Как обращаться со святынями.
Многие предметы (хлебы, ветви, а также книги, иконы и изображения, кусочки просфор, остатки свечей и т.д.), приобретаемые или освящаемые в храме, являются святынями, к которым нельзя относиться небрежно (напр., выбрасывать в мусор). Если же они приходят в негодность и возникает необходимость избавиться от них, то их либо надо сжечь (или отдать в храм на сжигание), либо закопать в укромном месте, где не ходят люди, в лесу или на дачном участке.
Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино
https://www.newmartyros.ru/
Пожалуйста, не используйте этот листок в бытовых целях.Если он стал Вам не нужен - передайте его другому или верните в храм.
Мне начинает казаться, что теперь прежняя жизнь кончается, и надо готовиться к той жизни, которая будет… где? Где-то, на небесах. Надо очистить душу от всех: грехов, и потому все кругом — другое. И что-то особенное около нас, невидимое и страшное. Горкин мне рассказал, что теперь — «такое, как душа расстается с телом». Они стерегут, чтобы ухватить душу, а душа трепещет и плачет — «увы мне, окаянная я!» Так и в ифимонах теперь читается. — Потому они чуют, что им конец подходит, Христос воскреснет! Потому и пост даден, чтобы к церкви держаться больше, Светлого Дня дождаться. И не помышлять, понимаешь. Про земное не помышляй! (И.С. Шмелев «Лето Господне») |
Многие церковные службы, помимо собственно совершения Таинств и молитвословий, имеют свои особенности: на них совер-шается освящение различных предметов, меняется их время и поря-док. В то же время многие праздничные дни наполнены различными уставными и народными традициями. Сохранение этих традиций, понимание смысла совершаемых действий и развенчание ложных суеверий – очень важны в жизни православных христиан. Но важно помнить, что участие во всех этих обычаях, присутствие в храме на службе или вне ее никак не заменит участия в церковных Таинствах, главным из которых является Причащение Тела и Крови Христовых. Именно в Таинствах содержащаяся в Церкви Благодать, Спасительная Сила Святого Духа, воздействует на человека.
|
Всенощное Бдение. Так называетсяторжественная служба, совершаемая накануне всех воскресных дней (в субботу), перед большими общецерковными праздниками, перед престольными праздниками (т.е. днями памяти тех святых или теми праздниками, которым посвящен храм) и некоторыми другими днями. Оно состоит из Великой вечерни и Утрени. Само название напоминает о перво
христианских временах, когда христиане тайно собирались в ката-комбах по ночам и молились всю ночь.
! Во время Утрени совершается елеопомазание – помазание верующих освященным елеем (священник изображает на лбу каж-дого из прихожан крест), что символизирует излияние Божией милости. Этот момент иногда ошибочно называют Елеосвяще-нием или Миропомазанием. На самом деле Причастие, Елеосвяще-ние (Соборование) и Миропомазание – это Таинства Церкви, ни одно из которых как раз не совершается на Всенощном Бдении.
§ Просфора и Святая Вода. Утром, в конце каждой Литургии, в храме можно приобрести просфоры – небольшие квасные хлебы, используемые в богослужении. Часто можно набрать Святой Воды. Просфора употребляется с молитвой «На употребление просфоры и святой воды» натощак со Святой Водой или без, и требует аккуратного и благоговейного отношения, нельзя допускать, чтобы крошки от просфоры падали на пол, а сами просфоры плесневели.
|
§ Неделя о мытаре и фарисее (4 воскресенье перед Великим постом). С этого дня в богослужении появляются постные песно-пения, что напоминает о необходимости подготовки к Великому Посту. Последующая седмица – сплошная, т.е. все 7 дней до сле-дующего воскресения – непостные, что служит своеобразным под-креплением перед грядущим большим постом.
§ Вселенская Мясопустная Родительская суббота (суббота перед Сырной седмицей, за 9 дней до Великого поста) Это один из специальных дней для особого поминовения усопших, в которые (и накануне вечером) совершается особое заупокойное богослужение.
В конце заупокойной Литургии верующим раздается кутья – специальное сладкое блюдо (обычно вареные зерна с изюмом), которое съедается в память об усопших. Зерна символизируют будущее Всеобщее Воскресение; мед или сахар — блаженство будущей жизни. Кутья, сочиво, коливо – родственные блюда, приготовляемые и в другие дни, однако в каждом случае они имеют различный смысл.
В Родительские субботы и в большинство других дней года (от Великого Четверга до Радоницы это не принято) в храм, в специально отведенное для этого место (Канун) в память о своих усопших близких принято приносить продукты питания. Эти продукты раздаются неимущим, также идут на приходские чаепития и другие мероприятия. На канун нельзя приносить мясные продукты, нежелательно также и скоропортящиеся и ни в коем случае недопус-тимо жертвовать просроченные продукты питания.
|
! Заблуждением является то, что якобы в Родительские субботы можно подавать записки с именами самоубийц. Делать этого нельзя ни на каких службах ни в какие дни. Самоубийц допустимо поминать только в домашней молитве с благословения священника.
§ Сырная седмица (Масленица, 7 дней перед Великим пос-том) В эту неделю уже не вкушаются мясные продукты, однако остальные скоромные продукты вкушать можно.
Название Масленица связано с дохристианскими языческими весенними празднованиями. Православная Церковь принимает об-щий праздничный настрой этих дней, а традиционные блины вполне соответствуют правилам вкушения пищи в Сырную седмицу. Все же следует иметь в виду, что многие масленичные традиции (напр. Сжи-гание чучела) и чрезмерное буйное веселье, никак не могут соот-ветствовать нормам христианской жизни, и для верующего человека недопустимы.
§ Неделя Сыропустная (Прощеное воскресенье, день перед Великим постом) В этот воскресный деньпосле вечернего богослу-жения в храмах совершается особый чин прощения – священнос-лужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга проще-ния, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. Относиться к этому следует не как к условной формальности или требованию приличия, а осознанно. Это, конечно, не означает, что прощать и просить прощения нужно только в этот день. Этим не нужно пренебрегать и в другое время, смиряя свою гордость и «чувство собственного достоинства».
С началом Великого Поста характер богослужений сильно меняется, появляются особенные службы, без которых очень сложно подлинно ощутить величие поста. В особенности это касается будничных служб Святой Четырядесятницы (т.е. Великого поста).
§ Литургия Преждеосвященных Даров (совершается во все среды, пятницы Поста и некоторые другие дни). Главной особен-ностью богослужения во все время Великого Поста является то, что полная Литургия совершается только в субботу и воскресенье, а также в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апр. н.ст.), если он выпадает на будни. Для Причащения среди недели в среды и пятницы, и некоторые другие дни совершается особый чин – Литургия Преждеосвященных Даров. Для такой Литургии Тело, про-питанное Кровью Христовой приготовляется заранее в воскресенье и сохраняется на Престоле в храме. Литургия Преждеосвященных Да-ров совмещена с вечерней, и в прежние времена совершалась не ут-ром, а вечером. В некоторых храмах этот порядок возрождается.