Специфика, общий подход/цель, структура, основные разделы и проблемы учебного курса МедиаФ




Тема 1. Введение. Цель/структура учебного курса «Медиафилософия» (МедиаФ)

Введение во введение

Считаю целесообразным делать развернутое введение в учебный магистерский курс. Сегодня я всегда делаю магистерское введение состоящим из трех следующих вопросов:

1.1. Учебный курс в контексте изменения, развития современного образования

1.2. Учебный курс в системе университетской подготовки бакалавров, магистрантов, аспирантов

1.3. Специфика, общий подход/цель, структура, основные разделы и проблемы учебного курса МедиаФ

Проблем нет, если читаешь один учебный магистерский курс.

Если получается, что одним и тем же магистрантам читаешь, преподаешь больше одного курса, то проблема решается так. Первые два из указанных вопросов даются только в самом первом читаемом курсе, и на экзамене/зачете спрашиваются только на первом экзамене/зачете, в других курсах (соответственно на следующих экзаменах/зачетах по этим курсам) эти вопросы только упоминаются/указываются.

Соответственно, во введение к курсу МедиаФ разбирается/входит только один из предполагаемых трех вопросов введения, а именно, вопрос, касающийся цели/структуры учебного курса.

 

 


Специфика, общий подход/цель, структура, основные разделы и проблемы учебного курса МедиаФ

Основой для строительства курса МедиаФ является следующая его специфика/оригинальность. Медиафилософия нацелена на отражение важнейших (если не определяющих), переходных, революционных феноменов, изменений современной общественной жизни. Истинное, адекватное, полное отражение таких сложных и современных (современнику понять современность очень непросто) проблем достаточно трудно достижимое дело. Кроме того, медиафилософия формируется на наших глазах, соответственно, мы имеем не устоявшийся раздел, часть, теорию философского знания, а только становящуюся. Отсюда делаем вывод об общей проблемности медиафилософии (соответственно, общей проблемности учебного курса МедиаФ).

Более конкретно указанную выше проблемность можно отразить следующим образом. Сегодня существуют объективные основания, как для согласия с будущей перспективность современных разработок в области медиафилософии (разработок представленных в публикациях целого ряда специалистов), так и для сомнения в подобной перспективности. Поясняющим примером для последней позиции можно взять недавнюю широкую популярность и известность «виртуалистики», предельно широко трактующей феномен «виртуальности» (виртуальности и виртуальной реальности), выходящая на широкие философские обобщения. В 2000-е годы философская вируалистика была достаточно известна, но потом и применительно ко дню сегодняшнему виртуалистика привлекает все меньшее внимание (соответственно, все меньше специалистов считают широкие обобщения виртуалистики корректными, оправданными, перспективными). Критики могут подозревать, что будущее у медиафилософии может быть такое же как у виртуалистики.

Сомнение в теоретической перспективности медиафилософии не отменяет вполне возможную ее перспективность, и ее будущее фундаментальное значение (славу!) в теории философии. Но все это заставляет предельно основательно, критически относится к материалу МедиаФ. В частности, это предполагает постоянные соотнесение МедиаФ с другими теориями (например, теорией информационного общества), которые работают с теми же самыми объектами и в тех же самых областях реальности, что и МедиаФ. В плане рабочей гипотезы предположим, что МедиаФ будет восприниматься менее перспективной теорий сравнительно со становящейся сейчас теорий техногенной цивилизации. В целом, все эти теории должны быть использованы как форма фальсификации (т.е. проверке не прочность в прямой полемике с конкурентами) теории МедиаФ.

Подведем итог данному начальному отражению специфики МедиаФ, и будем выводить основные разделы курса МедиаФ. Указанна проблематичность, наличие даже противоположных представлений о возможности МедиаФ не должна быть скрыта (как некая слабость, неприятность), а должна быть использована для создания максимально критически проверенного и содержательно богатого курса МедиаФ. Делаем это так или курс состоит из следующих разделов.

Первый раздел курса МедиаФ: Введение. Цель/структура учебного курса. В этом разделе/вопросе мы сейчас находимся, продолжаем и завершаем его.

Следующий, второй раздел курса выводится из следующей ситуации. В плане теоретического начала теории медиафилософии, так или иначе, указывают М. Маклюэна. Согласимся с последним, и на основе этого выйдем на следующий, второй раздел курса МедиаФ: М. Маклюэн в истории и теории МедиаФ.

Следующий третий раздел курса выводится из следующий ситуации. В историческом плане, применительно к серьезности, количеству публикаций и в плане известной значимости в отечественных разработках идей МедиаФ будет указан В.В. Савчук и журнал «Медиафилософия». Считаем не только корректным, но даже необходимым и весьма продуктивным сделать этого автора и данный журнал точкой отсчета в отражении специфики и проблематичности МедиаФ. Соответственно, третий раздел курса МедиаФ может быть обозначен так: Становление и проблемы отечественной медафилософии в журнале «Медиафилософия». В более конкретном плане здесь актуализируются подходы В.В. Савчука к теории медиафилософии, а также представленное в первых номерах журнала (Медифилософия 2008, № 1; Медиафилософия 2009, № 2) обсуждение, как границ медиафилософии (как становящейся новой дисциплины) отделение ее от уже существующих теорий, подходов, так и четкого отражения собственного предмета исследования. Работа с этим материалом позволит прикоснуться к самому началу широкого обсуждения проблематики МедиаФ, чтобы выработать свое ненавязанное представление о всей этой проблематике.

Следующий, четвертый раздел видится органичным продолжение работы с материалом третьего раздела. Планируемым итого третьего раздела является выделение основных тем и классических произведений, оправдывающих разработку Медиафилософии. Примером этого можно взять тематику визуального поворота, которую нередко включают в проблематику МедиаФ или работу Г. Дебора «Общество спектакля». Соответственно, четвертый раздел курса МедиаФ может быть обозначен так: Базовые темы и классические произведения МедиаФ.

Указанные второй, третий, четвертый разделы курса МедиаФ, в целом, находятся в русле положительного восприятия и перспектив МедиаФ. Концентрированным местом критики, фальсификации МедиаФ предлагаем сделать становящуюся теорию техногенной цивилизации. (Уточним и подчеркнем, что речь здесь не идет ни о каком абсолютно запрограммированном поражении теории МедиаФ от теории ТЦ. Учащиеся вполне могут сделать вывод о большей сравнительной привлекательности и перспективности теории МедиаФ.) Соответственно, пятый раздел курса МедиаФ может быть обозначен так: Теория техногенной цивилизации, как форма критической проверки перспекитивности МедиаФ.

Любое хорошее дело должно заканчиваться определенным завершением/заключением, где еще раз обозревается сделанное, намечаются пути улучшения и развития курса. Отсюда, последний, шестой раздел курса МедиаФ: Заключение.

Попытаемся представить все указанное в соответствующей таблице (таблице/схеме).

 

Первый раздел курса МедиаФ: Введение. Цель/структура учебного курса.  
Второй раздел курса МедиаФ: М. Маклюэн в истории и теории МедиаФ.     → ← → ← → ← → ← → ← → ←   Пятый раздел курса МедиаФ: Теория техногенной цивилизации, как форма критической проверки перспективности МедиаФ.  
↓ ↑ ↓ ↑ ↓ ↑ ↓ ↑ ↓ ↑ ↓ ↑
Третий раздел курса МедиаФ: Становление и проблемы отечественной медафилософии в журнале «Медиафилософия»  
↓ ↑ ↓ ↑ ↓ ↑ ↓ ↑ ↓ ↑ ↓ ↑
Четвертый раздел курса МедиаФ: Базовые темы и классические произведения МедиаФ  
Шестой раздел курса МедиаФ: Заключение  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: