Обучение, дрессировка и коррекция взрослого добермана.




С одной стороны, с использованием всех возможностей современной кинологии, почти для любой собаки можно подобрать методы и способы обучения, форму содержания и режим дня – таким образом, чтобы она могла комфортно жить в человеческом обществе, не представляя при этом опасности для окружающих. С другой стороны, если владельцы не готовы что-либо менять в своем поведении, образе жизни и отношении к собаке – даже лучшие специалисты будут бессильны помочь.

Воспитание, обучение и образ жизни влияют на поведение собаки не меньше, а иногда даже больше, чем врожденные особенности. Каждый доберман делает только то, что ему позволяется хозяевами – явно или неявно, осознанно или неосознанно. Никакое поведение не будет сохраняться без подкрепления, и если наша собака продолжает и продолжает вести себя «как-то не так» - в девяноста восьми процентах случаев – это мы делаем или не делаем что-то не то.

Да, есть генетически закрепленные особенности характера и темперамента. Но конкретные формы проявления этих особенностей и общая управляемость собаки в разных ситуациях – результат того, как мы с вами ее воспитывали, обучали и дрессировали. Например, щенок от рождения может обладать высоким уровнем агрессии к себе подобным. Если такого щенка максимально ориентировать на владельца, много внимания уделить способности переключаться с одного раздражителя на другой, а также переходить из состояния возбуждения в состояние покоя, ну и в целом сформировать понятие о том, что за все отвечает хозяин – получится доберман, способный игнорировать посторонних собак как минимум до момента прямой провокации (контактной агрессии в его адрес). А если такого щенка регулярно выпускать побегать с другими собаками, не менее регулярно пытаться наказывать за агрессию к ним, ждать что он «перерастет» и откладывать обучение и дрессировку на «после года» - мы неизбежно получим драчливого добермана, облаивающего и провоцирующего большинство встречных собак, да еще и неуправляемого хозяином при этом.

Если у нас есть взрослая собака с избыточной агрессией – чем больше мы пытаемся «подавить», «запретить» и силой справиться с этим поведением, тем более опасными и неожиданными будут срывы. Наша задача снизить уровень агрессии, оставшись при этом в контакте с собакой, а не став ее первым врагом, которого попытаются уничтожить при первом удобном случае. И надо всего лишь оказаться умнее и показать, почему другая форма поведения будет выгодна, привычная форма – больше невыгодна, а также обеспечить возможность легальной реализации имеющейся потребности.

Практически любое нежелательное поведение и любую дурную привычку можно скорректировать и направить в «мирное русло». В большинстве случаев это не означает, что мы «убрали» неподходящую нам черту характера навсегда; мы всего лишь заменяем один тип поведения на другой. Соответственно, при отсутствии регулярного подкрепления, новый тип поведения может угасать, и собака будет возвращаться к прежним привычкам, особенно если они относятся к врожденным. Например, когда мы корректируем врожденную нежелательную реакцию на выстрел, мы не можем научить собаку «не бояться». Мы можем сделать выстрел условным сигналом для какого-либо поведенческого акта (обычно команды «Ко мне»\ «Рядом» или «Лежать»\ «Сидеть»), и до определенной степени снизить уровень страха – от неконтролируемой паники до управляемой боязни. Но как только мы перестаем заниматься поддержанием этого навыка – он начинает угасать, причем достаточно быстро.

Обучение и коррекция взрослых доберманов основывается в основном на контрастном методе. То есть, задача владельца или дрессировщика – четко, своевременно и с правильной эмоциональной окраской демонстрировать выгоды желательного поведения и отрицательные последствия нежелательного. И правильно чередовать как степень, так и частоту положительного и отрицательного подкрепления. Мы в своей работе стремимся создать у добермана максимальную мотивацию к взаимодействию с хозяином. Но и без объяснения «что будет, если не» - обучать и корректировать добермана не получится.

Нуждается большинство не только отказных, но и любимых домашних доберманов не в сочувствии, жалости и сюсюканье, а в твердой руке, четких правилах и справедливом последовательном владельце. В частности, многие эмоциональные и физические реакции человека, сопутствующие жалости и\или любви, собака может воспринимать как слабость, неуверенность или страх. И реагировать на это будет в соответствии со своими собачьими инстинктами.

