Тема 5. Система дошкольного образования в Республике Беларусь
1. Дошкольное образование как педагогическая система, направленная на целостное, полноценное развитие и воспитание дошкольника, его подготовку к школе.
2. Образовательные программы и стандарты дошкольного образования
3. Учреждения дошкольного образования разных видов, их характеристика.
4.Общие требования к организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования
Литература
1.Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь, 2011. – 400с.
2. Об утверждении образовательных стандартов дошкольного образования. Образовательные стандарты дошкольного образования. Пралеска. – 2013. - №3. – С.36.
3. Штабинская. С. Об учебной программе и ее содержании. Пралеска. – 2013. - №2. – С.73.
4. Штабинская, С. Учебная программа: пути реализации. Пралеска. – 2013. - №1. – С.370.
Дошкольное образование как педагогическая система, направленная на целостное, полноценное развитие и воспитание дошкольника, его подготовку к школе
Дошкольное образование – уровень основного образования, направленный на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта.
Система дошкольного образования включает в себя:
1. Участников образовательного процесса при реализации программы дошкольного образования;
2. Образовательную программу дошкольного образования;
3. Учреждения дошкольного образования;
|
4. Иные учреждения образования, реализующие программу дошкольного образования;
5. Иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующие программу дошкольного образования;
6. Индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующие программу дошкольного образования;
7. Государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы дошкольного образования.
8. Республиканские органы государственного управленияы, местные распорядительные и исполнительные органы, иные организации и физических лиц в пределах их полномочий в сфере дошкольного образования.
Ранний возраст – начальный этап физического, психического и социального развития личности ребенка от 2 месяцев до 3 лет.
Дошкольный возраст – этап физического, психического и социального развития личности ребенка от 3 лет до приема его в учреждение образования для получения общего среднего или специального образования.
Приоритетные задачи дошкольного образования:
ü формирование здоровьесберегающего процесса воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях;
ü повышение качества образовательного процесса, создание в детских садах условий для деятельности, укрепляющей здоровье детей, развивающей индивидуальные способности ребенка, его активность, жизнерадостность;
укрепление сотрудничества с семьей в целях формирования позитивного родительства, ориентированного на создание благоприятной для развития ребенка социальной среды.
|
Качество дошкольного образования определяется:
ü действующей нормативной правовой базой в сфере дошкольного образования;
ü социальной защитой от некомпетентных педагогических воздействий;
ü гарантиями семье в доступности выбора дошкольных учреждений, комплексных образовательных программ, развивающих технологий и методик, обеспечивающих индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка;
ü специальными условиями для проведения профилактических оздоровительных процедур, для деятельности, укрепляющей здоровье детей, развивающей личностные качества ребенка;
ü состоянием здоровья детей, их эмоциональной активностью, жизнерадостностью, мотивацией на деятельность и познание мира;
ü использованием образовательных инновационных технологий;
ü гарантией достижения каждым ребенком уровня развития необходимого для успешного перехода на следующий уровень образования.
Реализация мероприятий Программы развития дошкольного образования в Республике Беларусь позволит:
ü повысить качество дошкольного образования;
ü сохранить доступность дошкольного образования;
ü обеспечить повышение охвата детей дошкольными учреждениями до 92 процентов в городской местности, до 85 процентов в сельской местности, что будет способствовать развитию многофункциональной сети дошкольных учреждений всех форм собственности;
ü сформировать адаптивную образовательную среду в дошкольных учреждениях;
ü обеспечить здоровьесберегающий процесс воспитания, обучения и развития каждого воспитанника;
ü улучшить качество медицинского обслуживания детей в дошкольных учреждениях;
ü обеспечить престижность трудовой деятельности педагогических работников, повысить их заработную плату.