МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«Башкирский государственный педагогический университет
Им. М. Акмуллы»
(ФГБОУ ВО «БГПУ им. М.Акмуллы»)
Институт профессионального образования и информационных технологий
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
М1.Б.3 ПРОЕКТИРОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Рекомендуется для направления подготовки
44.04.01 - Педагогическое образование
направленность (профиль) «Педагогика и психология высшего образования»
квалификации (степени) выпускника – магистр
1. Цель дисциплины является формирование профессиональных компетенций (ПК):
способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-4);
способностью применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам (ПК-1);
способность формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-2);
способностью проектировать образовательное пространство, в том числе в условиях инклюзии (ПК-7);
готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-8);
способностью проектировать формы и методы контроля качества образования, различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе с использованием (ПК-9);
|
готовностью проектировать содержание учебных дисциплин, технологии и конкретные методики обучения (ПК-10);
готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-11);
готовностью к систематизации, обобщению и распространению отечественного и зарубежного методического опыта в профессиональной области (ПК-12).
2. Трудоемкость учебной дисциплины – ОДО составляет 3 зачетных единиц (108 часов), из них 32 часов аудиторных занятий, лекций – 12 часов, практических –20 часов, 76 часа самостоятельной работы и зачет.
- ОЗО составляет 3 зачетных единиц (108 часов), из них 24 часов аудиторных занятий, лекций – 8 часов, практических –16 часов, 80 часа самостоятельной работы и зачет, 4 часа на контроль.
3. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы базовая часть. Данная дисциплина изучается сопряженно с Современными проблемами науки и образования, Научными исследованиями в проф. деятельности психолого-педагогического направления и является предшествующей модулю Методология и методы организации научного исследования.
4. Перечень планируемых результатов дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать
- сущность и структуру образовательного процесса;
- сущность педагогического проектирования;
- логику организации проектной деятельности;
- виды и уровни педагогического проектирования;
- структуру процесса обучения;
- требования к структуре и содержанию программы развития ОУ;
|
Уметь
- анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению;
- проводить экспертизу образовательной среды,
- определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков;
- определять административные ресурсы развития учреждения;
- разрабатывать концепцию и программу развития учреждения;
Владеть
- владеть способами экспертирования различных образовательных систем.
Объем дисциплины и виды учебной работы ОДО
Вид учебной работы | Трудоемкость в часах | Семестры | |||
Аудиторные занятия: | |||||
Лекции (ЛК) | |||||
Практические занятия (ПЗ) | |||||
Лабораторные работы (ЛБ) | - | ||||
Контроль самостоятельной работы студента (КСР) | |||||
Самостоятельная работа: | |||||
· работа с научно-педагогическими текстами (на основе реферирования, аннотирования, рецензирования и др.); · проблемный анализ образовательной деятельности ОУ (по индивидуальному выбору студента); · сравнение педагогических концепций, теорий, технологий; · участие в теоретических дискуссиях, дебатах и др. · выполнение рефератов проблемного или аналитико-оценочного характера; · подбор и адаптация диагностического инструментария для экспертирования образовательной среды ОУ; · проектирование отдельных элементов образовательного процесса; · мастер-класс; · разработка Программы развития ОУ и др. объектов педагогического проектирования | |||||
Промежуточная аттестация зачет | 2 семестр | ||||
ИТОГО: |
ОЗО
|
Вид учебной работы | Трудоемкость в часах | курс | |||||||
… | |||||||||
Аудиторные занятия: | |||||||||
Лекции (ЛК) | |||||||||
Практические занятия (ПЗ) | |||||||||
Лабораторные занятия (ЛБ) | |||||||||
Контроль самостоятельной работы студента (КСР) | |||||||||
Самостоятельная работа: | |||||||||
· работа с научно-педагогическими текстами (на основе реферирования, аннотирования, рецензирования и др.); · проблемный анализ образовательной деятельности ОУ (по индивидуальному выбору студента); · сравнение педагогических концепций, теорий, технологий; · участие в теоретических дискуссиях, дебатах и др. · выполнение рефератов проблемного или аналитико-оценочного характера; · подбор и адаптация диагностического инструментария для экспертирования образовательной среды ОУ; · проектирование отдельных элементов образовательного процесса; · мастер-класс; · разработка Программы развития ОУ и др. объектов педагогического проектирования | |||||||||
Промежуточная аттестация: Зачет, | |||||||||
ИТОГО: | |||||||||
Содержание дисциплины
Содержание разделов дисциплины
№ | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
1. | Образовательные системы | Системный подход в педагогике. Понятие системы, виды систем. Характеристика социальной системы. Образовательная система как разновидность социальной системы. Виды образовательных систем |
Теоретические основы проектирования | Проектирование как способ инновационного преобразования педагогической действительности. Педагогическая сущность проектирования. Функции проектной проектной деятельности. Виды педагогического проектирования. Уровни педагогического проектирования. Принципы проектной деятельности. Логика организации проектной деятельности. Основные объекты педагогического проектирования. Результаты и оценка проектной деятельности в сфере образования. | |
3. | Проектирование образовательного процесса как динамической системы | Сущность и структура образовательного процесса. Движущие силы и закономерности образовательного процесса. Цели образовательного процесса. Педагогические цели и образовательный стандарт. Формирование педагогических целей. Понятие и сущность содержания образования. Источники и факторы формирования содержания образования. Методы осуществления образовательного процесса, их классификация. Выбор методов осуществления образовательного процесса. Формы организации образовательного процесса. Коллективная и групповая формы организации образовательного процесса. Проектирование форм организации обучения. |
4. | Проектирование дидактических систем | Процесс обучения как система. Структура процесса обучения. Сущность, содержание и структура учения. Дидактические концепции. Концепции усвоения социального опыта. Современные теории обучения. Учебное занятие как целостная педагогическая система. Проектирование учебных занятий. Экспертиза дидактических систем. |
5. | Проектирование воспитательных систем | Понятие воспитательной системы, ее признаки. Структура воспитательной системы. Развитие воспитательной системы: этапы становления, условия. Развитие ученического коллектива. Роль педагога на каждом этапе. Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании. Педагогическое взаимодействие с родителями учащихся. Экспертиза воспитательных систем. |
6. | Проектирование управления образовательными системами | Понятие управления. Управление образовательным процессом на разных уровнях. Управление развитием воспитательной системы. Управление учением как самостоятельной системой. Управление качеством образовательных систем. Критерии оценки качества образовательных систем. |
7. | Управление учебной деятельностью учащихся в различных образовательных технологиях | Типы обучения. Понятие образовательной технологии в педагогике. Технологии поддерживающего (традиционного) обучения. Технологии развивающего обучения. |