Назначение каменных изваяний до сих пор остается предметом загадок. Ученые считают, что они связаны с погребальной обрядностью, так как устанавливались обычно у курганов-захоронений в межгорных долинах и степях. Каменные памятники неодинаковы по способам изготовления, по уровню художеств. исполнения. Камни-памятники представляли собой персонажей мужского пола - грозных воинов с сосудом в правой или обеих руках, с саблей либо кинжалом на поясе. Довольно частыми были изваяния только головы. Женские изображения на памятниках встречаются редко. Исследователи делят каменные скульптуры на две основные группы: первая - круглые скульптуры с четкими контурами частей тела, в одежде, с предметами украшения, оружием и т.п.; вторая - плоские скульптуры, передающие контур головы, черты лица, иногда во весь рост. Каменных скульптур второй группы очень много, для них характерны простая передача фигуры и ее отдельных частей.
Каменные памятники появились впервые на рубеже VI-Х вв., а некоторые относятся и к Х-ХП вв. После XIII в. их перестали устанавливать. Это связано с распространением ислама на тер-рии К-на, который запрещал изображать все живое: людей, животных, птиц. В наше время каменные памятники древних кочевников остались в сохранности только в далеких, недоступных человеку местах. Прежде всего, это религиозные сооружения в городах - минареты, мечети, мавзолеи и др. Свидетельство тому - сведения о них в письменных исторических памятниках, а также остатки некогда величественных архитектурных сооружений, археологические находки и т.п.
Среди сохранившихся историч. архитектурных памятников Кыр-на сегодня значительный интерес представляют башня Бурана, Узгенский архитектурный комплекс, мавзолей Шах-Фазиля, гумбез Манаса и др. И башня Бурана, и Узгенский минарет построены в период правления династии Караханидов (Х-ХН вв.) с разницей, примерно, в 100 лет. Башня Бурана, и Узгенский минарет имели внушительную высоту -соответственно около 40 и 44,7 м. К сожалению, и тот, и другой постигла горькая участь - в результате одного из землетрясений верхняя часть их была разрушена, и в настоящее время высота Буранинского минарета - 24 м, а Узгенского - 27,4 м.
|
Крепость Ширдакбека - архитектурный памятник Х-ХП вв. Расположен на правом берегу реки Ала-Буга, в южной окрестности села Чолок-Кайын Ак-Талинского района. Крепость имеет форму четырехугольника, ориентирована по сторонам света. Южные стены имеют длину 117 м. Стены сложены из глиняных блоков, их остатки имеют высоту до 6 м. Стены и углы крепости были укреплены мощными башнями с бойницами для лучников. В башнях южной и западной сторон были устроены входные подъезды в крепость. В 20 м от крепости ее окружал ров шириной до 20 м.
Особняком среди архитектурных памятников выделяется караван-сарай Таш-Рабат, расположенный вдали от развитых центров средневековой Ср.Азии. Он является самым крупным каменным сооружением зодчества Ср.Азии XV в., а также отличается более сложным архитектурным построением. схожесть переносных жилищ усуней с юртами кыргызов, изображений одеяний древних тюрок на каменных памятниках с найденными позднее образцами одежды и обуви из могильников Кенкола доказывают тесные этнические связи кыргызов с другими народами этого региона.
|
У кыргызов было два вида жилища: переносные и стационарные. Основным жилищем кочевых и полукочевых кыргызов была юрта. Юрта быстро и надежно собиралась, легко разбиралась и была удобна для транспортировки. При перекочевке с одного стойбища на другое деревянные конструкции юрты, кошму и другие необходимые части вьючили на лошадей, верблюдов и яков. Величина и убранство юрты зависели от социального положения ее владельца. Баи и манапы жили в больших белых юртах и, помимо этого, ставили еще несколько дополнительных. Подавляющая же часть кочевников имела одну небольшую юрту. Методы строительства домов кыргызы перенимали у таджиков, узбеков и уйгуров. Об этом говорят хар-рные особенности первых кыргызских жилых построек. В технике строительства кыргызы использовали различные способы. Так, если в северных районах строили глинобитные дома способом трамбовки (сокмо), то на Иссык-Куле, кроме того, часто возводили бревенчатые жилища. На юге традиционно для кладки стен применяли глиняные комья (гуаляк) или битую глину (пакса). На юго-западе широко был распространен способ каркасного строительства. Позже повсеместно стали возводить дома из самана — сырцового кирпича, при возможности использовался жженый кирпич. На разнообразие формы одежды оказали влияние соседние оседлые народы — татары, узбеки, таджики, казахи. Однако изменения в одежде происходили в разных условиях и по-разному. В регионах, где превалировало занятие скотов-вом, они были более консервативными. Как правило, на изготовление одежды здесь шли материалы домашнего производства Вместе с тем, все больше использовалось привозных товаров: шелка, бархата, сукна. Фабричная ткань постепенно вытесняла аналоги ручного производства. Бедняки носили одежду из самой дешевой ткани (мата). Люди побогаче покупали готовую одежду, которая стоила в отдаленных регионах очень дорого. С древнейших времен у кыргызов были развиты прикладные виды искусства. Их материальной базой служило домашнее производство, связанное с обработкой продукции животноводства, древесины, металлов и т.д. Несмотря на то, что кочевой образ жизни в силу объективных причин ограничивал и сдерживал развитие отдельных видов прикладного творчества, многие предметы домашнего быта, утвари длительного пользования (внешние и внутренние конструкции юрты, ювелирные украшения, конная упряжь), а также элементы убранства юрты, женская, мужская одежда и т.д. отличались высоким уровнем художественного исполнения, разнообразием форм, оригинальностью орнамента и узоров, разноцветней красок и фантазией. Секреты декоративно-прикладного искусства, его лучшие художественные традиции передавались из поколения в поколение, что способствовало его постоянному обновлению, развитию и совершенствованию. Наибольшего расцвета достигло народное прикладное творчество в XIX в.
|