ВТОРОЙ ТУР 10-11 класс
Максимальная оценка – 100 баллов
Время на подготовку – 3 часа.
1. [10 баллов]. Перед Вами иллюстрации, на которых изображены планы 10 наиболее известных древнерусских храмов X – XVI вв. Киева, Новгорода, Владимира и Москвы, а также реконструкции их внешнего вида, соответствующие этим планам. Внимательно изучив иллюстративный материал, соотнесите номер плана и буквенное обозначение реконструкции, а также определите название и место расположения храма. Ориентация изображений плана и вида реконструкции совпадают. Ответ оформите в виде таблицы.
Реконструкция внешнего облика храма | План храма |
А. | |
Б. | |
В. | |
Г. | |
Д. | |
Е. | |
Ж. | |
З. | |
И. | |
К. | |
2. [8 баллов]. Ознакомьтесь с картой степной окраины Московского государства в XVI-XVII вв., расположенной на Бланке ответов. Внимательно изучите ее и выполните следующие задания:
1) Допишите названия городов, отмеченных на карте литерами А, Б и В.
2) Нанесите на карту пропущенные участки Большой и Белгородской засечных черт, соединив линиями те города, через которые они проходили (правильность решения оценивается исходя из того, правильные ли города соединены). Линии должны быть нанесены четко без исправлений ручкой того же одного цвета, которая используется для выполнения всех заданий 2 тура. Точность траектории самих линий не оценивается.
3. [7 баллов]. Перед Вами памятные знаки и медали, учрежденные в правление нескольких императоров в память о неких знаменательных событиях. Попробуйте определить этих правителей. Ответ оформите в виде таблицы.
1. | 2. | 3. |
4. | 5. | 6. |
7. | 8. | 9. |
10. | 11. | 12. |
13. | 14. | 15. |
4. [8 баллов].
|
Перед Вами – описания балов и празднеств, данные их современниками, а также исследователями и литераторами. Расположите описания в хронологической последовательности. Определите правителей, при которых происходили данные празднества. Аргументируйте свой ответ, указав на конкретные детали описаний (ответы без объяснения оцениваться не будут!). Ответ оформите в виде таблицы.
А. « Придворные балы были наказанием для государя... Аничковские балы, которых бывало по нескольку в сезон, отличались немноголюдством и носили несколько домашний, семейный характер. Государь показывался вначале, радушно принимал и уходил в свой кабинет, где у него была партия. Возвращался он ко времени ужина. Императрица была неутомима. Вальсы, мазурки, котильоны с разнообразными фигурами чередовались без умолку. Изредка показывался государь и, стоя в дверях, оглядывал танцующих и делал свои замечания, но долго он не выдерживал. Когда котильон продолжался слишком долго, а Мария Федоровна не хотела кончать, государь придумывал особое средство. Музыкантам приказано было удаляться поодиночке, оркестр все слабел, пока наконец не раздавалась последняя одинокая струна, и та наконец смолкала. Все оглядывались в недоумении, бал прекращался сам собою».
Б. «Вдруг всё зашевелилось, толпа заговорила, подвинулась, опять раздвинулась, и между двух расступившихся рядов, при звуках заигравшей музыки, вошел государь. За ним шли хозяин и хозяйка. Государь шел быстро, кланяясь направо и налево, как бы стараясь скорее избавиться от этой первой минуты встречи. Музыканты играли Польской, известный тогда по словам, сочиненным на него. Слова эти начинались: «Александр, Елизавета, восхищаете вы нас…»
|
В. «В большой комнате, освещенной сальными свечами, которые тускло горели в облаках табачного дыму, вельможи с голубыми лентами через плечо, посланники, иностранные купцы, офицеры гвардии в зеленых мундирах, корабельные мастера в куртках и полосатых панталонах толпою двигались взад и вперед при беспрерывном звуке духовой музыки. Дамы сидели около стен; молодые блистали всею роскошию моды. Золото и серебро блистало на их робах; из пышных фижм возвышалась, как стебель, их узкая талия; алмазы блистали в ушах, в длинных локонах и около шеи. Они весело повертывались направо и налево, ожидая кавалеров и начала танцев. Барыни пожилые старались хитро сочетать новый образ одежды с гонимою стариною… Казалось, они более с удивлением, чем с удовольствием, присутствовали на сих нововведенных игрищах и с досадою косились на жен и дочерей голландских шкиперов, которые в канифасных юбках и в красных кофточках вязали свой чулок, между собою смеясь и разговаривая как будто дома».
Г. «16 февраля в залах Дворянского собрания Санкт-Петербурга состоялся один из благотворительных балов в пользу семейств убитых и раненных на войне... Несмотря на довольно высокую стоимость билетов, многие не смогли попасть на бал, собравший около 5000 человек. … Бальный зал освещали 6000 свечей и 2000 газовых рожков, каждому, кто входил, прежде всего бросался в глаза павильон в форме балдахина с выигрышами. На лицевой стороне павильона находился щит с эмблемой праздника - пеликан кормит детенышей. В числе призов на первом месте была роскошная сервская ваза - подарок Императрицы... В полночь в императорской ложе появились Великие Князья Владимир, Алексей и Сергей Александровичи и Великий Князь Константин Николаевич».
|
Д. «Императрица после коронации из первопрестольной не уезжала, а пробыла там целую зиму. Москва в эти дни пребывания государыни увидела невиданные до этого празднества и маскарады. Роскошь и великолепие последних доходили до сказочного волшебства. Так, первый такой грандиозный маскарад был дан в последние дни Масленицы. Устройство этого маскарада было препоручено придворному актёру Фёдору Григорьевичу Волкову; всех действующих лиц в нём было более четырёх тысяч человек; двести огромных колесниц были везены запряжёнными в них волами от 12 до 24 в каждой. Маскарад назывался «Торжествующая Минерва». В нём, как гласило печатное объявление, «изъявится гнусность пороков и слава добродетели».
Е. «Ксения была в наряде боярыни, богато вышитом, сиявшем драгоценностями, который ей очень шел. Я был одет в платье сокольничьего… Остальные гости следовали прихоти своей фантазии и вкуса, оставаясь, однако, в рамках эпохи XVII века… Алике выглядела поразительно, но государь для своего роскошного наряда был недостаточно велик ростом. На балу шло соревнование за первенство между великой княгиней Елизаветой Федоровной (Эллой) и княгиней Зинаидой Юсуповой».
Ж. «…Я пожалован в камер-юнкеры (что довольно неприлично моим летам). Но двору хотелось, чтобы Наталья Николаевна танцевала в Аничкове… Третьего дня был я наконец в Аничковом. Опишу всё в подробности, в пользу будущего Вальтер Скотта.
Придворный лакей поутру явился ко мне с приглашением: быть в 81/2 в Аничковом, мне в мундирном фраке, Наталье Николаевне как обыкновенно. В 9 часов мы приехали… Гостей было уже довольно; бал начался контрдансами. Государыня была вся в белом, с бирюзовым головным убором; государь в кавалергардском мундире. Государь очень прост в своем обращении, совершенно по-домашнему. Я заговорил с Ленским о Мицкевиче и потом о Польше. Он прервал разговор, сказав: «Мой милый друг, здесь не место говорить о Польше. Изберем какую-нибудь нейтральную почву, у австрийского посла, на пример».
5. [9 баллов].
Многим из вас, наверняка, с детства знакомы слова замечательной песенки из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля»
В море синем, как в аптеке, всё имеет суть и вес.
Кораблю, как человеку, имя нужно позарез.
Имя вы не зря даёте, я скажу вам наперёд,
Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт.
В истории русского флота немало славных страниц, славных имен и, конечно, славных названий кораблей. Перед Вами – текстовые фрагменты с описанием истории этих кораблей и их изображения. Постарайтесь припомнить названия кораблей, о которых идет речь. Ответ оформите в виде таблицы.
А. «Победа этого брига в бою с двумя турецкими линейными кораблями — один из ярчайших эпизодов русско-турецкой войны 1828-1829 гг., демонстрирующий силу духа, отвагу и мастерство русских моряков. «…Мы единодушно решили драться до последней крайности, и если будет сбит рангоут или в трюме вода прибудет до невозможности откачиваться, то, свалившись с каким-нибудь кораблем, тот, кто ещё в живых из офицеров, выстрелом из пистолета должен зажечь крюйткамеру», - писал в своем донесении адмиралу Грейгу капитан корабля».
Б. «Ровно 350 лет тому назад этот корабль – первенец русского парусного флота западноевропейского типа получил свое гордое название. Он был построен близ Коломны и предназначался для охраны русских торговых судов на Каспийском море. Весь экипаж судна состоял из иностранцев. К сожалению, жизнь корабля оказалась очень недолгой. На следующий год он оказался захвачен казаками Степана Разина и либо был сожжен, либо пришел в негодность. По одной из версий очертания кораблика на шпиле Адмиралтейства в Санкт-Петербурге напоминают именно этот корабль».
В. «Для нескольких поколений советских людей название этого парохода оказалось прочно связано с мужеством полярников и романтикой покорения Арктики. Экспедиция, которую возглавил блестящий ученый член-корреспондент АН СССР О.Ю. Шмидт, должна была доказать пригодность использования Северного морского пути для снабжения Дальнего Востока и Сибири. За одну летнюю навигацию предстояло пройти путь от Мурманска до Владивостока. Однако судно оказалось затерто льдами в Чукотском море и в итоге погибло. Экипаж судна успел эвакуироваться на лед. Два месяца в ледовом лагере жили и трудились 104 человека, в том числе 10 женщин и двое детей. Летчики, спасшие жителей лагеря из ледяного плена, стали первыми Героями Советского Союза. Английская газета «Дейли Геральд» писала в те дни: «История об этом — одна из величайших среди историй о героизме и выносливости, которыми так богата история полярных исследований… Весь мир отдает дань этим доблестным русским».
Г. «3 декабря 1959 г. в истории мирового судоходства открылась эпоха использования атомных энергетических установок. Первый в мире атомный ледокол был построен для обеспечения эффективной работы Северного морского пути в условиях сложной ледовой обстановки. Атомная энергетическая установка могла обеспечить ледоколу автономность до 12 месяцев, что более чем в 5 раз превышало аналогичные показатели дизельных ледоколов. Его первая навигация продолжалась 3 месяца и 10 дней. За это время он провёл через льды 92 судна, показав прекрасную мореходность и способность обеспечить судоходство в экстремальных условиях».
Д. «Это первый парусный фрегат Балтийского флота России. Вооружение судна составляли 28 орудий, включавших восьми-, шести- и трёхфунтовые пушки. В сентябре 1703 года фрегат под командованием Петра Михайлова в звании капитана совершил переход с Олонецкой верфи в Санкт-Петербург. Фрегат - участник Северной войны. Сам корабль был разобран из-за ветхости еще в 1730 г. Однако 20 лет назад в 1999 г. группа энтузиастов воссоздала его историческую копию, которая периодически совершает плавания в Балтийском море и Атлантическом океане, принимает участие в съёмках исторических фильмов».
Е. «На рубеже XIX- XX вв. в России появляется ледокольный флот. Первенцем его становится ледокол "Ермак", долгое время не имевший аналогов в мире по мощности. Вслед за "Ермаком" на воду был спущен еще один ледокол, которому была суждена непростая судьба: он менял название, ходил под флагами трех стран, прославился на весь мир спасением экспедиции Умберто Нобиле, в годы Великой Отечественной войны проводил по Северному морскому пути конвои с военными грузами. К счастью, этот ледокол не разделил судьбу "Ермака", отправленного на слом в начале 1960-х. В настоящее судно превращено в музей».
Ж. «Корабль Первой русской кругосветной экспедиции 1819-1821 гг., открывшей Антарктиду. Этот трехмачтовый двухпалубный корабль был построен на Олонецкой верфи в Лодейном поле, близ Петербурга. Все подготовительные работы на шлюпе велись при непосредственном руководстве М.П. Лазарева, назначенного командовать шлюпом в экспедиции. Более двух лет корабль находился в плавании, пройдя под парусами расстояние, в два с лишним раза превышающее длину экватора».
З. «Несмотря на то, что корабль этот участвовал в трех войнах: русско-японской, Первой мировой и Великой Отечественной, поистине мировую известность ему принесло событие, имевшее, скорее, символическое значение. В ознаменование этого события рельефное изображение корабля было помещено на одной из высших государственных наград СССР».
И. «Этот легендарный корабль также не избежал переименования. После знаменитого восстания он получил не только новую команду, но и новое название «Святой Пантелеймон», что, впрочем, не уберегло его в дальнейшем от участия в революционных выступлениях на флоте. Широкую известность событиям Первой русской революции, связанным с этим кораблем, принес одноименный фильм С. Эйзенштейна, неоднократно признававшийся одним из лучших фильмов всех времён и народов по итогам опросов критиков, кинорежиссёров и публики».
1. | 2. |
3. | 4. |
5. | |
6. | |
7. | |
8. | |
9. |
6. [8 баллов]. Перед Вами фрагменты из книги некой путешественницы, посетившей СССР, а также фотографии тех мест, которые она описала в своей книге, сделанные примерно в то же время, что и состоялась ее поездка. Постарайтесь определить, какие города посетила путешественница, и что именно она смогла посмотреть в этих городах. Ответ оформите в виде таблицы.
А. «Полагаю у каждой религии есть свой Вифлеем. Русский вариант теперь в … В этих священных стенах родилась Республика… Перед следующей дверью гид делает нам знак и с особой торжественностью выстраивает нас в очередь. «Это комната, где ши-ил Ленин», - сообщает она с неподдельным благоговением… Комната производила странное впечатление. В этой комнате царила пустота, и причиной ее было не только отсутствие хозяев… Выводя нас из святая святых, гид снова пускается в объяснение: «Он устроен, да, Екатериной Феликой для школы для дефочек из дфорянских семей…» Теперь ее голос клокочет гневом. Новая порция фактов действует на нас ободряюще. Отрадно слышать, что эти стены помнят и что-то живое: смех, шорох платьев, перестук каблучков».
Б. «Сегодня мы, сбившись в кучу, словно стриженые овцы, отправились в… В соответствии с советскими принципами один зал был забит до отказа портретами богатых аристократов…Затем, явно оживившись, гид привела нас в зал, заполненный изображениями крестьян, претерпевающих разнообразные мучения… Раздел, посвященный нравам буржуазии, тоже хорош: все эти молоденькие девушки, которых бездушные родители приносят в жертву беспутным старикам. Пожалуй, я опоздала с визитом в Россию. Мне бы появиться здесь в XVIII веке: тогда, если судить по этим живописным свидетельствам, жизнь была куда более увлекательной».
В. «В маленькой церкви во дворе находятся гробницы царей – все одинаковые, похожие на огромные пресс-папье».
Г. «… превращен в антирелигиозный музей. Что ж, варварский декор отлично подходит для этой новой задачи. Директор-фанатик воздвиг пирамиду доказательств, что Бога не существует… Наконец, настал черед самого главного доказательства – свисающего из огромного купола маятника: когда тот, покачавшись с минуту, постепенно отклонился от своей оси, голос Директора сорвался на крик…»
Д. «Советское кладбище (где похоронены только самые достойные) и правда – шедевр. Оно расположено на территории … монастыря[1] и на первый взгляд похоже на священные захоронения майори. Каждый памятник представляет земные дела усопшего. Так, памятник машинисту был увенчан тремя паровозными колесами, оплетенными цепями. Над могилой летчика установили пропеллеры, а солдату досталась маленькая модель пулемета. Одно надгробие окружало несколько рядов проволоки. Я было решила, что ее обитатель выращивал цыплят».
Е. «По сравнению с Домом культуры здесь кажется куда как удобнее. Просторные комнаты, окна и толстые стены, которые наверняка отдавались гулким эхом, когда политические заключенные выстукивали друг другу свои биографии. Восковые фигуры заключенных и охранников не хуже, чем у мадам Тюссо».
1. | 2. |
3. | 4. |
5. | 6. |
Именно таким образом прибыла в СССР наша автор
Составьте также «предполагаемый портрет» автора книги, ответив на вопросы. Все ответы должны содержать пояснения – конкретные ссылки на текст источника. Для аргументации можно использовать как фрагменты А-Е, так и фрагменты I-IV.
1) Когда автор посетила СССР (укажите временной промежуток с точностью до пяти лет)?
2) Из какой страны приехала?
3) Уровень образования, род занятий.
I. «Письма, из которых состоит эта книга, содержат впечатления туристки, которая путешествовала по СССР прошлой осенью… В мире, безумно балансирующем между фашизмом и коммунизмом… писатели, оказавшись перед выбором, предпочитают последний. Но это жалкая альтернатива, поскольку коммунизм в России существует лишь для одного-единственного класса… И все же ни один путешественник, и уж точно ни один турист не осмелится отрицать, что русская раса, темная, неведомая, исполненная мощи, обладает силой, способной переплавить разнообразные частички жизни в единый шаблон…»
II. «В посольстве мне заявили, что постановка «Гамлета»[2] - кощунство. Один дипломат даже вышел из зала. Удивительно: мы постоянно встречаем людей, которые, как нам казалось, существуют лишь в книгах!.. Они говорят об охоте, Би-би-си и этих ужасных русских. Носят брюки в полоску, визитки и, кажется, не выпускают из рук невидимых Юнион Джеков».
III. «Вы правильно поступили, дав мне то письмо для киностудии. Это было пострясающе… Письмо позволило мне встретиться с чрезвычайно необычным молодым человеком из Бирмингема. Он сделался таким больши, что кажется чересчур красным даже большевикам… Нынче вечером он оказал мне любезность и показал несколько черновых сцен из своего нового фильма о Магнитогорске… Речь идет о каком-то огромном заводе – мир будет потрясен, когда узнает о нем… А потом еще «кулаки». «Это классовые враги, - прокричал режиссер, - Они хотели из мести поджечь завод».
IV. «В. Водила меня в одну семью, они живут вшестером в одной комнате, и не знают, что делать с деньгами, которые зарабатывают. При этом они почти голодают. Эти люди показали мне кучу мясных карточек, но, поскольку мяса нигде нет, от них никакого проку».
7. [16 баллов]. Когда говорят о представителях героических профессий, сразу приходят на ум летчики, моряки, спасатели. Между тем есть, казалось бы, вполне мирная профессия, входящая в «десятку» наиболее опасных и сопряженных с риском для жизни. Это профессия журналиста. В годы Великой Отечественной войны многие уже известные мастера и совсем молодые начинающие писатели, журналисты, фотографы, операторы становились фронтовыми корреспондентами. Свыше полутора тысяч из них погибли. В 1993 г. возле Московского дома журналистов появился памятник журналистам Великой Отечественной войны. Корреспондент в плащ-палатке сидит на развалинах Рейхстага, за спиной у него обломок колонны, на которой высечены слова т.н. «Корреспондентской застольной песни».
Автор этих строк – один из самых известных поэтов-фронтовиков. Невероятную популярность ему принесло стихотворение, написанное в самом начале войны и адресованное любимой женщине – популярной актрисе.
1) Назовите автора слов «Корреспондентской застольной песни».
2) Назовите стихотворение этого автора, о котором идет речь в тексте задания.
3) Ознакомьтесь с фотографиями военкоров и текстовыми фрагментами и соотнесите одно с другим. Ответ оформите в виде таблицы.
4) Ознакомьтесь с текстовым фрагментом И. и назовите автора фотоснимков, о котором идет речь. Распределите фотографии по годам (представлены все годы в списке): 1941, 1942, 1943, 1944, 1945, 1946. Ответ оформите в виде таблицы, вписав номера фотографий в ячейки под соответствующими годами.
А. «Боевой путь начал в годы Гражданской войны, будучи пятнадцатилетним подростком. Впечатления этого времени нашли отражение во многих произведениях этого автора. Очень скоро определилась «детская направленность» писателя. В 1930-е гг. он стал одним из самых популярных писателей для детей и подростков. Сейчас его, наверное, назвали бы еще и автором одного из наиболее значимых «социальных молодежных проектов» - тимуровского движения. С начала войны – военкор «Комсомольской правды». Погиб в окружении осенью 1941 г.».
Б. «В соавторстве с Ильей Ильфом написал такие известные романы как «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». С начала войны – сотрудник Совинформбюро. Погиб в авиакатастрофе летом 1942 г., возвращаясь из осажденного Севастополя».
В. «Был фронтовым корреспондентом с 1941 г. Военные впечатления собраны в книге 1945 г. «От Белгорода до Карпат». Всеобщую славу и мировую известность автору принесла книга, написанная им во время присутствия на Нюрнбергском процессе в качестве военного корреспондента. Эта книга - «Повесть о настоящем человеке». Автор был награжден за нее Сталинской премией в 1947 году. В основе лежит подвиг летчика, героя Советского Союза А. П. Маресьева, который продолжал воевать даже после того, как лишился обеих ног».
Г. «Литературной деятельностью начал заниматься еще до войны. В 1941 году был призван в Красную Армию. В звании старшего политрука воевал на Ленинградском и Волховском фронтах, был корреспондентом газеты «Отвага». Будучи тяжело ранен в 1942 г., попал в плен. Будучи в плену, создал подпольную организацию, устраивал побеги военнопленных, готовил восстание узников. Организация была раскрыта, а ее создатель казнён на гильотине 25 августа 1944 года в тюрьме Плётцензее в Берлине. После окончания войны товарищи автора передали в СССР несколько тетрадей со стихотворениями на татарском языке, написанными в тюрьме, незадолго до казни. Они были изданы под названием «Моабитская тетрадь» и принесли автору поистине мировую известность».
Д. «В 1942 и 1943 годах прилетал в осаждённый Ленинград. Он написал очерки о защитниках города. Эти очерки были напечатаны в центральных газетах и журналах, а в 1944 г. вышли отдельной книгой, которая называлась "Ленинград в дни блокады". Однако наиболее известным произведением этого автора стал роман о советских подростках, создавших в Краснодоне подпольную организацию по борьбе с оккупантами».
Е. ««В полдень 22 июня 1941 г. писатель выступил на митинге перед жителями станицы Вешенской с призывом к беспощадной борьбе с агрессией. С июля 1941 г. работал в Совинформбюро, был специальным корреспондентом «Правды» и «Красной звезды», участвовал в боях под Смоленском на Западном фронте, под Ростовом на Южном фронте. В январе 1942-го получил серьезную контузию. Весной 1942 года появился рассказ «Наука ненависти», в котором писатель создал образ героя, побывавшего в плену. В дальнейшем этот сюжет получил свое развитие в послевоенном рассказе «Судьба человека». В 1943—1944 годах в «Правде» и «Красной звезде» печатаются первые главы романа, получившего название «Они сражались за Родину».
Ж. ««Путь военного корреспондента начал еще до Великой Отечественной войны (освещал события похода в Западную Белоруссию и финской войны). Уже в июне 1941 г. получил назначение получил назначение в редакцию фронтовой газеты «Красная Армия». Будучи до войны довольно известным поэтом, на этом этапе отдавал предпочтение в своем творчестве не стихотворениям, а очеркам. Он писал в этой связи: «Внутреннее удовлетворение мне больше доставляла работа в прозе - очерки о героях боев, написанные на основе личных бесед с людьми фронта». Постоянное общение на передовой легло в основу самого известного произведения этого автора. «Книга про бойца без начала и конца» (1941-1945) - это цепь эпизодов, связанных друг с другом только главным героем — автор исходил из того, что и он сам, и его читатель могут в любой момент погибнуть. По мере написания главы печатались в газете Западного фронта «Красноармейская правда» и были невероятно популярны на передовой».
З. «Еще до войны был известен как автор, пишущий для детей (поэма «Дядя Степа»). В годы Великой Отечественной войны был корреспондентом газет "Во славу Родины" и "Сталинский сокол", перенес контузию под Сталинградом. Когда в 1943 г. было принято решение создать новый гимн Советского Союза вместо «Интернационала», участвовал в конкурсе. По итогам этого конкурса лучшим был признан текст, созданный в соавторстве журналистом и поэтом Габриэлем Эль-Регистаном».
1. | 2. | 3. | 4. |
5. | 6. | 7. | 8. |
И. «Фотография, сделанная его руками, стала символом Великой Победы. А на Нюрнбергском процессе его снимки рассматривали среди доказательств преступлений фашистов. Он был единственным советским фотографом, снимавшим Великую Отечественную войну все 1418 дней. Наверное, трудно найти в нашей стране человека, который никогда бы не видел фотографий, сделанных этим военкором в годы войны. Но почти также трудно найти человека, который знал бы, как зовут автора этих фотографий. Возможно, Вы – тот самый человек. Если нет, смотрите на такие знакомые изображения… и ждите разбора заданий».
1. | 2. |
3. | 4. |
5. | 6. |
7. | 8. |
9. | 10. |
11. | 12. |
8. [13 баллов]. Уважаемые участники! Сейчас вам будут продемонстрированы фрагменты художественного фильма, вышедшего на экраны в 1951 г. Видео будет показано два раза с интервалом в 1 минуту. Ознакомьтесь с представленным видео, а также скриншотами (отдельными кадрами) и выполните следующие задания:
1) Определите, в каком году разворачивается действие фильма. Приведите обоснования для такой датировки, указывая на конкретные детали видеороликов (должен быть указан номер фрагмента и что именно дает основание для Ваших умозаключений) и (или) скриншоты (должно быть указано буквенное обозначение скриншота).
2) Определите, о каком важном политическом событии идет речь в первом фрагменте. Приведите минимум три обоснования для определения именно этого события, указывая на конкретные детали видеороликов (должен быть указан номер фрагмента и что именно дает основание для Ваших умозаключений) и (или) скриншоты (должно быть указано буквенное обозначение скриншота).
3) Определите, какие факторы повлияли на отражение событий относительно недавнего прошлого в фильме.
4) Определите, какие ключевые идеи (мысли) о событиях, отраженных в фильме, хотели донести до зрителей создатели фильма.
При выделении факторов и идей должны быть даны отсылки к конкретным фрагментам фильма. Ответы без объяснений не будут учитываться!
Скриншоты:
А. | Б. |
В. | Г. |
Е. | Ж. |
З. | И. |
ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН!
В этом году Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории проходит в Республике Мордовия. Предлагаем Вам выполнить задания по истории этого региона.
9. [9 баллов]. Перед Вами фрагменты карт, составленных в разные периоды, на которых отображена территория, ныне относящаяся к Республике Мордовия (местоположение г. Саранска показано красным кружком на некоторых картах). Внимательно изучив эти изображения, соотнесите номер карты и период, к которому она относится. Ответ оформите в виде таблицы.
1 | |
2 | |
3 | |
5. | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 |
10. [12 баллов]. В первой половине XVIII века на территории современной Мордовии государство активно развивало производство поташа – карбоната калия, одного из важнейших химических реагентов той эпохи, который использовался в текстильной, кожевенной, мыловаренной промышленности и в ряде других отраслей, а также активно продавался за рубеж. Поташ производился путем выпаривания древесной золы с использованием дубовых дров на специальных предприятиях – гартах. На торговлю поташем существовала государственная монополия.
Казенной поташной промышленностью в этом крае заведовала Починковская поташная контора. Объемы производства на ее гартах определялись размерами государственного заказа, который назначался Коммерц-коллегией исходя из ситуации на внешних рынках. В распоряжении конторы находились казенные гарты, на которых работали получавшие жалованье мастеровые. Кроме того, к ней были приписаны крестьяне окрестных территорий, которые должны были уплачивать или отрабатывать в ее пользу четырехгривенный сбор с ревизской души. Их задачей было обеспечить гарты сырьем – древесной золой и дровами; при этом цены на сырье были фиксированными и определялись государством.
Изучите статистику, характеризующую поташное производство
Починковской конторы в 1728-1732 гг.