Краткая история прав человека




Термин «права человека» мог вам встречаться не раз в контексте юриспруденции, философии или политики. Многие полагают, что понятие прав людей вошло в обиход только после Второй Мировой войны, но это не так, его истоки уходят еще к временам античности.

Первые естественно-правовые теории разрабатывались еще в века античного мира. Философ Демокрит утверждал, что естественные законы, божественные, исходят из нематериального мира. Позитивные же права (предписанные государством) рассматривались как те, которые установлены согласно общему мнению.

Второй виток развития этого понятия пришелся на эпоху Возрождения. На становление понятий прав человека повлияли труды христианских гуманистов Франческо Петрарка, Джованни Пико Мирандола и Эразма Роттердамского. Труды ранних христианских гуманистов несли в себе следующие посылы, которые потом складывались в фундамент естественно-правовой концепции: человек с рождения свободен; Есть свобода воли; Не все потребности человека порочны, каждый имеет право на счастье. Так же, идею, похожую на концепцию естественных прав, поддерживал христианский философ Фома Аквинский, он называл это «Вечным законом».

Однако пик популярность естественно-правовой теории выпал на эпоху Просвещения. За христианскими гуманистами следовали ранние европейские философы просветители, как самых известных из таких можно назвать Гуго Гроция и Бенедикта Спинозу, которые тоже выдвигали идеи о наличии у человека естественного права. Естественное право, в понимании философа Гроция, это предписание здравого сознания, исходящие из человеческой природы: ответственность за свои поступки, контроль своих действий, выполнение обязанностей. В теории Спинозы естественным правом называются природные законы.

Но для истории правоведенья куда более интересен подход Джона Локка. По его юридической концепции, естественные права – права, данные человеку Богом, ими обладает каждый человек с самого рождения и до смерти. В список таких естественных прав входит: право на жизнь, право на свободу и право на собственность. Как раз таки и главная задача государства заключается в обеспечении естественных прав человека. Как я уже написал, теория Локка для нас представляет особый интерес, ибо именно она будет отображаться в основах различных правовых деклараций.
Вслед за Локком идею естественных прав поддерживали еще довольно много кто из либеральных мыслителей эпохи Просвещения: Шарль де Монтескье, Джон Милль, Жан Жак Руссо, Адам Смит, Алексис де Токвиль и другие.

То есть, к эпохе Просвещения сформировалось три основных подхода к пониманию естественных прав: натуралистический (естественное право это природный закон), логоцентрический (эти права даруются высшими силами, являются разумным ядром закона и костяк законодательной политики), деонтологический (эти право есть моральные идеалы человека).

Как уже ранее говорилось, сильнее всего на мировую юриспруденцию повлияла идея логоцентриков. Первые практики принятия естественных прав человека как основ законодательной политики и действий государства была еще в пресловутой эпохе Просвещения.

Впервые идея реализовывается в 17-том веке, после Славной английской революции, в которой участвовал и сам Джон Локк. Основная политическая причина революции заключалась в борьбе с монархическим абсолютизмом и феодализмом. Короля Якова II сменили на Вильгельма II, в начале 1689 года парламент представил новому королю декларацию, в которой перечислялись преступления и злоупотребления Якова II и излагались требования, касавшиеся духовной, политической, экономической свободы. Немногим позже документ был переработан в «Билль о правах», это была одна из первых деклараций прав человека. Приняли данный документ 26 декабря 1689 года.

Следующий пример был во Франции. Благодаря накопившимся в стране проблемам, которые надо было срочно решать, король Людовик XVI созвал французский парламент. Изначально, парламент должен был помогать королю по реформам, в особенности налоговой реформе и финансовой. Представители третьего сословия зачастую продвигали идеи кардинальных реформ, они пытались создать государственный орган, что представлял бы всех граждан Франции, а не только высшие классы. Начал организовываться оппозиционный союз депутатов, он провозгласил себя Национальным собранием. Вскоре в городе начало разгораться пламя восстания, которое позже переросло в штурм крепости Бастилии и революцию. Королю было уже нечего делать, кроме как подчиниться воле революционных сил. Лето 1789 года стало временем долгожданных реформ для французов. 27 августа Национальное собрание обнародовало «Декларацию о правах человека и гражданина». Значимый вклад в принятие реформ осуществил маркиз де Лафайет. 11 июля, за три дня до атаки на Бастилию, Лафайет выступил с обращением к собранию, утверждая, что необходимо создать конституцию.

Третий крупный пример декларации прав можно увидеть после Американской борьбы за независимость, а именно установление «Единых прав человека и гражданина». 25 сентября 1789 года политический деятель США, с именем Джеймс Мэдисон, предложил Конгрессу принять устав, гарантирующий права и свободы граждан США. Впервые на общегосударственном уровне единообразно был определён правовой статус гражданина, очерчены сферы федерального контроля за соблюдением гражданских прав и свобод, которые также впервые в истории конституционного законодательства были построены как запреты и ограничения, наложенные в первую очередь на сами властные институты. Новая декларация прав гарантировала каждому право на жизнь, свободу и собственность, устанавливала список гражданских и общечеловеческих свобод. В написании декларации были учтены идеи американского либерального философа Томаса Пэйна и американского политика, автора «Декларации независимости» Томаса Джефферсона. Декларация вступила в силу 15 декабря 1791 года.

И последний, как мне кажется, заключительный шаг к установлению всеобщей декларации был сделан после Второй Мировой войны. Эта война, на примере фашистских, нацистских и коммунистических стран, лишний раз убедила людей во всей необходимости существования единых, естественных прав человека. После Второй мировой войны, когда создавалась Организация Объединенных Наций, члены международного сообщества дали торжественное обещание не допускать впредь совершения зверств, подобных тем, что имели место в ходе этой войны. «Всеобщая декларация прав человека» была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. В 1950 году в честь Декларации, ООН учредила праздник День прав человека, отмечаемый 10 декабря.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: