Артикуляционной гимнастики




Конспект родительского собрания

Время проведения: октябрь.

Тема: Значение пальчиковой и артикуляционной гимнастики для развития речи детей.

Цель: Просвещение родителей по проблеме речевого развития детей дошкольного возраста, оказание помощи в овладении пальчиковой и артикуляционной гимнастики в домашних условиях.

Задачи:

1. Вооружить родителей знаниями о пальчиковой и артикуляционной гимнастике.

2. Заинтересовать проблемой и приобщить к игре в условиях семьи.

3. Показать и научить родителей игровым приемам.

Форма проведения. Круглый стол

Предварительная работа: объявление о собрании, индивидуальные беседы, анкетирование, консультации для родителей: «Играем пальчиками», «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями», «Игры для детей дома», консультация логопеда «Веселый язычок», изготовление подарков для родителей руками детей с использованием круп.

Оборудование: дидактические игры для развития мелкой моторики рук: шнуровки разной направленности, втулки, массажеры для рук, игрушки с пуговицами, застежками и кнопками, коробочки с бисером и бусинками; зеркала, картотека «Веселого язычка», аудиозапись «Звуки природы».

Повестка собрания:

1. Влияние пальчиковой и артикуляционной гимнастики на развитие речи детей.

2. Показ с детьми комплексов пальчиковых игр и комплекса артикуляционной гимнастики.

Ход собрания.

Очень важной в коррекции речевых нарушений является артикуляционная гимнастика. Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой другой мышцы нужна гимнастика. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять целенаправленное движение, т.е. звукопроизношения. Недостатки звукопроизношения отягощают эмоциональное, психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала и в дальнейшем, стоит заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Что же это такое – артикуляционная гимнастика?

Это система специальных упражнений, которые направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на развитие голоса, подвижность органов речи.

Что на ваш взгляд является органами речи?

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи: язык, губы, мягкое небо. Мы, взрослые, правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке и даже не задумываемся о том, как это сложно для малыша. Произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. Дети 5-6 лет смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть нарушения звукопроизношения.

Причины, по которым необходимо заниматься

Артикуляционной гимнастикой.

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо у помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Рекомендации по проведению упражнений

артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

2. Каждое упражнение выполняется по 2-3 раза.

3. Статические упражнения выполняются по 5-8 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому во время проведения артикуляционной гимнастики должны воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, даже не задумываемся о том, где находится в данный момент язык: за верхними зубами или за нижними. У нас артикуляция – навык автоматизированный, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм.

 

Совместный показ артикуляционной гимнастики детьми и родителями:

1. «Забор»

2. «Слоник»

3. «Качели»

4. «Часики»

5.» Лопата».

Чистоговорка: са – са - са – укусила оса, сы – сы – сы – больше нет осы.

Скороговорка: Из-под топота копыт пыль по полю летит.

Уважаемые родители, сегодня мы с вами поговоримо пальчиковых играх и их влиянии на развитие речи. Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию

Сейчас мы сразу вам покажем и пальчиковую гимнастику, а после я расскажу, что эти гимнастики между собой связывает.

 

1. «Ладошка»

2. «Щенята».

3. «Грибы».

Уже доказано логопедами, психологами и другими учеными, что развитие речи находится в прямой зависимости от степени развития моторики руки. На кончиках наших пальцев находятся нервные окончания, и когда мы их раздражаем, т.е. делаем массажные движения, выполняем мелкую работу пальчиками, то этот сигнал поступает в отделы головного мозга, в ту самую часть, которая отвечает именно за развитие речи. В свою очередь этот сигнал передается в следующий отдел мозга, который отвечает за память, затем за мышление и т. д. Казалось бы, мы всего лишь поиграли с пальчиками, зашнуровали ботинок, перебрали крупу, нанизали бусинки на леску и вот ребенок уже легко запоминает стихи, более внимателен при прослушивании сказки или рассказа. В это же самое время мы подготавливаем мышцы артикуляционного аппарата и у нас активизировались другие области головного мозга. Всё просто! Нужно всего лишь 10-15 мин по 2-3 раза в день. И вы увидите, как ваш ребенок стал говорить чище, он стал внимателен, и вам уже не приходится тратить 2-3 дня на заучивание четверостиший.

Какие игры на ваш взгляд могут помочь развитию мелкой моторики в повседневной жизни?

Заключение

Родители предают мяч по кругу и заканчивают предложение " Если я дома вместе с ребенком буду выполнять артикуляционную гимнастику, то он...."

 

Уважаемые родители! Благодарим вас за уделенное нам внимание. Надеемся на взаимопонимание!

 

 

Приложение №1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: