Хвала Аллаху Господу миров, и мир и благословение Его посланнику.




Слова ученых про Шейхуль-Ислама Ибн Таймию

БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим.

Хвала Аллаху Господу миров, и мир и благословение Его посланнику.

 

 

📜 Содержание:

 

✔️ 1 Ибн Сайид Ан-Нас.

✔️ 2 Такъийюддин Ас-Субки

✔️ 3 Мухаммад Ибн АбдульБарр

✔️ 4 КамалюДдин Ибн Аз-Замлякани

✔️ 5 Абу Аль-Хаджджадж Аль-Миззи

✔️ 6 БадруДдин аль Айни, аль-Ханафи

✔️ 7 Аз-Захаби.

✔️ 8 Ибн Раджаб и Захаби о книге ибн Теймии "Васитыйя".

✔️ 9 Ибн Касир

✔️ 10 Кадий Ибн ал-Хурири

✔️ 11 Ал-Хафиз ал-Баззаар

✔️ 12 Имад ад-Дин аль-Уасити

✔️ 13 Рецензия Ибн Хаджара Аскалани к книге Насыр ад-дин ад-Дамашки в защиту ибн Теймии.

✔️ 14 Абу аль-Бакьа, Бахауддин ас-Субки

✔️ 15 Джалял ад-Дин ас-Суюти

✔️ 16 Мула ‘Али аль-К’ари

✔️ 17 Абу аль-Баракат, Ну’ман ибн Махмуд Афанди аль-Алуси

✔️ 18 Семья аль-Алуси

✔️ 19 Ашарит аль-Бурзули

✔️ 20 Ибн Муфлих и Ибн Наджжар аль-Ханбали

✔️ 21 Оставление мнений "поздних" ханбалитов, и следование мнению ибн Теймии, глазами самих ханбалитов.

✔️ 22 Мухаммад аль-Муртадо аз-Забиди называет ибн Теймийю шейхуль Ислямом.

✔️ 23 Ибн Абдул-Хади аль-Ханбали

✔️ 24 Вахба Зухайли об Ибн Таймийа

✔️ 25 Рамадан Бути о "ташбихе" Ибн Таймиййи

✔️ 26 Разаетдин Фахретдин муфтий ЦДУМ [Центральное духовное управление мусульман Внутренней России и Сибири] с 1923 г. по 1936 г. [до своей смерти].

✔️ 27 Ибн Дакык аль-ʻИд

✔️ 28 ʻАбдуллах аль-ʻИраки (ʻАбдуллах бин Хамид аш-Шафи‘и).

✔️ 29 Ибн ʻАбд аль-Хади.

✔️ 30 Абу Фадлю-Ллах (Шихаб ад-Дин Абу аль-ʻАббас Ахмад бин Мухйи ад-Дин аль-ʻУмари).

✔️ 31 Аль-Катби (Фахр ад-Дин Мухаммад бин Шакир аль-Халаби).

✔️ 32 Булькыни (ʻИльм ад-Дин Салих бин Сирадж ад-Дин ʻУмар).

✔️ 33 Курани (Ибрахим бин Шихаб ад-Дин Хасан аш-Шахразури аль-Курди аш-Шафи‘и).

✔️ 34 Мар‘и аль-Ханбали (Мар‘и бин Йусуф бин Аби Бакр).

✔️ 35 ВалиуЛлах ад-Дахлави (Ахмад бин ‘Абд ар-Рахим аль-‘Умари).

✔️ 36 Сувайди (Абу аль-Маʻали ʻАли бин Мухаммад Саʻид бин Аби аль-Баракат ʻАбдуллах аль-Багдади аль-ʻАббас аш-Шафиʻи).

✔️ 37 Шаукани (Мухаммад бин ʻАли аль-Йамани).

✔️ 38 Сыддик Хан (Абу Тайиб Сыддик бин Хасан аль-Хусайни).

✔️ 39 Джамаль ад-Дин аль-Афгани.

✔️ 40 Алусизада (Нуʻман Хайр ад-Дин).

✔️ 41 Мухаммад ʻАбдо (муфтий Египта).

✔️ 42 Махмуд Шукри аль-Алуси, Мухаммад Рашид Рида, ʻАбд аль-Кадир аль-Магриби, Рафик бек аль-ʻАзм, Джамил Бек аль-ʻАзм, Мухаммад Бадр ад-Дин аль-Халаби, Мухаммад Курд ʻАли.

✔️ 43 Ибн Таймийя в среде российских мусульман. Марджани и Галимджан Баруди (1857–1921) основатель казанского медресе «Мухаммадия».

✔️ 44 Ученики шейх уль Ислама ибн Теймии, ставшие великими учёными мусульман, нам уже говорят о том, каким великим был ученый ибн Теймия.

 

Выдающийся ученый Насируддин Ад-Димашки перечислил имена более восьмидесяти ученых, живших одновременно с Ибн Теймией, которые высказали свои похвальбы в его адрес, причем Ад-Димашкъи посвятил этому отдельную книгу, далее будет так же приведена рецензия ибн Хаджара Аскалани к этой книге.

 

✔️ 1 Ибн Сайид Ан-Нас

 

Ибн Сайид Ан-Нас, автор книги «’Уюн аль-асар» (умер в 734 году хиджры, да смилуется над ним Аллах) сказал об Ибн Теймии следующие слова:

«Я нашел его мужем, достигшим в познании доли великой,

Памятью почти целиком охватившим хадис и преданья,

Когда толковал он Коран, то нес высоко свое знамя,

Фетвы по фикъху давая, всегда достигал своей цели,

Когда же хадиса касался, то знанье являл - путей передачи и версий знаток несомненный,

Среди толков и вер, избирал прямоту и простор своей веры, ставя знамя ее превыше стягов иных,

Блистая, в науках во всех не имел себе равных.

Очи тех, кому встретиться с ним довелось, подобных ему не видали,

А очи его не видали такого как сам».

 

✔️ 2 Такъийюддин Ас-Субки

Из Шафиитов предшественников Ибн Хаджара Хайтами, критикующих Ибн Теймию, были Такъияд-дин ас-Субки аш-Шафии (автор книги «Табакъату Аш-Шафи’ийя Аль-Кубра») и его сын Тажуд-дин ас-Субки. Однако, всем известны его слова после того, как Имам аз-Захаби * написал ему письмо заступившись за Ибн Теймийю, и попросившего его объясниться, на что Такъияд-дин ас-Субки, да смилуется над ним Аллах, ответил:

 

«Его значение велико, его знание обильно, он необычайно широк в науках шариатских и умозрительных, он обладает огромным интеллектом и усердием, и во всем этом он достиг той степени, которая за пределами описания…».

 

«…Он еще ценнее для меня благодаря тому, что выше и важнее сказанного: благодаря тому, чем одарил его Аллах из благочестия, религиозности, готовности помогать истине и отстаивать ее не ради посторонних целей. Благодаря тому, что привержен пути предшественников, и получил из этого великую долю, тому, что такие, как он, чужды сегодняшнему времени и временам вообще».

[Приводит аз-Захаби в “Сияр”, а также Ибн Насыр ад-дин ад-Дамашки в “Рад аль-Вафир”, стр. 100].

 

*[Имам, Хафиз, Мухаддис, выдающийся историк и библиограф. Мухаммад ибн Ахмад ибн ‘Усман аз-Захаби аш-Шафии (673-748 г.). Учился фикху у Ибн Замалкани, Бурхан ад-дина аль-Фаззари. Он был учителем Тажуд-дина ас-Субки.

Некоторые личности по сей день пытаются закрепить за ним слова в якобы принадлежащей его перу посланию под названием “Золотые советы”, где высказаны откровенные ругательства в сторону Ибн Теймийи, и отсутствует даже малая доля порядочных норм поведения [Адаба].

Всем известны десятки работ Имама аз-Захаби, где он высказывался о своем Шейхе Ибн Теймийе, и большинство из них были написаны, уже после того как с ним стали происxодить постоянные разбирательства и преследование со стороны завистников в судебных структурах власти [Кадзиев]; это книги “Сияр”, “Тазкират аль-Хуффаз”, “Загаль аль-Ильм” и другие, где он безмерно хвалит своего Шейха, и указывает на непричастность его к наговорам завистников. И десятка этих свидетельств достаточно, чтоб понять его отношение к Шейх аль-Исламу Ибн Теймийе.

Ответ на эти: «Золотые советы», здесь: https://vk.com/@sheihulislaibnteimia-zahabia

Аз-Захаби говорит в книге «Тазкират аль-Хуффаз»: «Ибн Теймийя, Шейх, Имам, Величайший Учёный, Хафиз, Критик, Факих, Муджтахид, Искуснейший Муфассир (толкователь Корана), Шейх уль-Ислам, апологет аскетизма, редчайший в своё время…,из величайший Храбрецов, и щедрец, отзывались с похвалой о нём, согласные с ним и противоречащие ему,…я не видел таких как он»].

 

✔️ 3 Мухаммад Ибн АбдульБарр

 

Мухаммад Ибн АбдульБарр, ученый из последователей Аш-Шафи’и (умер в 777 году хиджры, да смилуется над ним Аллах), сказал: «Ибн Теймию ненавидят лишь невежды и пристрастные натуры: невежда не ведает, что говорит, а пристрастного отдаляет от истины, после того, как она стала ему ведома, его пристрастность».

 

✔️ 4 КамалюДдин Ибн Аз-Замлякани

КамалюДдин Ибн Аз-Замлякани Аш-Шафи’и, один из оппонентов Ибн Теймии (умер в 727 году хиджры, да смилуется над ним Аллах), сказал: «Когда Ибн Теймии задавали вопрос из какой-либо науки, то смотрящий на него и слушающий его ответ решал, что знания Ибн Теймии ограничены исключительно этой наукой и заключал, что никто не знает так, как знает он. Знатоки фикха, представляющие иные мазхабы, общаясь с ним, получали пользу, узнавая о своих мазхабах то, чего не знали. Неизвестно, чтобы он, дискутируя с кем-либо, прерывал дискуссию, и относительно какой бы науки он ни говорил, будь то шариатская или иная наука, всегда превосходил ее деятелей и всех имеющих к ней отношение. За последние 500 лет не было никого, кто хранил бы в своей памяти больше, чем он ».

 

[ Сказал Джалаладин Ас Суюты: «Я процитировал его биографию из рукописи ученого, уникальной личности этого времени, Шейха Камаал ад-Дин аз-Замлакани, который говорил: "Того, кто запомнил бы больше него (Ибн Теймии), не видели за последние 500 лет"». («Ал-Ашбах ва ан-Надааир ан-Нахвиях» 3/681, также смотрите «Даил Аля Табакат ал-Ханабила» 2/392)]

Ибн Дакъикъ Аль-‘Ид Аль-Малики Аш-Шафи’и (умер в 702 году хиджры, да смилуется над ним Аллах) сказал о нем: «Когда я встречался с Ибн Теймией, я видел перед собой человека, имеющего перед своими очами все науки, и он брал из них, что хотел, и оставлял, что хотел».

 

✔️ 5 Абу Аль-Хаджджадж Аль-Миззи

Абу Аль-Хаджджадж Аль-Миззи Ад-Димашкъи, автор самой большой книги о передатчиках хадисов «Тахзиб аль-Камаль» (умер в 742 году хиджры, да смилуется над ним Аллах), сказал: «Я не видел подобного ему, и он сам не видел подобного себе. Я не встречал человека, более, чем он, сведущего в Книге Аллаха и Сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и более, чем он, следующего им обоим».

(Эти слова так же привел Разаетдин Фахретдин в своей книге: «Ибн Теймия, 5 том серии «знаменитые мужи»»).

 

✔️ 6 БадруДдин аль Айни, аль-Ханафи

 

Бадруддин Аль-Айни (ханафит), автор книги «’Умдату-ль-Къари шарху Сахихи-ль-Бухари», да смилуется над ним Аллах, сказал: «Ибн Теймия - достойнейший, выдающийся имам, богобоязненный, чистый, набожный. Он светило таких наук, как «Хадис», «Толкование Корана», «Фикх», «Усуль Аль-Фикх», острый меч, взметнувшийся над последователями страстей и нововведений, человек, заботящийся о деле религии, из тех, кто всегда приказывает одобряемое и запрещает порицаемое, обладающий пылкостью, храбростью, смелостью против того, что страшит и пугает, много поминающий Аллаха, много постящийся, много молящийся и много поклоняющийся…». (далее автор сих строк приводит еще много похвальных слов об Ибн Теймии и долго перечисляет его достоинства).

 

[Сказал имам БадруДдин аль Айни, аль-Ханафи:

«Тот, кто говорит, что Ибн Теймия – кафир, тот сам настоящий кафир, и тот, кто относит его к зиндычеству, тот сам зиндык. Как же иначе, ведь распространились его книги и нет в них ничего, что указывало бы на отклонение и заблуждение, и не было его исследование, из того что вышло от него, в вопросах посещения могил и тройного толяка, кроме как от иджтихада, который приемлем, по - единогласному мнению».

 

Передал эти слова от имама имам СафиюДдин аль-Бухари в книге «Аль коулю аль джали фи тарджамати Ибн Теймия аль-Ханбали», и имам Мари аль Карами аль Ханбали в книге «Ар рисаля аз-закия фи санаи аля Ибн Теймия»].

 

ʻАйни так же говорил об Ибн Таймийи: «Он защитник религии от измышлений еретиков и безбожников, дотошный исследователь всего, что передано от Господина посланников. Его произведения распространились по миру, и нет в них ничего, что указывало бы на отклонение от истины и привнесение раскола. Что касается его выводов в вопросах зийарата и развода, то они были сделаны в рамках допустимого иджтихада, а муджтахид награждается в обоих случаях — и правильного вывода, и ошибки, и нет оснований для его упрека или порицания за иджтихад»

 

Источник перевод книги: Ибн Теймия, 5 том серии «знаменитые мужи»

Автор книги: Разаетдин Фахретдин муфтий ЦДУМ [Центральное духовное управление мусульман Внутренней России и Сибири] с 1923 г. по 1936 г. [до своей смерти].

 

✔️ 7 Аз-Захаби.

Аль-Хафиз Аз-Захаби составил полную биографию Ибн Теймии. Ниже она представлена в кратком изложении:

«Они (семья Ибн Теймии) прибыли в Дамаск в 67 году. Здесь они прослушали уроки… (далее Аз-Захаби упоминает целый ряд ученых, уроки которых они прослушали)».

 

«Ибн Теймия прослушал «Муснад» имама Ахмада многократно, и большие книги, и отдельные части, и занимался хадисом, и обучался письму и счету в мактабе, и выучил Коран, а затем принялся за изучение фикха. Язык он изучал у Ибн Аль-Къави, затем, усвоив науку, начал рассмотрение книги Сибауейхи, пока не постиг ее, и проявил способности в арабском синтаксисе (ан-нахв).

 

Он отдался целиком изучению тафсира, пока не достиг в нем первенства. Он освоил в совершенстве науку «Усулю-ль-Фикх» и другие науки, и все это в возрасте, когда он был еще подростком. Достойнейшие мужи изумлялись его поразительной смекалистости, мощи его ума, силе запоминания, скорости понимания.

 

Он рос в обстановке нравственной чистоты, целомудрия, набожности, поклонения, умеренности в одежде и пище. С малого возраста он посещал школы и собрания, выступая, участвуя в дискуссиях, сражая аргументами взрослых и вводя в замешательство высокопоставленные лица города. Он выносил фетвы, когда ему было 19 лет, и с этих пор приступил к собиранию и написанию трудов, посвятив себя усердной работе.

 

Когда умер его отец, который был одним из крупных ученых и имамов ханбалитского толка, Ибн Теймия начал преподавать вместо него, будучи юношей двадцати одного года от роду. Он стал известен, и слава о нем пошла по миру. Он начал преподавать по пятницам толкование Великого Корана, делая это по памяти. Выступая перед аудиторией, он говорил без запинок и давал уроки спокойно, громозвучно, красноречиво. За одно собрание он выговаривал по две тетради, или около того».

 

«Он знал в совершенстве передатчиков хадисов, степень их добросовестности, то, к какому поколению передатчиков они принадлежали.

 

Также он обладал широким познанием в категориях хадисов, знал, является ли тот или иной хадис хадисом ‘али либо относится к хадисам назиль (Хадис ‘али – это хадис, цепочка передатчиков которого состоит из малого числа передатчиков, хадисом назиль напротив называется хадис, иснад которого состоит из большого числа передатчиков), знал степень достоверности хадисов, выделялся тем, что хранил в памяти тексты хадисов.

 

Никто из его современников не достиг его уровня и даже не приблизился к оному. Он был поразителен в том, что касается воспроизведения хадисов и выведения из них доводов, и достиг пределов в способности определения того, к какому сборнику хадисов (из «сунан» и «муснадов») принадлежит тот или иной хадис так, что о нем по праву говорили: «Всякий хадис, который не знает Ибн Теймия, не является хадисом». Всеобъемлющее знание принадлежит лишь одному Аллаху, однако в том, что касается хадисов, Ибн Теймия черпал из самого моря, тогда как другие имамы черпали у берегов.

 

В науке толкования Корана он был корифеем. Он обладал удивительной способностью приводить аяты из Корана и выдвигать их в качестве довода в том или ином вопросе. Всякий знаток Корана, видевший его, приходил в смущение. Его несомненное превосходство в толковании Корана и величие его осведомленности позволили ему выявить ошибочность и слабость многих мнений толкователей Корана и оказать поддержку тому из мнений, которое соотносится с тем, на что указывают доводы».

 

«Он не переставал давать уроки и преподавать науки и выносил фетвы не иначе, как своими устами, и говорил: «Я не могу скрывать знания».

 

Его отличала неустрашимость и сила духа, и это ставило его в сложные обстоятельства, а Аллах защищал его.

 

Он не был женат и не имел наложницу, и владел лишь немногим. Братья пеклись о его интересах, он же, как правило, не требовал от них ни обеда, ни ужина. Я не встречал на земле человека более щедрого и более независимого от динаров и дирхемов. Он даже не упоминал о них, и я не думаю, чтобы мысли о них посещали его разум.

 

Его характеризовали благородство, доблесть, чувство товарищества и стремление к оказанию соратникам помощи. Он был нечто удивительное и необычное.

 

«Его научный метод отличала снисходительность к людям, учет их обстоятельств. Он никогда не называл человека кафиром прежде предъявления этому человеку довода и аргумента. Он говорил: «Это высказывание – куфр и заблуждение, произнесший же его – человек ищущий, но невежественный, до него не дошел довод, аргумент Аллаха. Возможно, он откажется от своих слов и покается перед Всевышним».

 

[Обрати внимание, дорогой читатель, на беспристрастность автора в отношении Ибн Таймийи. Что же касается противников Ибн Таймийи, то они называют его неверным и обличают его в том, что он, якобы, обвинял в неверии мусульман. Книги Шейхуль-ислама свидетельствует об обратном тому, что наговаривают не него враги].

 

«Немало людей излечивались от падучей болезни, вызванной кознями джиннов, только лишь посредством угрозы Ибн Теймии, произнесенной им в адрес джинна. Шейхом было много сказано и сделано на этом поприще. Излечивая больных, он всегда ограничивался только чтением аятов».

 

[Если раб боится своего Господа, то Господь вселяет в сердца нечестивцев и неверных, и даже джиннов, страх перед этим рабом. Поэтому, лишь только Ибн Таймийя принимался читать Коран над больным, джинн тут же оставлял больного в покое]

 

«Затем они (Противники) придрались к нему в вопросе путешествий с целью посещения могил пророков, к его словам о том, что снаряжаться и отправляться в путь специально для посещения могилы запрещено. Эти свои слова Ибн Теймия аргументировал тем, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Снаряжаться в путь можно только для посещения трех мечетей».

 

В то же время Шейху-ль-Ислям признавал, что посещение могилы без специально совершенного для этой цели путешествия является богоугодным делом. Противники принялись чернить Ибн Теймию за эти высказывания, выказывая возмущение, и группа лиц написала о том, что следует запретить ему подобное умаление достоинства пророков и что он тем самым совершил куфр.

 

Несколько человек вынесли фетвы, заявив, что Ибн Теймия ошибся, однако его ошибка является ошибкой муджтахида и потому простительна. Группа ученых выразила свое согласие с Ибн Теймией, и проблема достигла большего размаха. Тогда он был вновь помещен в крепость и пробыл там более двадцати месяцев».

[Это сообщение объясняет причину, по которой Ибн Таймийи было запрещено выносить фетвы, и указывает на те проблемы, в связи с которыми он был заключен в тюрьму. Все же остальное, что распространяют о нем его противники, есть клевета и подлог].

 

«Дело дошло до того, что ему запретили писать и читать и не оставили у него ни тетрадей, ни чернильницы, и в таком положении он пребывал многие месяцы. Тогда он принялся читать наизусть Коран, и прочитывал его полностью за три ночи или более, и совершал ночные намазы, и поклонялся своему Господу, пока к нему не пришла очевидность "якьин" (смерть)».

 

[Обрати внимание, читатель, на притеснение и гнет, выпавший на долю ученого. Не сумев побороть его доводами и аргументами, враги прибегли к тому, что запретили ему писать и составлять книги, и единственной причиной тому была их невежественность].

 

 

Имам аз-Захаби, (да помилует его Аллах), перечисляя своих учителей, сказал:

 

«Он (Ибн Теймия) наш шейх, Шейх-уль Ислам, которому не было равных в наше время в знании, познаниях, смелости, уме, одухотворенности, щедрости, искренности по отношению к Умме, призыве к одобряемому и запрету порицаемого, и изучении хадисов — он приложил огромное усилие к их поиску и записыванию, и он изучал разные категории передатчиков и приобретал то знание, которое не приобрел никто другой.

 

Он достиг высот в тафсире Корана и углублялся в его самые тонкие смыслы. Он извлек из него смыслы, которые не смог извлечь никто до него. Он также достиг большого успеха в науке хадиса и в их заучивании, немногие смогли запомнить столько хадисов, сколько помнил он. Он соотносил хадисы с их источниками и передатчиками, и он с готовностью мог процитировать все, что ему требовалось для установления доказательства.

 

Он превзошел всех людей в знании фикха, и мнений разных мазхабов и фатв сахабов и табиинов, настолько, что, когда он издавал фетву, он не следовал за мнением какого-то мазхаба, но он основывал свою фетву на том мнении, доказательства на которое были сильнее. Он достиг высот в знании арабского языка, и изучил логику и слова мутакаллимов, и опроверг их, и отметил их ошибки и предостерегал от них.

 

Он поддерживал сунну посредством самых сильных доводов и доказательств.

 

Он терпел ради Аллаха от своих оппонентов, и был преследуем за свою поддержку чистой сунны, пока Аллах не сделал так, что он одержал верх и сердца праведных не объединились в любви к нему и мольбе за него, и подавил Аллах его врагов и наставил людей из других групп и сект через него, и сделал так, что цари и правители склонялись обычно к подчинению ему в послушании Аллаха, и оживил посредством его Аш-Шам, и даже сам Ислам, после того, когда он был почти полностью побежден, Ибн Теймия призывал правителей противостоять татарам, когда люди стали делать плохие предположения об Аллахе и верующие были испытаны и потрясены великим потрясением, и лицемерие усилилось.

 

Его хорошие качества многочисленны, и он слишком велик для того, чтобы такой как я говорил о его жизни. Если бы мне нужно было принести клятву между углом Каабы и местом Ибрахима, то я бы поклялся, что я никогда не видел никого подобного ему и что он никогда не видел никого подобного себе».

 

Источник: «Зайль Табакат аль-Ханабиля» том 4, стр. 390.

✔️ 8 Ибн Раджаб и Захаби о книге ибн Теймии "Васитыйя".

 

Ибн Раджаб (ум. 795 г.х.), после того, как упомянул, что "Васитыйя" была прочитана на трёх собраниях учёных, сказал:
«Состоялось единогласное мнение, после [прений] что [Акыда Васытыйя] – является суннитским, саляфитским вероубеждением. Среди них были, кто сказал это по доброй воле, и те, кто сказал от безысходности (прим. так как по сути сказать было нечего)»
[«Зайлю-т-табакати-ль-ханабиля» 511/4]

• аз-Захаби (ум. 748 г.х.) также упомянув дискуссии вокруг Васитыйи, сказал:
«А затем состоялось единодушие, что она представляет отличное, саляфитское убеждение»
[«аль-'Укуду-д-дурийя» 212].

 

Саму книгу и комментарии к ней найдете здесь: https://vk.com/akidaysitia

 

✔️ 9 Ибн Касир

 

Ибн Касир (8 век) пишет: «В понедельник седьмого Раджаба, во дворце наместника Султана собрались Ученые и Судьи, среди них был Шейх Такъийяд-дин Ибн Теймийя. В этом заседании были зачитаны убеждения Шейха Ибн Теймийи изложенные в книге «Акъида аль-Васатийя», после чего начались исследования в некоторых ее пунктах, а некоторые пункты были отложены на второе заседание. В пятницу 12 числа, после молитвы вновь все собрались, пришел Шейх Софийю-дин аль-Хинди и много говорил с Шейхом Такъийяд-дином Ибн Теймийей, однако его «ручей» растворился «море» [Образное выражение, заключающее в себе то, что ручеёк знаний Софийю-дина аль-Хинди растворился в море знаний Шейха Ибн Теймийи].

Затем условились, что Шейх Камалу-дин бин аз-Замалкани бескомпромиссно будет заключать в этом деле, после продолжили диспут по этому поводу. Люди выразили признательность достоинствам Шейха Камалу-дина бин аз-Замалкани, его высокому интеллекту и хорошему исследованию, благодаря чему он противостоял Ибн Теймийи в этой дискуссии. Затем дело разрешилось объявлением приемлемыми этих убеждений, и Шейх Ибн Теймийя вернулся к себе, окруженный почтением и величием.

 

Причиной всех этих разбирательств было письмо, направленное Султаном, а подтолкнули его к этому Маликитский судья Ибн Махлюф и Шейх Насир аль-Манбаджий, духовный наставник Султана аль-Джашанкира, и другие враги Шейха Ибн Теймийи, из-за того, что он высказывался о приверженности аль-Манбаджийя к убеждениям Ибн Араби.

 

У Шейха Ибн Теймийи среди ученых современников была группа завистников. Они завидовали в том, что он был уважаемым в стране, единственным кто выступал, порицая запретное и приказывая одобряемое, его любил простой народ и подчинялся ему, у него было много последователей *. Завидовали за его знания и действия в соответствии с ними, за его стойкость за правое дело…».

*[Это свидетельство является ясным опровержением тем, кто заявлял и заявляет о якобы немногочисленных последователях Ибн Теймийи. Что якобы он бы чуть ли не одинок в своих взглядах и великое множество ученых его современников опровергли его, сажали его в тюрьму, и никто из мусульман не принимал в серьез его знания Корана и Сунны и убеждений Салафов].

 

Ибн Касир пишет, после описания событий, произошедших в 709 году на приеме у Султана:

«Я как-то беседовал с Судьей Содру-дином аль-Ханафи после его возвращения из Египта, и он меня спросил: «Ты любишь Ибн Теймийю?»

Я ответил: «Да».

Он, тогда сказал смеясь: «Клянусь Аллахом, ты полюбил нечто солёненькое», и после этого он поведал мне то что происходило на приеме у Султана, тоже, что раскрывал Ибн аль-Кланиси». [Книга «аль-бидая ва ан-нихая» 2\2134. Издательство «бейт аль-афкар ад-довлия»].

 

Взято из статьи: «Ибн Теймийя. История преследований. Причины, объективный анализ».

https://vk.com/@sheihulislaibnteimia-presledovania

 

Там еще много высказываний ибн Касира, который был учеником ибн Теймии и даже вроде сидел вместе с ним в тюрьме.

 

✔️ 10 Кадий Ибн ал-Хурири

Кадий Ибн ал-Хурири сказал: «Если Ибн Таймия не был Шейх ал-Исламом, тогда кто им был?» («Хаят Шейх ал-Ислам» стр. 26)

 

✔️ 11 Ал-Хафиз ал-Баззаар

Ал-Хафиз ал-Баззаар (688 -749 г.) сказал, описывая оппонентов Ибн Таймии: «Вы не увидели бы ученого, противостоящего ему (Ибн Таймии), отговаривающего от него, полного злобы на него, кроме как того, что он был бы самым алчным из них в собирании мирских вещей, коварным из них в добывании их, самым хвастливым из них, больше всех стремящихся к репутации, и самым изобилующим ложью на языке». («Ал-Алам ал-Улийях» стр. 82, от Ал-Баззаара).

 

Советую вам прочитать перевод книги Аль-Баззара:

«Лучшие известия из биографии Ибн Теймийи»

https://vk.com/@sheihulislaibnteimia-luchshie-izvestiya

 

✔️ 12 Имад ад-Дин аль-Уасити

 

Имам аль-Хафиз 'Имад ад-Дин аль-Уасити (да помилует его Аллах) сказал:

«Клянусь Аллахом, затем снова клянусь Аллахом, никогда по земле не ходил никто подобный вашему Шейху Ибн Теймии в знании, праведных деяниях, нраве, манерах, следовании за Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), щедрости, выдержке, и выполнении своих обязанностей перед Аллахом, когда Его права нарушаются.

 

Он был самым правдивым в выполнении договоров, с самыми крепкими знаниями и решимостью, самым искусным и высоким в поддержке правды, самым щедрым, самым совершенным в следовании за Сунной Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.

 

Мы не видели никого в наше время, в ком бы так ясно выявлялось бы пророчество Мухаммада и его Сунны, в делах и словах, как в этом человеке. Здоровое сердце засвидетельствует, что это и есть следование сунне в настоящем смысле этого слова».

Источник: «Аль-'Укуд ад-Дуррия» стр. 311.

 

 

✔️ 13 Рецензия Ибн Хаджара Аскалани к книге Насыр ад-дин ад-Дамашки в защиту ибн Теймии.

 

Но Аллах избрал рабов своих праведных для того, чтоб те встали на защиту Его Авлия [приближенных], и одним из этих ученых был Хафиз, Мухаммад ибн Абу Бакр Ибн Насыр ад-дин ад-Дамашки аш-Шафии [Выдающийся Хафиз, величайший Имам, историк, достойный доверия мухаддис [знаток хадисов]. Заведовал известным учебным заведением в Дамаске “Дар аль-Хадис аль-Ашрафия” в 838 г. Был отравлен в 842 году и умер шахидом (инша-а-Ллах)], написавший книгу “ Рад аль-вафир ‘аля ман за’ама: бианна ман самма Ибн Теймийя Шейх аль-Ислам,- кафир”./ “Большое опровержение тому, кто заявил, что назвавший Ибн Теймийю Шейх аль-Ислам, становится неверным”. Эту книгу он написал опровержением на ‘Аля аль-Бухари*, который заявлял, что не разрешено называть Ибн Теймию «Шейх аль-Ислам», и что тот, кто поступает так — стал кафиром. В ней он упомянул 85 имамов, каждый из которых называл Ибн Теймию «Шейх аль-Ислам», и он привел слова из их книг, чтобы подтвердить это.

 

*[Мухаммад ибх Мухаммад аль-‘Аджми, родился в Иране 779 году умер в 841 г. Помимо Ибн Теймийи, он дурно высказывался так же о Имаме ан-Навави, запрещая читать его книги и называя его “зохиритом” [буквалистом, следующему внешним указаниям тексов]. Был фанатичным последователем Ханафитского мазxаба. Приводится в его биографии к книге “Рад аль-Вафир”. Стр. 21].

 

Когда аль-Хафиз ибн Хаджа, да смилуется над ним Аллах, прочел эту книгу — ар-Родд альУафир — он написал введение к ней.

 

✔️ Я приведу для внимания читателей рецензию [На принадлежность этой рецензии перу Ибн Хаджара ‘Аскалани, указывал его ученик Имам ас-Сахави в книгах “ад-Дурар” и “аль-Джавахир”, говоря о всех рецензиях его Учителя: “И из них, то что написал он на книгу “Рад аль-Вафир”, Хафиза Ибн Насыр ад-дина в 35 году (т.е. в 835 г.)”] современника Ибн Насыр ад-дина ад-Дамашки, выдающегося Ученого, Хафиза Ибн Хаджара ‘Аскалани аш-Шафии, да смилуется над ними всеми Аллах:

Рецензия Амира Му`минин в науке Хадиса, выдающегося учёного

 

Ибн Хаджара ‘Аскалани аш-Шафии.

[Шейх аль-Ислам, Амир аль-Муьминин в науке Хадиса, Шихаб ад-дин, Ахмад ибн ‘Али ибн Мухаммад ибн Хаджар аль-‘Аскалани, родился в Египте 773 г. умер в 852 г. Автор многих полезнейших книг, из которых не превзойденный комментарий к Сахиху Имама аль-Бухари “Фатх аль-Бари”].

 

“Хвала Аллаху Господу миров, приветствия Его рабам, которых Он избрал.

 

Я изучил этот полезный труд и собрание, которое собрал автор для цели, выраженной в нем. И я убедился в широкой осведомленности Имама (автора), который написал этот труд, как убедился я, в обладании им знаниями в науках, чем он и заслужил уважение и признание среди Учёных.

 

Известность [принадлежности] титула Имама, для Шейха Такъия–дина (Ибн Теймийи) известнее, чем солнце, и титулование его как Шейх аль-Ислам в его время, остается и по сегодняшний день на чистых языках, и продолжится завтра, как и было вчера. Никто не отвергнет этого, кроме того, кто не знает его достоинств, и отклонившегося от справедливого подхода.

 

И кто может быть грубей и невежливей того, кто занимался этим (из невежд), да еще и приумножил в этом свои спотыкания (т.е. постоянно ошибался в наговорах на Ибн Теймийю: мое примечание). А Аллах Всевышний является Тем, к Кому обращаются, чтоб освободил Он нас от зла наших душ, и от зависти на наших языках, по Милости и Щедрости Его.

 

Если бы не было указания на достоинства это человека (Ибн Теймийи) титула Имама, кроме того, что привел Хафиз ‘Ильму-дин аль-Барзали в своем труде по Истории; о том, что не было в истории Ислама такого человека, чтоб на его похоронах собиралось такое же количество мусульман, как на похоронах Шейха Такъия-дина Ибн Теймийи, да смилуется над ним Аллах, то этого было бы достаточно.

 

И он указал лишь на похороны Имама Ахмада [в Багдаде], которые посетили сотни тысяч мусульман, с той лишь разницей, что если бы в Дамаске было подобное количество населения как в Багдаде, то не один из них не опоздал бы, присоединится к похоронной процессии [Ибн Теймийи].

 

А также [разница в том,] что все, кто был в Багдаде, кроме единиц, были убеждены в титуле Имама, для Имама Ахмада, а правитель Багдада и Халифа в то время, были преисполнены любовью и уважением к Имаму, что было абсолютно противоположно в отношении Ибн Теймийи, сам правитель вообще отсутствовал в это время в стране, а большинство Факихов (учёных) были его фанатичными противниками, пока не умер он заключенный в темнице.

 

Но не смотря, на это, никто из них не опоздал на его похороны и погребальный намаз (джаназат) выражая свое сожаление и печаль о нем, кроме трех личностей, которые не пришли, лишь боясь за себя от простых людей (т.е. народ не простил бы им те козни, которые они строили против Шейха Ибн Теймийи: мое пояснение).

 

Присутствие этого великого собрания, (указывает на то), что побудило их к этому только убеждение в его (Ибн Теймийи) достоинстве [на титул Имама] и его благодати (бараката), а не то, что там присутствовал Правитель или кто-то другой. Ведь достоверно известно от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), что он сказал: «Вы свидетели Аллаха на земле».

 

Известно, что выступали с опровержением Шейха Такъии-дина, группа учёных, выражая порицание в вопросах Основ и второстепенных частях (религии). Для этого устраивались заседания в Каире и Дамаске, но не известно ни от одного из них, что кто-то вынес решение, о его еретических воззрениях, либо постановил о необходимости казнить его.

 

И это вместе с тем, что среди правителей (ахлю ад-довля) были те, кто считался очень фанатичными его противником, что способствовало его тюремным заключениям в Каире, затем в Александрии. И не смотря, на это, все они (учёные) признавали широту его знаний, величину его набожности и аскетизма, и описывали его смелым и великодушным, а также тем, что он стоял на страже и помощи Исламу, призыву к Аллаху Всевышнему, скрытно и наяву.

 

Так как же мы, не будем порицать тех, кто сказал о нем, что он неверный (кафир), да мало того, еще назвал описание его как Шейх aль-Ислам, — неверием?! Нет в этом описании того, что ведет к подобному (неверию). Поистине, он Шейх aль-Ислам без сомнения, а вопросы из-за которых на него посыпались порицания и которые он смакуя (с удовольствием) выражал, то он никогда после предоставления ему доказательства, не упрямился в них, и работы его переполнены в опровержении тех, кто говорит о «таджсиме» (придание Аллаху тела), и его не причастности к этому.

[Хафиз Ибн Кассир аш-Шафии (700-774 г.) в книге «Бидаят ва Нихаят» пишет: «На закате государства Ляджин, после выхода кипчаков из страны, произошло очередное испытание для Шейха Ибн Теймийи. Против него вышла группа Факихов, с требованием прибыть ему на заседание к ханафитскому судье Джалалуддину аль-Ханафи, но он не пришел.

Тогда, в стране стали провозглашать еретическими убеждения Ибн Теймийи, о которых он написал, отвечая на вопрос от жителей Хамы (Хамавийская фатва). Однако правитель Сейфуддин Джа’ан поддержал Шейха (Ибн Теймийю) и послал задержать тех, кто встал против Шейха, но многие сразу же скрылись, а того, кого задержали, подвергли наказанию, остальные умолкли.

В пятничный день Шейх Такъийюддин (Ибн Теймийя) как обычно проводил урок в мечети, урок по Тафсиру Корана, говоря о Словах Аллаха: «И поистине ты (о Мухаммад) на великом нраве». Сура Калям 4 аят. Затем в субботу все собрались у Судьи Имамуддина, прибыла группа достойнейших (ученых) и все приступили исследовать «Хамавийскую фатву» ведя дебаты с Шейхом (Ибн Теймией) обсуждая отдельно взятые места из нее, на что Шейх ответил им тем, что после длительной беседы заставило их замолчать». Том 14/5].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: