Страшное будущее
- Откуда вы? – спрашивает полицейский задержанного.
- Я из будущего. Страшного будущего, - отвечает солдат грядущего Апокалипсиса.
Этот момент – беседа полицейского благополучных восьмидесятых годов и измождённого, стойкого воина двадцать первого века один из самых любимых и драматичных в фильме «Терминатор».
Западная кинофантастика – это в основе своей и есть подробнейшая карта этого самого страшного будущего, со всеми причудливыми нюансами и вариантами.
Индустрии западной кинофантастики объёмна и многогранна. Тематика бесконечна. Кажется, что там придумано вообще всё, что только можно придумать.
Неплохой был советский фантаст – Евгений Гуляковский. У него дома была коллекция записей зарубежных фильмов и сериалов. Он утверждал, что все писатели-фантасты должны их смотреть, так сказать, осваивать опыт зарубежных коллег. Сам он точно смотрел их внимательно, потому что всё время подворовывал оттуда не только сюжетные ходы, но и имена и наименования. Оно и понятно – чего голову ломать, когда все придумано до нас. Хотя в его и ладно – книги интересные писал, так что не жалко…
Это изобилие образцов западной кинофантастики рассматривать по каким-то периодам, в исторической перспективе, как чего менялось в каждом поджанре – это непозволительно длинно и не интересно. Тем более, их основные периоды вполне коррелируют с тенденциями развития направления в том же СССР.
Во время промышленного бума и Великой депрессией главными героями были сумасшедшие изобретатели и злодеи-учёные. Потом была фантастика с креном в военное противостояние, достигшая пика с изобретением атомного оружия. Ядерные грибы, последствия в виде жуков-мутантов размером с каланчу стали излюбленной темой в кино.
Вон, методом тыка обнаруживаем «Канадская полиция против атомных захватчиков». «Шпион Марлов намерен построить в диких краях Канады атомные пусковые установки и с их помощью начать атаку на США, но на его пути встаёт сержант Канадской королевской конной полиции Дон Робертс».
Эйфория космической эры дала длинную череду фильмов про освоение космоса. Тут же добавилась истерия с НЛО, фильмы про которых Голливуд пёк как горячие гамбургеры.
Потом был всплеск интереса к киберпанку - электроника, компы, базы данных, которые переносят в чипах в голове посредники. Все внове, волнующе и ощущается дыхание грядущей информационной революции.
Ну а сейчас все больше катастрофы, зомби, мрак, нашествия пришельцев. И последние лет десять – эпоха углубления тотального тупоумия, ремейков, комиксов, которые как сорняки губят все здоровое и полезное, распространяя вокруг стойкий запах дурман-травы.
Пройдусь только по темам, которые задели меня и заставляют задуматься не только об искусстве, но и его тесной взаимосвязи с реальным миром.
Глубокий космос и спецы по тарелочкам
Отметились первой более-мене внятной картиной про космос вовсе не американцы, а немцы. «Женщина на «Луне» - фильм 1929 года.
С такой детализацией и любовью изображена в нём ракетная техника, что вдруг понимаешь – у немцев, как и у русских, непреодолимая тяга в небо. Только мы там хотим всё ощутить, а они – всё измерить. Поэтому америкосы первое, чего лишили немчуру после войны – доступа в небо. «Мерседесы» клепайте на здоровье, а ракеты с авиацией – ни-ни, слишком они у вас хорошо получаются. Заодно приватизировали ракетного гения Вернера фон Брауна.
«Женщина на Луне» вышел незадолго до нашего «Космического рейса». Оба фильма консультировали признанные учёные в этой области. Наш – сам Циолковский. У немцев – основатель германской ракетной школы, учитель Фон Брауна Герман Оберт. Оба фильма необычайно подробны в деталях, очень точно спрогнозированы направления развития космической техники. Вот только у нас запускают ракеты чудаковатые фанатики, преданные науке и государству, при полной поддержке власти и народа. У немцев – сюжет завязан на выживании, мошенничестве, аферах – ну никак без этого…
Начиная с сороковых годов экраны кинотеатров заполонили космические корабли. После запуска первого спутника, это нашествие было уже не остановить. Космос бороздили мятые жестянки с кабинами просторными, как рубки надводных кораблей. Внутри были хлипкие кресла, огромные вентили, из которых вырывался пар и газ, угрожающего вида рычаги, кнопки, перемигивающиеся лампочки. Наивные времена. В одном американском фильме космонавты полетели на Луну, но промахнулись и попали на Марс – нормально, по соседству заглянули, благо запас топлива бесконечен.
Разброс тем был огромен. От русских шпионов на космических станциях до Робинзона, выживавшего на безжизненном Марсе – это привет из пятидесятого года создателям фильма «Марсианин», которые со всеми судятся по поводу первенства идеи.
Тогда же космос заполонили добрые и злые инопланетяне, чудовища- мозгоеды и мозгокруты, беглые каторжники и заключённые на астероидах и много кто ещё.
В Голливуде сложилась развитая индустрия массовой космической фантастики. Конкуренты не дремали. Те же спесивые островитяне снимали «Эксперименты профессора Куотермасса» о жуткой чуме из космоса, сожравшей космонавтов и готовившейся пожрать планету.
Итальянцы тогда к космической тематике тоже сильно прикипели. Выходило у них по-итальянски стильно, другие планеты имели эстетически безупречный вид, а интерьеры в космических кораблях были модные. Но фильмы совсем наивные. Не для итальянцев космос – проверено. Вот с подводными исследованиями и диверсантами у них нормально всегда было, а летают эти птицы так себе.
На все деньги эксплуатировали тогда разогретый в 1947 году до точки кипения интерес населения к НЛО. В Голливуде появились свои специалисты по тарелочкам. Пятидесятые-шестидесятые - это было время алюминия. Серебряные НЛО из алюминия, роботы из алюминия, скафандры алюминиевого цвета.
Авторы сценариев раскололись на две части. Одни полагали, что в тарелочках прибывают коварные завоеватели, которых надо бы ядрёной бомбой. Другие считали, что там гуманные представители высших цивилизаций - мир, дружба, торговля.
«День, когда остановилась Земля» - мудрые пришельцы, для кого люди как дети. «Земля против летающих тарелок» - злые пришельцы, для которых люди, как корм, но гадам наподдали доблестные войска США. Ну и так далее. Счёт таких произведений идёт на десятки.
При этом милитаристы побеждали по очкам. Про злобных захватчиков снималось куда больше. Эти фильмы органично вписывались в рамки пропаганды холодной войны. Подставляй просто вместо пришельцев – советы. Главное градус ненависти поддерживать, а на кого её обратить – это по обстоятельствам.
Английский сериал «НЛО» - 1969-1970 года. Земля под прицелом злобных пришельцев. Поэтому создают специальную секретную службу, у которой база на Луне, космопланы и подводные лодки. Они должны долбать пришельцев по Ворошиловски – в космосе, воздухе и на море.
Смотрится нормально. Тётки на Луне в серебряных комбезах, с причёсками шестидесятых годов и волосами фиолетового цвета бдят покой Земли, высматривая на экранах злобный алиенов. Герои космонавты, прыгающие в истребители и этих алиенов сбивающие пачками. Итого, двадцать шесть серий – есть в русской озвучке.
Смотрится бодро, но быстро утомляет. Все по одной схеме. Злобные пришельцы без труда прорывают линию обороны Земли, чтобы сотворить тут гадость. Но в последний момент им фатально не везёт, и доблестные британские бойцы их уничтожают. К десятой серии противника становится даже жалко. И за фатальное невезение, и за тупоумие – нет, чтобы вместо коварных планов по каким-то там зомбированиям и вербовкам подогнать к Земле с десяток боеголовок, благо оборона вся в прорехах, и рвануть их над столицами развитых стран. Но нет, им простых путей не надобно. В общем, все превращается в избиение младенцев, так что напряг уходит. Как в анекдоте, когда Гитлер интересуется, почему Гестапо не арестовывает мужика, копающегося у него на столе в секретных документах, и Мюллер отвечает:
- А, это русский шпион Штирлиц. Бесполезно арестовывать. Все равно отвертится.
Вот так и тут – земляне всегда отверчиваются.
Американский сериал «Захватчики». Снято в 1966 году. США хотят захватить пришельцы с НЛО, очень похожие по повадкам на русских коммунистов. Простой, мимо проходивший, американец-архитектор кладёт их сотнями, без успеха пытаясь привлечь внимание правительства к идущей вовсю скрытой оккупации. Правда пришельцы больше злобные, чем умные, и постоянно чего-то зачем-то пытаются взорвать, на чем и попадаются в лапы патриотичного парня, сворачивающего без особых рефлексий им бошки, после чего алиены с хлопком испаряются, так что даже в полиции по поводу убиенных объясняться нет необходимости.
Апофеоз темы НЛО в мировом кинематографе, конечно же, «Близкие контакты третьего вида», 1977 года. Спилберг глубоко погрузился в тему. И фильм вышел на загляденье, особенно для интересующихся тематикой, а таких после его выхода в мире прибавилось. Это большое кино, лишённое привычного пиндосского дуболомно-прямого отношения к реальности. Главный герой этого фильма – Непознанное. То, к чему мы не только не можем подлезть с линейкой, но и в реальность чего нам ещё предстоит поверить. И главное – там нет врагов. Вообще. Есть проблема контакта с разумом, совершенно нам чуждым.
Потом на тему НЛО много чего снимали. Тот же Спилберг стал продюсером хорошего сериала «Похищенный». На экранах с пилотами НЛО воевали, пытались найти с ними контакт, прятались от них в подвалах. Даже контролировали их миграцию, как в блестящей комедии «Люди в чёрном». Но, мне кажется, ничего более разумного и глубокого, чем «Близкие контакты» на экраны не вышло.
Недавно совсем появился ретро-сериал «Проект Синяя книга», якобы на основе биографии доктора Хайнека, одного из основных исследователей в данной сфере, и действительно существовавшего проекта по исследованию аномальных явлений. Ну что сказать, фильм глуповатый и странноватый. Какой-то даже антиамериканский – самые мерзкие злодеи там генералы армии США. В итоге там даже отца лунной программы Вернера фон Брауна изобразили как нациста, садиста, эсесовца, который мечтал о фашистском реванше, заодно сживая со свету простых американцев, пользуя их в кровавых экспериментах.
С самого начала, как только появился жанр космической кинофантастики, нарисовался фатальный и почти непреодолимый разлом между НАШИМ и ИХ произведениями. Притом он носит не конъюнктурный, а цивилизационный характер. Это разница между конкурентным и солидарным миром.
Фильмы СССР – космонавты, вдохновлённые идеей мира и созидания, летят в космос исследовать, устанавливать контакты, с рукой помощи инопланетным братьям. Для исторически солидарного русского общества, где с давних времён проблемы решались всем миром, даже во время экспансии покоряемые народы втягивались в орбиту более высокой цивилизации и вместе направлялись на общее делом, такой подход виделся единственно правильным. У нас – Великое кольцо. Так же как для англосаксонского общества конкуренции и индивидуального выживания вполне естественно, что в космос надо двигать, дабы обогнать противника в борьбе за ресурсы, захватить как можно больше плюшек, получить прибыль.
В их фантастике отсутствует ощущение, что освоение пространства – это переход на совершенно иной уровень цивилизации в целом и каждого человека в отдельности. Поэтому постепенно в их кинофантастике на других планетах прописываются торгаши и бандиты, появляются кабаки и салуны с мордобоями, царит мафия и прочие радости конкурентного мира. Эта экстраполяция существующих мерзостей – главная отличительная черта западной фантастики.
Хотя у некоторых их творцов было ощущение дисгармонии, когда пытаешься всерьёз расписывать освоение космоса на базе парадигмы англосаксов. И были даже эксцессы на этой почве.
Вспоминается старый «Звёздный путь», ещё шестидесятых. В пучинах космоса обнаруживают человека, который проспал в анабиозе лет сто. И он начинает долбать космонавтов вопросами про то, как за такой период преумножились его капиталы, как подросли акции. Ему отвечают – все, проехали, нет теперь ни акций, ни капиталов, у нас, типа, коммунизм. Как тогда такое прошло – непонятно. Те, кто делали тогда кино, понимали, что в рамках грубо-конкурентного общества никакие глобальные космические достижения невозможны. Можно, конечно, запустить ровер на Марс, но реально расширять сферу влияния человечества не выйдет. Для вступления в Эру Кольца нужны герои, а не торгаши.
Кстати, с победой толерантности и клипового мышления оптимистичный сериал «Звёздный путь», прошедший через несколько десятилетий, скатился в серую беспроглядную муть. С вечной войной. С героинями – авантюрного склада чернокожими феминами, ведущими себя, как синявки из Бутово, которыми забиты трезвяки и травм пункты – постоянно на всех орут, ругаются матом, со всеми в контрах и постоянно дерутся. Главная фантастика в том, что такие фемины легко побеждают мужиков и всех-всех-всех, тогда как в обыденности чаще огребают от своих собутыльников. Но в кино толерантность – бабы всегда правы. А мужикам положено все больше походить на баб – они женоподобные, гомиков полно на корабле – куда же без них. В общем, Содом и Гоморра получилась на борту великолепного, находившегося всегда на передовых позициях мира и прогресса земного флагмана «Энтерпрайз».
Весь жанр космической кинофантастики изменился в 1968 году, когда покорила мир великолепная «Космическая Одиссея 2001 года» Стэнли Кубрика. Режиссёр титаническим усилием вышел за рамки привычной англосаксонской парадигмы вечной борьбы и конкуренции. Получился общечеловеческий фильм, который и американским не назвать. Это как Собор Парижской Богоматери, который на днях погубили жадные лягушатники - он же не им, а всему человечеству принадлежал, культурное наследие прошлого. Так и тут.
«Одиссея» - это гимн мирной экспансии Человечества в Космос, поиск там новых горизонтов развития, открытие тайн происхождения самого человека, прикосновение к мистике Бесконечного Пространства. Не покидает чувство, что все снято с натуры, что так и было. Там хорошо всё. Может, за исключением некоторой затянутости в начале со скачущими обезьянами. Хотя сегодня многие его считают скучным, но он создан для медитативных раздумий о судьбах Вселенной.
С того времени спецэффекты шагнули вперёд. Американцы наштамповали много красивых фильмов про освоение космоса, в основном – чего-то там загребают, кого-то отлавливают, от чего-то спасаются, куда-то переселяются с гибнущей Земли. Но ничего сравнимого по органному звучанию покоряемых пространств с этим гимном человеческому гению у них не вышло…
Ой, а кто это Америку раздавил?
Западная кинофантастика упорно и с удовольствием, без остановки на поправку душевного здоровья, крутится вокруг различных сценариев Апокалипсиса и глобальных катастроф. И не сосчитать, сколько кинолент было посвящено массовому уничтожению собственного населения.
Раньше мне даже жалко американцев было, а теперь уже и не особо - с учётом количества зла, привносимого ими во Вселенную. Ведь США все делают, чтобы их воспринимали, как вечно голодного, ненасытного монстра. И даже фИговый (или фигОвый) листок толерастии и защиты прав гомосеков не спасает. Они всем надоели. Так что остальному человечеству такие фильмы очень даже по душе.
Вот и я с пониманием и внутренним спокойствием, даже радостью, смотрю, как из фильма в фильм то Нью-Йорк, то Лос-Анджелес, то всех вместе постоянно гнобят – разрушают, завоёвывают, изничтожают. Да и как может быть у американцев иначе – ведь вокруг одни враги!
Иногда думал – вот бы такой сериал замутить из всех фантастических кадров разрушения США серий - на сто-двести. Тем более можно каждую неделю пополнять его новым кинооткровением. Думаю, большим бы успехом пользовался. Представляете, герои картины просыпаются, а на них обрушивается новая напасть – то чума, то вечная тьма. То туша Кин-Конга, то грипп из Гон-Конга. Потом некоторым гражданам удаётся воскреснуть, залатать за ночь разрушения. И вот опять снова-здорово - по улицам ходила поддатая Годзилла.
Вот пролетела тихо в небесах летающая тарелка, разящая лучами направо-налево – хренак, и нет Всемирного торгового центра. А вот слизь вылезла из раковины и жрёт всех, до кого дотянется. Метеорит пролетел – это уже сразу кирдык почти всем, за исключением избранных, которых в убежище засунут – целый фильм на эту тему сняли, как разделяли овнов и козлищ. Правда, всегда есть шанс, что Борюсик Уиллис с помощью русского космонавта в ушанке на станции «Мир», да на шаттле, да как врежет по проклятому булыжнику и всех спасёт.
То цунами, то обледенение. А у инопланетян в Галактическом реестре, наверное, строгая очередь ведётся желающих вторгнуться в США – имеет это место привлекательность у экстремальных туристов с бластерами. А тут ещё и эпидемия подоспела, после которой ни одного янки на Земле не останется.
Прямо сердце радуется, когда заваливается в море статуя Свободы – туда ей, Богине смерти, и надобно.
Особенно радует, когда НЛО разносят в пух и прах хвалёную амерскую авиацию. Бах, нет Ф-16, бух – и кирдык Ф-35. Давайте, зелёненькие, жгите, сбивайте. От Вас не убудет, а всему миру облегчение. Да и ВПК штатовскому помочь надо – теперь вдвое быстрее будут военную продукцию штамповать и по тройной цене.
Всегда было непонятно, чего эти алиены лезут на нашу планету?
Объяснения, как правило, от авторов невнятные. Получается, что некоторые рептилоиды и их коллеги за кровушкой и генетическим материалом прилетают. Ну, это ещё можно понять, если и не простить. Но зачем на Землю переться за водой, которой в Солнечной Системе просто залейся. Или за полезными ископаемыми, когда бери любой астероид и пользуйся бесплатно, то есть, даром. Нет, но ведь лезут именно сюда. И сразу без прелюдий переходят к процессу – шмаляют и шмаляют. А поговорить? Не, не хотят. Сразу с бластерами, да топорами, да щупальцами наперевес.
Жрут они всех – хотя, по идее, не должны - вряд ли возможна биологическая совместимость с существами с другой планеты. В общем, подразумевается – любой чужой хочет тебя съесть, забрать твою воду и железо. Почему? Потому что сволочь.
Самый смешной момент, когда земляне дают по зубам злобным алиенам. Вообще, долететь флоту с другой звёздный системы – энергетика нужна на пару порядков больше, чем даёт всё человечество сегодня. Ан нет, земляне все равно победят. Хотя у врагов силовые поля, супероружие. Но что это всё против еврейского умненького математика и негритянского пилота, умудрившихся не только спереть летающую тарелку и овладеть её управлением, но и запустить в компсиситему чужих вирус, который пожрал все компьютеры врагов. Какой вирус в незнакомой операционной системе? Если только чумы. Но было же такое! Даже блокбастер об этом сняли – «День независимости» называется. Почти документальный – американцы скоро и в это поверят.
На другие планеты лететь тоже опасно. Там тоже враги. Даже если внешне все безжизненно и пристойно, обязательно найдётся какая-нибудь мерзкая форма жизни, которая поработит сначала космонавта, а через него начнёт победное шествие по Земле. И как всегда – Америке кранты. Поэтому доблестных космонавтов, возвращающихся из Дальнего космоса, лучше вообще обратно не пускать, а с целью профилактики расстреливать на подлёте – дешевле станет.
Очередной гибели Америки очень смешной и умный фильм Бертона «Марс атакует», 1996 года. Там он высмеял все киноштампы по поводу этих нашествий. Как всегда в Америку завалились инопланетяне – такие мультяшные комичные персонажи с Марса. Американцы и не поняли их идейные близнецы –не способные на компромисс лицемерные агрессоры и вруны, обладавшие подавляющим превосходством в технике. Ну, прямо визит шестого флота.
И вот Президент США толкает перед пришельцами патетическую и блестящую речь о дружбе между планетами и народами. Так разошёлся, что марсианин стирает слезу умиления, улыбается добро. И аннигилирует американского президента.
Распыляя землян, марсиане всегда приговаривают: «Мы пришли к вам с миром». Ну, чисто мирные американские вояки в командировке где-нибудь в Афганистане, когда раздолбают с беспилотников очередной детский садик...
Война за звёзды
Братец Лис в прошлой дискуссии совершено справедливо отметил:
«Звёздные войны» на самом деле американский эпос. Джедаи - их былинные герои. Поэтому для американской культуры ЗВ эпохальное событие, для нас просто красивая картинка, которая уже примелькалась. А богатыри у нас свои есть».
Ну а что. Так и есть. Великий американский эпос Лукаса о противостоянии либеральной Звёздной Республики и её оплота колдунов-джедаев против тоталитарной Империи.
Как все эпосы - слегка туповат и примитивен, чересчур пафосен, но воплощает в себе базовые прошивки народа.
При этом прошивки трансформируются со временем, а заодно трансформируется новое прочтение данного эпоса в виде продолжений, меняются и главные герои, мотивация и цели.
«Звёздные войны» – по идее являются торжеством американского бинарного мышления. Потому что в пиндосском мире всё просто. Есть чёрная сила, есть светлая сторона, а больше знать ничего не надо. Светлая хорошая, потому что она белая и пушистая. А чёрная плохая, потому что она чёрная. В общем, цветовая дифференциация штанов.
Это абсолютно соответствует и тому времени – конец семидесятых, когда мир был двуполярен, имелись две сверхдержавы – СССР, США. А вот в «Звёздных войнах» эта бинарность отражена прекрасно. Есть мы и они.
Что касается самого эпоса, то при просмотре - куча вопросов. Никогда не мог понять, почему Империя такая плохая? Как раз при ней порядок и навели. Законность хоть какая-то стала, гарнизоны сил правопорядка в виде не умеющих стрелять имперских штурмовиков на каждой планете. В общем, такой Рим времён расцвета – везде строят дороги, дают молиться своим богам и поддерживают стабильность. При Республике же вовсю торговали рабами, велись торговые войны, процветала оргпреступность, все друг друга резали – в общем, нормальная такая демократия. А разноплеменный сброд повстанцев в союзе с отпетым криминалитетом вообще вызывает опасения.
Почему Империя хуже? Ну, тёмная сила же! Что не убеждает аргумент? А давайте тогда Чёрный Лорд планету мирную спалит демонстративно, чтобы наглядна была его подлая сущность.
Примерно так же обрабатывали разум обывателя и по поводу геополитического противника - СССР. Пусть там бесплатное образование и квартиры, нет мафии. Но это же тёмная сила – коммунизм. Они не могут быть хорошими. Да, у нас рабовладение, терроризм и оргпреступность. Но мы светлая сила, у нас Великая Демократия!
Ну а чего, отлично ведь работало. Америкосы до сих пор искренне считают, что мы только и мечтаем о геноциде всего и вся, а Сталин хуже Гитлера. Мы же Империя Зла, как сказал Рейган. Мы на той стороне силы. И, надо сказать, джедаи нас укатали капитально по всем параметрам.
В Саге прошито немало интересных программ поведения.
Двое джедаев столкнулись с многочисленным противником. Один другому заявляет:
- Наши силы равны. Надо отступать.
Для современных пиндосов это совершенно естественно. Они привыкли бомбить папуасов, у которых нет Стингеров. То поколение, которое было способно биться с равным противником, ушло давным-давно. Сейчас главное – подавляющее превосходство. Иначе нечего рисковать. Такие вот у них богатыри – давай сваливать, противник равный.
Ну а мы? Для нас, народа, каждый представитель которого с детства впитал аксиомы: «Ни шагу назад», «Много же вас, супостатов, пришло – и где мы вас хоронить будем?» Для нас, народа, который воюет всю историю с превосходящим противником, практически со всем миром, такой постановки вопроса вообще быть не может. У нас – враг не пройдёт – и всё…
Если не докапываться до деталей и не спорить с фанатами, то все эпизоды были в той или иной мере хороши, каждый являлся новым этапом развития спецэффектов, артисты, декорации, художники, да и сюжет вопросов не вызывали. Фильм красив, забавен.
Был.
Пока не попал в липкие лапы Диснея с его приторными семейными ценностями и целевой аудиторией в районе семи лет от роду.
Теперь из джедаев то ли Бэмби лепят, то ли Дядюшку Скруджа, то ли Златовласку. Диснеевские «Звёздные войны» выглядят чудовищно. Детская же студия – вся логика не выше третьего класса, звезды путают с планетами, все взрывают, все бессмысленно, беспощадно и по-детски наивно. Даже обсуждать неохота, настолько это дико выглядит.
Конечно, сама франшиза не для высоких эстетов, но тут аудитория – пятый класс максимум, а смотрят это взрослые дяди-фанаты.
В результате «Мир Звёздных» войн запутали окончательно. Кто теперь кто - где Империя, где Республика, кто чем владеет, кто кого гнетёт – без бутылки ядрёного польского «уиски» не разобраться.
Теперь место Дарта Вэйдера временно замещает какой-то отстойный доходяга. Знаменитый чёрный шлем остался, но, к сожалению, заместитель его начал снимать, открывая одухотворённое лицо слесаря-сантехника и убивая тайну окончательно. Для смеха, что ли? Все правила ЗВ пошли прахом – теперь ушлая девка может научиться махать световым мечом лучше джедая за два дня обучения – а где долгое постижение искусства Люка, на пределе душевных и физических сил?
Но Люк же не шустрая наглая девка с криминальными источниками дохода. Он грубый мужлан. А бабы они все могут – вон, Белоснежка новая с мечом появилась.
Империя раньше пугала и восхищала, Имперский Марш отзывался в каждой клеточке тела. Теперь она смешит. Сага окончательно превратилась в унылый просмотр для ленивого зрителя, утонувшего толстым рылом в попкорне и имеющего условный контакт с увиденным. Но деньги по старой памяти новые серии собирают…
Зомби и подселенцы
Зомбаки – это не просто очередная катастрофа в длинном перечне таковых, обрушивающихся на США. Это отдельный жанр, вызывающий какое-то нездоровое оживление и ажиотаж.
Вирусы виноваты, или комета. И вот изо всех могил вылезают кадавры и идут жрать нагулянное пепси-колой и чизбургерами нежное мясо простого американца.
Популярность этой пакости, когда тебе два часа показывают оглоданные тела, жрущих друг друга кадавров и уничтожаемых в промышленных масштабах добрых самаритян – нуждается, конечно, в изучении. О причинах однозначно сказать трудно.
Наверное, людей подсознательно тянет ко всяким пакостям – с детства хочется потрогать ногой лежащее дерьмо.
Или тут желание обывателя, живущего размеренной скучной жизнью, слегка попугаться картинами разрушающегося на глазах привычного миропорядка, чтобы принизить менее глобальные, но куда более актуальные для каждого мелкие страхи реальной жизни? Или стремление выплеснуть этим самопуганием накопившееся напряжение, которое иначе разряжается только в бытовой агрессии? Это котёнок по имени Гав говорит щенку – пошли на чердак, пугаться будем.
Ещё мне кажется, что причина сакрализации жратвы. Жрать – это подспудная национальная идея Америки. Разевая рот, как у гиппопотама, американский обыватель жрёт гамбургеры в Макдональдсе. Банкиры жрут твои деньги, жена – нервы. При этом конкуренция – откуси ближнему голову в борьбе за место под солнцем, иначе будешь лузером, а страшнее этого ничего в Штатах не имеется. Утончённый служащий офиса жрёт своих начальников и коллег, наращивая карьеру. Сама Америка в три горла жрёт ресурсы со всего мира, готовясь лопнуть и забрызгать всё вокруг, пожирает страны, народы. Жрать, жрать, жрать.
А ещё тут скрытые страхи перед жрущими. Опасение пасть в естественном отборе социал-дарвинизма, когда сожрут тебя. Неприязнь к другим жрущим – гастарбайтерам, сжирающим твои рабочие места, неграм, пожирающим спокойствие и правопорядок. Вокруг постоянно что-то сжирают и переваривают – доступное жилье, банковские вклады, перспективы на будущее.
Вид вечно жрущих зомби у допбропорядочного американца вызывает даже некое отождествление себя с ними. К жрущим американцы относятся с пиететом и опасением. Поэтому жрущие всё на своём пути зомби вызывают такой неподдельный интерес.
Доходит до анекдота. Силы гражданской обороны США на учениях по чрезвычайным ситуациям и массовым беспорядком за основу берут вводную о нашествии зомби. Оно же всем всё понятно. И зомби не жалко. Нет, американцам и так мало кого жалко, но нет, да пробьёт на плачь от слезинки сирийского ребёнка. Не надо, чтобы пробивало. Там зомби. Там людей нет.
Зомбаки плодятся на экранах очень резво. А в ногу с ними, в одном ряду, бойко чеканят шаг дивизии мутантов, уродов и прочей нечисти. Они социально близкие – тоже жрущие, тоже безжалостно захватывающие города и деревни. Расплодившимися во всяких «Обителях зла», с которыми из года в год борется сексапильная Милка Йовович в облегающем бронике и с двумя пистолетами.
Правда, в разрезе роста толерантности и эпатирующей оригинальности бытия, зомбакская тема ныне подаётся уже не так категорично. Фильм «Я легенда» с Уиллом Смитом - там всё разворачивается наоборот. Получается, что зомбаки в принципе ребята неплохие. Это люди дерьмо. Ну, как себя ведёт человечество, особенно в последнее время – в это легко поверить.
Помимо демонстративного откусывания голов зомбаками в США идёт ещё и тихое нашествие. Америку настойчиво атакуют инопланетные мозговые подселенцы.
Инопланетяне взяли за привычку внедряться в тела землян и поглощать их сознание. Наверное, это отголоски шпиономании пятидесятых годов, когда во всех видели русских шпонов, скрывающих под маской свою чёрную антидемократическую суть. Тогда начали появляться первые фильмы на эту тему. Но успешно существуют они по сию пору. Чтобы люди не забывали – рядом может быть чужой, который мечтает тебя поглотить. Будьте бдительны, простые американцы. И стучите по любому поводу в Министерство безопасности и полицию… И ведь стучат.
Ну и ещё не утихающий интерес к этим фильмам объясняется страхом любого человека перед тем, что окружающие тебя люди вовсе не такие, какими кажутся. Жмёт тебе руку, улыбается, а потом закладывает боссу, что ты пролил чай на принтер. Или на дружеской вечеринке за стаканом рома вдруг поглощает твоя сознание, внедряя туда инопланетного паразита.
Недавний сериал «Безмозглые». Там инопланетные жуки вселились в мозги республиканцев в Конгрессе, и те начали чудить. Проспонсировано командой Клинтон, но всю мерзость американской высшей политики раскрывает на пять баллов.
Фашисты в космосе
Последние годы актуализируется фашистская тема на экране. Много времени прошло с сорок пятого, так что ныне нацисты у многих вызывают жгучий интерес, а то и пиетет, но не ужас и ненависть, как положено.
Прогремевший в 1997 году «Звёздный десант». Поставлен по Хайн