Наблюдение в аптекарском огороде




Цель – закреплять знания о лекарственных растениях, расту­щих на участке детского сада; формировать умение и желание беречь и защищать

при­роду.

 

Беседа Почему, крапива растет на аптекарском огороде? Разве крапива

не сорняк? Чем полезны листья крапивы? (Они ос­танавливают кровь, укрепляют волосы, богаты витамина­ми К, С.) Когда заготавливают листья крапивы? (Сбор сырья производится только в период цветения — с июня

по ав­густ.) Календула (ноготки). Цветки этого растения можно

заготавливать в течение всего лета. Собирают свежие распустившиеся корзинки, срезая у самого основания цветка. Ноготки богаты витамином

С, обладают противовоспалительными, ранозаживляющими действиями. Отвар из цветков календул используют в виде полосканий при ангине. Подорожник (друг путника). Его можно найти на любой полевой дороге и приложить прохладный листок к потертос­ти на ноге или пораненному

пальцу. В листьях подорожника содержатся витамины А, К, С. Листья подорожника способ­ствуют остановке кровотечения, заживлению ран, успокаи­вают боль при укусах насекомых. Листья собирают в период

цветения растения., которые вы знаете, и они не занесены в Красную

книгу. Нельзя вырывать растения с корнем; лекарственные растения

следует собирать в строго указанные сроки; нельзя срывать или срезать полностью листья с одного куста.

 

Труд. Вместе с воспитателем обрезание секатором поломанных веток

кустов и деревьев, их уборка.

П\ и: Северные олени. Лиса мышкует. Перебрасывание мяча друг другу

снизу.

Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Дорисуй". "Назови

одним словом".

Самостоятельная игровая деятельность. Найти растения: кипрей,

календулу, мать-и-мачеху, кра­пиву, подорожник, шиповник, мяту,

ромашку.

Пальчиковая гимнастика ""Цветы"

№ 27 Наблюдение за сезонными изменениями Цель – формировать понятия о явлениях природы (иней, замо­розки, убывание дня, пребывание ночи); закреплять знания о солнце (светит, но не греет) Беседа Не жаркие, не летние, Встают из-за реки Осенние, последние, Теплые деньки. Позднюю осень называют «серебряной». Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки-снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем лис­тья. В конце осени солнце выглядывает редко, дни становят­ся пасмурными. Как называется предзимье? (Серебряная осень.) Почему? Попробуйте отгадать загадку.   И не снег, и не лед, А серебром деревья уберет. (Иней.) Воспитатель предлагает детям придумать загадки о поздней осени. Труд. Уборка мусора на участке. П\ и: "Ловишка", "Бездомный заяц". Упражнение на развитие равновесия. Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Кто, что делает". "Кому что нужно". Самостоятельная игровая деятельность. Соревнования, эстафеты. Пальчиковая гимнастика"Листья падают"   № 29 Наблюдение за собакой Цель– формировать представление о внешнем виде собаки; воспитывать потребность заботиться о домашнем животном.   Беседа Заворчал живой замок, Лег у двери поперек. Две медали на груди, Лучше в дом не заходи. (Собака.) Где она живет? Кто ухаживает за собакой? Как называется жилище собаки?Какое любимое лакомство собаки?Как выглядит собака? Какие породы собак вы знаете?Почему некоторых собак называют «бездомными»?Счастливая жизнь собаки во многом зависит от ее вла­дельца. Собаки питаются разнообразной пищей. Они могут полакомиться плодами, крупами, молоком, творогом, но боль­ше всего любят вареное мясо.Пород собак очень много — сенбернар, такса, немецкая овчарка, чау-чау, пудель, ротвейлер, все они отличаются друг от друга. Собака умна, внимательна, обладает вели­колепной памятью, тонким чутьем, острым слухом. Она никогда не бросит в беде своего хозяина, никогда не пре­даст его! Есть такие люди, которые выбрасывают животных на улицу. Жизнь животных становится мучительной. У них не­хорошей еды, тепла, ласки, им приходится жить в подвал, и на улице, они заболевают и умирают. Это результат человеческого бездушия. И поэтому я хочу обратиться ко всем. не выбрасывайте домашних животных!   Труд. Сбор шишек и листьев. П\ и: "Лохматый пес". "Ты мой друг и я твой друг". Ходьба по короткой и длинной дорожке. Индивидуальная работа. Дидактические игры."С какого дерева лист". "Кто первый". Самостоятельная игровая деятельность.Игры с природным материалом. Пальчиковая гимнастика"Собаки"   № 28 Наблюдение за грузовым транспортом Цель – учить различать грузовой транспорт, знать его на­значение и применение.   Беседа Сам в кабину не могу я залезть пока. До чего же велико колесо грузовика. В кузов даже заглянуть не удастся мне, Посмотреть, что там хранится в кузове на дне. А в кабине виден руль, дверца на замке. Но унес ключи шофер на своем брелке. Подожду его чуть-чуть — у него обед, Может быть, меня прокатит, а быть может, нет.   Для чего люди используют грузовые автомобили? (Что­бы перевозить различные грузы.)К какому виду транспорта относится автомобиль, если он перевозит грузы? (К грузовому транспорту). Назовите другой грузовой транспорт, который вы знае­те. (Бывают грузовые самолеты, вертолеты, товарные по­езда, грузовые пароходы, большие грузовики-самосвалы.) На какой цвет светофора едут автомобили? (На зеле­ный.) Как называется профессия человека, который управля­ет автомобилем? (Водитель, шофер.)Сколько цветов у светофора? (Три: красный, желтый, зеленый.) Труд. Уборка опавших листьев. П\ и: "Защити товарища", "Стой — беги". Упражнять в перебрасывании набивного мяча от груди двумя руками. Индивидуальная работа. Дидактические игры. Самостоятельная игровая деятельность. Игры со скакалками и мячами. Пальчиковая гимнастика"Автомобиль"   № 30 Наблюдение за елью Цель– дать представление о деревьях. Показать особенности строения деревьев (ствол, ветки, листья). Знакомить с характерными особенностями ели. Учить бережно относится к растениям.   Беседа Две больших сосны стояли рядом, А меж ними елочка росла, Две сосны подружку укрывали, Чтоб вершинку ветры не сломали, Чтоб красивой елочка была. Ель похожа на пирамидку, все ветви у нее покрыты игол­ками, растущими вместо листьев; они короткие, острые, ко­лются, темно-зеленого цвета. Иголочки у ели покрыты плот­ной кожицей, густо и крепко сидят на ветках, торчат в раз­ные стороны, не опадают, если до них дотронуться. В конце осени деревья остаются без листьев, а ель остается зеленой. На ее веточках вместо листьев – маленькие иголочки, шишки. Ель похожа на пирамидку, веточки ее короткие вверху, книзу длинные, покрыты короткими зелеными иголками. Она зеленая зимой и летом. А еще елочка пахнет.   Труд. Сгребание снега в определенное место для постройки ледяных фигур. П\ и: "Мы — веселые ребята", "Затейники". Приемы метания предметов в гори­зонтальную цель. Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Летает, не летает". "Что в лукошке". Самостоятельная игровая деятельность. Игры со снегом. Пальчиковая гимнастика"Маленькая елочка"
№ 31 Наблюдение за камнями Цель – формировать представление о камнях как части не­живой природы.   Беседа Взгляни, как злобно смотрит камень, В нем щели странно глубоки, Под мхом мерцает скрытый пламень; Не думай, то не светляки!   Какие бывают камни? Назовите рассыпчатые камни. (Мел, уголь, графит, крем­ний.) Назови твердые камни. Какими камнями легче рисовать на асфальте? К какой природе они относятся? Почему? Какие камни прочнее? Как вы думаете, человек где-нибудь использует их? Могут ли камни издавать звуки? Сравните камни на участке и в овраге. Почему в овраге камни более круглые и гладкие? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, — острые углы исчезают, камешек становится ок­руглым.) Рассмотреть камень через лупу. Что видно? (Трещины, узо­ры, кристаллики.)   Труд. Сбор камней на участке и выкладывание из них компози­ции. П\ и: "Камень, ножницы, бумага". "Ловкая пара". Учить бросать мяч под углом. Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Домино". "Клеточки". Самостоятельная игровая деятельность. Игры по сюжетам. Пальчиковая гимнастика"Веселый пальчик"     № 33 Наблюдение за тополем Цель – формировать представление об осеннем тополе.   Беседа Под окошком вырос тополь вековой, Летом он зеленой шелестит листвой. По городу гуляя, встретишь его пух — Над улицей несутся сотни белых мух. Где тополя чаще всего растут? (В городе.) Какое это дерево? (Городское.) Какие еще растут деревья в городе? А для чего они вообще нужны в городе? (Листья деревь­ев поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород.) Когда облетают с тополей последние листья? (Поздней осенью.) Какого цвета тополиные листья? (Желто-золотистые.) Почему осенью листья с деревьев опадают? (Чтобы де­рево зимой не теряло много влаги.) Рассмотреть через лупу ветку, с которой только что упал листок.Что мы увидели? (Еле заметные почки.) Что это значит?(Деревья не погибли, они только сбросили отмершие, ненужные листья.) Что производят из древесины тополя? Прежде всего, бу­магу, а почки тополя используют для производства кремов, духов и одеколонов. Когда бывает тополиный пух, тополиная метель? По­чему? Что такое тополиный пух?   Труд. Сгребание листьев в кучи и их уборка. П\ и: "Огородники", "Горелки". Прыжки на одной ноге. Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Краски". "Я начну, а ты продолжишь". Самостоятельная игровая деятельность. Игры с вертушками. Пальчиковая гимнастика"Деревья" № 32 Наблюдение за травой Цель– дать представление о травянистых растениях. Воспитывать бережное отношение к травянистым растениям. Показать, что травянистые растения ниже по сравнению с деревьями, осенью трава меняет свой цвет, она желтеет, сохнет.   Беседа Божья коровка на длинной травинке – Как светофор на зеленой тропинке. Трава низкая по сравнению с деревьями; она растет в земле, ее можно потрогать. Трава бывает низкая и высокая. Корешок держит траву в земле. Если вырвать траву с корнем, она погибнет, поэтому нужно бережно относиться к травянистым растениям. Когда становится холодно, зеленая трава начинает желтеть, сохнуть. Трава иногда продолжает расти под снегом. Листья у травы бывают широкие, и маленькие, узкие. Сухую траву нужно убирать, чтобы вокруг детского сада было красиво. Что происходит с деревьями осенью? Осенью листья меняют свой окрас. На некоторых деревьях могут быть листья разного цвета: желтые, зеленые, красные. В конце осени почти все деревья стоят без листьев. В сентябре лес реже и птичий голос тише, синица просит осень в гости, и лист на дереве не держится. Почему осень называют золотой? Какое явление называют листопадом? Как вы думаете, что будет сниться осенним листьям?   Труд. Коллективная работа на огороде по уборке мусора. П\ и: "Третий лишний". "Совушка"."Кто самый меткий?". Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Третий лишний". "Что за чем". Самостоятельная игровая деятельность. Отгадывание загадок, их рисование на асфальте. Пальчиковая гимнастика"Божья коровка"   № 34 Наблюдение за морковью и свеклой Цель – дать представление об овощах: моркови. Формировать умение находить в огороде овощи: морковь. Познакомить с внешними особенностями моркови. Учить различать овощи по виду, форме.   Беседа А на щи? А на щи? Есть какие овощи? Есть капуста, есть морковка! Лишь клади в корзинку ловко. Какие овощи выросли на грядке? (Свекла, морковь.) Что произошло с растениями по сравнению с весной? (На земле подросла ботва, а в земле — клубни.) Что помогло растениям вырасти? (Солнце, влага, уход человека.) Назовите характерные особенности моркови. (Морковь — овощ продолговатой формы, оранжевого цвета, имеет зеле­ную ботву.) Назовите характерные особенности свеклы. (Свекла — овощ округлой формы, красного цвета, имеет зеленую бот­ву.) Что можно приготовить из этих овощей? (Салаты, борщ.) Чем полезны свекла и морковь? (В них много витами­нов.) Определить семена моркови и свеклы (цвет, размер). Выкопать свеклу и морковь для посадки на семена в группе. Взрослые убирают урожай осенью с огорода. Морковь растет в земле. Морковь – твердая, оранжевого цвета, длинненькая. Обратить внимание на листья: резные, пушистые.   Труд. Сбор урожая в огороде. П\ и: "Назови овощи". Улучшение техники бега. "Я начну, а ты продолжишь". Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Определи размер"". "Что я загадала". Самостоятельная игровая деятельность. Выкладывание узоров из семян. Работа с камнями. Пальчиковая гимнастика"Овощи"
№ 35 Наблюдение за снегопадом Цель – формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде; развить чувство прекрасного.   Беседа Не вымыт, а блестит, Не поджарен, а хрустит. (Снег.) Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на зем­лю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, а белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз не сильный, снежинки скатываются в плот­ные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа. Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья. Слой за слоем ложится на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха. А хрустит снег оттого, что под тяжестью нашего тела ло­маются звездочки и лучики.При какой погоде снежинки образуют снежную пыль, крупу, хлопья? Почему снег хрустит под ногами? Почему снег бывает рыхлый? Поймать летящую снежинку на чистый лист бумаги, рас­смотрев, определить свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья).   Труд. Засыпка снегом корней деревьев на своем участке. П\ и: "Снежная карусель". Метать снежки вдаль. "Мороз". Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Определи размер". "Что я загадала". Самостоятельная игровая деятельность. Рисование на снегу. Прятки. Пальчиковая гимнастика"Снег"     № 37 Наблюдение за голубями Цель– продолжать закрепление знаний о птичьем мире; уточнять, чем питаются и где живут птицы, как чело­век ухаживает за ними, почему дикие голуби занесены в Красную книгу.   Беседа Озорной мальчишка. В сером армячишке По двору шныряет. Крохи собирает. (Воробей.) Кто летает, кто стрекочет — Рассказать нам что-то хочет? (Сорока.) Какие птицы чаще всего прилетают на участок? Где они живут? Что они любят клевать? Кто их кормит? Где живут голуби? Еще у древних людей голубь считался символом мира и друж­бы. Птица, редкая по красоте, очень легко приучается, быстро привязывается к человеку. Но у голубя есть и другое каче­ство — он прекрасный почтальон. Человек давно заметил при­родную особенность голубя находить свое гнездо, свой дом даже на больших расстояниях. А вы знаете, что дикие голуби занесе­ны в Красную книгу? В природе почти не осталось диких голу­бей, вот и в наших краях дикий голубь не встречается. Какие перья в крыльях согревают голубя? Почему голубей называют сизарями? Почему голубь парит?   Труд. Развешивание кормушек на территории детского сада. П\ и: "Летают, прыгают, плавают". "Сбей кеглю". Бросать мяч в цель. Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Лесной перезвон". "Матрешки". Самостоятельная игровая деятельность. Рисование на снегу. Пальчиковая гимнастика"Голубь"   № 36 Наблюдение за дождем и ветром Цель– показать, что осенний дождь может быть разным. Показать простейшие связи между явлениями природы и жизнедеятельностью людей. Учить определять ветряную погоду по внешним проявлениям (люди одеваются тепло – холодный ветер, люди одеваются легко – теплый ветер).   Беседа Мы дождинки! Мы – слезинки! В туче-матушке прижились. Ветрено, ветрено, ветрено! Вся земля проветрена! Ветер листья с веток Разогнал по свету. По лужам можно ходить в резиновых сапогах, тогда ноги не промокнут. Человек бежит по луже, и брызги разлетаются в разные стороны. Во время дождя люди идут под зонтами. Дует легкий ветерок: ласкает наши щечки. Дует порывистый, холодный ветер – щечкам морозно. В зависимости от ветра люди одеваются в теплую одежду или в легкую одежду. Погода ветряная – деревья качаются, ветки и листья нагибаются по направлению ветра. Дует ветер, вертушки крутятся по ветру. Можно определить направление ветра.   Труд. Уборка участка детского сада от опавших листьев. П\ и: "Смелые ребята". Развитие прыгучести, сочетая силу с быстротой. Индивидуальная работа. Дидактические игры. "День и ночь". "Какой цвет и размер". Самостоятельная игровая деятельность. Игры с песком и формами. Пальчиковая гимнастика"Человечек" № 38 Наблюдение за водой Цель:Дать элементарные представления о свойствах воды. Обозначить зависимость состояния воды от температуры окружающей среды. Беседа Осторожная лисица Подошла к ручью напиться, Наклонилась, а вода Неподвижна и тверда. Какие свойства воды вам знакомы? Есть ли форма у воды? Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже? Что станет с водой, если ее вынести на мороз? Вода прозрачная. Сквозь нее видны предметы. Вода жид­кая – у нее нет своей формы, он принимает форму предмета, в который ее наливают. На ровной поверхности вода растека­ется лужей. Вода бесцветная, безвкусная, без запаха. Чистая вода — прозрачная, мутная и грязная — не прозрачная. Толь­ко грязная вода пахнет плохо. Вода замерзает тогда, когда температура воздуха становится ниже О °С. Опыт. Налить в стеклянную банку воды, плотно закрыть крыш­кой и оставить на морозе. Вскоре банка расколется, а вместо нее будет кусок льда. Замороженная вода — лед — занимает больше места, чем вода жидкая, поэтому льду в банке стало тесно, и он разорвал ее. Лед появляется на лужах, реках, пру­дах, как только ударит первый мороз. С каждым морозным днем ледяная корка становится все толще. Что станет со льдом, если его внести в теплое помещение? (Он растает.)   Труд. Уборка участка детского сада. П\ и: "Пас", "Холодно — горячо". Выполнение упражнений на сохранение равновесия. Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Формочки". "Кто где живет". Самостоятельная игровая деятельность. Игры со снегом. Пальчиковая гимнастика"Льдинки"
№ 39 Наблюдение за грибами Цель – развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о грибах, правилах поведения в природе. Беседа Важный толстый боровик Вырос у дорожки. К уважению привык Гриб на крепкой ножке. Грибы — удивительные растения, даровой продукт при­роды. Мы их не сеем и не садим, на том же месте, где среза­ем грибы сегодня, вновь получаем их завтра. Когда появляются первые белые грибы, — это чудесная, летняя пора. Лес тогда необыкновенно красив, воздух чист. Теплые летние дожди создают благоприятные условия для бурного развития и плодоношения грибов. Они растут везде, где есть береза, ель и сосна. Растут на полянах, опушках леса, заброшенных лесных дорогах, на склонах старых ка­нав и оврагов. Мир грибов велик и разнообразен. Все грибы можно раз­делить на съедобные и несъедобные. Какие грибы съедобные, а какие нет? (Боровик, подбере­зовик, моховик, рыжик, груздь, волнушка, сыроежки, лисич­ка, сморчок, опята — съедобные, а несъедобные — бледная поганка, мухомор.)Чем отличаются съедобные грибы от несъедобных? (Съе­добные грибы можно употреблять в пищу, а несъедобные нельзя — можно отравиться.)Назовите лечебный гриб лосей. (Мухомор.) Чтобы источник пищевых грибов не нарушался, надо бе­режно и разумно относиться к грибам, даже к тем, которые не употребляются в пищу. Охранять их от истребления - долг каждого человека. Надо каждому знать правила поведения в природе: "Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны в природе".Что можно приготовить из грибов? (Суп грибной, икру, солянку. Их можно мариновать, солить, сушить.)   Труд.Приведение в порядок клумб на участке; сбор семян; уборки. сухой травы, листьев. П\ и: "Мяч водящему". "затейники". Развитие движений. Индивидуальная работа. Дидактические игры. Закрепление занятия. Самостоятельная игровая деятельность. По желанию детей Пальчиковая гимнастика "Грибок" № 41 Наблюдение за осенними цветами Цель–учить различать цветущие растения от не цветущих растений. Учить восхищаться красотой цветущих растений   Беседа Мой сад с каждым днем увядает, Помят он, поломан и пуст. Хоть пышно еще доцветает Настурций в нем огненный куст… Обратить внимание на осенние цветы на клумбе, узнать, какие цветы знакомы детям, познакомить с новыми цветами. Как нужно относиться к растениям (не рвать, не топтать). Закрепить понятия «цвет», «высота», «длина». Выделять общие и различные признаки между травой и цветами: есть соцветия, трава и цветы ниже, чем деревья. Как ухаживать за цветущими и не цветущими растениями? На клумбе цветут астры: синие, красные, белые. Они красивые, восхитительные, прекрасные, делают красивым участок детского сада. Труд. Уборка участка от сухих веток. П\ и: "Найди, где спрятано". "Прыгай выше". Развитие движений в прыжках, ходьбе по бревну прямо и боком. Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Красный, зеленый". "Больше–меньше". Самостоятельная игровая деятельность. Прыганье по кочкам. Пальчиковая гимнастика"Букет" № 40 Многообразие осенних листьев Цель: Показать детям многообразие красок золотой осени. Раскрывать понятие листопад.   Беседа Падают, падают листья – В нашем саду листопад. Желтые, красные листья По ветру вьются, летят…   В начале сентября выдаются теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на ее фоне сквозят золотыми узора­ми листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают серебристые нити паутины. Такие дни называют «ба­бьим летом». «Коли ясно,то и осень прекрасна» — говорит народная пословица. Что делает человек осенью? Как приспосабливаются животные осенью к жизни? Напомнить детям, что наступила осень. Всю землю покрыли листья – все вокруг желтое. Поэтому осень называют желтой, золотой. Обратить внимание, как один листик летит к земле, другой кружится и медленно ложится на землю. Листья легкие, поэтому они медленно летят.   Труд. Уборка участка детского сада от опавших листьев. П\ и: "Северные олени". "У оленя дом большой". Прыжки на двух ногах с продвижением вперед. Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Грибники". "Сложи узор". Самостоятельная игровая деятельность. Игры на спортивном участке Пальчиковая гимнастика"Ветерок" № 42 Наблюдение за рябиной Цель – продолжать наблюдение за рябиной осенью;учить находить сходство и различия красной и черной рябины. Беседа С рябиной свежей вазу поставили на стол. Ее заметил сразу лишь в комнату вошел. Есть рябину я не стану, лучше краски я достану, Нарисую ягодки — влажные и яркие, В каплях — бусинки росы удивительной красы. Рябинка — так ласково называют люди это дерево. В августе кисти рябины начинают краснеть, а следом за яго­дами одевается в осенний наряд и весь куст. Поначалу сразу не уловишь — ярче горят алые кисти рябины или листья. Спешит в эту пору к рябине шумная птичья стая. Не только дрозды, свиристели, рябчики, тетерева кормятся ягодами рябины, она — любимое лакомство лесной куни­цы и медведя, ее ветки и кору охотно подъедают лоси я зайцы. Охотники рассказывают, будто косолапые, преж­де чем залечь в берлогу, вдоволь наедаются ягод рябины. Древесину рябины используют для изготовления музы­кальных инструментов, пригодна она для столярного и мебельного дела. Корой окрашивают ткань в красно-бурые тона, ветками — в черный цвет, а листья дают коричневую краску. Какие звери любят ягоды рябины? Какие птицы клюют ягоды рябины? Как рябина используется в народном хозяйстве?   Труд. После сбора урожая приведение в порядок земельной пло­щади огорода и цветника. П\ и: "Поймай мяч". "Огородники". Бег с препятствиями. Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Найди сходство и отличия". "Парные картинки". Самостоятельная игровая деятельность. Посчитать, сколько стволов в кусте, сколько гроздей. Пальчиковая гимнастика"Ягодка рябинка".  
№ 43 Наблюдение за небом Цель: Познакомить детей с внешними особенностями осеннего неба. Вызвать у детей интерес к внешним особенностям неба.   Беседа Потемнело все кругом! Дождик крупный, как горох! Тучи по небу бегом И гремит: - Грох, грох, грох! Небо в начале осени – голубое. Солнца на небе не видно, его закрыли облака. Солнце выглянуло из-за туч. Темные тучи на небе – будет дождь или снег. Почему небо голубое? Небо кажется нам голубым, однако ночью или в космосе небо выглядит черным. Голубизна дневного неба создается находящимся в атмосфере Земли молекулами газа и другими частицами. Молекулы газа и частицы рассеивают солнечный свет, который состоит из гаммы цветов. Голубой сильнее всего рассеивается и отражается к нам на Землю.   Труд. Сбор лекарственных растений. П\ и: "Совушка". "У оленя дом большой". "Смелые ребята". Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Магазин". "Улыбка". Самостоятельная игровая деятельность. Сбор семян. Игры с песком. Пальчиковая гимнастика "Туча". № 45 Наблюдение за песком Цель– дать элементарные представления о свойствах песка. Развивать у детей творческие способности. Формировать культурно-гигиенические навыки, выявить свойства песка и почвы, их сходства и отличия.   Беседа Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, И он в стекле расплавлен даже. (Песок) Сухой песок рассыпается. Если полить песок водой, он станет влажным. Из влажного песка можно лепить куличи и пирожки. На влажном песке можно рисовать палочкой. После игры с песком нужно мыть руки. Почему на песчаных дорожках после дождя не образуются лужи? (хорошо пропускает воду). Где и как люди могут использовать песок, учитывая его свойства? (Песок сыпучий, хорошо пропускает воду, благодаря этому, его используют в строительстве дорог. Кварцевый песок используют при производстве стекла). Сравнить цвет сухого и сырого песка. Из сырого песка можно лепить, строить, а сухой — рассыпается. Обратить внимание на почву (земля, песок, глина), на перекопку, рыхление. Что общего, чем отличаются. С детьми старших групп уточнить и закрепить знания о свойствах песка. Научить определять эти свойства по внешнему виду (по цвету), проверить с помощью осязания. Спросить, живут ли в песке и в почве насекомые, растут ли растения. Провести опыт: посадить семя в почву и в песок. Через некоторое время проверить, где есть всходы.   Труд. Убрать песочницу от песка. П\ и: "Коза и волк". "Два барана". Ходьба по веревке. Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Что получилось". "Овощи и фрукты". Самостоятельная игровая деятельность. Игры с песком. Пальчиковая гимнастика"Я мешу". № 44 Наблюдение за специальным транспортом Цель –расширять знания о специальном транспорте;обогащать словарный запас. Беседа Красная машина по дороге мчится, Ей на место поскорей надо появиться. Там огня необходимо погасить лавину, Все зовут пожарной красную машину. "01" — две эти цифры часто набирают, Значит осторожными не всегда бывают. Какие специальные машины вы знаете? (Скорая по­мощь, пожарная, снегоуборочная, поливальная, милицей­ская.) Для чего нужны эти машины? (Чтобы помогать лю­дям.)Для чего на пожар вызывают еще и «скорую помощь»? (Чтобы помочь пострадавшим во время пожара от ожогов и дыма.) Останавливаются ли у светофора машины, едущие с включенной сиреной? (Нет.)Почему? (Они спешат на помощь людям.) Назовите их. («Скорая помощь», пожарная и милицей­ская.)     Труд. Вместе с воспитателем обрезание секатором обломанных, сухих веток кустов и деревьев, их уборка. П\ и: "Пчелы и медвежата", "Мяч водящему". Игровые упражнения со скакалкой. Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Пальчики малышки". "Узнай по цвету". Самостоятельная игровая деятельность. Игры с листьями и ветками. Пальчиковая гимнастика"Машина"     № 46 Наблюдение за пауком Цели – продолжать расширять представления об особенностях внешнего вида пауков, их жизни; формировать интерес к окружающему миру. Беседа Какую пользу приносят пауки? (Поедают насекомых.) Чем пауки ловят насекомых? (Плетут для них сети.) Как часто плетут пауки паутину? (Каждый день, так как она легко повреждается ветром и дождем.) На кого охотятся пауки? (На мух, бабочек, комаров, жуч­ков.) Пауки — хищники? (Да, они питаются другими насекомыми — мухами, комарами, жучками и бабочками.)Когда у пауков появляются малыши? (В конце лета.) Где выводятся новорожденные паучки? (Мама-паучиха в укромном месте вяжет из паутины плотный кокон и откладывает в него несколько сот яичек. Скоро из них вы­лупляются новорожденные паучки. Они живут все вместе в уютном теплом гнездышке, мама-паучиха кормит малы­шей насекомыми, а кокон защищает их от холода, дождя, ветра.) Куда исчезают пауки осенью? (С наступлением зимних холодов паучки забиваются в щелки коры, расщелины, ста­рых пней и засыпают до весны.) Как по поведению пауков можно предсказать погоду? (Перед непогодой пауки не раскидывают сетей для ловли насекомых; а если паук принимается за работу над новыми сетями или заделывают изъяны в старой паутине жди сухих солнечных дней.)Из скольких частей состоит тело паука? (Из двух - го­ловогрудь и брюшко.)   Труд. Пересадка цветущих растений с участка в группу (бархатцы). П\ и: "Один — двое", "Пройди бесшумно". Продолжительный бег в медленном темпе. Индивидуальная работа. Дидактические игры. "На что похоже". "Картинки". Самостоятельная игровая деятельность. Взять лупу и рассмотреть паука. Пальчиковая гимнастика"Паучок"  
№ 47 Изучаем транспорт Цель — научить различать и называть виды общественного транспорта. Соблюдать правила дорожного движения. Различать основные части легковых машин.   Беседа Отойдите! Я — машина! И внутри меня — пружина! И с утра всегда она На весь день заведена. Рассмотреть замеченный стоящий поблизости автомобиль. Определить цвет, посчитать колеса. Объяснить, для чего нужно запасное колесо. Спросить, зачем нужны фары. Посчитать, сколько дверей и зачем такое количество. Вспомнить, какой общественный транспорт они знают. С детьми уточнить, где ездят машины. Как переходить улицу. С какой стороны у машины руль. Познакомить с профессией водителя. Чем эта профессия отличается от других? Какова нужность водителя? Следует ли водителю соблюдать правила дорожного движения? Почему?   Труд. Очистить дорожки для автомобилей. П\ и: "Поезд"». "Светофор". Пройти по кривой дорожке (ходьба по ограниченной поверхности). Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Угадай по описанию". "Как гудит и едет машина?" Самостоятельная игровая деятельность. "Выложи из камней" — выложить из камней машинку. Рисование на песке. Пальчиковая гимнастика"Есть игрушки у меня"   № 49 Что нам подарила осень Цель — закрепить знание детей о растительном мире, уточнить, что где растет.   Беседа Здравствуй, осень! Здравствуй, осень! Хорошо, что ты пришла. У тебя мы, осень, спросим: Что в подарок принесла? Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и сказать, что нам подарила осень. (Солнышко, небо, облака, листья, цветы, овощи, фрукты, ягоды и т. д.) Назвать 3—4 плода, их величину и цвет. Старшие дети могут сказать, на что похожи облако, листья, солнце. Назвать 5—6 плодов, уточнить их запах и вкус. Рассмотреть строение гриба, объяснить понятие "хрупкий". Рассказать, кто из лесных жителей лакомится грибами, кто заготавливает их на зиму, кто ими лечится. Взрослые осенью убирают урожай на огороде. Овощи растут в земле. Овощи различаются листьями: у огурца – колючие, большие, у помидоров – резные, у репы – большие, гладкие.   Труд. Собрать и засушить красивые листья для поделок. П\ и: "Овощи". "У медведя во бору". Пройти по листикам, четко наступая на выложенную дорожку. Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Назови одним словом". "Урожай". Самостоятельная игровая деятельность. Игры с песком — печем пироги с морковкой, картошкой. Пальчиковая гимнастика"В огород пойдем" № 48 Знакомимся с работой дворника Цель –познакомить детей с рабочими профессиями, подчеркивая значимость труда для всех. Показать орудия труда, разнообразные операции и их целесообразную последовательность для достижения цели.   Беседа Встает дворник на заре, Крыльцо чистит на дворе. Дворник мусор уберет И дорожки разметет. Обратить внимание детей на дворника. Спросить, для чего нужна профессия дворник, какие орудия труда используются в работе. Наметить с детьми, что нужно сделать, чтобы растениям было хорошо, чтобы помочь им подготовиться к зиме: прополоть, обрезать сухие ветки.   Голичок на длинной ножке Пляшет прямо на дорожке, Убирает все дотла. А зовут меня... (метла). Скручена, связана, На кол посажена, А по улице пляшет.(Метла) Зубасты, а не кусаются.(Грабли) Труд. Собрать крупный мусор. П\ и: "По ровненькой дорожке". Ходьба по ограниченной поверхности, удерживая равновесие. "Пружинка". Индивидуальная работа. Дидактические игры. "Что делает?" "Сделай сам". Самостоятельная игровая деятельность. Собрать мелкие камешки в корзину. Пальчиковая гимнастика"Дружные ребята".   № 50 Изучаем увядшие растения Цель — уточнить изменения в неживой природе, происходящие на земле.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: