Цель: обучение измерению и самоконтроль артериального давления.
Оснащение: тонометр; фонендоскоп; ручка; дневник наблюдения.
ЭТАПЫ | ОБОСНОВАНИЕ |
I. Подготовка к процедуре. 1. Подготовьте необходимое оснащение. 2. Подтвердите согласие пациента на обучение измерению АД. 3. Ознакомьте пациента с устройством тонометра (манжета, груша, манометр) и фонендоскопа. 4. Займите удобное положение (сестра сидит за столом, рука, на которой будет производиться измерение, должна лежать на столе от кисти до локтя, под локоть положить валик или небольшую подушечку). | Соблюдение прав пациента. Достижение эффективного проведения процедуры. |
II. Обучение пациента 5. Наложите манжету на правое обнаженное плечо (натянуть ее, как рукав) на 2-3 см выше локтевого сгиба, предварительно свернув ее трубочкой по диаметру руки; одежда не должна сдавливать плечо выше манжеты; между манжетой и плечом должен проходить только один палец. | Обеспечивается возможность надеть манжету на собственное плечо. |
6. Соедините манометр с манжетой и проверьте положение стрелки манометра относительно нулевой отметки шкалы. | Проверка исправности аппарата и готовности его к работе. |
7. Нащупайте пульс плечевой артерии в области локтевой ямки и поставьте мембрану фонендоскопа на это место. | Обеспечивается возможность самостоятельного измерения АД. |
8. Вставьте фонендоскоп в уши. | |
9. Возьмите в руку, на которой наложена манжета, манометр, в другую – «грушу» так, чтобы I и II пальцами можно было открывать винт. | Обеспечение достоверности результата. |
10. Закройте вентиль на «груше», повернув его вправо, и нагнетайте воздух в манжету после исчезновения тонов еще на 20 мм рт. Ст. | Обеспечение правильного проведения измерения и получение достоверного результата. |
11. Медленно откройте винт; повернуть его влево, выпускайте воздух со скоростью 2-4 мм рт. Ст. в 1 сек. Одновременно с помощью фонендоскопа выслушивайте тоны Короткова на плечевой артерии и следите за показателями по шкале манометра. Акцентируйте внимание пациента на том, что: появление первых звуков соответствует величине систолического давления; переход ясных звуков в глухие – отмечают величину диастолического давления. Покажите пациенту, как регистрировать показатели измерения АД. | Обеспечение достоверности результата. |
12. Убедитесь в том, что пациент понял технику измерения АД, спросив его об этом и попросите повторить полученную информацию. При необходимости дайте письменную инструкцию. | Определение результата обучения. |
13. Протрите мембрану фонендоскопа спиртом. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
14. Попросите пациента практически повторить измерение АД. Осуществите контроль самостоятельных действий пациента. Дайте им оценку. | Определение результата обучения. |
Этап – оценка.
Пациент измеряет АД самостоятельно, правильно оценивает результаты измерения, знает о необходимости постоянного контроля АД и применении гипотензивных средств, назначенных врачом.
Приложение 7.
КАРТА САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ДОКЛИНИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
ПО ТЕМЕ: «Обучение в сестринском деле»
Раздел тем | Литература | Установочная инструкция | Вопросы для самоконтроля |
Т Е О Р Е Т И Ч Е С К А Я П О Д Г О Т О В К А | |||
1. Понятие «сестринская педагогика». | Методическое пособие. | - Внимательно прочитайте и запомните определение понятия «обучение в сестринском деле». - Обратите внимание, в чём заключается сущность сестринской педагогики – её цель. - Ознакомьтесь с задачами сестринской педагогики. | - Дайте определение понятию «обучение в сестринском деле». - Назовите цель сестринской педагогики и её задачи. |
2. Основы сестринской педагогики. | Методическое пособие | - Ознакомьтесь со сферами обучения и их характеристиками. - Запомните определения терминов: «метод обучения», «приём обучения», «мотив». - Ознакомьтесь с методами и приёмами обучения. - Обратите внимание, для чего необходима мотивация в обучении, и какой она должна быть. - Запомните, на какие группы делятся мотивы и как формируется устойчивая положительная мотивация к обучению. | - В каких сферах может происходить обучение пациента? Охарактеризуйте каждую из сфер обучения. - Назовите необходимые составляющие процесса обучения. - Что называют «методом обучения»? Какие методы вы знаете? Приведите примеры. - Что называют «приёмом обучения»? Какие приёмы вы знаете? - Что называют «мотивом»? Для чего необходимо мотивировать обучение и какой должна быть мотивация? - На какие группы делятся мотивы? - Какими путями формируют устойчивую положительную мотивацию? |
3. Условия эффективности обучения. | Методическое пособие | - Ознакомьтесь с условиями эффективности обучения. - Обратите внимание, от чего зависит готовность пациента к обучению. | - При выполнении каких условиях обучение наиболее эффективно? - Что способствует лучшему пониманию и запоминанию материала обучающимися? - От чего зависит готовность пациента к обучению? |
4.Этапы процесса обучения. | Методическое пособие | - Ознакомьтесь с содержанием этапов процесса обучения. - Обратите внимание на особенности (требования) каждого этапа. | - Перечислите этапы процесса обучения, соблюдая установленную последовательность. - Как определить потребность пациента в обучении? - В чём заключается оценка исходного уровня знаний, умений пациента? - Для чего необходимо мотивировать обучение? Как сформировать устойчивую положительную мотивацию? - Как оценить способность к обучению? - Что необходимо для организации обучения? - На что следует обратить внимание при составлении индивидуального плана обучения и его реализации? - Как оценить качество и эффективность обучения? |
Тест-контроль знаний | |||
П Р А К Т И Ч Е С К И Е З А Д А Н И Я | |||
1. Решение ситуационных задач | Методическое пособие | Разберите пример (задача №1.- приложение 5.) применения сестринского процесса в обучении. Используя его как образец, решите предложенные ситуационные задачи. Запишите планы обучения в тетрадь для решения задач. | |
1. Подготовка беседы для пациентов (родствен-ников) | Конспекты лекций, учебник, дополнитель-ная лит-ра | Подготовьте беседу (на 5мин.) с пациентом (родственниками), используя ранее изученные вами темы (беседа должны носить обучающую направленность, а не только изложение информации). Примерные темы бесед и обучения: · уход за пациентом в 1 периоде лихорадки (2,3). · определение и регистрация основных показателей жизнедеятельности (АД, температуры, пульса, водного баланса …); · здоровый образ жизни; · др. темы по выбору. Продумайте содержание обучения, использование наглядного материала, составьте план, запишите в тетрадь. |
ЭТАПЫПЛАНИРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «ОБУЧЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ».
для очно-заочной формы обучения студентов
№ | Название этапа | Краткое описание деятельности | Цель | Мин. | |
преподавателя | студентов | ||||
Организаци- онный момент. | Приветствует студентов. Обращает внимание на внешний вид. Обращает внимание на состояние учебной комнаты. Проверяет готовность студентов к занятию. Отмечает отсутствующих. | Приветствуют преподавателя. Бригадир называют отсутствующих. | Мобилизация внимания студентов. Установка на создание рабочей обстановки. | ||
Изложение темы, плана, целей занятия. Мотивация темы. | Сообщает тему, план, цели практического занятия. Мотивирует учебную деятельность (кратко сообщает о значимости обучения, как эффективного средства лечебно-профилактической помощи пациентам). | Слушают преподавателя Записывают в дневник дату, тему, цели занятия. Осмысливают, ставят пред собой цели. | Раскрытие теоретической и практической значимости темы. Формирование познавательного интереса к учебной деятельности. Определение конечных результатов работы на занятии. | ||
Разъяснение вопросов, возникших в ходе домашней подготовки к занятию. | Спрашивает, о возникших вопросах по теме в ходе домашней подготовки к занятию. Отвечает на вопросы. Объясняет непонятное. | Задают вопросы по теме. Слушают, записывают, участвуют в обсуждении. | Понимание неясных моментов темы занятия. | ||
Фронтальный опрос (приложение №1). | Задаёт вопросы. Оценивает ответы. Выставляет оценки в оценочный лист студентам активно участвующим в фронтальном опросе. | Отвечают на вопросы, дополняют, исправляют отвечающего. | Проверка знаний всей группы. Выявление слабых мест с целью дальнейшего их исправления. | ||
Письменный опрос всей группы (приложение №3). | Раздаёт студентам карточки с заданием Следит за дисциплиной во время работы. Проверяет и оценивает выполнение заданий. | Отвечают на вопросы письменного задания. | Определение уровня усвоения и понимания материала темы всей группы и каждого студента в отдельности. Проявление самостоятельности. Отработка умения излагать мысли. Развитие письменной речи. | ||
Подведение итогов опроса. | Объявляет и обосновывает итоговые оценки. Указывает недостатки теоретической подготовки, предлагает способы их устранения. | Слушают, принимают к сведению. | Анализ деятельности студентов при подготовке к занятию, осмысление студентами своих знаний. | ||
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ. | |||||
Вводный инструктаж | Ставит цели и задачи предстоящей работы. Знакомит с порядком выполнения работы. | Слушают, осмысливают, принимают к сведению. Задают вопросы по предстоящей работе, если они возникают. | Вызвать познаватель-ный интерес к предстоящей работе. Побудить к рациональной и целенаправленной деятельности. | 3-5 | |
Проверка выполнения заданий самостоятель-ной внеауди-торной работы (СВР) - решения клинико-ситуационных задач (приложение №6). Самостоятель-ная работа студентов (ролевая игра). | Вызывает для ответа студента. Слушает ответы на задачи. Уточняет ответы, задавая дополнительные вопросы. Просит студентов проанализировать ответ, дополнить, исправить. Слушает, оценивает, Высказывает замечания. | Слушают отвечающего. Проверяют свой вариант ответа, исправляют ошибки. Исправляют, дополняют отвечающего. Рецензируют ответы. Один из студентов выступает в роли медсестры, остальные - в роли пациентов (обучение групповое) или один из студентов в роли пациента или члена семьи (индивидуальное обучение). «Медсестра» организует обучение «пациентов», «члена семьи» по конкретной проблеме. Остальные слушают, анализируют работу товарищей. | Определние уровня самостоятельности мышления; клинического мышления; умения анализировать, владения логикой решения проблемы; применять теоретические знания при решении практических задач. Развитие умения применять теоретические знания в практической деятельности. Развитие профессио-нальных умений. Развитие навыков общения, устной речи. | ||
Тест-контроль (приложение №4). | Раздает задания тестового контроля. Следит за дисциплиной во время выполнения задания. Проводит проверку (или организует взаимопроверку) правильности выполнения задания. Выставляет оценки в оценочный лист. | Выполняют задания тест-контроля. | Закрепление полученных знаний. Определение степени усвоения учебного материала. | ||
Подведение итогов занятия. | Определяет степень достижения целей и задач занятия. Отмечает, все ли студенты в равной степени справились с заданием. Обращает внимание на положительные и отрицательные стороны деятельности учащихся, отмечает лучшие работы, говорит кому подтянуться. Отмечает вопросы, которые надо доработать. Выставляет и объявляет оценки. | Слушают, принимают к сведению. Участвуют в обсуждении анализа работы бригады. Бригадир заполняет журнал бригадира. | Осмысление результатов самостоятельной работы. Развитие умения анализировать и устранять свои ошибки. Воспитание самокритичности, справедливости, выдержанности. | ||
Домашнее задание. | Сообщает домашнее задание на следующее занятие: называет тему, вопросы, литературу, страницы учебника; даёт методические указания по выполнению домашнего задания. | Записывают домашнее задание. | Организация управления самоподготовкой. |
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Министерство здравоохранения Челябинской области