Самый банальный пример: новым хозяевам жалко истощенную костлявую собачку – и они старательно откармливают ее, выбирая еду повкуснее, попитательнее, да еще и уговаривают лишний раз покушать. А доберман в это время понимает – я тут главный, вся стая несет мне лучшие куски, они хотят чтобы я был их вожаком. Я это не очень могу и хочу, но куда деваться, если все так настаивают… И когда выясняется, что хотели совсем не этого, в стрессе и непонимании оказывается и собака, и ее владельцы.

Часто избыточная жалость мешает сразу начать воспитание и задать правила жизни для отказного добермана, а тем более обратиться к специалистам для коррекции поведения и необходимого обучения. Мы неоднократно слышали фразы типа «пусть сначала обживется, попривыкнет», «сначала надо откормить-подлечить», «пусть поживет спокойно, итак натерпелся, какая сейчас дрессировка» и так далее. В итоге, к сожалению, в ряде случаев получаем повторные отказы от собаки, черезвычайные ситуации и глубоко запущенного добермана, в еще более сложном состоянии, чем было первоначально. Во всем должна быть мера и разум, и коррекция характера и привычек часто не менее, а иногда и более важна, чем приведение здоровья в полный порядок. Прежде всего с собакой должно быть возможно жить, и никому не будет хорошо от того, что полностью пролеченная и здоровая собака пойдет в перепристрой или под усыпление.

Обживаться, привыкать и откармливаться надо сразу в том режиме жизни и по тем правилам, которые ждут собаку в дальнейшем. Иначе получается, что мы «рубим хвост по частям» и устраиваем повторные стрессы и доберману и себе. Среднестатистической собаке требуется два-три дня на то, чтобы «осмотреться», понять структуру новой «стаи», получить достаточное количество информации о внутренних правилах. В это время, чаще всего, доберман не будет намеренно идти на конфликты, и вести себя будет относительно сдержанно – насколько это применимо к конкретной собаке с конкретным опытом. А вот дальше он начнет встраиваться в семью, искать свое «место в стае», проверять стойкость правил и запретов, предлагать свои варианты поведения. Этот период активной адаптации в принципе может уложиться в пять-семь дней – при профессиональном подходе, правильном и последовательном поведении владельцев, четко обозначенном статусе собаки, понятном режиме дня и адекватной потребностям добермана системе поощрений. В среднестатистической семье этот период «притирки» характеров, по наблюдениям доберфонда, занимает три месяца.

Теперь плавно перейдем к теории.

Любое поведение собаки чем-либо обусловлено, в его основе лежит какая-либо потребность. Ни одна собака не будет ничего делать «просто так», «назло», «без причины». Причина всегда есть, и всегда есть результат поведения, каким-то образом приносящий конкретной собаке какую-то выгоду. Закрепляется только то поведение, которое позволяет удовлетворять возникающие потребности. Условным исключением можно считать навязчивые состояния и неврозы, но даже там всегда есть первоначальная причина, и есть снижение или удовлетворение некоторой, пусть не всегда адекватной, потребности.

Потребности делят на три категории:жизнеобеспечения (пища, вода, отдых и сон, движение, безопасность), зоосоциальные (половые, родительские, территориальные, иерархические, потребность в группе), саморазвития (свобода, подражание, новая информация). Наиболее значимые потребности – витальные, их проще всего использовать при обучении и научении, и к ним надо внимательнее всего относиться при коррекции поведения.

Поведение представляет собой “извне наблюдаемую двигательную активность живых существ, включающую моменты неподвижности, исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей средой.” Т.о., говоря о поведении, мы имеем в виду как действия, так и бездействие в тех или иных ситуациях. Поведение собак, как и всех животных — это способ их адаптации к окружающей среде при помощи активного перемещения и общения между собой, что обеспечивает их выживание и успешное воспроизводство. Соответственно, первоначальная реакция на новый раздражитель\событие\ситуацию – результат врожденных качеств и уже имеющегося опыта собаки. А вот вероятность повторения этой реакции, ее закрепления или наоборот замены на другой вид поведения – уже полностью результат действий или бездействия владельцев.

Если одно и то же нежелательное для вас поведение повторяется из раза в раз, или усиливается, или учащается – значит вы каким-то образом это поведение подкрепляете, либо даете возможность своему доберману самоподкрепляться. И самая первая задача – убрать возможность положительного подкрепления при нежелательном поведении, одновременно смоделировав для своей собаки альтернативный вариант поведения (не только желаемый вами, но и удовлетворяющий потребность собаки!), и подкрепив уже это новое поведение. Ну и очень важно, чтобы скорость ваших реакций была не ниже скорости собаки, а также чтобы у вас было четкое понимание – где для вашего добермана закончилась одна ситуация, а где началась другая.

Банальный пример – доберман нашел «вкусняшку» на прогулке и быстро ее сожрал. Хозяин добежал\догнал, отругал, наказал в меру своих способностей и фантазии. Так вот, для большинства доберманов, с учетом скорости работы их нервной системы – это не одно событие, а две разные ситуации. Да, последовательные и взаимосвязанные – но разные. Ситуация №1 – это поиск и поглощение добычи; доберман учуял и выследил завалявшийся в траве кусок, поймал его и съел; удовлетворены охотничья и пищевая потребности, произошло самоподкрепление поискового поведения. Ситуация №2 – это догонялки с владельцем, заканчивающиеся наказанием; потребность в безопасности и оборонительный инстинкт остаются неудовлетворенными; контакт с владельцем уменьшается, снижается доверие к нему, как к вожаку.

Поведенческий акт – действия от момента возникновения потребности до сигнала о ее удовлетворении. Структура: афферентный синтез (процесс принятия решений в коре головного мозга в ответ на внешние импульсы), принятие решения, акцептор результата действия, эфферентный синтез (формирование импульсов в нервной системе и передача их к органам и тканям), формирование действия, оценка результата. На практике в большинстве случаев повлиять на поведенческий акт мы можем в самом начале – до момента принятия решения, либо уже в конце – в период оценки результата. До момента принятия решения мы можем либо переключить добермана на другой раздражитель, либо дать команду на конкретное действие. В период оценки результата – мы можем применить положительное или отрицательное подкрепление, в зависимости от того, хотим мы увеличить или уменьшить вероятность поведения.

Очень важно понимать – что момент принятия решения и момент оценки результата – это именно кратковременные, укладывающиеся в несколько секунд временные отрезки. Большинство неопытных или нетренированных владельцев в эти отрезки не попадают. А в случае с доберманами – даже опытные не всегда сразу приспосабливаются к скорости реакции.

Коррекция поведения – изменение сложившихся поведенческих актов, либо формирование новых. При коррекции поведения мы стремимся к тому, чтобы повлиять на процесс принятия решения – с целью собственно формирования желательного нам поведенческого акта, и дополнительно – в формате провокации. А также, в рамках обучения или если не успели\не смогли вмешаться в начале, вводим отрицательное подкрепление в момент производимых собакой действий. Это очень важный момент – не после, а непосредственно в момент нежелательного поведения. Если мы хотим изменить стойкий поведенческий акт у взрослого добермана, нам нужно неоднократно создавать учебные ситуации, из которых будет только один выход – нужный нам; при этом ситуаций отрицательного подкрепления должно быть значительно меньше, но они тоже необходимы. Со щенками и молодыми собаками хорошие результаты дает отбор поведения – игнорирование нежелательного и сильное подкрепление желательного.

Проще всего корректировать приобретенное поведение, сложнее – инстинктивное. Очень важный момент в начале любой коррекции – «показать» собаке, какое поведение нам нужно, и сделать это в максимально очевидной для нее форме. Поэтому при жалобе хозяина «я не хочу чтобы моя собака делала это» одним из первых вопросов инструктора должен быть «что вы хотите, чтобы она делала вместо этого». И сначала учим в тренировочной среде новому поведению, а потом используем уже сформированное умение в провокационной среде. Если этот этап пропустить, то можно столкнуться с рядом дополнительных проблем – от переадресованной агрессии до тяжелого невроза. Особенно если процесс коррекции затягивается, и соблюдать баланс между негативом и позитивом не удается. Самый минимум соотношения негатива и позитива – один к двум. При условии в целом хороших отношений с собакой. Идеальный – один к десяти примерно, особенно для щенков и подростков.

В некоторых случаях владельцы считают дурной привычкой или серьезным недостатком естественное (инстинктивное) поведение своей собаки. {пример из консультаций про овчарку с игрушкой} Инстинкт невозможно выключить или убрать. Его можно частично переориентировать – то есть показать легальный выход реализации этого инстинкта. И можно заранее брать собаку под контроль в потенциально опасной\конфликтной ситуации, управляя поведением с помощью соответствующих команд. Но находясь в свободном состоянии, в отсутствие хозяина, или не получая от него никаких указаний, собака всё равно будет действовать в соответствии с инстинктом. Это нормально, но почему-то не все владельцы могут с этим смириться.

Как же сделать так, чтобы доберман радостно и безотказно слушался своего хозяина и не доставлял проблем в быту? И обязательна ли для добермана дрессировка?

Вообще, в идеале, до того, как начнется какая-либо дрессировка, необходимо обеспечить правильное формирование нервной системы собаки, должную социализацию и воспитание. В практической деятельности кинолога часто приходится совмещать воспитание, социализацию, коррекцию поведения и уже в самом конце собственно дрессировку. Про поведение и его коррекцию мы немного поговорили, теперь давайте разберемся, чем отличается воспитание от дрессировки, и что такое правильная социализация.

Воспитание собаки - это целенаправленная и методическая деятельность человека по формированию ее темперамента и социальных норм поведения, соответствующих целям и задачам использования собаки. Воспитание должно обеспечивать нормальное завершение развития нервной системы, адекватную социализацию, становление заданных свойств темперамента и социального поведения, гарантирующих эффективное управление собакой, ее дрессировку и применение.

Социализация собаки – процесс, в ходе которого происходит накопление информации об окружающем мире, формирование способов взаимодействия с живыми существами и неодушевленными объектами, становление индивидуальной личности, адаптация к условиям внешней среды и встраивание в социальную группу (которая может включать в себя людей, собак и других животных). В ходе социализации щенок должен в соответствующие возрастные периоды познакомиться со всеми явлениями, объектами и субъектами, которые будут ему встречаться в жизни, и научиться адекватно на них реагировать и взаимодействовать с ними.

Воспитание и социализация – тесно связанные процессы, актуальные на первом году жизни добермана. В дальнейшем заниматься приходится преимущественно перевоспитанием и коррекцией, а это всегда требует больших сил и времени. Как показывает практика, в некоторых случаях – лучше бы не было никакого воспитания, чем неправильное.

Дрессировка - это род деятельности человека по формированию у животных необходимого в хозяйственных или иных целях поведения. Во время дрессировки происходит окончательное становление зоосоциальных норм поведения, накопление знаний, формирование конкретных умений и навыков. Невоспитанную и несоциализированную собаку дрессировать крайне сложно, а иногда и совсем невозможно – просто потому, что она неспособна сотрудничать с человеком. А вот правильно воспитанная и социализированная собака – теоретически – может прожить всю жизнь без дрессировки, не доставляя при этом людям особых проблем.

Часто можно услышать что какую-то собаку «никто никогда не учил, сама была умная и все понимала». В таких случаях речь идет как раз о тех собаках, которые были вовремя и в нужном объеме социализированы, и адекватно воспитаны в соответствии с потребностями владельца. И их действительно мог никто никогда не дрессировать, они могли не знать ни одной команды и не иметь ни одного навыка. Другое дело, что в щенячестве им были надежно и четко привиты правила поведения в семье, обозначены допустимые и недопустимые реакции, и образ их жизни одновременно удовлетворял потребности собаки (поскольку соответствовал инстинктам) и владельца (поскольку специальных требований не было). [легенда о трусливой доберманше]

Ну и сразу хочу сказать, что в условиях большого города обойтись воспитанием без дрессировки не удастся. При том количестве различных раздражителей и потенциальных опасностей, которое предлагает современная среда – некоторый минимум дрессировки становится обязательным. В первую очередь это базовое послушание – команды «Ко мне», «Рядом», «Сидеть», «Лежать», «Возьми\играй» и «Дай». Для доберманов, как и для любой служебной породы, еще крайне желательны основы защитной службы. То есть, ваш доберман должен четко знать, при каких условиях можно облаивать и кусать людей, а при каких нельзя. И уметь при первой команде владельца останавливаться, справляться с избыточным возбуждением и переходить в управляемое состояние. Распространенный случай нежелательного срабатывания защитного и добычного инстинктов – реакция на внезапно появившегося лыжника или велосипедиста.

Неоднократно приходилось сталкиваться с убеждением владельцев – если не заниматься защитными видами дрессировки, вообще не показывать собаке «кусачку», то она и в быту никогда никого не укусит. И, соответственно, наоборот, доберман с которым занимаются защитой, в быту будет более агрессивным. Дамы и господа, если у вас нормальный, психически здоровый доберман – у него уже есть врожденный защитный инстинкт и врожденная способность проявлять агрессию к человеку. Необученный доберман будет проявлять агрессию в те моменты, когда у него сработает инстинкт – и вы это предсказать и на это повлиять в большинстве случаев не сможете. Обученный доберман будет проявлять агрессию «по правилам», и вы будете уметь управлять его поведением в эти моменты.

С помощью дрессировки мы можем тренировать физические и психические способности нашей собаки, формировать желательные умения и навыки, а также снижать интенсивность нежелательных проявлений темперамента и характера. В процессе тренировок мы сначала создаем возможности для формирования умений, а потом при необходимости доводим эти умения до уровня навыка.

Тренировка – занятие, упражнение, служащее для приобретения и совершенствования навыков и умений.

Умение – выполнение действий, не достигших устойчивого и высокого уровня автоматизированности.

Навык – любое действие, в том числе и недоступное для непосредственного наблюдения, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэтапной сознательной регуляции и контроля. Для закрепления поведенческого акта до навыка необходимо довольно большое количество повторений с соответствующим подкреплением. Необходимо помнить, что неиспользуемые или в течении очень длительного времени не подкрепляемые навыки могут угасать.

Современная дрессировка постепенно отказывается от механических методов обучения, и основывается на создании у собаки мотивации к работе. Для доберманов это особенно актуально, поскольку они испытывают большую потребность в контакте с человеком и при хороших отношениях с ним готовы буквально «достать луну с неба». Мотивационная дрессировка основывается на потребностях собаки и делает обучение взаимовыгодным и интересным для всех его участников. При этом она требует значительно большей вовлеченности хозяина в процесс обучения, большей эмоциональной отдачи и более творческого подхода.

Это не означает, что мы все время уговариваем собаку и строим дрессировку только на положительных эмоциях. Более того, конкретно с доберманами как раз оправданно использование контрастных методов и отрицательного подкрепления – в нужное время в нужном месте. На одном позитиве эффективной работы от них не получишь – доберману всегда надо точно знать «что будет, если не». В среднем до года мы объясняем и показываем собаке, почему и как именно ей будет хорошо с нами, максимально работаем на контакт с владельцем. Но в дальнейшем мы обязательно должны ввести отрицательное подкрепление в тех моментах, которые должны быть безотказны.

Со взрослыми собаками, которых нужно корректировать или обучать с нуля – принцип сохраняется, но значительно сокращается во времени. Сначала в спокойной и комфортной обстановке показываем, почему доберману выгодно выполнять ту или иную команду. А затем вводим раздражители и однозначно демонстрируем, что невыполнять уже знакомую команду крайне невыгодно. Принципиально важно, чтобы владелец (проводник) добермана мгновенно реагировал на изменения поведения собаки и своевременно переходил от отрицательного подкрепления к положительному, от негативных эмоций к позитивным.

Подкреплением является любое воздействие, увеличивающее или уменьшающее вероятность повторения в будущем предшествующего его воздействию поведения. Подкрепление может быть материальным и нематериальным, положительным и отрицательным, своевременным и несвоевременным, достаточным и недостаточным, оперативным и отложенным. Подкрепление должно удовлетворять какой-либо мотивации и быть вариативным.

В первую очередь хочу обозначить разницу между положительным подкреплением, отрицательным подкреплением и наказанием. Именно эти три понятия часто смешиваются, а также воспринимаются слишком узко. Положительным воздействием является то, что удовлетворяет какую-либо потребность собаки и доставляет ей удовольствие, вызывает позитивные эмоции. Если положительное воздействие прямо связано с каким-либо поведением – оно становится подкреплением для этого поведения, увеличивает вероятность его повторения. Отрицательным воздействием будет то, что вызывает у собаки негативные эмоции, вызывает неудовольствие, раздражение или страх. Если отрицательное воздействие прямо связано с каким-либо поведением и прекращается вместе с ним – оно является подкреплением, уменьшающим вероятность повторения поведения. Если отрицательное воздействие не связано прямо с конкретным поведением, и не прекращается при изменении поведения – оно является наказанием и влияет только на качество отношений собаки и человека.

Положительным подкреплением могут быть еда, игрушки и игры, эмоциональная похвала, оглаживание, похлопывание, бег, прыжки, почесывание за ушком… Удар стеком или довольно грубый толчок – тоже могут быть положительным подкреплением, если они изначально использовались с положительной эмоциональной окраской и не причиняют болевых ощущений. Чем лучше вы знаете свою собаку, тем шире ваши возможности в обучении и воспитании, и тем интереснее ей учиться чему-то новому и делать что-то для вас.

Отрицательным подкреплением могут быть механические воздействия ошейником, поводком, руками, эмоциональные воздействия мимикой, жестами и голосом, игнорированием, лишением чего-либо. Предлагаемое собаке лакомство или игрушка тоже могут оказаться отрицательным подкреплением, если в данный момент она хочет чего-то совершенно другого и вы сильно разочаровываете ее тем, что предлагаете. Для доберманов, например, значительно более сильными являются эмоциональные воздействия. А физические и механические имеют меньшее значение – болевой порог очень высокий, и то что владелец считает одергиванием или ударом, собакой воспринимаются или никак или вовсе как оглаживание.

Материальным подкреплением является всё то, что удовлетворяет конкретную потребность собаки. Нематериальным – то, что воздействует только на эмоциональную сферу.

Своевременным подкреплением является то, что очевидно для собаки связано именно с тем поведением, на которое мы хотим повлиять. Несвоевременным – то, которое сильно отложено во времени, и может для собаки связаться с каким-то иным поведенческим актом.

Оперативное подкрепление – непосредственно в момент соответствующего действия. Отложенное – через некоторое время после действия, либо комбинации действий. Отложенное подкрепление подходит преимущественно для взрослых собак, при отработке и закреплении уже имеющихся умений и навыков, при хорошем контакте с хозяином.

Достаточное подкрепление – то, которое соответствует объему и сложности проделанной работы. Недостаточное – то, которое не соответствует затраченным силам.

Вариативность подкрепления – вообще часто забываемый фактор, особенно в быту. Если за простую и за сложную команду, за хорошо выполненную или плохо выполненную, выполненную в спокойной обстановки и выполненную при сильных раздражителях – собака получает одно и то же «хорошо, молодец» и одинокий кусок сосиски, она очень быстро теряет интерес к обучению.

Ну и один очень наглядный пример на тему подкрепления тех или иных форм поведения. Классическая ситуация – собаку отпустили с поводка, она отказалась подходить, далее происходит длительная беготня за собакой-от собаки, попытки отлова, скачки вокруг и т.п. Затем собака всё-таки подходит, и сталкивается с очевидно негативными эмоциями, в лучшем случае с недовольством и расстройством хозяина, а то и с какими-то физическими воздействиями. Так вот, первая форма поведения тут «я держусь на определенном расстоянии от хозяина» - и очевидное положительное подкрепление в виде удовлетворения потребности в движении + вовлечении владельца в социальное взаимодействие + собственные положительные эмоции от процесса. Вторая форма поведения «я подошла вплотную к хозяину» - и очевидно отрицательное подкрепление в виде негативных эмоций + физических воздействий + игнорирование со стороны владельца + прекращение прогулки.

Подкрепление является основным инструментом дрессировочного процесса, поскольку позволяет воздействовать на поведение собаки в нужную дрессировщику сторону. При этом правильно выбранное подкрепление ускоряет и упрощает дрессировочный процесс, а неправильное подкрепление может завести собаку и дрессировщика в тупик.

Основная цель использования того или иного вида подкрепления – вызвать у собаки определенные эмоции. Функции эмоций: оценочная, побуждающая, подкрепляющая, переключательная, коммуникативная. Эмоциональная память, в отличие от условно-рефлекторной, формируется очень быстро, часто с первого раза.

Соответственно, в дрессировочном процессе эмоции используются для побуждения собаки к каким-либо действиям, для положительного или отрицательного подкрепления тех или иных действий, для переключения собаки с одного вида деятельности на другой. Кроме того, само существование эмоций обеспечивает возможность эффективной коммуникации между проводником и собакой.

У этой коммуникации есть и обратный эффект. Доберманы очень хорошо считывают эмоции владельцев, быстро связывают их с последующим поведением человека и отлично умеют пользоваться этими умениями. Как бы забавно или печально это не звучало, но некоторые доберманы очень хорошо «дрессируют» своих владельцев, провоцируя их на те или иные эмоции. Одни эксплуатируют жалость и сочувствие – и годами могут внезапно начинать хромать на однажды травмированную лапу, как только задача в обучении усложняется. Владелец тут же прекращает занятие, уверенный что добермана перегрузили… и это повторяется до тех пор, пока собака не перепутает, на какую именно лапу надо хромать. Другие доберманы очень ловко приводят хозяев в состояние крайнего раздражения или отчаяния, демонстрируя нарочитую тупость или излишне бурную деятельность – и тоже добиваются прекращения или перерыва занятия, потому что владелец просто не в состоянии спокойно и последовательно продолжать требовать выполнения определенной команды.

Вернемся к теории. Мотивационная дрессировка строится на удовлетворении потребностей собаки. Вернее, на создании таких условий удовлетворения этих потребностей, которые обеспечивают тесное взаимодействие с человеком и осознанное подчинение этому человеку.

Потребность – необходимость организма в каких-либо веществах, продуктах, а также ситуациях или информации, нужных ему для организации текущего или будущего поведения. Потребности вызывают изменения в поведении, если они достигли определенного уровня и возникло состояние мотивации.

Мотивация – психическое состояние, отражающее выраженность и качество потребности, осознанная потребность, осознанное желание. Для создания мотивации необходим определенный уровень дефицита чего-либо: пищи, общения, движения и т.д.

Биологическое значение мотиваций заключается в том, что они подготавливают организм к определенному, целенаправленному виду деятельности и поддерживают необходимо долгое время эту деятельность до удовлетворения вызвавшей ее потребности.

Важность для дрессировочного процесса и целесообразность использования соответствующих потребностей и следующих за ними мотиваций заключается в их биологически значимых свойствах. А именно в том, что различные мотивации:

1. Увеличивают двигательную активность животного в ответ на различные

раздражители стимулы.

2. Повышают активность вегетативной нервной системы и увеличивают активность обмена веществ.

3. Приводят к росту чувствительности анализаторов, что выражается в усилении ориентировочной реакции.

4. Увеличивают поисковую активность животного, его исследовательское поведение.

5. Вызывают активацию памяти.

6. Способствуют возникновению выраженных эмоциональных состояний.

Всегда есть несколько потребностей, может быть несколько мотиваций. Потребность, вызываемая дрессировщиком, должна преобладать. Если собака не видит способа удовлетворить преобладающую потребность, может возникнуть смещенное поведение. Грубо говоря, если у нас есть сытый доберман, жаждущий движения и игры (и с этой целью рвущийся в сторону ближайшей собачки), то попытки добиться выполнения команды «Сидеть» с помощью вкусняшки – в лучшем случае не приведут ни к чему. В худшем мы получим огрызающуюся или возбужденно хватающую владельца за руки или за ноги собаку.

С точки зрения использования потребности и мотивации в дрессировочном процессе его можно представить в следующем виде:

1.Стадия создания целесообразных потребности и мотивации.

2.Стадия удовлетворения данной потребности.

3.Стадия снижения значимости начальной потребности.

4.Стадия автоматизации действия до навыка.

Проще говоря, если мы хотим чему-то научить собаку, то мы должны:

1) Выбрать подходящую для наших целей потребность.

2) Создать некоторый дефицит, чтобы эту потребность усилить и довести до уровня мотивации.

3) Показать собаке, через какие действия можно получить желаемое.

4) Вовремя это желаемое выдать, в соответствующем проделанной работе объеме

5) И уже потом на стадии закрепления мы можем снижать значимую потребность, переходя к другим видам подкрепления или уменьшая объем подкрепления.

На практике это может выглядеть так:

Собака не подходит к хозяину, ее каждый раз приходится отлавливать или по нескольку часов\дней дожидаться ее возвращения (у более разумного хозяина – с силой тащить или одергивать поводком). Мы, наконец, решаем отработать команду «ко мне». {пошагово рассказать}

Группы потребностей:

- Потребности жизнеобеспечения направлены на сохранение организма. К ним относят пищевую, питьевую, оборонительную потребности, потребность во сне, двигательной нагрузке, положительных ощущениях. Длительное неудовлетворение какой-либо витальной потребности ведет к гибели животного.

- Зоосоциальные потребности обеспечивают сосуществование животного с другими животными и способствует не только сохранению индивидуума, но и сохранению вида. Различают половые, родительские, территориальные потребности, а также потребность в группе и формировании групповых иерархических взаимоотношений. Зоосоциальные потребности для всей реализации требуют участия социальных партнеров своего или другого вида.

- Потребности саморазвития ориентированы на будущее и их значение заключается в подготовке организма к возможным условиям существования. К потребностям саморазвития относят потребность в свободе, имитационную (подражательную) потребность, потребность в игре, потребность в новой информации.

Потребность в свободе – мотивация к самостоятельной деятельности, таковая нужна в защитной и следовой работе. Имитационная потребность – имитационное научение. Потребность в игре – игровой метод обучения, высокая скорость и надежность запоминания. Потребность в новой информации – основа любого опыта и любого обучения, заинтересованность собаки в обучении.

Исходя из этого, потребности саморазвития играют огромную роль для дрессировочного процесса. Прежде всего, именно благодаря этим потребностям собаки вообще поддаются обучению и могут быть в нем активно заинтересованы. На основе потребностей саморазвития можно создать очень сильные мотивации, благодаря которым дрессировочный процесс будет проходить значительно быстрее и легче.

На сегодняшний день выделяют пять основных методов дрессировки, и не менее десяти конкретных способов внутри этих методов.

Метод дрессировки можно определить как совокупность специфических теоретических и практических положений, определяющих действия дрессировщика в процессе формирования поведения животного. Метод дрессировки определяет общий подход к процессу модификации поведения и имеет в своей основе закономерности соответствующей формы научения. Основные методы:

- вкусопоощрительный – для доберманов хорош в формате «всю свою еду ты должен заработать». Поощрение лакомством при основном кормлении вне дрессировки – подходит для уже обученных собак, и преимущественно в виде дополнительного, а не основного подкрепления.

- игропоощрительный (апортировочный) – для большинства доберманов может использоваться в качестве основного.

- механический – если использовать его в чистом виде при обучении добермана, то надо сразу отказываться от полумер и применять максимально сильные воздействия, направленные на подавление собственной воли и инициативы собаки.

- контрастный (комбинированный) – наиболее эффективен для взрослых собак, достигших эмоциональной и физической зрелости. Для щенков до года желательно комбинировать поощрительные методы и минимально использовать механические и отрицательные воздейс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: