Красный мухомор с белыми пятнышками (Amanita muscaria) самый красивый из грибов, именно он обычно изображается в детских книгах и одновременно с этим пользующийся дурной репутацией; он также один из самых старых грибов для путешествий, найденных практически во всех регионах планеты. Он использовался в качестве стимулятора психоактивности во многих областях Евразии, включая германские народы (Rosenbohm 1991). Они все еще употребляются на Камчатке, восточном полуострове Азии, для получения пророчеств, предсказаний, диагнозов, и для исцеления во время транса (Salzmann и др. 1996, Ratsch 1998).
В прежние времена сибирские шаманы съедали высушенный мухомор или пили мочу тех, кто съедал мухомор, чтобы попоасть в транс и активизировать свои шаманские целительные силы - и возможно они едят их и сейчас (Enderli 1903). Согласно традиции Koryak, мухомор создан из слюны их верховного бога; исходя из этого гриб - священное растение, "существо", или "пришелец". (Nep. muka) каждый называет его по разному (Baueret al. 1991, 147).
Сибирские шаманы обычно используют грибы, когда они хотят вступить в контакт с душами их предков, или духами помощниками и демонами; когда новорожденный должен получить имя; в угрожающих ситуациях, чтобы найти выход; чтобы видеть будущее; видеть прошлое; отправится в полет в другие миры. Khanty (= на востоке Yaken) проверяют своих учеников высокими дозами мухомора, чтобы определить, в состоянии ли они справиться с грибом и подходят ли для своей будущей профессии шамана. В Сибири, мухомор потребляется свежим, приготовленным, или высушенным (Саар 1991).
Р. Гордон Уоссон, нью-йоркский банкир и основатель современной этнофармакологии, опирался на свидетельства жителей Сибири чтобы подтвердить свою теорию, что мухомор был сомой древних Ведических Ариев долины Инда (Wasson 1968, 1972, и 1995; Ott 1998b). В ведической традиции о соме говорится в Ригведе, как о растении, охмеляющим и вдохновляющим сознание, произрастающем в высоких горах, Гималаях. До сегодняшнего дня не было ни одной верификации присутствия Amanita muscaria в гималайском регионе. Идентификация сомы в качестве мухомора была лишь предположением. (198)
|
198 Хотя и были рудименты ритуального приема в пищу мухомора, сохраненные в Hindukush, известного там как tshashm baskon, "открывающий глаза." (Mochtar и 1979 Geerken).
До этого момента мухомор не был задокументирован в Гималаи. Однако, все "наши" шаманы хорошо знают этот гриб,растущий вих родных странах - восточного и западного Непала, так же как Бутана. |
"Без священного гриба, mundum путь шамана не может быть завершен. Он полностью связан с Шивой. Даже тигры любят мухоморы. Один или два этих гриба достаточно, чтобы отправится в полет" (MR). Эффекты начинаются спустя десять - пятнадцать минут. Может возникнуть сильная тошнота, сопровождаемая чувством головокружения. Затем вы становитесь способны взлететь. Этот гриб - наш духовный лидер. Он дар природы, а природа - наш гид. Этот гриб дает силу и энергию взлететь быстро и незамедлительно" (MS). "Эти грибы - пища Kirati. Они первоначально обнаружили их в своихснах и видениях. Без гриба мы никогда не были бы в состоянии узнать, как летать. Не всегда необходимо есть его; часто достаточно призвать гриб с помощью мантр путешествий" (MR).
Мохан Рэй хорошо помнит, как его отец использовал мухомор. Его отец, Дил Бахадур Рэй (1900-1976) - чье имя означает "богатое сердце," и таким образом выражает сущность гималайского шаманизма - был шаманом королевского двора, другими словами, личный целитель и защитник Королю Бутана (199)
|
199 К сожалению не было возможно достать фотографию Дал Рая, потому что семейный альбом с фотографиями, памятные вещи, драгоценности, и другие ценные вещи был украдены из дома Мохана Рэй на окраине Катманду.
"Для глубокого транса, он съедал несколько частей приготовленного мухомора, практически половину шляпки, чтобы совершить свое путешествие в другие миры. Он быстро входил в транс и облетал вокруг желаемой области. Этим способом он мог посетить свой отдаленный дом или увидеть членов его семьи" (MR).
Множество людей были шокированы фактом, что Бахадур Рэй съел грибы, которые все считали ядовитыми. Но в то же время все были впечатлены, что такой мощный шаман может с успехом обращаться даже с ядом. Говорится, что каждый настоящий шаман - точно так же как сам Шива - не только в состоянии вынести и переварить любой яд (viss или bis), любой наркотик, и любой вещество, но через игру с ними способен вырасти и получить больше shakti, больше целительной силы, и более глубокого понимания вселенной и всех ее аспектов.
Мьингмар Шерпа в удивлением смотрит на kalunge chyau,, мухоморы из Долины Катманду. |
Мухомор называют kalunge chyau, буквально "гриб зонтик." Здесь он имеет более светлый цвет, чем его европейские кузены. Он также имеет меньше белых пятнышек, хотя возможно это потому, что они смываются во время мощных ливней сезона дождей.
|
Многие люди в Непале, прежде всего в Долине Катманду, полагают, что мухомор является смертельно ядовитым. Это - международное недоразумение, которое особенно широко распространенно в центральной Европе. Это типичное современное суеверие и слух, который чрезвычайно живуч.
В действительности, как рассказала нам Парвати Рэй, из мухомора делается великолепное карри, человек его съедающий получает большую силу. Сырье или жареный плодовые тела гриба важны для шаманов (их дозировка - одна-две части). Шаманы Кирати собирают мухоморы один раз в год. Грибы могут вырасти с марта по октябрь, и растут часто около величественных сосен. Согласно Парвати Рэй, береза (Betula alnoides Buch.-Ham. ex D. Don, Betulaceae), известная как piayu или piaphul, также способствует грибному росту.
Шаманы Кирати используют мухомор не более десяти раз в год, чтобы путешествовать или летать. Они также используют жареный мухомор как лекарство для своих пациентов. Разогретый гриб используется не перорально главным образом для лечения порезов; он прикладывается непосредственно к ране. Раны или порезы на языке могут так же быть быстро и эффективно излечены этим методом.
Доисторический индийский kuda-kallu, относящийся к периоду мегалита грибной камень и йоги-лингам (Samorini 1995 и 1998; фотография: Giorgio Samorini). |
Индра Додж Гурунг ест мухоморы, жаренные в ghee (очищенном топленом масле) один раз в год, чтобы усилить свою shakti. Психоактивный эффект наступает для него спустя приблизительно получаса. Тогда он в одиночестве идет в лес. Он описывает трансформацию своего сознания как "лесная прогулка": Индра видит себя под зонтом космического гриба.
Мухомор обычно обжаривается на пылающих древесных углях, и не жарится в масле, гхи, или растительном масле. Связанный с мухомором гриб Сизара (Amanita caesaria [Scop, ex Fr.] Pers. ex Schw.) - один из наиболее питательных диких грибов в Долине Катманду. Он чрезвычайно похож на гималайский мухомор, и люди избегают собирать его. Грибное карри Невари из Сизара, что нам предложили, - одно из лучших грибных блюд, которые мы когда-либо пробовали.
Мухоморы были немедленно помещены Рэчем в водку и спустя несколько дней полностью потеряли свой цвет. В то же самое время водка окрасилась желтый тон. Мы с нетерпением ждем химических исследований. |
Мухомор: Лекарство или "Яд для мух"? Мухомор много раз использовался во многих местах на земле как средство от эпилепсии и как "отрава для мух ". (200) Однако мухи вовсе не умирают от микстуры из мухомора! Итальянский этноботаник Джорджо Саморини, увлеченный ученый и эксперт в мухоморах, рассказал нам, что мухи (насекомые, которые ассоциируются с "демоном") фактически ищут мухомор, "облизывают" его и сосут его молоко, вследствие они становятся опьяненными. Если после этого понаблюдать за такой лежащей мухой, через некоторое время она приходит в сознание и оживает. Таким образом, это не фатальное отравление, а счастливое опьянение - и это в мире насекомых! (201) _________________________ 200 Hobbs 1987,12. 201 Вообще есть еще и другой природный объект, о котором было написано так же много ерунды, как и о мухоморе. Мы обнаружили книгу "Verfuhrung und Verzauberung" (на английском: "Соблазнение и Очарование"]. Это не что иное, как неверно поданный плагиат писем Ch. Ratsch (Druden et al. 1998, 98). Авторы имели наглость переиздать текст монографии Рэча из Enzyklopddie der psychoaktiven Pflanzen (Рэч 1998) без разрешения и загрязнили его дополнительным текстом о предполагаемой "фатальной дозе" летного гриба. Мы работаем над де-демонизацией природы и открыто протестуем против таких фальшивок! Наиболее фактически точные публикации включают письма Bauer 1992, Bauer et al. 2000, Cosack 1995 (-"die anspruchsvolle Droge"-![Eng. "the demanding drug"]) and 1998, Festi and Bianchi 1992, Heinrich 1998, Kutalek 1995, Ott 1976 and 1977, Rosenbohm 1995, Saar 1991, Samorini 1996, Schurr 1995. |
Сома, Амрита и Конопля
Сома - название растения, из которого делался охмеляющий, подобный меду напиток, а также имя мужского божества. В ведической литературе это бог грома Индра, кто всегда опьянен сомой. Растение, которое не идентифицировано ботанически, росло на самых высоких горах в Гималаях (Ott 1994). Оттуда сома была украдена соколом Сиеной - кто конечно же ни кто иной, как птица шаман Гаруда - и принесена Индре на небеса. Сома была напитком вдохновения, который стимулировал поэтический дар и обладал волшебными силами делать подношения эффективным (" the falcon brought you from heaven, o nectar, adorned with all [poetic] thoughts, " Rig Veda IX 86, 24). Напиток дарует божественные духовные и физические силы; он так же " элемент, создающий мир." (Schneider 1971, vii).
Индра, Ведический бог грома и позже индусский Царь Богов, "открыл шаманские традиции благодаря гашишу и посеял его в Гималаях, во благо людей, чтобы он был всегда доступен для них, чтобы они могли обрести радость, храбрость, и усилить сексуальное желание" (Haag 1995, 78). Поэтому, чарас также называют Indracense "ладаном Индры." Известно, что в пост-ведические времена ритуал сомы выполнялся с бхангом или Cannabis indica, и somalata или Хвойником Герарда. Сома была, вероятно, не чем иным, как общим термином (классом систематики, таксоном), который использовался таким же образом, как слова "препарат", "энтеоген", "психоделик", или "психоактивное вещество" используются сегодня.
В мифе Пурана сказано, что Дханвантари, доктор или лекарь богов, родился в процессе взбалтывания исконного мирового океана. Он появился с молочно-белым кубком в его руках, который был заполнен амритой, эликсиром жизни, нектаром бессмертия. Луна (сома или chandra) считается сосудом амриты. После того как она была выпита, кубок наполнился снова, вот почему луна нарастает и убывает. Дханвантари не только принес с собой напиток бессмертия, он также принес аюрведу.
"Согласно медицинским текстам Сушрута самхиты, он получил аюрведу, что означает "Знание всего цикла жизни" непосредственно от Брамы. Согласно представлению Пуран, простое упоминание его имени побеждает болезнь. Всего несколько храмов посвящено ему, но он дает пищу для понимания концепции индийской медицины, поскольку он объединяет два ее аспекта - способность продлять жизнь и искусство борьбы с болезнями и демонами. Со временем Дханвантари стал проявлением Вишну" (Gonda 1978 232).
Конечно, шаманы знают бога лекаря Дханвантари, бога который бесконечно щедр. Он дарует богатство, но не деньги или власть, а здоровье, великое добро, что является целью шаманизма. "Дханвантари - божественный шаман, который исцеляет все ваши нужды" (MR).