Деструктивная роль Интернет-контента




Г.Н. Калинина

 

Методические рекомендации по использованию нестандартных креативных форм укрепления социального статуса личности подростка, форм его реализации в школьном коллективе

 

Белгород 2017


 

УДК 379.84 (072)

ББК 74.200.585.8

К17

Автор-составитель:

Калинина Галина Николаевна – доктор философских наук, профессор кафедры философии и истории науки БГИИК.

 

 

К17 Методические рекомендации по использованию нестандартных креативных форм укрепления социального статуса личности подростка, форм его реализации в школьном коллективе / Авт.-сост. Г.Н. Калинина. – Белгород: ООО «ДигиталАртс», 2017. – 38 с.

 

 

Данные методические рекомендации подготовлены в рамках проекта «Жизнь – не игра (!) –защитим детей от смертоносного контента» по противодействию негативного интернет-контента, увлечения подростков деструктивными интерактивными играми в сети Интернет.

На основе аналитического среза мнений молодежи Белгородской области и с учетом основных направлений региональной молодежной политики, предлагаются оптимальные формы досуговой занятости молодежи, способствующие личностно-творческой самореализации и повышающие интерес детей и подростков к здоровому образу жизни. Акцент делается на досуге подростков в каникулярный период. В рекомендации включен апробированный опыт некоторых форм и методик молодежного досуга, наработанный в ходе проведения грантовых проектных мероприятий.

Рекомендации предназначены Управлению молодежной политики Белгородской области, могут быть полезными работникам культуры и образования, в учебно-воспитательном процессе школ и вузов г. Белгорода и области, также родителям и православным семьям.

Методические рекомендации разработаны и изданы при грантовой поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2016-2017».

 

 

© Автор, 2017


 

 

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………….…….4

 

1. Деструктивная роль Интернет-контента ………………..……...7

 

2. Конструктивные формы досуговых культурных

практик в молодежной среде………………………………………19

 

Приложение…………………………………………………………30

 

 

Введение

Современная эпоха в своих существенных чертаххарактеризуется известной противоречивостью, разобщенностью ценностных установок и ориентаций. Система ценностей и идеалов российского общества также не ушла от этих наболевших вопросов. Она переживает тяжелый кризис. Отчасти он выражается в том, что общество и особенно его молодежный сегмент, теряет идеалы прошлого и не приходит к новым устойчивым ориентирам. В этой связи довольно остро встает проблема, которая на протяжении всей истории культуры не переставала быть в центре внимания. Это проблема духовности, имеющая, без преувеличения, жизненно важное значение.

Строго говоря, сегодняшняя специфика развития современного российского общества заключается в том, что оно оказалось ценностно дезориентировано, в связи с чем все более отчетливо на первый план выступает проблема смысла жизни, личного выбора, жизненной позиции человека. Все эти сложные вопросы в первую очередь, затрагивают, конечно же, молодых людей, организации их культурного досуга, в том числе.

В таком контексте нам представляется целесообразным отметить, что на сегодняшний день в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации (от 18 декабря 2006 года N 1760-р «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации») в целях определения комплекса приоритетных направлений в сфере работы с молодежью, утверждена стратегия государственной молодежной политики в Белгородской области.

Стратегия государственной молодежной политики в области[1] разработана на период до 2016 года и определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь, включающих задачи, связанные с участием молодежи Белгородской области в реализации приоритетных национальных проектов. Данная Стратегия ориентирована преимущественно на граждан Белгородской области в возрасте от 14 до 30 лет, в том числе на молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также на молодые семьи.

При этом приоритетные направления в сфере молодежной политики включают в себя первоочередные задачи, которые связанны с участием молодых граждан нашего региона в реализации национальных проектов, активной социализации молодых белгородцев в общественно-политическую жизнь региона и страны в целом.

Обращение к третьему разделу показывает: в нем провозглашаются основная цель и принципы реализации молодежной Стратегии и отмечается, что «Целью государственной молодежной политики является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах региона и страны»[2]. Здесь подчеркнем: в документе фиксируется ключевая мысль о том, что «… от позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть темп продвижения Белгородской области по пути демократических преобразований»[3]. отсюда вполне понятно: почему особо приоритетными рассматриваются такие направления, работа по которым обеспечит создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, возможностей для самостоятельного и эффективного решения молодыми людьми возникающих проблем.

Мы склонны согласиться: такой подход будет способствовать взаимосвязанному улучшению качества жизни, развития активных досуговых практик, развитию Белгородского региона в целом.

Учитывая тенденции социально-экономического и общественно-политического развития региона, государственную молодежную политику в Белгородской области предполагается реализовывать по следующим приоритетным направлениям:

- вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития;

- развитие созидательной активности молодежи;

- интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.


 

 

Деструктивная роль Интернет-контента

 

Необходимость данных рекомендаций и их своевременность связана с реальной обстановкой в подростковой и молодежной среде нашего общества. То есть, обусловлена экспансией вредоносного контента в культурную и духовное поле российского общества с особой силой затронувших молодежный сегмент (прежде всего подростковый возраст), и вовлекающих молодежь в сеть закрытых виртуальных суицидальных сообществ («Синий кит» и пр), пропагандирующих суицид и склоняющих подростков к самоубийству при помощи интерактивных игр.

Напомним, данные методические рекомендации являются итоговым этапом реализации проекта на тему «Жизнь не игра (!) – защитим детей от смертоносного контента»; попыткой разработать и предложить нестандартные формы досуговой занятости подростково-юношеского контингента г. Белгорода и Белгородской области. Они подготовлены с учетом и на основании практического опыта, полученного в процессе реализации плановых проектных мероприятий на территории Белгородской области (июнь-сентябрь 2017 г.).

Что же представляет собой «Синий кит»? (Дадим небольшую обзорную информацию по данному сообществу, поскольку чтобы упреждать подобные крайне опасные, досуговые увлечения молодежи, необходимо знать существо проблемы.

Так, согласно описанию суицидальную игры «Синий кит» одним из интернет-пользователей все начинается после публикации сообщения с соответствующими хештегами. Далее с пользователем якобы связывается «куратор» игры, обычно с аккаунта, который нельзя идентифицировать.

Тема подросткового суицида была поднята в статье «Группы смерти», опубликованной в «Новой газете» 16 мая прошлого года. В материале рассказываются истории школьников, совершивших самоубийство. Родители подростков провели свое расследование и выяснили, что их дети состояли в нескольких закрытых группах в соцсети «ВКонтакте», где неизвестные фактически заставляют детей покончить собой, используя в общении с ними задания, которые им необходимо выполнить, чтобы войти в круг избранных, и зомбируя специфическими видео и стихами.

К сожалению, надо признать очевидное: сегодня дети и подростки предоставлены сами себе, по мере чего в душе и в разуме образуется психологический и духовный вакуум. И подросток психологически закрывается от мира, от близких людей. Как мы понимаем, он должен чем-то заполняться. Если он не заполняется любовью, пониманием педагогов, сверстников и того социума, в который подросток выходит, закрывая дверь квартиры, то, естественно, он заполняется негативом, в том числе этими суицидальными играми.

Многие, на уровне личного стремления, задаются вопросом о том, как именно можно оградить подростков от подобных попаданий в «группы смерти»? Как бы банально это ни звучало, нужно их любить и понимать. Мы как старшие должны не просто запрещать им, мол, я сказал и всё, не должны давить. Здесь нужна кропотливая и грамотная адресная работа, причем желательно, с каждым проблемным подростком индивидуально, с учетом конкретной жизненной ситуации, семейного климата подростка. Запретительные меры к подросткам вряд ли приемлемы в полной мере, скорее необходимы такие формы как понимание, объяснение, разъяснительная работа (встречи, беседы в режиме диалога).

Администрация «ВКонтакте» подключилась к борьбе с самоубийствами, пользователи могут пожаловаться на «призывы к суициду». Поиск по суицидальным хэштегам стал невозможен. Настоящая война с «группами смерти», склоняющими подростков к суициду, развернулась в социальных сетях. В России уже более 200 тысяч человек использовали хэштеги, свидетельствующие о желании совершить самоубийство. Опасная зараза распространяется и на пользователей из других стран — Болгарии, Венгрии, Румынии и Польши. Символом подобных сообществ стал синий кит, которого администраторы групп приводят в пример в качестве животного, часто убивающего себя в природе.

Особую тревогу у представителей молодежной политики (да и у любого здравомыслящего человека) вызывает тот факт, что:

-Во-первых, организаторы «групп смерти» пытаются развить успех в России и повторить его в других странах. Так, например, Польская организация по защите детей от вредоносного контента в сети предупредила об опасности подобных игр, приводя в пример ситуацию в России. Хэштеги уже были переведены на польский язык.

-Во-вторых, практически не представляется возможным (или достаточно проблематично) пытаться установить «центр концентрации» суицидальныххэштегов. Причина этого отчасти в том, что, несмотря на то, что такого рода опасные интернет-сообщества блокируются администрацией «ВКонтакте», пользователи, состоящие в них, очень быстро мигрируют в другие группы.

Также опасение вызывает то, что подросткам внушают, что к игре могут присоединиться избранные, лучшие, а также объясняют, что в суициде нет ничего плохого. Обычно задания из игры синий кит выполняются рано утром, пока родители еще спят. Из-за недостатка сна слабеет воля ребенка.

Согласно статистике, в России к суицидальным хэштегам прибегали хотя бы раз 232 тыс. чел.).Причем, в такой мере, что обозначилась проблема духовной безопасности страны, духовного, душевного и телесного здоровья молодежи – будущего нации. Кризисная ситуация требует концентрации усилий государства и общества, в том числе – РПЦ, по ее адекватному разрешению. Прежде всего, по внесению корректив в – государственную молодежную политику» (от разработки рекомендаций упреждению и противодействию вовлечения подростково-юношеской аудитории в виртуальные суицидальные организации (сообщества, группы, хэштеги до системы мер ответственности общества (равнодушие, бездействие, пропаганда «эстетики смерти» и пр.).

Примечательно, что достаточно оперативно в борьбусвредоносными интернет-контентами вступили и активисты, волонтерское движение, в том числе и на территории Белгородской области. Они публикуют свои комментарии к суицидальным призывам или постам потенциальных самоубийц, предлагая поговорить о проблемах и не совершать глупостей. В соцсетях растет количество антисуицидальных групп и хэштегов. Для сведения, символом, который противопоставили «синему киту», стал образ дельфина. Эксперты насчитали уже 44,44 тысячи текстов с антисуицидальнымихэштегами. Самые популярные среди них: #яневигре, #громкийдом, #противсуицида, #дельфиныпротивкитов, #антикиты, #язажизнь, #антиигра, #зажизнь, #нехочувигру, #янекит. Пока их меньше, чем суицидальных, но наблюдается тенденция к росту.

По мнению специалистов-экспертов, «…надо менять самою систему», говоря о необходимости ужесточения уголовного наказания за «группы смерти». Мы, со своей стороны, реализацией проекта вносим посильный вклад в процесс позитивной

Перед лицом такой опасности мы обосновываем необходимость общенациональной консолидации общества, формирования единого гражданского пространства для борьбы с виртуальными смертоносными сообществами. При том что молодежь страны - это стратегического ресурс, определяющего не только ее настоящее, но ее будущееи резерв сохранения государственности России.

Наш реальный вклад представлен данным проектом с его поэтапной реализаций в летнее-осенний период.Его основная миссия - стать частью единого механизма по упреждению и противодействию вовлечения молодежи страны в асоциальные, тем более, в суицидальные сообщества.

Наша основная идея- показать подросткам самоценность реальной жизни, жизнь – игра, а к широкое поле для многогранной самореализации (Отсюда – кульминацией проекта станет специальный видеоролик «Жизнь не игра – защитим детей от смертоносного контента».

Сегодня как никогда необходима общенациональная консолидация российского общества на всех уровнях (государство- церковь - общество): семья-образовательно-воспитательная система -общественные организации светской и духовной направленности (включая волонтерское и миссионерское движение,) по объединению усилий российского общества для формирования и укрепления сохранения целостности сознания подрастающего поколения - как наиболее уязвимой части общества (особенно подростковая его среда);

Все это говорит об актуализации проблемы обновления, внесения корректив в формы и механизмы организации молодежного досуга, особеннов летний и каникулярный период, когда дети во многом предоставлены сами себе. Детский, молодежный досуг – это неотъемлемая и важная часть государственной молодежной политики.Мы вносим посильный вклад в ее совершенствование и развитие.Данные методические рекомендации являются итоговым этапом реализации проекта Тема проекта: «Жизнь не игра (!)– защитим детей от смертоносногоконтента».

С учетом сказанного, мы предлагаем некоторые диалогичные формы общения с подростково-юношеской аудиторией,ориентирующие молодежь на саморефлексию, творчество и самореализацию. Круг поднимаемых проблем - «О себе», «О мире», «О смысле жизни», «О ценностях» и др. –это подготовительный и необходимый этап на пути укрепления сознания молодежи, ее духовного и душевного здоровья.

 

Жизнь каждого человека – это вселенная,

потерю которой невозможно восполнить.

(Классика мировой мысли)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: