Праобщина (первобытное человеческое стадо)




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

“Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова”

 

 

Кафедра всеобщей истории

 

ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА.

АНТРОПОГЕНЕЗ

 

Методические указания

для студентов исторического факультета

 

Ярославль 2012

 

Автор составители:

Е.В. Спиридонова, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории;

 

 

История первобытного общества. Антропогенез: Методические указания для студентов исторического факультета / Сост. Е.В.Спиридонова; Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 2012.

 

Рекомендовано

Редакционно-издательским советом университета

в качестве учебного издания. План 2012 года

Рецензент – кафедра всеобщей истории ЯрГУ

 

 

Методические указания по курсу «История первобытного общества» предназначены для студентов исторического факультета. Историки (030600.62) изучают данный курс в течение 1 семестра, у туристов (100400.62) он является первой частью курса «История стран и народов», а у студентов специальности Реклама и PR (031600.62) входит в состав курса «Всеобщая история». Кроме того, значительная часть курса, в частности «Антропогенез» изучается студентами-музеологами (031502.65), как самостоятельная дисциплина.

Методические указания включают краткое содержание читаемого курса, темы семинарских занятий, списки литературы по каждой теме, вопросы для самоконтроля, список основных понятий и терминов и справочный материал по вопросам периодизации и проблемам антропогенеза.

 

Ярославский государственный университет, 2012

Е.В.Спиридонова, 2012

 

Введение

 

1. Предмет истории первобытного общества u его особенности.

2. Источники по ucтoрuu первобытности.

3. Периодизация и хронология истории первобытного общества.

История первобытного общества открывает курс древнейшей истории человечества. Целью данного курса является знакомство студентов со спецификой данного периода, его хронологией и основными этапами, такими как праобщина, раннепервобытная община, позднепервобытная община и эпоха разложения родового строя. Соответственно, задачами курса являются овладение студентами исходным терминологическим аппаратом всеобщей истории, понимание ими теоретико-методологических проблем истории первобытного общества, получение конкретных знаний по данному курсу.

Специфика истории первобытнсти заключается, во-первых, в длительности этой эпохи. Даже, если отнести начало данного этапа истории человечества ко времени появления Номо sapiens sapiens, то и тогда он займет более 100 тысяч лет, если же считать началом появление первых представителей рода Номо, его длительность превысит 2 миллиона лет. Вторая характерная черта данного периода - отсутствие точных дат: большинство датировок здесь даются в лучшем случае с точностью до сотни лет, а нередко до тысячи или даже десятка тысяч. Отсутствуют здесь и собственные имена, конечно, за исключением имен исследователей.

Характерной особенностью этой эпохи является также специфическая источниковая база, в частности почти полное отсутствие письменных источников и значительная роль естественнонаучных, таких как биологические, антропологические, генетические и т.д. Одну из центральных ролей в вопросах изучения истории первобытного общества играют такие науки, как археология и этнология. Принципиальное значение имеют методы абсолютного и относительного датирования находок.

До сих пор спорным остается такой вопрос как место истории первобытности в системе других наук, в частности, в зарубежном науковедении эту дисциплину нередко относят к области исторической антропологии. Различаются точки зрения на историю первобытности у сторонников формационного и цивилизационного подходов. К дискуссионным вопросам относится также проблема внутренней периодизации. В связи с неравномерностью исторического процесса, датировки отдельных этапов в истории человечества не совпадают на разных территориях. В первую очередь это касается общеисторической и археологической периодизаций.

Эпоха первобытного общества легла в основу всей дальнейшей истории человечества. Это этап становления самого человека, его культуры, науки и религии. Величайшие достижения современной цивилизации нередко восходят к древним временам. Первобытные люди овладели огнем, научились шить одежду и строить жилища, приручили и одомашнили диких животных, вывели многочисленные сорта съедобных растений, то есть заложили основы современного сельского хозяйства. Они сооружали мосты и дороги, пользовались лыжами и санями, плотами и лодками, изобрели колесо, научились делать керамическую посуду, изобрели доменные печи для плавки металла, сконструировали ткацкий станок. Наконец, именно в первобытном обществе следует искать корни искусства и религии, то есть духовной культуры. Современные люди унаследовали от своих предков массу достижений и привычек.

Многие народы Африки, Азии, Америки, Океании еще недавно находились или продолжают находиться на различных ступенях первобытнообщинного строя. В данном случае история первобытного общества помогает в решении задач, связанных с их интеграцией и ролью в жизни современных государств. Пережитки первобытного мировоззрения играли значительную роль в жизни цивилизованных обществ, причем не только в древности и средневековье, но и в наше время, поэтому именно с изучения истории первобытного общества начинается изучение истории в целом.

 

Термины: апополитейные общества, артефакт, глоттохронология, дериваты, изоляты, креационизм, ономастика, палеодемография, преистория, протоистория, регрессаты, реликты, реституты, синполитейные общества, топонимика, этимология, этноархеология.

Учебники:

1. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М, 2001.

2. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М, 2007.

 

Литература:

1. Алексеев В.П. Историческая антропология. М., 1979.

2. Брей У., Трамп Д. Археологический словарь. М., 1990.

3. История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза. М., 1983.

4. Массон В.М. Исторические реконструкции в археологии. Самара, 1996.

5. Щапова Ю.Л. Естественно-научные методы в археологии. М., 1988.

6. Щапова Ю.Л. Археологическая эпоха. Хронология, периодизация, теория, модель. М., 2010

7. Этнография как источник реконструкции истории первобытного общества. М., 1979.

Антропогенез

1. Движущие силы и механизмы антропогенеза.

2. Начальный этап эволюции человека. Комплекс гоминизации.

3. Древнейшие гоминиды (австралопитековые).

4. Ранние Homo.

5. Средние Homo (архантропы).

6. Транзитные Homo. Homo floresiensis.

7. Неандертальцы. Денисовский человек.

8. Завершение процесса антропогенеза. Расогенез.

Первобытный период в истории человечества труднее всего поддается точным реконструкциям. В первую очередь это касается проблем, связанных с процессом антропогенеза, т.е. разделом антропологии, изучающем происхождение человека. Даже если оставить в стороне креационные теории, эволюционный путь развития человечества вызывает у исследователей немало вопросов. За последние 15-20 лет на территории Африки и Азии было открыто немало новых видов ископаемых представителей семейства гоминид. К сожалению, учебная литература не всегда успевает за новыми открытиями. В частности в учебнике по истории первобытного общества (авторы В.П. Алексеев и А.И. Першиц), изданном в 2001 году, из известных на настоящий момент 12 различных видов рода гомо упоминается лишь 5, а из 6 родов представителей семейства австралопитековых - только 2. Соответственно, значительно устаревшей выглядит и общая картина антропогенеза.

Прошло немало лет с тех пор, как К. Линней в 1758 году впервые ввел в научный оборот термин homo sapiens, отнеся современного человека к отряду приматов. Позднее, уже в XIX веке появились теория наследования приобретенных признаков Ж. Ламарка, теория естественного отбора Ч. Дарвина, трудовая теория Ф. Энгельса. В ХХ веке сформировалась синтетическая теория эволюции (СТЭ), наиболее разработанная на настоящий момент, хотя и не единственная из эволюционных теорий.

В последние годы много сделано для изучения сходства человека и современных человекообразных обезьян, в том числе на уровне генетики, анатомии, молекулярной биологии и т.д. Рассчитано примерное время расхождения (дивергации) эволюционных линий современного человека и гиббона, орангутанга, гориллы и шимпанзе.

Продолжаются дискуссии о причинах антропогенеза и прародине человечества. А вот мучивший исследователей вопрос о «недостающем звене» можно считать фактически решенным; известны и описаны почти все переходы от непосредственных предков приматов до современного человека. С.В. Дробышевский особо подчеркивал, что некоторая размытость хронологических границ между видами и различия в схемах разных антропологов происходят не из-за недостатка находок, а, напротив, из-за их слишком большого количества.

Отряд приматов выделился из отряда насекомоядных около 65 млн. лет тому назад, первые обезьяны появились около 40 млн. лет назад, а человекообразные предки человека – около 20 млн. лет назад. Отличительными чертами гоминоидов было строение челюстного аппарата (32 зуба, 4 бугорка на нижних коренных зубах и др.), отсутствие хвоста и особый тип передвижения – брахиация. В рамках отряда приматов постепенно формируется так называемый «комплекс гоминизации», ставший объектом действия естественного отбора, определяющего ход антропогенеза.

До сих пор «темным» для палеоантропологов остается период 9-7 млн. лет назад. К этому времени не относится ни одна из хорошо сохранившихся найденных костей гоминоидов. В периоде 7-5 млн. лет появляются первые гоминиды – прямоходящие. Основными критериями для выделения данного семейства стали прямохождение, кисть руки, приспособленная к изготовлению орудий и высокоразвитый мозг. Данные признаки формировались на протяжении длительного времени.

На территории Африки были открыты древнейшие гоминиды (7 - 4 млн.), такие как Sahelanthropus tchadensis, Orrorin tugenensis и 2 вида Ardipithecus. Их роль в процессе антропогенеза пока остается дискуссионной. Далее следует более поздняя группа грацильных автралопитеков (4,2 - 1,8 млн.), включающая 6 видов. Именно они на сегодняшний день являются наиболее вероятными предками современного человека. Немного в стороне стоит Kenyanthropus platyops, являющийся, вероятно, боковой ветвью. К боковой тупиковой ветви относятся и поздние массивные австралопитеки или парантропы, на настоящий момент к ним относят 3 вида, живших 2,5 - 1,1 млн. лет назад. Вопросы образа жизни ранних гоминид и, особенно, возможность трудовой деятельности остаются пока дискуссионными.

Самая древняя находка, наиболее обоснованно приписываемая роду Homо, датируется 2,33 млн. лет назад. Основные находки Homo habilis сделаны в Восточной Африке, ряд образцов происходит из Южноафриканских известняковых пещер. Второй вид ранних Homo, сосуществовавший с Homo habilis получил название Homo rudolfensis. Ранние Homo считаются создателями олдувайской археологической культуры. Активно употребляя мясную пищу, они были не столько охотниками, сколько падальщиками.

Следующей группой представителей рода Homo стали архнтропы. С.В. Дробышевский выделяет среди них следующие группы: 1) ранняя африканская (Homo ergaster); 2) более поздняя афро-азиатская (Homo erectus); 3) сравнительно поздняя афро-европейская (Homo heidelbergensis), хотя последнюю группу часть исследователей относят уже к архаичным sapiens или транзитным homo. Некоторое количество находок не вписывается в это условное деление, а сами группы, в свою очередь, достаточно обширны географически и хронологически. Homo ergaster были первыми гоминидами, вышедшими за пределы Африки. Доказательствами этому могут служить черепа из местонахождения Дманиси в Грузии с датировками около 1,8 млн. лет назад. В период 1,5 - 1 млн. лет назад архантропы заселили южные районы Азии, вплоть до Индонезии; в Австралию и Америку они не проникали. Архантропы были создателями ашельской археологической культуры, кроме того, они же впервые в истории человечества овладели огнем (1,5 - 1,4 млн. лет назад).

В 2003 году на острове Флорес в Индонезии был открыт уникальный вид homo – Homo floresiensis, отличавшийся очень малым ростом (около 1 м). Вероятно, они являлись потомками Homo erectus, а их размеры можно связать с таким явлением, как «островная миниатюризация».

В В период от 800 до 130 тыс. лет назад на Земле обитало крайне разнообразное население, имеющее множество переходных черт - примитивных и более прогрессивных. Чаще всего гоминид этого периода рассматривают под обобщающим названием Homo heidelbergensis, иногда добавляя к ним чуть более ранних испанских Homo antecessor. Транзитные homo заселили Европу, добравшись даже до Англии, их останки встречаются также на территории Африки и Азии. Они были охотниками, строили жилища, начали изготавливать составные орудия труда. Видимо, Homo heidelbergensis можно считать общим предком Homo neanderthalensis и Homo sapiens sapiens.

Homo neanderthalensis жил 130 - 28 тыс. лет назад на территории Европы, Западной Азии (от Ближнего Востока до Южной Сибири), и, возможно, Северной Африки. Внешне неандертальцы сильно различались, если ближневосточные представители данного вида довольно разнообразны, что связано с частыми миграциями сюда африканских sapiens, то все европейские индивиды имеют арктические пропорции. Они жили в основном за счёт охоты, строили жилища, погребали умерших, не знали наскальной живописи и обработки кости, крайне медленно перенимали новшества и неохотно обменивались культурными достижениями. Неандертальцы или, возможно, поздние Homo heidelbergensis были создателями мустьерской археологической культуры.

Исследованное группой генетиков под руководством С. Паабо из института Эволюционной антропологии им. Макса Планка в Лейпциге ДНК неандертальца показало, что неафриканские популяции современных людей имеют около 2,5% неандертальских генов. В 2010-11 годах было исследовано ДНК, полученная из останков, найденных в Денисовой пещере на Алтае. Оказалось, что «денисовцы», довольно сильно отличались как от неандертальца, так и от современного человека. Интересно, что современные меланезийцы имеют примерно 4,8% общих генов с «денисовцами». Таким образом, достижения палеогенетики позволили разрешить многолетний спор между моноцентристами и полицентристами, похоже, что подтверждается некий промежуточный, компромиссный вариант – модель, которую называют сейчас Leaky replacement, «замещение с протечкой».

Сапиентация - процесс возникновения Homo sapiens sapiens, заключающийся как в биологической перестройке - увеличении мозга, округлении черепа, уменьшении размеров лица, появлении подбородочного выступа, так и в социокультурных новшествах – возникновении искусства, символического поведения, техническом прогрессе, развитии языков. Непосредственными предшественниками современного человека сейчас принято считать Homo helmei (500 - 130 тыс. лет). По наиболее обоснованной сейчас версии, современный вид человека сформировался в Африке между 200 – 160 - 100 и 45 тысячами лет назад. Между 80 и 45 тысячами лет назад ограниченное число людей вышло из Восточной Африки в районе Баб-эль-Мандебского пролива или, менее вероятно, Суэцкого перешейка. Они стали расселяться сначала по южным берегам Евразии - вплоть до Австралии, - а после на север, в области, заселённые неандертальцами. В процессе расселения начинаются складываться отличия между отдельными популяциями людей, приведшие к формированию рас.

 

Термины:

Анагенез, антропоиды, архантропы, ашель, бипедия, брахиация, генотип, гоминиды, гоминидная триада, гоминины, гоминоиды, диастема, дивергация, естественный отбор, кладогенез, кливер, комплекс гоминизации, мегадонция, мутации, мустье, неоантроп, олдувай, ортогнатизм, ортоградность, палеоантроп, половой диморфизм, прогнатизм, рубило, сапиентация, фенотип, чоппер, чоппинг, эндокран.

Литература:

 

1. Боринская С.А., Янковский Н.К. Люди и их гены: нити судьбы. М., 2006

2. Бужилова А. П. Homo sapiens: История болезни М., 2005.

3. Вишняцкий Л.Б. История одной случайности, или Происхождение человека. М., 2005

4. Вишняцкий Л.Б. Неандертальцы. История несостоявшегося человечества. М., 2010

5. Вишняцкий Л.Б. Происхождение Homo Sapiens. Новые факты и некоторые традиционные представления // Советская археология, 1990. №2.

6. Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М., 2004.

7. Джохансон Д., Иди М. Люси. Истоки рода человеческого. М., 1984.

8. Дробышевский С.В. Предшественники. Предки? Часть 1. Австралопитеки. Часть 2. Ранние Homo. М., 2010

9. Дробышевский С.В. Предшественники. Предки? Часть 3. Архантропы. Часть 4. Гоминиды, переходные от архантропов к палеоантропам. М., 2010

10. Дробышевский С.В. Предшественники. Предки? Часть 5. Палеоантропы. М., 2010

11. Дробышевский С.В. Предшественники. Предки? Часть 6. Неоантропы верхнего палеолита (Африка, Ближний Восток, Азия). М., 2010

12. Зубов А. А. Дискуссионные вопросы теории антропогенеза // Этнографическое обозрение. 1996. №6.

13. Зубов А.А. Палеонтологическая родословная человека. М., 2004

14. Зубов А.А. Становление и первоначальное расселение рода Homo. М., 2011

15. Кадиева Е.К. Ранние гоминиды: австралопитековые. Ярославль, 2000.

16. Марков А.В. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня. Неожиданные открытия и новые вопросы. М., 2010.

17. Марков А.В. Эволюция человека. Т. 1. Обезьяны, кости и гены. М., 2011

18. Марков А.В. Происхождение и эволюция человека. Обзор достижений палеоантропологии, сравнительной генетики и эволюционной психологии. Доклад, прочтенный в Институте Биологии Развития РАН 19 марта 2009 г. // https://macroevolution.narod.ru/markov_anthropogenes.htm

19. Томас Г. Древний человек. М., 2004.

20. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. М., 2002.

 

 

Праобщина (первобытное человеческое стадо)

1. Истoчники peконстpyкции пробщины.

2. Структура праобщины. Охота и собирательство.

3. Возникновение мышления и речи

4. Первые идеологические представления

Принципиальное отличие антропогенеза от эволюции прочих живых организмов заключается в том, что на поздних этапах антропогенез был тесно связан с формированием человеческого общества – социогенезом. Период первоначального объединения гоминид сначала называли «эпохой первобытного человеческого стада», сейчас чаще используется термин «праобщина». Ее зарождение осуществлялось в стадных ячейках австралопитековых, а окончательно она сформировалась на стадии архантропов. Она эволюционировала вместе с обществом, менялись численность, структура, половые отношения, хозяйство…

Главенствующую роль в вопросах реконструкции праобщины играют такие науки, как зоология, антропология и археология. Но, если внешний облик и трудовую деятельность ископаемых гоминидов восстановить более-менее точно возможно, то социальная структура общества остается предметом очень дискуссионным. Большую роль здесь играют данные приматологии.

Для современных человекообразных обезьян, таких как орангутанги, шимпанзе и гориллы возможны разные варианты объединения: как «гаремные семьи», так и стада, объединенные по «мультисамцовому принципу» без прочного объединения в пары. Видимо, на разных стадиях развития праобщины были возможны все варианты. Например, обнаруженное в 1975 году Д. Джохансоном «Первое семейство», состояло из 17 особей Austraiopithecus afarensis и включало одного взрослого самца и несколько самок с детенышами. Правда, нужно отметить, что гаремы были малоэффективны для охотничьей деятельности, т.к. характеризовались частыми конфликтами из-за самок. В стадах, состоящих из многих самцов и самок, внутреннее напряжение уменьшалось. Для них был характерен ограниченный промискуитет и достаточно тесная связь между родичами по материнской линии. Интересные выводы о семейной жизни неандертальцев были получены в результате находки в пещере Эль-Сидрон в Испании. Здесь были найдены останки 12 особей, погибших единовременно. Кости принадлежат 3 мужчинам, 3 женщинам, 3 юношам-подросткам (12-15 лет) и 3 детям (2-3, 5-6 и 8-9 лет). Была исследована мтДНК, в результате получились 3 линии: А – все мужчины, 1 женщина, 2 подростка и ребенок 8-9 лет; В – 1 женщина, С – 1 женщина, подросток и 2 ребенка. Возможно, мужчины и 1 женщина с ребенком происходили из одного рода, а женщины были пришлые, т.е. в наличии нестрогая патрилокальность.

Для австралопитеков, да и для ранних homo был характерен бродячий образ жизни, а вот архантропы, продвигаясь во все более северные районы начинают нуждаться в постоянном жилье; отсюда пещерные стоянки, наиболее известной из которых была пещера Чжоу-Коу-Дянь в Китае. Основными видами хозяйственной деятельности в эпоху пробщины были охота и собирательство. Причем, роль охоты постоянно возрастала. Правда, и ранние, и средние homo были скорее падальщиками, чем охотниками. Говорить об охоте в полном смысле этого слова, можно только начиная с Homo heidelbergensis. У древних гоминид не было ни быстроты бега крупных хищников, ни острых зубов и когтей. Единственный способ конкуренции – коллективные действия и использование орудий труда. Древнейшие каменные орудия датируются возрастом в 2,5 млн. лет.

Основным способом передачи информации как от человека к человеку, так и от поколения к поколению была звуковая речь. Существует немало гипотез происхождения и развития речи, например, выдвинутая еще в 1930-е годы Н.Я. Марром идея кинетической речи, т.е. языка жестов. Большинство исследователей выводят человеческую речь из вокализации животных, в частности аффектированных звуков и, в меньшей степени, жизненных шумов. Речь человека отличалась от них объемом передаваемой информации, фонетической и грамматической структурой. Становление речи, нашедшее отражение в изменении структуры мозга и строении гортани начинается уже со стадии ранних homo. Немало споров среди исследователей ведется и по проблеме развития мышления, особенно актуален вопрос о появлении абстрактного мышления, которое большинство авторов относят к эпохе архантропов.

Реконструкция идеологических представлений производится в основном по материалам погребений и другим археологическим данным. Вопрос об их зарождении остается одним из самых сложных в истории первобытности. Некоторые исследователи относят появление данного культурного феномена ко времени Homo heidelbergensis, но доказательства пока весьма спорные. А вот погребения неандертальцев хорошо изучены, хотя и подвергаются сомнению некоторыми историками. Наиболее известные из них это «Старик» из Ла Шапелль-о-Сен, мальчик из Тешик-Таш, «Цветочний человек» из Шанидара, массовое захоронение из Ла Ферраси и ряд других.

В это же время зарождается и символическая деятельность. Первые её образцы нельзя назвать даже искусством: это ямки на камнях, прочерченные полосы на известняке и костях. На некоторых стоянках были обнаружены палочки древесного угля и охры, которыми, возможно, раскрашивали тела или предметы. Крайне немногочисленные украшения неандертальцев в виде просверленных зубов животных известны только с самых поздних стоянок во Франции (30 - 35 тыс. лет назад). Имеются археологические свидетельства и ритуальной практики европейских неандертальцев. Так, для Центральной Европы известен так называемый «культ медвежьих черепов»: в пещерах Швейцарии, Германии, Югославии, Кавказа были обнаружены тайники со спрятанными там черепами пещерных медведей, иногда весьма многочисленными, что позволяет говорить об обрядах охотничьей магии или, что менее вероятно, тотемизме. Ряд исследователей связывают с идеологическими представлениями и зафиксированные случаи каннибализма.

 

Термины:

Антропосоциогенез, демонстрационное манипулирование, каннибализм, кинетическая речь, матрилинии, орудия труда, первобытная лингвистическая непрерывность, предметы труда, промискуитет.

Литература:

1. Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.

2. Лавик-Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: Поведение. М., 1992.

3. Файнберг Л.А. У истоков социогенеза. М., 1980.

4. Зорина З.А.Эволюция разумного поведения: от элементарного мышления животных к абстрактному мышлению человека // Этология человека и смежные дисциплины. Современные методы исследований. / Под ред. М.Л. Бутовской. М., 2004.

5. Бужилова А. П. К вопросу о семантике коллективных захоронений в эпоху палеолита // Этология человека и смежные дисциплины. Современные методы исследований. Под ред. М.Л. Бутовской. М., 2004.

6. Бурлак С.А. Происхождение языка. Факты, исследования, гипотезы. М., 2011

7. Бутовская М.Л. Эволюция человека и его социальной структуры // Природа. № 9. 1998

8. Бутовская М.Л., Файнберг Л.А. У истоков человеческого общества. М., 1993.

9. Марков А.В. Эволюция человека. Т. 2. Обезьяны, нейроны и душа. М., 2011

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: