В ходе обучения дисциплине «Региональная экономика и управление» необходимо сформировать у студентов системное территориально-пространственное мышление для разработки и принятия реальных управленческих решений на макроуровне экономики, чтобы дать возможность быстро и квалифицировано применять навыки и знания, полученные во время обучения в учебном заведении.
Обучение должно быть основано на современных знаниях и уже полученных студентами при изучении ряда смежных дисциплин.
Курс нацелен на подготовку специалистов, способных решать сложные комплексные задачи регионального управления, понимающих как внутренние проблемы регионов, так и внешние условия, в которых осуществляется их развитие. Предлагаемый курс должен обеспечить студентов как солидной теоретической базой, так и разнообразными практическими знаниями и навыками, которые дадут им возможность непосредственно участвовать в реализации программ и проектов, связанных с развитием регионов.
При чтении лекций необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
• В лекциях необходимо сочетать теоретические материалы и практические примеры (кейсы), представляющие практику муниципальных образований, регионов, федеральных органов государственной власти, бизнеса, общественных организаций и других участников процессов экономического развития.
• Необходимо достаточно широко освещать зарубежный опыт регионального развития, сопоставляя его с возможностями применения в российских условиях.
• Российский опыт в лекциях необходимо рассматривать в динамике перехода от советской практики к современной, учитывая то обстоятельство, что этот процесс в разных содержательных сферах и даже в разных российских регионах находится на различных этапах.
• Для закрепления лекционного материала, подготовки к семинарам и выполнения самостоятельных работ рекомендуется достаточно большое количество литературы. Учитывая то, что тема регионального развития является очень динамичной, необходимо добиваться того, чтобы наряду с базовыми учебниками студенты активно использовали другие источники - нормативно-правовые документы, аналитические и мониторинговые материалы экспертных организаций, материалы периодических изданий, включая интернет-сайты городов, регионов, различных организаций.
Практические занятия следует организовывать так, чтобы закрепление лекционного материала проводилось в активных формах, предполагающих значительную работу студентов с конкретными документами, статистическими материалами и другими информационными источниками. Программа предполагает проведение семинарских занятий в следующих основных формах:
• Диспуты, в ходе которых студенты обсуждают материал предварительно прочитанной лекции в свободной форме по перечню вопросов, которые предварительно готовит ведущий. Ведущим может быть либо преподаватель, либо один или несколько студентов, которые в этом случае получают возможность практиковаться в ведении дискуссии и экспресс-анализе высказанных в ходе дискуссии суждений. Диспут заканчивается подведением итогов и обобщением основных высказанных позиций.
• Подготовка и презентация докладов. Студенты самостоятельно работают с первоисточниками, такими как нормативно-правовые документы, программы и планы регионов и муниципальных образований и делают в ходе каждого занятия несколько докладов, которые потом обсуждаются в режиме «вопросы-ответы». Эффективной практикой в данном случае является подготовка докладов по отличающимся друг от друга объектам (например, разные по населению или функциональному типу города, различные регионы и пр.).
• Самостоятельные домашние задания, в ходе которых суденты проводят расчеты (например, по статистическим муниципальным или региональным материалам), небольшие аналитические разработки, изучение методик, правовых документов. На семинаре преподаватель делает анализ выполненных работ.
Особое место в программе отводится самостоятельной работе, в ходе которой студенты готовят реферат или эссе. Они являются важной итоговой формой, позволяющей оценить способность студента:
• реферат - работать с различными источниками материалов, отобрать из всего их разнообразия наиболее важные и интересные, выстроить логику представления обработанных материалов и сделать свои выводы по реферируемым источникам;
• эссе - самостоятельно и аналитично мыслить, изложить свои соображения четко, логично, структурированно, обоснованно, дать понимание проблемы или, по крайней мере, грамотно ее поставить.