Материальная культура кыргызов в древности и в средние века.




Назначение каменных изваяний до сих пор остается предметом загадок. Ученые считают, что они связаны с погребальной обряд­ностью, так как устанавливались обычно у курганов-захоронений в межгорных долинах и степях. Каменные памятники неодинако­вы по способам изготовления, по уровню художеств. испол­нения. Камни-памятники представля­ли собой персонажей мужского пола - гроз­ных воинов с сосудом в правой или обеих руках, с саблей либо кинжа­лом на поясе. Довольно частыми были изва­яния только головы. Женские изображения на памятниках встреча­ются редко. Исследователи делят каменные скульптуры на две основные груп­пы: первая - круглые скульптуры с четкими контурами частей тела, в одежде, с предметами украшения, оружием и т.п.; вторая - плос­кие скульптуры, передающие контур головы, черты лица, иногда во весь рост. Каменных скульптур второй группы очень много, для них характерны простая передача фигуры и ее отдельных частей.

Каменные памятники появились впервые на рубеже VI-Х вв., а некоторые относятся и к Х-ХП вв. После XIII в. их перестали устанавливать. Это связано с распространением ислама на тер-рии К-на, который запрещал изображать все живое: лю­дей, животных, птиц. В наше время каменные памятники древних кочевников оста­лись в сохранности только в далеких, недоступных человеку мес­тах. Прежде всего, это религиозные сооружения в городах - минареты, мечети, мавзолеи и др. Свидетельство тому - сведения о них в письменных историчес­ких памятниках, а также остатки некогда величественных архи­тектурных сооружений, археологические находки и т.п.

Среди сохранив­шихся историч. архитектурных памятников Кыр-на се­годня значительный интерес представляют башня Бурана, Узгенский архитектурный комплекс, мавзолей Шах-Фазиля, гумбез Манаса и др. И башня Бурана, и Узгенский минарет построены в период прав­ления династии Караханидов (Х-ХН вв.) с разницей, примерно, в 100 лет. Башня Бурана, и Узгенский минарет имели внушительную высоту -соответственно около 40 и 44,7 м. К сожалению, и тот, и другой постигла горькая участь - в результате одного из землетрясений верхняя часть их была разрушена, и в настоящее время высота Буранинского минарета - 24 м, а Узгенского - 27,4 м.

Крепость Ширдакбека - архитектурный памятник Х-ХП вв. Расположен на правом берегу реки Ала-Буга, в южной окрестности села Чолок-Кайын Ак-Талинского района. Крепость имеет форму четырехугольника, ориентирована по сторонам света. Юж­ные стены имеют длину 117 м. Стены сложены из глиняных бло­ков, их остатки имеют высоту до 6 м. Стены и углы крепости были укреплены мощными башнями с бойницами для лучников. В баш­нях южной и западной сторон были устроены входные подъезды в крепость. В 20 м от крепости ее окружал ров шириной до 20 м.

Особняком среди архитектурных памятников выделяется кара­ван-сарай Таш-Рабат, расположенный вдали от развитых центров средневековой Ср.Азии. Он является самым крупным камен­ным сооружением зодчества Ср.Азии XV в., а также отлича­ется более сложным архитектур­ным построением. схожесть переносных жилищ усуней с юртами кыргызов, изображений одеяний древних тюрок на каменных памятниках с найденными позднее образцами одежды и обуви из могильников Кенкола доказывают тесные этнические связи кыргызов с другими народами этого региона.

У кыргызов было два вида жилища: переносные и стационар­ные. Основным жилищем кочевых и полукочевых кыргызов была юрта. Юрта быстро и надежно собиралась, легко разбиралась и была удобна для транспортиров­ки. При перекочевке с одного стойбища на другое деревянные кон­струкции юрты, кошму и другие необходимые части вьючили на лошадей, верблюдов и яков. Величина и убранство юрты зависели от социального положе­ния ее владельца. Баи и манапы жили в больших белых юртах и, помимо этого, ставили еще несколько дополнительных. Подав­ляющая же часть кочевников имела одну небольшую юрту. Методы строительства домов кыргызы перенимали у таджиков, узбеков и уйгуров. Об этом говорят хар-рные осо­бенности первых кыргызских жилых построек. В технике строи­тельства кыргызы использовали различные способы. Так, если в северных районах строили глинобитные дома способом трамбовки (сокмо), то на Иссык-Куле, кроме того, часто возводили бревенча­тые жилища. На юге традиционно для кладки стен применяли глиняные комья (гуаляк) или битую глину (пакса). На юго-западе широко был распространен способ каркасного строительства. Поз­же повсеместно стали возводить дома из самана — сырцового кир­пича, при возможности использовался жженый кирпич. На разнообразие формы одежды оказали влияние сосед­ние оседлые народы — татары, узбеки, таджики, казахи. Однако изменения в одежде происходили в разных условиях и по-разному. В регионах, где превалировало занятие скотов-вом, они были более консервативными. Как правило, на изготовление одежды здесь шли материалы домашнего производства Вместе с тем, все больше использовалось привозных товаров: шелка, бархата, сукна. Фабричная ткань постепенно вытесняла аналоги ручного произ­водства. Бедняки носили одежду из самой дешевой ткани (мата). Люди побогаче покупали готовую одежду, которая стоила в отда­ленных регионах очень дорого. С древнейших времен у кыргызов были развиты прикладные виды искусства. Их материальной базой служило домашнее производство, связанное с обработкой продукции животноводства, древесины, металлов и т.д. Несмотря на то, что кочевой образ жизни в силу объективных причин ограничивал и сдерживал раз­витие отдельных видов прикладного творчества, многие предметы домашнего быта, утвари длительного пользования (внешние и внут­ренние конструкции юрты, ювелирные украшения, конная упряжь), а также элементы убранства юрты, женская, мужская одежда и т.д. отличались высоким уровнем художественного исполнения, разнообразием форм, оригинальностью орнамента и узоров, разно­цветней красок и фантазией. Секреты декоративно-прикладного искусства, его лучшие худо­жественные традиции передавались из поколения в поколение, что способствовало его постоянному обновлению, развитию и совер­шенствованию. Наибольшего расцвета достигло народное приклад­ное творчество в XIX в.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: