Упущенное в детстве – что можно поправить, а с чем придется смириться.




 

Поведение щенка сильно отличается от поведения взрослой собаки. И сильно меняется в процессе взросления – как в связи со временем проявления тех или иных инстинктов, так и в связи с приобретенным опытом. Не менее сильно в зависимости от возраста меняется способность щенка адекватно реагировать на различные воздействия владельца. Наиболее распространенная ошибка, приводящая к существенным проблемам в отношениях с собакой – это использование со щенком методов и способов, ориентированных на взрослую собаку. Поэтому мне хотелось бы немножко поговорить об этапах развития щенков и последствиях успешного или неуспешного проживания этих этапов.

Здоровый, нормальный физически и психически щенок добермана в возрасте до 4-5 месяцев обычно ничего не боится, везде лезет, все хватает, всем интересуется и вообще обладает очень активной жизненной позицией. Это период, когда еще не включился в полной мере инстинкт самосохранения, а также это время когда закладываются пищевые, гигиенические, элементарные социальные привычки. Теоретически, в этот период щенок должен успеть познакомиться с окружающим миром, увидеть основные раздражители которые будут встречаться в его жизни, познакомиться с допустимыми видами «добычи», научиться ходить в туалет за пределами логова и т.д.

В рамках собачьей семьи – щенку в это время можно практически всё. Мать или другой присматривающий член стаи будет ограждать щенка только от серьезных опасностей, вмешиваться в его поведение только в критических ситуациях. В остальное время – полная свобода познавать мир, а также учебные игры в борьбу, охоту и т.п. Максимум воздействия в это время – рыкнуть, оттолкнуть в сторону, если уж совсем донимает. И не более того. Ни одна вменяемая взрослая собака щенка своей семьи в этом возрасте не будет хватать за холку, прижимать к полу, длительно угрожать и целенаправленно причинять боль.

Показывать примеры допустимого поведения, учить правилам игры, учить распознавать добычу и охотиться, мягко оберегать от опасностей – в этом возрасте можно и нужно. Воспринимать щенка как «доминанта», потенциального конкурента, всерьез проявлять к нему агрессию и угрожать – могут только близкие по возрасту щенки.

Щенка в этом возрасте еще не за что «наказывать», не нужно «ставить на место», и тем более не стоит жестко пресекать нормальный процесс познания мира и развития инстинктов. Нужно воспитывать, мягко но последовательно обучать правильному поведению, давать возможность двигаться, смотреть, нюхать, играть. Пока мы не объяснили, какое поведение нас устраивает, не убедились что щенок способен физически и психически это поведение проявлять – не за что на него ругаться, сердиться, наказывать и т.д.

Ближе к 5 месяцам, вскоре после начала смены зубов, активизируется инстинкт самосохранения. Появляются внезапные страхи перед незнакомыми объектами и субъектами, щенок становится более осторожным даже в знакомых местах и ситуациях. Постепенно меняется и отношение старших членов семьи – в случаях неправильного социального поведения могут и открытой пастью стукнуть, и нарычать за попытку без позволения забрать добычу, и т.п. Предполагается, что подросший щенок уже знаком с основными правилами семейной жизни и способен в некоторых случаях себя контролировать.

Соответственно, и мы в процессе воспитания и обучения уже можем усложнять задачи, и даже иногда вводить отрицательное подкрепление в принципиально важных для нас моментах. Это период формирования личного авторитета – если совсем маленький щенок ко всем взрослым собакам и людям в норме относится положительно, от всех ожидает заботы и покровительства, то теперь как раз начинается выстраивание индивидуальных отношений. Если в это время владелец будет проявлять себя как умный, хитрый, все знающий и умеющий, а также способный научить и сделать жизнь интересной – в результате будет и контакт с собакой, и уважение с ее стороны, и стабильное послушание. Если владелец для растущего щенка будет проявляться преимущественно как агрессор, постоянно демонстрирующий свою силу, или как непонятная сила, ограничивающая во всем – будет огрызающаяся, убегающая, уклоняющаяся от общения собака.

Авторитет не зависит от того, кто первым проходит в двери, кто лежит или не лежит на диване, и даже не зависит от того, кто сильнее. Авторитет всегда у того, кто знает где и как добыть жизненно необходимые вещи, у того кто может обеспечить удовлетворение основных потребностей, и кто способен не поддаваться на провокации и управлять спокойно и уверенно.

Если вы строите отношения со щенком или подростком на силе, убеждаете его в том, что командует тот, кто сильнее а не умнее – вы сами обеспечиваете себе длительные проблемы в будущем. Если вы доказали, что прав тот, кто сильнее – ваш подросший щенок именно эту модель поведения будет демонстрировать вашим малолетним или пожилым членам семьи. Да и вам, когда вы будете больны, усталы, эмоционально вымотаны – вы сами его этому научили, и если сейчас вы слабы, то почему бы и не проверить, насколько?

После смены зубов, месяцам к 8-9 начинается период полового созревания, то, что можно назвать подростковым возрастом. В собачьем коллективе в это время естественным путем складывается система прав и обязанностей. Подросток может претендовать на какой-то статус в семье, и получает он этот статус только при условии выполнения каких-то обязанностей, в том случае если он приносит пользу всем членам коллектива или некоторым из них.

Соответственно, если мы учитываем особенности возрастного развития, должны увеличить сложность заданий и объем нагрузок, и всё четче демонстрировать – как жизненные блага, необходимые собаке, и ее социальное принятие зависят от ее поведения, от выполнения или невыполнения наших указаний. Подростковые бунты и проверки – это нормально. Уверенный в себе взрослый – или вожак, если кому-то это слово нравится больше – не будет бурно реагировать на подростковые шалости, отнесется к ним скорее снисходительно. Ему не нужно постоянно доказывать что он главный. Ну отказался молодой кобель участвовать в общей охоте (выполнять ваши команды и слушаться на прогулке), решил побыть самостоятельным – да не вопрос, соответственно сегодня он не участвует в дележе добычи (не получает свою пайку корма) и не включен в социальное взаимодействие (не будет тебя никто чесать за ушком и играть в игрушечки, иди к себе на место). А завтра ему снова предложат соответствующую способностям работу и пропорционально ее вознаградят.

Нормы социального взаимодействия, заложенные в детстве, корректируются достаточно сложно и только до определенной степени. Беря в дом собаку, которую на первом году жизни научили решать все вопросы силой – нужно быть готовым к тому, что в течении длительного времени она будет пытаться применять привычные стереотипы. И, скорее всего, в критических и экстренных ситуациях, эти стереотипы могут проявляться на протяжении всей жизни. Собака, привыкшая к тому, что еда, общение, игры и прогулки есть всегда независимо ни от чего, и никак не связаны с ее поведением – вряд ли когда-нибудь станет настолько заинтересована в контакте с владельцем, чтобы достичь каких-то высот в дрессировке. Сложнее всего – с собаками, которые привыкли жить автономно, мало контактировали с владельцем на первом году жизни, либо эти контакты были для них неинформативны. Определенное недоверие к людям и стремление к самостоятельному времяпрепровождению останутся с ними навсегда.

Итак, надо помнить, что первый год жизни особенно важен для формирования характера и темперамента собаки. Беря в дом отказную собаку, помимо непосредственной оценки ее текущего состояния и поведения, стоит уделить внимание тому, как прошло ее взросление – если есть такая возможность. Последующий опыт тоже важен, но детский и подростковый являются более стойкими и значимыми.

Со взрослыми собаками приходится заниматься в большей степени коррекцией, а не воспитанием, и некоторые особенности остаются навсегда в той или иной степени. Чаще всего речь идет не о том, чтобы «перевоспитать» собаку, а только о том, чтобы сделать ее контролируемой владельцем.

И еще немного на ту же тему, но уже более научным, биологическим языком.

Характер собаки можно частично формировать и предсказывать, контролируя факторы окружающей среды и условий содержания. Условия внешней среды в период роста щенка и молодой собаки могут быть обедненные, нормальные и обогащенные. Выращивание щенка до 10-12 месяцев в условиях изоляции (обедненная среда) вызывает значительные отклонения в пищедобывающей, ориентировочно-исследовательской, агрессивно-оборонительной, половой и социальной деятельности. Выращивание щенка в обогащенной среде с большим количеством раздражителей, ранняя социализация и раннее начало воспитания и обучения способствуют активному развитию центральной нервной системы. Выращенная в обогащенной среде собака всегда более способна к обучению и дрессировке, легко воспринимает новую информацию и усваивает даже сложные навыки.

Если в период импринтинга щенок выращивался без постоянного контакта с человеком, или с редким и малоэмоциональным контактом, то в последующем ему значительно сложнее строить с ним социальные связи. Такие собаки могут длительное время демонстрировать поведение избегания, склонны жить «параллельно» с владельцем, предпочитают общение с сородичами, часто игнорируют хозяина – вплоть до стойкого отказа брать игрушку или еду из его рук.

Невозможность осуществления адекватного импринтинга и отсутствие своевременной социализации, закономерно приводит к ранней сенсорной депривации, вызывающей часто необратимые изменения в структурной и функциональной организации центральной нервной системы и ее анализаторов. То есть, если мы выращиваем щенка даже с самой лучшей наследственностью в условиях замкнутого пространства, без новых впечатлений, без возможности полноценно двигаться и изучать мир, то к полугоду мы получаем уже некоторые отклонения в поведении и развитии, а к году – ощутимые и по большей части необратимые последствия.

Последствия ранней сенсорной депривации: 1) морфологические изменения ЦНС, включая уменьшение объема серого вещества головного мозга, количества синапсов и размера нервных клеток; 2) торможение формирования анализаторов и проблемы с дальнейшим их использованием; 3) сохранение детского рефлекса настороженности; 4) ухудшение сенсорно-моторной координации; 5) активация нервных образований отрицательного подкрепления, в результате чего собаки стремятся исключить возможность получения отрицательного подкрепления даже за счет отказа от положительного; 6) снижение стрессоустойчивости, в том числе естественного иммунитета.

Полностью адаптировать, «восстановить» депривированного в детстве добермана не удастся. Степень возможной социализации для собак-«маугли» зависит как от их генетически обусловленных качеств, так и от продолжительности и тяжести сенсорной депривации. В любом случае, надо понимать, что для этого понадобится продолжительная аккуратная работа. С другой стороны, хорошо выращенный и правильно социализированный щенок, даже попав в более взрослом возрасте в неблагоприятные условия и подвергавшийся жестокому обращению, достаточно быстро вернется к желательной нам норме, снова попав в благоприятную среду.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: