Вид самостоя-тельной работы | Задание | Кол-во часов | Форма контроля |
1. Образовательные системы | |||
Работа с научно-педагогическими текстами | Составление терминологического словаря педагогических категорий | словарь | |
Индивидуальные задания | Соотношение образовательных систем различного уровня | схема | |
Составление аннотированного списка источников | Аннотиров. список | ||
2. Теоретические основы проектирования | |||
Работа с научно-педагогическими текстами | Составление терминологического словаря педагогических категорий | словарь | |
Индивидуальные задания | Презентация сообщения о критериях оценки проектной деятельности в сфере образования. | Сообщение, презентация | |
3. Проектирование образовательного процесса как динамической системы | |||
Работа с учебной литературой, научно-методическими материалами | Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: цели, содержание образования, образовательные результаты. | конспект | |
Индивидуальные задания | Требования к условиям реализации ФГОС | эссе | |
4. Проектирование дидактических систем | |||
Работа с учебной литературой и нормативными документами | Компетентностный подход при проектировании и реализации процесса обучения | Доклад | |
Индивидуальные задания | Экспертиза и проектирование дидактической системы ОУ(на выбор студента) | Проблемно-ориентированый анализ состояния дидактической системы ОУ и концепция ее развития. | |
5. Проектирование воспитательных систем | |||
Работа с научно-методическими материалами | Самоопределение личности в процессе воспитания и построение жизненного плана. | Статья - рецензия | |
Педагогическая поддержка и сопровождение ребенка в процессе воспитания | Конспект | ||
Индивидуальные задания | Экспертиза воспитательной системы ОУ. Проектирование воспитательной системы ОУ (на выбор студента) | Проблемно-ориентированый анализ состояния воспитательной системы ОУ и концепция ее развития. | |
6. Проектирование управления образовательными системами | |||
Работа с научно-методическим материалом | Сравнение методологических подходов в оценке качества образования | Сравнительная таблица | |
Индивидуальные задания | Презентация программы развития ОУ, концепции опытно-экспериментальной работы образовательного учреждения, программы внеурочной деятельности школы (на выбор)» | Программа, презентация | |
7. Управление учебной деятельностью учащихся в различных образовательных технологиях | |||
Работа с научно-методическим материалом | Сравнительная характеристика образовательных технологий, условия их выбора | Сравнительная таблица Обоснование выбора технологии | |
Индивидуальные задания | Преставление образовательной технологии (на выбор студента) | Мастер-класс |
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
|
а) основная литература:
1. Подласый И.П. Педагогика: Наиболее эффективные методы обучения и воспитания; Новейшие тенденции мирового развития педагогической теории и практики; Учтены требования европейских стандартов высшего образования ESTS; Учебник для вузов. – М., Высшее образование, 2010.
|
2. Подласый И.П. Педагогика в 3 книгах: учебник для студентов высших учебных заведений. – М., Владос, 2013.
3. Сластенин В.А., Педагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений – М., Академия, 2012.
Б) дополнительная литература
1.Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Общая педагогика: Учебное пособие. – М., Высшая школа, 2008.
2. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.П. Панфилова. – М., Академия, 2009.
3. Педагогика: Теории, системы, технологии: Учебник для вузов (Под ред. Смирнова В.А.). Изд. 6-е, переработ. – М., Академия, 2008.
4. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.В. Сериков; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М., Академия, 2008.
5.. Стефановская Т. А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб, заведений / 2-е изд., стер. — М., Академия, 2006.
6..Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: Деятельностный подход: Учебное пособие для вузов. 3-е изд. М., Академия. 2008.
7..Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., Академия, 2010.
в) программное обеспечение
г) базы данных, информационно-справочные материалы и поисковые системы
Интернет-ресурсы:
1. https://lib.herzen.spb.ru – Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена
2. Базы данных компании East View Publications (Ист-Вью)
3. Базы данных Gale Group – https://www.neicon.ru/res/gale.htm
4. Федеральный портал Российское образование – https://www.edu.ru/index.php?page_id=242
|
5. Каталог образовательных интернет-ресурсов – https://www.edu.ru/index.php?page_id=6 Библиотека портала –https://www.edu.ru/index.php?page_id=242
13. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU –
https://elibrary.ru/defaultx.asp
14. Гуманитарная электронная библиотека –
https://www.lib.ua-ru.net/katalog/41.html
15. Научная онлайн-библиотека Порталус – https://www.portalus.ru/
16. Библиотека Гумер – https://www.gumer.info/
17. Служба Twirps.com – https://www.twirpx.com/about/
18. Электронная библиотека учебников. Учебники по педагогике – https://studentam.net/content/category/1/2/5/
19. Интернет библиотека электронных книг Elibrus – https://elibrus.1gb.ru/psi.shtml
20. Иванов И.П. Коллективная творческая деятельность –https://archive.1september.ru/upr/1999/upr41.htm
21. Коллективная творческая деятельность –https://schools.keldysh.ru/sch1952/Pages/Poteryaeva04/ktd.htm
22. Лебедев В. Коллективные творческие дела –
https://schools.techno.ru/ostrov/adult/podhod/ktd.htm
23. Методика разработки элективных курсов и экспертиза их качества –https://edu.of.ru/attach/17/4917.doc
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Для обеспечения данной дисциплины необходимы: аудитории; технические средства обучения; учебные и методические пособия: учебники, учебно-методические пособия, пособия для самостоятельной работы, сборники тренировочных тестов, компьютерный класс, мультимедиа проектор, электронный учебник «Теория и технологии обучения».
9. Методические рекомендации по изучению дисциплины:
При реализации содержания программы следует предусмотреть использование разнообразных организационных форм и методов обучения, основанных на активизации познавательной деятельности студентов, их самостоятельности, а также связи теории и практики.
На лекционных занятиях раскрываются узловые теоретические вопросы проектирования и экспертизы образовательных систем, с демонстрацией разнообразных методологических, теоретических и технологических подходов к рассматриваемым педагогическим проблемам и основные пути их решения. Они призваны пробудить интерес студентов к научной и профессиональной деятельности, к возможностям реализации собственных творческих способностей.
Семинарские занятия направлены преимущественно на формирование педагогических знаний, на отработку проектировочных умений, овладение элементами анализа педагогических явлений и процессов. Практические задания, используемые на семинарских занятиях, имеют целью разработку собственного педагогического видения, подхода к решению профессионально-педагогических проблем воспитания и обучения.
Усилению практико-ориентированного характера учебного курса могут способствовать различные виды самостоятельной работы студентов, направленные на отработку умений организации и осуществления диагностики и прогнозирования педагогических явлений и решение задач самообразования.
Кроме того, самостоятельная работа студентов связана с работой по анализу педагогической литературы с целью знакомства с актуальными педагогическими проблемами.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование» в программе данного курса предусмотрено использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных педагогических ситуаций (кейс-технологии), учебные дискуссии, рефлексивные технологии). Эти технологии в сочетании с внеаудиторной работой решают задачи формирования и развития профессиональных умений и навыков обучающихся, как основы профессиональной компетентности в сфере образования. В рамках курса могут быть предусмотрены встречи с представителями государственных и общественных организаций, мастер-классы педагогов и специалистов.