Системные отношения в лексике




Слова в рамках лексической системы языка существуют в тесной связи друг с другом, образуя единую систему. Система – это внутренняя организованность единиц языка, связанных устойчивыми отношениями. Системность присуща всем уровням языка.

Пути изучения системности лексики

1. Изучение отношений между отдельными словами: а) парадигматических отношений; б) синтагматических отношений.

2. Выделение больших групп слов, имеющих в своем значении общие семантические элементы: а) лексико-семантические поля (ЛСП); б) лексико-семантические группы (ЛСГ).

Парадигматические отношения в лексике (от греч. paradeigma – образец) – это отношения между отдельными словами вне контекста.

В парадигматический ряд объединяются слова, связанные отношениями равнозначности (синонимы храбрый – смелый), противоположности (антонимы белый – черный), соположенности (семантический ряд осина – береза – клен – тополь состоит из слов, входящих в группу лиственных деревьев), включения («род – вид»: цветок – роза), формального сходства (омонимы лук – растение и лук – древнее оружие).

Синтагматические отношения в лексике (от греч. syntagma – вместе построенное, соединенное) – это отношения между словами в контексте.

Синтагматические отношения выявляют сочетаемостные возможности слова. Например, глагол «читать» в значении «получать информацию» сочетается со словами книга, газета, письмо и т.д.; в значении угадывать – со словом мысли, в значении поучать – со словами нотация, мораль, проповедь и т.д. При изменении лексического значения глагола изменяется его сочетаемость.

При синтагматических отношениях возникают сложные связи между словом и контекстом. В русском языке синтагматические отношения ярко проявляются в явлении многозначности или полисемии (головка ребенка – головка чеснока – головка винта – бое головка), также в группах слов, обозначающих часть - целое (роза – стебель – шип), предмет – признак, предмет и связанное с ним действие (кошка – пушистая – мурлычет - царапается) и т.д.

Семантические поля образуются множеством значений, которые имеют хотя бы один общий смысловой компонент (одну общую сему), на основе которого и формируется данное поле. Например, у слов мать, отец, дядя, тетя, бабушка, дедушка, сын, дочь, брат, сестра такой общей семой является сема «родства». На основе этой семы приведенные слова объединяются в семантическое поле «родства». Помимо общей семы, слова одного лексико-семантического поля (ЛСП) имеют и дифференциальные семы. Например, в поле «родства» дифференциальные семы: пол, поколение, степень родства.

В ЛСП входят слова разных частей речи. ЛСП организовывается по иерархическому принципу. В центре находится гипероним (слово, обозначающее родовое понятие): передвигаться. С ним соотносятся гипонимы (слова, обозначающее более узкие, видовые понятия): идти, бежать, лететь, плыть, ехать. Каждый из этих глаголов может быть гиперонимом по отношению к другим более узким понятиям. Например, лететь: прилететь, улететь, вылететь.

ЛСП имеет сложную структуру. В нем выделяются: а) ядро, в которое входит наиболее употребительная, функционально нагруженная лексика; б) периферия, в которую входят менее употребительные слова. Граница между частями поля размыта. Кроме того, элементы одного поля могут входить в другое лексико-семантическое поле. Например, существительное «отец» входит в два поля: а) поле родства (Мой отец работает на заводе); б) поле священнослужения (Святой отец).

Лексико-семантические группы являются участками семантического поля и представляют собой совокупность слов одной и той же части речи, объединенных общей семой. В ЛСГ входят ряды синонимов и антонимов. Слово входит в ЛСГ в совокупности всех своих лексико-семантических вариантов. Каждая ЛСГ организована по иерархическому принципу. Вершиной ЛСГ является слово с наиболее общим значением.

Ярким примером выделения ЛСГ является семантический прямоугольник А.А. Уфимцевой в монографии «Опыт изучения лексики как системы»[2].

 

    А земля а1 а2 а3
планета земной шар мир
b1 b2 b3
почва грунт слой
с1 с2 с3
владение имение поместье
d1 d2 d3
страна государство держава

 

А – многозначное слово «земля». Буквами а1, b1, с1, d1 обозначены его лексические значения или лексико-семантические варианты (ЛСВ) Буквами а2, а3, b2, b3, с2, с3, d2, d3 - синонимы к этим ЛСВ. Совокупность горизонтальных синонимических рядов по отношению к тому или иному ЛСВ слова – доминанты (земля в данном случае) и будет образовывать ЛСГ.

 

Упражнения

1. К каждой группе существительных подберите гипероним. Назовите термин, определяющий слова данных рядов по отношению к гиперониму.

а) Туфли, сапоги, валенки, боты, тапочки, кеды, сандалии; б) молоток, стамеска, тиски, отвертка, дрель, плоскогубцы; роза, пион, ромашка, ирис, львиный зев, гвоздика; г) брат, сестра, племянник, дядя, свекровь, золовка; д) чашка, кружка, стакан, бокал, фужер; е) марки, монеты, открытки, спичечные этикетки.

2. Распределите следующие слова по лексико-семантическим группам на основе их архисемы.

Собака, дедушка, красный, идти, тарелка, пальто, упорный, банан, бифштекс, лететь, корова, бирюзовый, пельмени, чашка, сарафан, ромштекс, белый, рука, салатница, овца, черный, голова, скромный, ухо, скромный, блюдо, чуткий, халат, оранжевый, ехать, внук, умный. трусливый, дядя, кошка, принципиальный, грудь, синий, апельсин,. дочь, лицо, юбка, нос, гранат, трудолюбивый, желтый, бежать, сын, лошадь,. мать, лимон, ползти, вилка, робкий, бордовый, отец, живот, кофта, глаз, зеленый, карабкаться, нога, затылок, голубцы, ленивый, теща, настойчивый, гуляш, нож, ваза, плечо.

3. Подберите прилагательные, относящиеся к одной лексико-семантической группе с прилагательными звонкий, глухой, тихий, писклявый, резкий, оглушительный. Как можно назвать данную лексико-семантическую группу. Какие слова будут основными, центральными?

4. Выделите примеры основных и периферийных слов в лексико-семантической группе прилагательных цвета.

5. Самостоятельно составьте семантическое поле «огонь». С какими семантическими полями оно будет пересекаться?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: