Перед чтенем Псалтири необходимо духовно настроиться




 

Во псалтыри десятоструннем пою Тебе (Пс. 143, 9), — так сказано в псалме царя и пророка Да­вида.

Что это значит?

Всякое изречение Священного Писания имеет, кроме исторического смысла, другой, внутренний, глубокий смысл. Так и эти слова, кроме историче­ского значения, имеют таинственный, духовный смысл.

Царь-пророк Давид воспевал свои псалмы, играя на псалтири. Это такой музыкальный инстру­мент, который имел десять струн. Вот это — истори­ческий смысл. Духовное же, таинственное значение этих слов таково: десятиструнная псалтирь — это человек с его пятью внешними и пятью внутрен­ними душевными чувствами, на которых как бы на десяти струнах и должен человек петь Господу, т. е. жительство свое проводить согласно с заповедями Божиими, чтобы все поведение, вся жизнь была как бы постоянным пением Божественным. Пою Богу моему дондеже есмь (Пс. 103, 33).

Так и сказал Оптинский старец Лев, когда его спросили, что он делает, а он в то время принимал народ: «Пою Богу моему, дондеже есмь». И он мог так сказать, ибо он действительно жил согласно святым заповедям Божиим, его жизнь была дей­ствительно истинное богоугодное пение. Это пение есть духовная жизнь.

Когда струны псалтири не настроены как должно, когда они звучат не в тон, несогласно, — невозможно на ней играть. Не может она издать стройных звуков, не может получиться правиль­ной песни. Так и у человека, когда его чувства не приведены в согласие и не имеют общего соглас­ного устремления к Богу, когда человек еще любит грех, или когда грех против воли человека насилует его, — тогда не может он издать стройных звуков духовной жизни, не может всей жизнью, всем по­ведением, всеми чувствами своими воспеть песнь святую, песнь Божественную. Нужно понудить себя, чтобы привести себя в порядок, нужно потру­диться в подвиге ради Господа, потерпеть всякую тяготу и неудобства в борьбе с собой, со своими страстями, ибо сказано: Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой; из­влек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои; и вложил в уста мои новую песнь — хвалу Богу на­шему. Увидят многие и убоятся и будут уповать на Господа (Пс. 39, 2-4). Нужно терпеть и ждать мило­сти Божией.

Когда учатся играть на скрипке, тогда вначале у играющего получаются очень неприятные, непра­вильные, резкие звуки, настолько они неприятны, что, кажется, убежал бы, куда глаза глядят от этих звуков. Но постепенно человек привыкает, научается играть, звуки получаются все правильнее и правиль­нее, и наконец, польются нежные прекрасные звуки чудной музыки. Одному это удается скорее, другому длительнее; иногда и при всем старании никак не на­ладится играющий, все время получается не так, как ему хотелось бы. Нужно терпение.

Так и в духовной жизни. Человек хочет одно, а сам делает совсем другое, не то, что хочет. Ум его хочет одно, а чувства требуют другого. И видит че­ловек и чувствует болезненно, что это все не то, по­нимает он, что нехорошо у него получается, не так, как надо, даже приходит в уныние, видя, что не пре­успевает он в борьбе со страстями, что не налажива­ется его духовная жизнь. Но нет, не нужно унывать, надо терпеть. Надо терпеливо понуждать себя на всякую добродетель ради Господа, трезвенно (рас­судительно) следить за всеми своими чувствами, мыслями, делами, надо призывать на помощь Го­спода Бога, надо прийти в смирение и сознать, что своими делами без Божественной помощи человек ничего не успеет (ни в чем не преуспеет. - Примеч. ред.). И когда, наконец, уготовится сосуд души и тела человека, когда настроятся струны его псал- тири во всяком смирении, терпении и благочестии, тогда придет время и раздастся чудное пение, и по­льются прекрасные дивные звуки духовной жизни и увидят многие и убоятся и будут уповать на Го­спода (Пс. 39, 4), ибо от соединения с Господом по­лучается это пение неизреченное.

 

Пути Господни

 

Если бы человек мог научить путям Господним, то есть научить, как надо жить, чтобы спастись, то ученые богословы были бы первые спасающиеся. Между тем на деле оказывается не так, а именно, что весьма многие ученые люди не идут путем Го­сподним. Возьмем, например, богословов, окончив­ших академию, как часто они идут не путем Господ­ним, а наоборот, путем греха. Приходилось встре­чаться с людьми, окончившими курс богословских наук и говорившими, что они согласны были бы заниматься чем угодно, только не богословием, и в то же время они хвастаются, что знают дух христи­анский и даже сочинения духовные пишут.

Но что же нужно человеку, чтобы научить­ся путям Господним? Нужно, чтобы человек был кротким, смиренным, и тогда Господь Сам научит, как идти путем Господним. Знать это особенно важно в настоящее время, когда так заметно оску­дение наставников. Смирись при помощи Божией, будь кротким, не имей злобы на ближних, уготовь кроткой, доброй жизнью свою душу для восприя­тия Божественного научения, и Господь Сам нау­чит путям Своим.

Если станем просматривать Псалтирь, то уви­дим, что там есть много выражений, говорящих про пути Господни и духовное разумение их. Напри­мер: «Наставит кроткия на суд», — это изречение истолковывается так: людей кротких Господь спо­добит духовного рассуждения, — так понимает это епископ Игнатий (Брянчанинов).

В псалме, который начинается словами «Бла­жен муж», написано: Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных (Пс. 1, 5). Это выражение святитель толкует так, что ни­какая нечестивая и грешная душа не поднимется на духовную высоту, не будет иметь духовного рас­суждения.

Человек кроткий будет Господом наставляться на путь Христов.

Все, желающие непорочно проходить пути Го­сподни, должны оказывать всякую милость и снис­хождение по отношению к ближним, хотя бы и со­грешающим, а от себя требовать исполнения всякой истины, всякой законной правды. По отношению к себе мы должны быть неподкупными судьями, все свои поступки мы должны строго выправлять по заповедям Закона Божия, а к ближним мы должны быть всегда милостивыми и снисходительными, — и вот это-то и будет признаком, что человек идет по пути Господню.

Если в отношении себя человек не будет требо­вать исполнения заповедей Господних, то он не мо­жет проходить пути Господни, а потому и не будет истинным христианином. А если будет исполнять их, то при всяком звании и положении внешнем будет христианином, и чиновник на почте, и архи­мандрит, и епископ, — все могут исполнять запо­веди Христовы, добродетели евангельские и могут наблюдать могущих быть истинными последовате­лями Христова учения. Будем наблюдать за собой, чтобы осуществлять в жизни «милость и истину», тогда мы будем находиться на пути Господнем и бу­дем проводить христианскую жизнь.

Преподобный Никон

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: