противоречит положениям п. 5 ст. 1 ГК РФ, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Суд отказал предпринимателю в удов­летворении его требований, подтвердив законность действия местной администрации по следующим мотивам. В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в перечень вопросов местного значения, в числе прочего, входит создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами торговли. В соответствии со ст. 37 данного Закона и п. 1 ст. 30 устава муниципального образования исполнительно-­распорядительным органом местного самоуправления является местная администрация. Оспариваемое распоряжение принято местной администрацией в пределах компетенции и во исполне­ние своих полномочий по организации и размещению объектов торговой сети. Установление уполномоченным исполнительным органом местного самоуправления мест размещения объектов мелкорозничной торговой сети имело своей целью оптимальное и равномерное обеспечение всего населения города услугами тор­говли, соблюдение баланса интересов продавцов и покупателей в сфере розничной торговли определенными товарами и не явля­ется нарушением указанных заявителем законодательных и нор­мативных правовых актов.

Основано ли, на ваш взгляд, на действующем законодательстве описанное судебное решение?

 

Задача 12. Руководитель контрольного органа муниципального района направил районным национально-культурным автономиям офи­циальное письмо с требованием отчитаться перед контрольным органом о расходовании средств бюджета муниципального района, полученных данными автономиями на осуществление их культурно-просветительских программ.

Соответствуют ли законодательству действия руководителя контрольного органа?

 

Задача 13. Избирательная комиссия муниципального образования приняла решение о прекращении пол­номочий одного из ее членов с правом решающего голоса, поскольку последний не посещал заседания избирательной комиссии.

Законно ли решение избирательной комиссии? Каков порядок прекращения полномочий членов избирательной комиссии с правом решающего голоса?

 

Задача 14. Мэр городского округа Д. Энской области обратился в суд с заявлением о признании решения городской думы городского округа Д. от 12.04.2019 № 972 «О результатах деятельности мэра и администрации города за 2017 год» незаконным и возложении обязанности на город­скую думу о его отмене. В обоснование заявления мэр указал, что избран населением па должность главы городского округа города Д. и 8 ноября 2017 г. приступил к исполнению должностных пол­номочий, в соответствии с требованиями закона направил в город­скую думу города Д. ежегодный отчет о результатах деятельности администрации города за 2017 г. и информацию по поставленным депутатами вопросам, по результатам заслушивания отчета город­ской думой 12 апреля 2019 г. принято оспариваемое решение. В его п. 1 постановлено: «Принять прилагаемый отчет о резуль­татах деятельности мэра и администрации города за 2017 г. и дать неудовлетворительную оценку». Решением суда города Д. от 29.06.2019 в удовлетворении заявления мэра о признании реше­ния городской думы незаконным отказано.

Основано ли, на ваш взгляд, на действующем законодательстве описанное судебное решение?

Задача 15. Избранный глава сельского поселения, осуществляющий свои полномочия на непостоянной основе, зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя и начал осуществлять торгово-закупочную деятельность. Прокуратурой он был предупрежден о нарушении запрета заниматься предпринимательской деятельностью, который установлен в том числе и в отношении глав муниципальных образований Федеральным законом «О противодействии коррупции». Глава, однако, с этим не согласился, указав, что данный запрет не распространятся на выборных должностных лиц мест­ного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе. Кто прав?

 

Задача 16. Представительный орган г. N принял решение о внесении изменений в городской бюджет. Председатель представительного органа, имеющий статус главы муниципального образования, отказался подписать данное решение в соответствии с ч. 13 ст. 35 Федерального закона «Об общих прин­ципах местного самоуправления в Российской Федерации». Депутаты вновь вынесли данное решение на рассмотрение, однако необходимого большин­ства в две трети голосов не набрали. Правильны ли действия сторон?

 

 

Нормативно-правовые акты:

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ.2002. N 1 (ч. 1). ст. 3.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ // Российская газета. 2001. 22 дек.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. ст. 2954.

4. Федеральный закон от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» // Собрание законодательства РФ. 2011. N 7. ст. 903.

5. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Российская газета. 2008. 30 декабря.

6. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Рос. газ. – 2007. – 7 марта. - № 47.

7. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. N 24. ст. 2253.

8. Закон Республики Карелия от 30.09.2014 N 1835-ЗРК "О порядке формирования представительных органов муниципальных районов и избрания глав муниципальных образований и о сроках полномочий органов местного самоуправления в Республике Карелия" // Собрание законодательства РК. 2014. N 9. ст. 1558.

9. Закон Республики Карелия от 24 июля 2007 г. N 1107-ЗРК "О муниципальной службе в Республике Карелия" // СЗ РК. 2007. №7.

10. Закон Республики Карелия от 18 июля 2006 г. N 1019-ЗРК "Об условиях контракта с главой местной администрации муниципального района (городского округа) Республики Карелия в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Карелия" (в ред. от 23 июля 2008 г.) // Карелия. – 2006. – 12 авг. - № 88.

11. Закон Республики Карелия от 13 июля 2006 г. N 1008-ЗРК (в ред. от 29 декабря 2010 г.) "О дополнительных требованиях к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа) Республики Карелия" // Карелия. – 2006. – 22 июня. - № 79.

12. Закон Республики Карелия от 11 марта 2005 г. N 858-ЗРК "О представительных органах первого созыва и главах городских и сельских поселений в Республике Карелия" // Карелия. – 2005. – 17 марта. - № 27.

13. Закон Республики Карелия от 31 января 2005 г. N 851-ЗРК «О наименовании органов местного самоуправления в Республике Карелия» // Карелия. – 2005. – 5 февр. - № 12.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: